Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 18:26, диссертация
Актуальность темы определяется необходимостью поиска эффективных форм и методов стратегического управления социально-экономическим развитием крупных регионов России. Вопреки ожиданиям, преобразование системы отношений собственности и рыночные реформы не привели к повышению эффективности хозяйствования и росту производства. Принятая модель рыночных реформ оказалась не в состоянии обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства и его крупных регионов. Многие инструменты рыночной экономики все еще не в полной мере используются в хозяйственной практике. Среди них - стратегическое планирование развития территорий.
В этой ситуации возрастает общесистемная значимость стратегии социально-экономического развития регионов, направленной на поддержание целостности региональных народнохозяйственных комплексов и их основных воспроизводственных пропорций. Жизнь диктует необходимость продуманного комплекса мер и действий, позволяющего обществу формировать и реализовывать стратегию устойчивого развития нашего общества, обеспечивать воспроизводство социально-экономического потенциала страны и ее регионов.
совершенствование
электростанций, формирование оптимальной структуры генерирующих мощностей и развитие межсистемных связей,
обеспечение
надежного рынка сбыта углей
Канско-Ачинского бассейна, развитие
собственной переработки и
формирование
центров добычи нефти, прежде всего
на базе Ванкорского и Юрубченского
месторождений, наращивание объемов
добычи природного газа и повышение
эффективности его
развитие переработки нефти на нефтеперерабатывающих предприятиях края;
опережающее
развитие разведки и подготовки к
освоению перспективных месторождений,
направленное на воспроизводство минерально-
реструктуризация, техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий,
организация на территории края буферных складов с целью уменьшения поставок металла за рубеж в период его относительного перепроизводства и увеличения поставок при оживлении потребительского рынка,
возобновление кооперационных связей по добыче и переработке металлов с Республикой Казахстан и государствами Средней Азии с целью максимального использования имеющихся производственных мощностей;
- в лесопромышленном комплексе:
развитие лесозаготовок, требующее освоения новых лесосырьевых массивов, строительства новых леспромхозов, дорог, жилья, объектов соцкультбыта,
техническое перевооружение, модернизация, реконструкция действующих предприятий,
создание новых небольших лесопильных производств, использующих современное технологическое оборудование, позволяющее выпускать высококачественные пиломатериалы,
изменение
структуры лесопромышленного
В рамках направления необходимо создание благоприятных экономических условий и правовой базы для формирования международных транссибирских транспортных коридоров, проходящих через Красноярский транспортный узел. Основными международными транспортными коридорами, на развитии которых необходимо сосредоточить усилия, являются:
"Транссибирский
коридор" (Екатеринбург - Красноярск
- Владивосток), базирующийся на
кроссполярные трассы авиаперелетов, позволяющие связать страны Северной Америки и Юго-Восточной Азии;
Северный морской путь, позволяющий существенно минимизировать затраты на транспортировку продукции.
Второе направление - ускоренное развитие края как центра производства и потребления научно-исследовательских и инновационных технологий.
Отличительной особенностью данного направления является развитие в крае наукоемкой экономики, связанной с глубокой переработкой сырья непосредственно на территории края.
Для
повышения эффективности работы
нефтегазового комплекса
К стратегическим мерам по расширению спроса на продукцию угольной промышленности относится создание индустрии глубокой комплексной переработки углей на базе углехимии на месте добычи. Необходимо довести качество угольной продукции до уровня мировых стандартов за счет более полной их переработки на обогатительных фабриках - обогащение и облагораживание углей по золе (не более 15%), влаге, сере (до 1%) и гранулированному составу, а также увеличение ресурсов сортового и окускованного угля. Важной задачей при внедрении экологически чистых угольных технологий является организация производства водоугольного топлива, которое может храниться, транспортироваться и сжигаться подобно нефтетопливу.
В горно-металлургическом комплексе акцент делается на развитие предприятий полного цикла, работающих по новейшим технологиям.
