Формирование стратегии социально- экономического развития крупного региона России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 18:26, диссертация

Описание работы

Актуальность темы определяется необходимостью поиска эффективных форм и методов стратегического управления социально-экономическим развитием крупных регионов России. Вопреки ожиданиям, преобразование системы отношений собственности и рыночные реформы не привели к повышению эффективности хозяйствования и росту производства. Принятая модель рыночных реформ оказалась не в состоянии обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства и его крупных регионов. Многие инструменты рыночной экономики все еще не в полной мере используются в хозяйственной практике. Среди них - стратегическое планирование развития территорий.
В этой ситуации возрастает общесистемная значимость стратегии социально-экономического развития регионов, направленной на поддержание целостности региональных народнохозяйственных комплексов и их основных воспроизводственных пропорций. Жизнь диктует необходимость продуманного комплекса мер и действий, позволяющего обществу формировать и реализовывать стратегию устойчивого развития нашего общества, обеспечивать воспроизводство социально-экономического потенциала страны и ее регионов.

Работа содержит 1 файл

Формирование стратегии социально.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

 

      t

      Анализ
     
      Использование
      эффективности и
     
      имеющихся и
    результативности,  
      создание  новых
    корректировка  
      местных
    целей и методов их  
      преимуществ
    достижения    
      t
      ;
      Разработка  плана
     
      Разработка
    конкретных  действий по  
      концепции
     
      развития
    осуществлению   крупного  региона
    стратегии    
 

     Схема 1. Цикл стратегического планирования развития крупного региона.

     В практической деятельности региональные администрации испытывают большие трудности при установлении иерархии целей и приоритетов развития, "так как местные ресурсы всегда ограничены. Поэтому развертывание нескольких параллельных крупных проектов, требующих значительных ресурсов, не целесообразно.

     В соответствии с концепцией кардинального поворота к человеку, реализации основной политики государства, направленной на создание условий достойной жизни, необходимо установить социальные стандарты жизненных условий, критерии и показатели эффективности, которые должны быть достигнуты в регионе. При этом цели должны опираться на количественные и качественные данные о сообществе, обладать гибкостью и поддаваться изменению и трансформации в

зависимости от меняющихся политических ориентиров и от полученных промежуточных результатов.

     Анализ  внешней среды в процессе формирования стратегии развития региона необходим  для выявления благоприятных  и неблагоприятных факторов развития (географические, экологические, демографические, ресурсные, исторические и пр.). Системный  анализ возможностей и угроз внешней социально-экономической среды позволяет усилить уровень реальности стратегических планов. На основе количественного и качественного анализа экономической, социальной, экологической и институциональной внешней среды, в которой действуют региональные экономические агенты, уточняются и оцениваются внешние ресурсы, которые можно привлечь для экономического развития региона (финансовые, человеческие, природные, институциональные). Анализ ключевых социально- экономических параметров внешней среды (динамика ВНП, инвестиционный климат, разнообразные риски, инфляция, перспективы экономического роста), сравнительный анализ экономического развития аналогичных регионов, региональный бенчмаркинг позволяют выявить важнейшие внешние факторы, которые будут воздействовать на реализацию стратегии развития крупного региона. Для России интересен опыт развитых стран в формировании информационного поля, характеризующего относительное развитие регионов страны. Так, в США один из наиболее широко используемых источников информации - ежегодная статистическая карта штатов (Annual Report Card of the States). Она готовится некоммерческой консультативной фирмой - Корпорацией по содействию предпринимательству (Corporation for Enterprise Development), расположенной в Вашингтоне. Все штаты классифицируются по десяткам показателей (от темпа роста безработицы до уровня преступности), а данные сводятся в индексы.

Штаты соревнуются между собой за более  высокое место в статистической карте. Если их относительная позиция сдвигается вниз при очередном представлении ежегодной статистики в апреле, то администрации штатов обычно пытаются найти пути улучшения положения. Статистическая карта дает количественную оценку четырех обобщенных индексов:

  1. экономической эффективности - рост занятости, доходы, уровень бедности, экологические и социальные условия;
  2. деловой жизнеспособности - капиталовложения, темпы появления и закрытия предприятий, рост торгового сектора;
  3. потенциала роста, включающего средний образовательный уровень рабочей силы, количество исследований, проводимых в местных университетах, и развитие местной инфраструктуры;
  4. налогово-фискального показателя, измеряющего тяжесть и обоснованность местных налогов.

     Ни  у одного региона не могут быть хорошими сразу все эти показатели, однако их оценка в сравнении с другими сообществами есть первый шаг к определению лучшей стратегии в будущем. Такая статистическая карта, показывающая, как много различных факторов, присущих определенному сообществу, играют важную роль в принятии экономических решений, была бы полезна и для России.

     На  этапе стратегического планирования «определение сильных и слабых сторон региона» анализируются объективные  данные о следующих ресурсах региона:

  • человеческие ресурсы;
  • природные ресурсы;
  • экономические ресурсы.

     Определяющей  характеристикой является предпринимательский  климат в регионе, который служит индикатором уровня поддержки бизнеса  со стороны местной администрации. О том, как местные органы поддерживают развитие бизнеса, можно судить по следующим  показателям: трудовые отношения, налоги и правила, касающиеся экономических субъектов, уровень и качество муниципальных услуг, информационные, транспортные и коммуникационные услуги для экономических субъектов, программы подготовки рабочей силы, наличие агентства по региональному развитию.

