Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 18:26, диссертация
Актуальность темы определяется необходимостью поиска эффективных форм и методов стратегического управления социально-экономическим развитием крупных регионов России. Вопреки ожиданиям, преобразование системы отношений собственности и рыночные реформы не привели к повышению эффективности хозяйствования и росту производства. Принятая модель рыночных реформ оказалась не в состоянии обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства и его крупных регионов. Многие инструменты рыночной экономики все еще не в полной мере используются в хозяйственной практике. Среди них - стратегическое планирование развития территорий.
В этой ситуации возрастает общесистемная значимость стратегии социально-экономического развития регионов, направленной на поддержание целостности региональных народнохозяйственных комплексов и их основных воспроизводственных пропорций. Жизнь диктует необходимость продуманного комплекса мер и действий, позволяющего обществу формировать и реализовывать стратегию устойчивого развития нашего общества, обеспечивать воспроизводство социально-экономического потенциала страны и ее регионов.
Формирование стратегии социально- экономического развития крупного региона России
Введение
Актуальность темы определяется необходимостью поиска эффективных форм и методов стратегического управления социально-экономическим развитием крупных регионов России. Вопреки ожиданиям, преобразование системы отношений собственности и рыночные реформы не привели к повышению эффективности хозяйствования и росту производства. Принятая модель рыночных реформ оказалась не в состоянии обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства и его крупных регионов. Многие инструменты рыночной экономики все еще не в полной мере используются в хозяйственной практике. Среди них - стратегическое планирование развития территорий.
В этой ситуации возрастает общесистемная значимость стратегии социально-экономического развития регионов, направленной на поддержание целостности региональных народнохозяйственных комплексов и их основных воспроизводственных пропорций. Жизнь диктует необходимость продуманного комплекса мер и действий, позволяющего обществу формировать и реализовывать стратегию устойчивого развития нашего общества, обеспечивать воспроизводство социально-экономического потенциала страны и ее регионов.
Игнорирование этих вопросов в качестве актуальных проблем современной экономическо-управленческой мысли приводит в конечном итоге к значительным расхождениям между декларируемыми целями стратегического управления социально-экономического развития регионов России и их реальным воплощением.
Крупные
регионы России имеют определенную
специфику, поэтому рассмотрение вопросов
стратегического управления требует
своей конкретизации в
Все
вышеизложенное определяет актуальность
темы, ее теоретическую и народнохозяйственную
значимость.
Цель и задачи исследования. Общая цель данной работы заключается в том, чтобы на основе анализа и обобщения практического опыта, имеющейся литературы и нормативных документов, а также специальных исследований материалов Красноярского осуществить дополнение и развитие основных положений концепции формирования стратегии социально- экономического развития крупного региона.
Эта общая цель конкретизируется путем решения следующих
задач:
Объектом исследования является процесс формирования стратегии социально-экономического развития крупного региона.
Предметом исследования выступают управленческие и связанные с ними социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования стратегии развития крупного региона.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых по экономической теории и управлению, в том числе работы в области стратегического управления на территориальном уровне. В работе применялись методы экономического, исторического, системного анализа. Использовались прикладные исследования по данной проблеме: программы, концепции и друге материалы по управлению развитием региона, статистическая отчетность Российской Федерации и Красноярского края.
Глава I. Стратегия развития крупного региона как
объект формирования
1.1. Сущность стратегии социально-экономического развития территории
Исследование
сущности стратегии социально-
Понятию "регион" в современной экономической и географической литературе уделено немало внимания. Наиболее часто употребляемыми критериями для формирования понятия "регион" являются: географические (расположение, величина территории и количество населения), производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности), социологические (нормы общения, поведения). Такое разнообразие критериев затрудняет однозначное определение понятия "регион". Ведь регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации народного хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества, место всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека.
