Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 18:26, диссертация
Актуальность темы определяется необходимостью поиска эффективных форм и методов стратегического управления социально-экономическим развитием крупных регионов России. Вопреки ожиданиям, преобразование системы отношений собственности и рыночные реформы не привели к повышению эффективности хозяйствования и росту производства. Принятая модель рыночных реформ оказалась не в состоянии обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства и его крупных регионов. Многие инструменты рыночной экономики все еще не в полной мере используются в хозяйственной практике. Среди них - стратегическое планирование развития территорий.
В этой ситуации возрастает общесистемная значимость стратегии социально-экономического развития регионов, направленной на поддержание целостности региональных народнохозяйственных комплексов и их основных воспроизводственных пропорций. Жизнь диктует необходимость продуманного комплекса мер и действий, позволяющего обществу формировать и реализовывать стратегию устойчивого развития нашего общества, обеспечивать воспроизводство социально-экономического потенциала страны и ее регионов.
Главным
следствием утраты промышленности некогда
характерной для нее
Лесосибирск, Северо-Енисейск и районы КАТЭКа, на других территориях дела обстоят значительно хуже. Ослаблены связи некогда единого пространства в виде связанных друг с другом предприятий, транспортных путей и поселений. Ухудшается состояние водопроводных и тепловых сетей, систем энергоснабжения.
Доля убыточных промышленных предприятий в 2000 году остается высокой (около 50%) и увеличилась по сравнению с 1999 годом на четыре процентных пункта. Наибольший удельный вес убыточных предприятий отмечается в легкой промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, промышленности строительных материалов. Еще более сложным является положение в других отраслях народохозяйственного комплекса: в сельском хозяйстве удельный вес убыточных предприятий в 1999 году составлял 57,4%, транспорте - 62,6%.
С начала 1990-х годов происходит почти постоянное падение физических объемов производства в пищевой и перерабатывающей промышленности, в 2000 году они снизились еще на 3,4%, включая все основные виды продукции - мясо и субпродукты первой категории (на 19,9% к уровню предыдущего года), цельномолочную продукцию (на 0,3%), хлеб и хлебобулочные изделия (на 2,9%), макаронные изделия (на 23,9%). При этом уже сегодня сельское хозяйство края едва обеспечивает наполнение минимальной потребительской корзины: соотношение душевого производства и минимального потребления составляет по мясу -1,1, молоку - 1,03, овощам - 0,9. Таким образом, в самое ближайшее время положение может перейти критическую черту
и край станет зависимым от ввоза продуктов.
i
Подобная
ситуация связана с ухудшением материально-
технической базы сельского хозяйства
края (в настоящее время ввод основных
фондов в сельском хозяйстве покрывает
лишь 12-15% объемов их выбытия), катастрофическим
снижением интенсивности
Природопользование в крае характеризуется низким технологическим уровнем добычи и переработки сырья, утяжеленной структурой народного хозяйства с высоким удельным весом ресурсоемких отраслей, недостаточностью экономических стимулов к ресурсосбережению. Все это является источником гигантских перерасходов топлива, сырья и материалов в экономике региона.
В настоящее время доходы консолидированного бюджета Красноярского края обеспечивают лишь восемь территорий-доноров из 57 районов и городов края, где расположены крупные промышленные предприятия. Чрезмерно велика зависимость доходов от платежей узкого круга предприятий-экспортеров - свыше половины поступлений в консолидированный бюджет края связано с деятельностью норильского горно-металлургического комплекса. В то же время увеличение экономической дифференциации в территориальном развитии, образование целого ряда депрессивных территорий, кризисных сфер производства настоятельно диктуют необходимость существенного увеличения финансовых расходов, связанных с поддержкой социальной сферы.
Проблемы социального развития:
За 2000 год наличное населения края уменьшилось еще на 19,2 тыс. человек или 0,6%, а в целом с начала 1992 года - на 142 тыс. человек или 4,5%.
За восемь лет (1992-1999 гг.) реальные денежные доходы населения сократились более чем в 2,5 раза, реальная заработная плата - более чем в четыре раза. На фоне общего спада реальных доходов усилилась экономическая дифференциация населения: если в среднем денежные доходы населения в 1999 году превышали прожиточный минимум в 2,1 раза, то доходы 70% жителей (исключая наиболее обеспеченные группы) превышали прожиточный минимум всего на 18%. За чертой бедности в 2000 году находилось почти четверть населения. Резко снизился уровень потребления основных продуктов питания, особенно их качественных видов: мяса с 73 кг в 1990 году до 51 в 1999 году, молока с 405 до 238 кг.
За период с 1992 года уровень регистрируемой безработицы в крае вырос в 9,3 раза. При этом наблюдавшаяся в 1992 году более благополучная ситуация по сравнению со среднероссийской (уровень регистрируемой безработицы в крае был ниже аналогичного показателя в среднем по России в 2,7 раза) постепенно сменилась на противоположную - в 2000 году уровень регистрируемой безработицы в крае превысил среднероссийский в 1,8 раза. Наиболее трудной ситуация остается в Северных районах, где из-за узкой специализации хозяйства и удаленности населенных пунктов друг от друга, неразвитости транспортных связей повторное трудоустройство в случае сокращения или ликвидации рабочих мест очень затруднено, а также в так называемых "монопоселках".
