Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 01:49, курсовая работа
Личность Питирима Александровича Сорокина - одна из наиболее эрудированных, противоречивых и выдающихся личностей в истории социологии. Но, как это ни парадоксально, значимость ее не оценена в полной мере ни в американской, ни в отечественной социологии. Тем более очевидной становится в настоящее время актуальность всестороннего и внимательного изучения творчества, трудов, концепций и идей этого талантливейшего ученого.
Введение стр.1
П.А. Сорокин: жизнь и судьба стр.6
Истоки философских и общесоциологических взглядов П.А. Сорокина, целостность и единство его научного творчества русского и американского периодов. стр.16
Направления научной деятельности П.А. Сорокина американского периода стр.20
Концепция социальных нарушений и их роль в жизнедеятельности общества стр.21
Теория истории и социокультурной динамики стр.26
Интегрализм – парадигмальная основа мировоззрения стр.30
Теория социальной любви и творческого альтруизма стр.32
Заключение стр.34
Список использованной литературы стр.35
Библиография основных трудов П.А. Сорокина на русском языке стр.36
Современные переиздания и переводы трудов П.А. Сорокина стр.41
Список основных работ, посвященных творчеству П.А. Сорокина стр.42
всех трудах, посвященных исследованию кризиса. Это, в первую очередь,
«Социальная и культурная динамика», а также «Кризис нашего времени» (1941),
«Человек и общество в беде» (1942), «Забытый фактор войны» (1938), «Причины
и факторы войны и мира» (1942) и «Перспектива и условия мира без войн»
(1944).
Очень
интересной представляется
войны». В ней автор, критикуя принцип «множественной каузации»для
объяснения причин войны американских социологов (Хаксли, Стэмпа, Форда,
Солтера и др.), подчеркивает,что «…немногие теории причин войны,
приведенные выше, если вообще хоть одна из них, учитывают соответствующий
фактический материал о войне для проверки ценности этих теорий»[59].
Иллюстрируя свое изложение рядом цифр и кривых из «Динамики», он
рассматривает и доказывает свою гипотезу, которая «…усматривает необходимый
и непосредственный фактор войны … в стабильном или расшатанном состоянии
всей сети социальных отношений и системы культурных ценностей
взаимодействующих сторон.»[60], кроме того он объясняет возникновение
такого количества теорий различных социологов, опирающихся на множественный
принцип причин войны: «Если состояние отношений и культурной системы
аморфно и нестабильно, достаточно малейшего повода, чтобы вызвать военный
взрыв»[61], а также предлагает «лекарство от войны» - им «…реально являются
все действия и меры, которые работают на рестабилизацию и реинтеграцию
современной расшатанной системы социальных отношений и культурных
ценностей».[62]
И
если в своих ранних работах,
посвященным перспективам
он довольно пессимистически относился к возможности продолжительного
мирного периода,. то уже в своей более поздней работе «Условия и
перспективы мира без войны», напечатанной в 1944 году статье в журнале The
American Jornal of Sociology можно найти: «Что касается нашей современной
культуры, мы пришли к точке, в которой рациональные силы почти готовы
действовать. Они
могут создать новые
будет достигнута, утопия прочного мира станет реальностью».[63]
Таким образом, можно заключить, что войны и революции имеют
одинаковую сущность, они лишь проявляют себя на разных уровнях: революция –
следствие дезинтеграции общей системы ценностей какого-либо общества
(внутренний процесс),
война – следствие
отношениях каких-либо двух или более обществ (внешний процесс для каждого
из них). Кроме того, «Характерно, что война стимулирует революцию, и
наоборот.»[64] .
Теория истории и
В
отношении рассматриваемых
социокультурных перемен (а эти две тенденции гармоничнее рассматривать
вместе, в сущности, можно говорить об одной теории), интересна его статья
«Обзор циклических
концепций социально-
которую, совместно с работой «Социальная и культурная мобильность»
(1927), можно назвать предтечей, целеполагательным этапом работы над
«Социальной и культурной динамикой». В этой статье Сорокин привлекает
внимание своих читателей к «…иной, цикличной концепции социальных перемен
и исторического процесса»[65] , забытой социологами второй половины XIX
века, несмотря на ее «солидный возраст». Исторический обзор этих теорий,
проходящих через всю историю социальной мысли, он начинает с древней
астрологии, древней мысли Индии, Персии, даосизма в Китае, концепций
древней Греции (теория истории Платона, идеи Сенеки, Фукидида, Плутарха,
Геродота и пр.) Кроме того, он подчеркивает, что, например, среди
греческих
и римских авторов идея
цикличной концепции
процесса была довольно обычной, в то время как линейная практически
отсутствовала. После небольшого «застоя» в средние века, циклическая
концепция
возрождается в трудах
не находит ничего интересного в этом смысле, и переходит сразу к теориям
XIX и XX веков, подводя эти теории в рамки следующих видов: вечно
повторяющиеся идентичные циклы; линейные или спиральные циклы,
стремящиеся к определенной цели, которые могут быть как периодичными, так
и непериодичными с определенной направленностью (прогрессивной или
регрессивной); циклы и ритмы, которые неидентичны и не стремятся к
определенной цели и могут быть переодичными и непериодичными. Свои
собственные теории циклов революции, «ритмов увеличения и уменьшения
государственного вмешательства», а также «циклов в жизни догмы, веры или
идеологии» он относит к непериодичным циклам.