Важнейшее
направление развития машиностроения
связано с производствами, наиболее приближенными
к технологиям пятого технологического
уклада (авиакосмическая промышленность,
наукоемкое
телекоммуникаций и средств связи, ракетостроение, оптическое приборостроение и другие производства). К этому уровню примыкает малый инновационный бизнес, выделившийся из оборонной и научно- образовательной сфер и реализующий некоторые инновационные заделы, не нашедшие применения на крупных предприятиях.
Планируется дальнейшее развитие наиболее эффективных и востребованных производств четвертого технологического уклада (энергетическое и электротехническое машиностроение, станкостроение, приборостроение, химическое и нефтяное, тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, торговли и общественного питания). Что касается производств третьего, уходящего в прошлое технологического уклада, выпускающих наиболее простую продукцию (пока на нее есть спрос на рынке), то они подлежат полной реорганизации или закрытию.
Важным
фактором долговременного и устойчивого
роста экономики выступает
Недостатки
отдельно взятых направлений обусловливают
необходимость выработки в
2.4. Формирование новых организационных структур управления развитием крупного региона
Реализация
стратегии развития региона требует
соответствующих оргструктур
Зависимость
оргструктуры от выбранной стратегии
широко известна, она описана в
соответствующей учебной
Но
так как стратегии со временем
меняются, то должны изменяться и организационные
структуры. Структура органов
Указанный принцип имеет особо важное значение для формирования организационных структур региональных органов власти России, так как переход от планово-директивных методов управления к рыночному регулированию в корне меняет их цели, стратегию и функции.
В России в большинстве региональных органов власти преобладают традиционные иерархические структуры. Лишь иногда в них изменены названия структурных подразделений или вкраплены некоторые рыночные элементы.
Традиционные организационные структуры более привычны и удобны. Их преимущества состоят в четком разделении функций, иерархической соподчиненности всех звеньев управления, упорядоченности системы правил и стандартов, определяющих функционирование органов управления. Недостатки заключаются в жесткой заданности поведения, трудности организации взаимосвязей внутри организации, неспособности к быстрым нововведениям.
Воспроизводство
традиционных оргструктур управления
подкрепляется сложившейся
В современном в мире в соответствии с меняющимися внешними и внутренними условиями происходят изменения в оргструктурах. Одна из основных тенденций в развитии оргструктур состоит в том, что уменьшается число уровней управления, ослабляется иерархия. Подразделения получают большую автономию, сотрудники - инициативу. Новые информационные технологии позволяют строить высокоэффективные сети взаимодействия подразделений одной организации, а также организовывать сети взаимодействия с другими организациями и потребителями. Оргструктуры становятся более гибкими, они предполагают создание и функционирование временных творческих подразделений. Все эти тенденции из сферы менеджмента коммерческих организаций постоянно проникают в государственный менеджмент, в том числе в региональное и муниципальное управление.
Для подавляющего большинства органов региональной власти современной России наибольший эффект может обеспечить адаптивный тип организационных структур, что обусловлено динамизмом переходного периода. Адаптивные организационные структуры стали разрабатываться с начала 60-х годов. Они лучше по сравнению с функциональной структурой приспособлены к быстрой смене внешних условий. Эти структуры можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями внешней среды и потребителями самого органа местной власти.
При формировании структуры управления хозяйством региона следует исходить из следующих принципов:
Так, модифицируется прежняя государственная отраслевая система управления, и при этом часть хозяйственной системы (так называемые основные производственные звенья) вышла из подчинения государственным органам управления, основой взаимодействия администрации региона с хозяйствующими субъектами всех форм собственности становятся договорные отношения, что ставит их в положение равноправных партнеров.
В новых условиях возрастает регулирующая функция администрации региона, которая должна, с одной стороны, поощрять любое предпринимательство, с другой - формировать механизмы взаимодействия хозяйствующих субъектов на взаимовыгодных партнерских условиях.