В результате кризисных явлений в лесной отрасли и сельском хозяйстве в крае появилось около 200 сел и деревень, в которых прекратили свою деятельность градообразующие предприятия. В них проживает около 55 тыс. человек, в том числе 26 тыс. трудоспособного возраста, более 5,5 тыс. человек официально являются безработными. В частности в 101 населенном пункте с населением свыше 18 тыс. человек прекращена сельскохозяйственная деятельность. В 89 населенных пунктах с населением около 29 тыс. человек прекращена деятельность леспромхозов, химлесхозов, заготовительных участков и других предприятий лесной отрасли. Многие поселки оказались отрезанными от внешнего мира, не имеют автобусного сообщения с районными центрами.
Уровень обеспеченности населения края врачами, средним медицинским персоналом и больничными койками ниже соответствующих показателей в среднем по России на 4,2, 4,3 и 2,1%. Главной проблемой остается обеспечение медицинских учреждений современным оборудованием и лекарственными препаратами, в том числе витаминами, необходимыми в условиях Крайнего Севера. Катастрофически не хватает квалифицированных медицинских специалистов. Проблемы здравоохранения усугубляются суровыми климатическими условиями и труднодоступностью большой части территории края, что затрудняет оказание экстренной и плановой медицинской помощи их жителям, в том числе коренным народностям Севера.
В Красноярском крае происходит свыше 2,5% всех преступлений в России. По абсолютному показателю в 1999 году край занимал 15-е место по уровню криминогенности среди регионов России, в 2000 году - 12-е место. Количество преступлений на 100 тыс. населения в крае превышает среднероссийский уровень на 18%. Наблюдается ежегодный рост преступлений экономической направленности, а также преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Кроме того, существует еще одно обстоятельство, обуславливающее дополнительные значительные проблемы как в экономике, так и социальной сфере края:
Обладая обширной территорией и большим количеством крупных промышленных комплексов, край подвержен воздействию широкого спектра опасных явлений природного и техногенного характера: систематическое затопление ряда территорий, массовые лесные пожары, промышленные аварии с выбросом радиоактивных веществ, аварии на железнодорожном транспорте, объектах жилищно- коммунального хозяйства и энергообеспечения. Прямые и косвенные экономические, экологические и социальные потери составляют порядка 500-800 млн. рублей в год.
Проблемы в области институциональной сферы:
Финансовые расчеты краевых предприятий с субъектами российской и мировой экономики по сути монополизированы московскими банками. В крае отсутствуют местные банки, входящие в число 200 крупнейших банков страны. Уровень кредитной активности в крае значительно ниже среднероссийского.
Отсутствуют
механизмы выработки и
В крае, как и в целом по стране, значительные масштабы приобрела неконтролируемая государством противоправная производственно-хозяйственная, торговая и кредитно-финансовая деятельность, наносящая ущерб экономической безопасности края и материальному благосостоянию его населения. По имеющимся оценкам на нелегальном положении находятся около 10% промышленного производства и транспортных потоков, более 60% торговых операций, теневая экономика производит 20-25% валового регионального продукта.
Формирование стратегии развития крупного региона требует выявления особенностей использования потенциала его развития. Основой инвестиционной привлекательности и базой последующего развития Красноярского края являются его природные ресурсы. Край с его уникальными лесными, топливно-энергетическими и минерально- сырьевыми запасами, является крупнейшей природно-сырьевой базой России. В его недрах встречаются почти все виды минерального сырья, используемые в современном производстве.
Региону принадлежит первенство в России по общегеологическим запасам угля, кобальта, никеля, платиноидов, нефелиновых руд, магнезитов, исландского шпата, тонких кварцевых песков, тугоплавких глин, графита и других полезных ископаемых. В его недрах добываются практически все платиноиды, 75% кобальта, 80% никеля, 70% меди, 24% свинца, 16% угля от общей добычи по России. Красноярский край занимает одно из первых мест среди российских регионов по добыче золота.
Топливно-энергетический потенциал Красноярского края характеризуется следующими показателями. Общие разведанные запасы угля в крае составляют 806 млрд. т (66% энергетических запасов углей России, свыше 20% мировых запасов), из них промышленно освоено лишь 7%.
Особое значение имеет Канско-Ачинский бассейн бурых углей, ценность которого определяется широким распространением сверхмощных пластов угля, залегающих на небольших глубинах и доступных для эффективной добычи открытым способом.
В крае открыто 25 месторождений нефти и газа, после Западной Сибири это наиболее перспективный район нефтедобычи в стране. Общие запасы нефти составляют 1001,3 млн. т, газа - более 1 трлн. м3, газоконденсата - 50 млн. т. Преобладающая часть углеводородных ресурсов края содержится в Ангарской (Агалеево-Кодинской) зоне нефтегазонакопления.
Промышленный комплекс Красноярского края является одним из наиболее крупных в России. На его долю приходится 4,2% общероссийского объема промышленного производства, среди субъектов Российской Федерации край занимает 3-е место. Край отличает многообразие отраслей промышленности, высокий кадровый и научно-технический потенциал.
Мощным импульсом для развития промышленности края является модернизация производств машиностроения и металлообработки. В Красноярске расположены: единственный в России изготовитель тяжелых электрических мостовых кранов грузоподъемностью свыше 200 т - ОАО "Сибирский завод тяжелого машиностроения" (завод "Сибтяжмаш"), завод "Краслесмаш", производящий лесопогрузчики и лесоповалочные машины. В общем объеме выпускаемых на территории России зерноуборочных комбайнов доля ОАО "Красноярский завод комбайнов" составляет более 45%.