Понятие "регион" в практической литературе используется для обозначения различных территориальных общностей. Регионом может быть и субъект РФ, и административный округ, и район, и средний или крупный город с окрестностями, и другие территориальные
Термин "территория" несколько уже, так как регион подразумевает не только территориальную общность, но и социально- экономическую, этническую, историческую, культурную общность. Не вдаваясь в дискуссию по поводу определения термина "регион", в качестве рабочего определения будем использовать следующее: регион - территориальная общность людей, имеющая общие производственно- функциональные, административные, культурные признаки. Данная трактовка позволяет рассматривать вопросы управления социально- экономического развития региона вне зависимости от специфики того или иного объекта управления. Безусловно, величина и характер объекта управления определяют специфику и конкретные методы управления, хотя многие принципы, подходы и технологии управления развитием региона разного масштаба сходны. И для города, и для района, и для субъекта РФ необходимо разрабатывать стратегию развития, оценивать положительные и отрицательные факторы этого развития, осуществлять стратегический контроль, проводить мероприятия городского и регионального маркетинга.
Управление
развитием крупного региона и
формирование соответствующей стратегии
развития имеет свою специфику, которая
пока не в полной мере отражена в
отечественной научной
Коротко определим содержание и сущность термина "социально- экономическое развитие региона". Развитие региона можно представить как комплексный процесс изменений его экологической, экономической, социальной, пространственной, политической и духовной сфер, приводящий к их качественным преобразованиям и в конечном счете - к изменениям условий жизни человека. Развитие региона должно идти в направлении общественного прогресса, который проявляется в увеличении общественного богатства, т.е. всей совокупности объективных и субъективных условий жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека и гармоничном развитии на этой основе самого человека, природы, производства, общества и государства.
Социально-экономическое развитие региона - это объективный процесс, который происходит под воздействием исторических, географических, ресурсных, демографических и других факторов. Одновременно развитие региона - субъективный процесс, который происходит под воздействием управленческих мер, в первую очередь со стороны региональной администрации, а также администрации федерального уровня.
Содержание развития различных регионов сильно различается, как, например, различается развитие Бурятии, Калининградской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и Москвы. Это различие обусловлено не только исходным уровнем развития этих регионов, но и особенностями каждого из них - производственной структурой, географическим положением, производственной специализацией и пр. Собственную специфику имеют крупные регионы (по территории, численности населения, объему производства и роли в развитии страны в целом), к которым относится Красноярский край.
Управление развитием региона включает в себя следующие компоненты:
Отдельного исследования применительно к практике развития российских регионов требует учет современных тенденций развития общества, а также специфических условий развития российских регионов. В частности, в новых условиях мирового развития требуют нового осмысления такие факторы повышения эффективности экономического развития региона, как:
После того, как были уточнены понятия "регион" и "социально- экономическое развитие региона", требуется уточнить, что в рамках настоящей работы понимается под термином "стратегия".
Категория "стратегия" - от греческого "стратегос", берет начало из военного менеджмента, где наиболее четко разделяются функции генерала и функции лейтенанта в разработке стратегии сражения. В функции генерала входит разработка общего плана кампании или сражения, выстраивание последовательности укрупненных действий, выделение направлений главного удара, распределение основных сил, разработка вариантов и сценариев сражений. Функции лейтенанта состоят в том, чтобы наилучшим образом выполнить полученный приказ и обеспечить выполнение поставленных задач1.
Современное управление предлагает выделение стратегических и тактических задач.
Стратегия организации, в частности, включает:
К вопросам тактики можно отнести:
Стратегия определяет перспективу развития организации в соответствии с изменением внешней среды, что проявляется в конкурентной позиции, структуре организации, ее системе ценностей, в особенностях мотивации и контроля персонала управления.
Стратегия социально-экономического развития региона должна разрабатываться под непосредственным руководством исполнительных и представительных органов территории, а ее реализация предусматривает участие сотрудников всех уровней регионального и муниципального управления. Стратегический план региона должен быть, с одной стороны, целостным, с другой --гибким, допускающим коррекцию в соответствии с изменениями внутренней и внешней среды функционирования регионального сообщества.
В дореформенный период стратегия рассматривалась только как результат планирования, как нечто зафиксированное и устоявшееся. В последнее время среди специалистов по стратегическому планированию стало преобладать новое понимание стратегии как соединение рационально выработанной стратегии и чрезвычайной стратегии, определяемой в первую очередь шаблонами, моделями в потоке решений и действий. То есть, такая стратегия является результатом взаимодействия плановых и незапланированных действий.