     Не  менее важным фактором развития деловой  активности является наличие развитой сети образовательных и исследовательских  учреждений. Как правило, образовательные  и научно- исследовательские центры являются не только источником высококвалифицированных кадров, но и инициаторами конференций и семинаров, стимулируют различные инновации, которые конкретизируются в предпринимательских проектах. Научные и образовательные учреждения становятся важным фактором поддержки развития бизнеса в регионе.

     В России к регионам с крупным экономическим  потенциалом традиционно относят  те, которые имеют доступ к топливным  ресурсам, сырью, капиталу, дешевому труду  и емким местным рынкам. Эти  естественные преимущества в новых  условиях стали терять свое значение с развитием новых информационных технологий, систем транспортировки и телекоммуникаций. Исследования зарубежного опыта показывают, что современный бизнес процветает в тех регионах и городах, где можно привлечь квалифицированный труд, где возможен доступ к современным средствам коммуникаций, где создана современная инфраструктура рынка.

     В условиях рынка важно определить региональные преимущества в производстве не только материальной продукции, но и в сфере услуг. Регион должен научиться экспортировать услуги сопредельным регионам. Производство услуг может притягивать ресурсы и содействовать росту благосостояния так же, как и производство материальных ценностей. Финансовые, страховые, консультационные, аудиторские и пр. услуги, услуги связи, информатики, образования, медицинские услуги, - все эти виды экономической активности.

     Разработка  стратегии требует научного анализа  возможностей использования имеющихся  преимуществ региона (расположение, близость основных рынков, демографические  особенности, развитость инфраструктуры). В процессе такого анализа выявляются факторы конкурентоспособности, отличающие данный регион от других, а также возможные новые факторы конкурентоспособности, поддающиеся формированию в процессе управления экономическим развитием. В результате формируются новые или выявляются нереализованные региональные преимущества: развитая рыночная инфраструктура, наличие коммуникационных линий, безопасность (личная и бизнеса), развитость институтов, поддерживающих бизнес, наличие квалифицированных кадров, благоприятные условия для инвестиций, увеличение числа рабочих мест и др.

     В современных российских условиях развитие региональной рыночной инфраструктуры, становится одним из основных факторов развития региона в целом: социально-экономическое  развитие зависит от того, насколько широко представлены в регионе банковские, страховые, консультационные, инвестиционные и другие институты.

     Для современной России существенным региональным преимуществом является степень  безопасности (личной и ведения бизнеса). Нельзя рассчитывать на привлечение стратегических инвесторов в регион при низком уровне безопасности. Этот вывод убедительно подтверждается практикой привлечения инвестиций в южные регионы Российской Федерации.

      Высокий уровень квалификации региональных кадров становиться одним из важнейших факторов регионального развития. В конечном счете развитие региона зависит от уровня квалификации работающих в нем людей, а это в значительной мере определяется региональной политикой в сфере образования, качеством окружающей среды и жизни. Важно, чтобы новые рабочие места в регионе были высокооплачиваемыми, требовали высокой квалификации и тем самым стимулировали бы процессы подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов.

      В рассматриваемой стадии стратегического планирования социально-экономического развития региона необходим анализ не только сильных сторон региона, но и возможностей нейтрализовать слабые или превратить их в преимущества. Для этого полезно воспользоваться данными SWOT-анализа и вычленить мероприятия:

  • по использованию сильных сторон региона;
  • с помощью которых можно преодолеть слабые стороны региона, используя предоставленные возможности;
  • которые позволят использовать сильные стороны региона для избежания угроз;
  • которые необходимо провести, чтобы минимизировать слабые стороны для избежания угроз.

      В целом этап оценки сильных и слабых сторон развития региона и анализа  местных преимуществ помогает определить:

  • проблемы, с которыми сталкивается экономика региона;
  • конкурентные преимущества;
  • препятствия на пути к достижению целей экономического развития;
  • региональный, общенациональный и международный контексты и их влияние на местную экономику;
  • местные ресурсы, необходимые для осуществления стратегического.

     На  этапе разработки концепции развития делаются окончательные выводы о целях социально-экономического развития региона, факторах, механизме и методах управления им с учетом новых тенденций социально-экономического развития регионов, местных особенностей и особенностей современного этапа развития российской экономики. В основе концепции лежит выявление приоритетных направлений развития региона, анализ ресурсов развития, а также конкурентных преимущества крупного региона.

     Примерная структура концепции может быть следующей:

  • цели и задачи развития;
  • принципы развития; . • факторы развития;
  • приоритетные направления развития;
  • механизмы развития;
  • ресурсы развития.

     Главной целью развития региона может быть обеспечение высокого качества жизни населения, формирование благоприятной среды жизнедеятельности для нынешних и будущих жителей, создание базовых инновационных структур, которые уже в ближайшем будущем станут фактором развития.

     Принципами развития могут быть, в частности, следующие:

  • опора на собственные силы;
  • учет постиндустриальных тенденций развития;
  • развитие малого и среднего предпринимательства;
  • использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.

     Факторам развития посвящен следующий параграф настоящей работы, поэтому нет необходимости на них останавливаться в данном контексте.

     Приоритетные направления развития в значительной мере определяются конкретной спецификой тех или иных регионов. Основные ресурсы развития:

Информация о работе Формирование стратегии социально- экономического развития крупного региона России