В заключении статьи он приводит несколько заявлений, по сути
являющимися
постановкой проблемы
поиска реального социологического знания, подтвержденного фактическим
материалом, что, собственно, он и воплощает в «Социальной и культурной
динамике».
Проблемы социокультурной динамики и социальной мобильности
раскрываются Сорокиным также в книге «Социальная и культурная
мобильность». Этот труд считается классическим учебником по теории социальной мобильности и стратификации. В нем впервые введены такие
термины, как «социальное пространство», «вертикальная и горизонтальная
мобильность», ставшие затем общеупотребительными. Здесь нет смысла
пересказывать эту теорию, важно лишь отметить несколько существенных в
интересующем нас аспекте моментов.
В сорокиновском описании флуктуаций социальной мобильности одним из
важных выводов
является следующее
общества, в
котором социальная
переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы безо всякого
сопротивления»[66], то есть циркуляция индивидов контролируется. «Но даже
в такие периоды [периоды анархий и большого беспорядка] существуют
препятствия
для ничем не ограниченной
социальной мобильности –
форме быстро
развивающегося «нового сита»,
«сита» старого режима…. «новое сито» быстро займет место старого, и,
между прочим, станет таким же с трудом проницаемым, как и ему
предшествующее»[67] . Функции этого сита выполняют, по Сорокину,
социальными институтами общества. Проявляя социальную мобильность,
индивиды
перемещаются вертикально и
структуры общества. Этот «скелет» , иерархическая дифференциация людей по
нему на классы и есть социальная стратификация общества, являющаяся
постоянной характеристикой общества, изменяющейся лишь по форме.
Временные флуктуации экономической, политической или профессиональной
стратификации
не носят однонаправленного
социальной дистанции, ни в сторону ее сокращения, так как тенденция
социальной
пирамиды к возвышению
Вот каким образом это происходит: «Когда экономическая или социальная
пирамида слишком удлиняется, вступают в действие «противосилы»:
революции, перевороты и т.п. социальные катаклизмы, как бы отсекающие
вершину пирамиды,
превращая ее на какое-то
силы уступают
место тенденции к
пирамиды, и т.д. до бесконечности»[68] . Особо следует подчеркнуть, что,
касаясь вопроса о причинах описанных стратификационных изменений,
Сорокин констатирует их бесцельность, придерживаясь гипотезы о
«ненаправленном цикле истории».
Однако уже в следующей своей работе «Социальная и культурная
динамика»,
формулируя общие черты
от этой
позиции и вводит
ограничения», который не отменяя положения «бесцельности флуктуаций»,
сужает сферу его действия, ведь если невозможно точно предсказать, куда
идет общество и каким оно будет через некоторый отрезок времени, то все
же можно сравнительно точно установить, каким оно не может быть и куда
оно не придет. Здесь следует остановиться подробнее на содержании Magnum
opus П.А. Сорокина. К сожалению, эта работа на русский язык не
переведена, и в создавшейся ситуации необходимо обратиться к критическим
статьям, посвященным его творчеству. В разделе данной работы, касающейся
социальных нарушений, выяснилось, что третий том «Динамики» посвящен
именно им. Барри В.Джонстон упоминает: «В первых трех томах «Динамики»
Сорокин выявил крупные исторические флуктуации в точных науках,
искусстве, философии, религии, войнах, революциях, праве и других важных
общественных институтах за период более 2500 лет».[69] Представление о
вводном разделе первого тома и о содержании четвертого находим у
А.Ю.Согомонова [70]. Основные идеи четырехтомника таковы.
Человеческие культуры состоят из миллионов индивидов, предметов и
событий, связанных воедино бесчисленным множеством всевозможных
комбинаций, так как все люди вступают в систему социальных
взаимоотношений под влиянием целого ряда факторов. Как эти элементы
становятся
социальными системами? В «
их интеграции: пространственная интеграция, ассоциация, каузально-
функциональная интеграция и логико-смысловая интеграция. Первые две
Информация о работе Американский период творчества П.А. Сорокина