Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 01:49, курсовая работа
Личность Питирима Александровича Сорокина - одна из наиболее эрудированных, противоречивых и выдающихся личностей в истории социологии. Но, как это ни парадоксально, значимость ее не оценена в полной мере ни в американской, ни в отечественной социологии. Тем более очевидной становится в настоящее время актуальность всестороннего и внимательного изучения творчества, трудов, концепций и идей этого талантливейшего ученого.
Введение стр.1
П.А. Сорокин: жизнь и судьба стр.6
Истоки философских и общесоциологических взглядов П.А. Сорокина, целостность и единство его научного творчества русского и американского периодов. стр.16
Направления научной деятельности П.А. Сорокина американского периода стр.20
Концепция социальных нарушений и их роль в жизнедеятельности общества стр.21
Теория истории и социокультурной динамики стр.26
Интегрализм – парадигмальная основа мировоззрения стр.30
Теория социальной любви и творческого альтруизма стр.32
Заключение стр.34
Список использованной литературы стр.35
Библиография основных трудов П.А. Сорокина на русском языке стр.36
Современные переиздания и переводы трудов П.А. Сорокина стр.41
Список основных работ, посвященных творчеству П.А. Сорокина стр.42
можно положить
принцип «золотой середины».
обобщенным образом как стремление найти и представить оптимальный синтез
двух противоположных либо множества различных тенденций, представлений,
точек зрения, «полюсов», аттитюдов. Эта «золотая середина» будет
представлять, таким образом, не просто «эклектичную смесь» всего
множества,
а совокупность максимума
негативных каждого из интегрируемых элементов множества.
Сущность
подобного понимания
достаточно
посмотреть с этой точки
взаимодействия,
и на теории поляризации,
сменяющих друг друга социокультурных систем. Примеров можно привести
много.
Однако, наиболее целостную, объемную и многогранную концепцию
интегрализма представляет Сорокин в своих поздних работах, утверждая:
«Моя философия – интегрализм».
Эта концепция представляет собой сложную систему, включающую в себя
понятие Интегральной Истины (составляющую основу интегральной науки),
Человека как интегральное существо, интегрального суперорганического мира
и Высшей интегральной ценности. Эта философия «…рассматривает всю
действительность как бесконечное Х бесконечных качеств и количеств:
духовных и материальных, моментальных и вечных, вечно-меняющихся и
неизменных, личностных и сверхличностных, временных и безвременных,
пространственных и лишенных пространства, единых и многих меньших, чем
малое, и больших, чем большое. В этом смысле действительность
представляет собой страшную тайну и колдовство совпадений
противоположностей».[82]
«В
соответствии с новой
, а, по крайней мере, три различных канала познания: чувственный,
рациональный
и сверчувственный-
Истина, полученная с помощью интегрального использования всех трех
каналов познания – чувства, разума и интуиции – это более полная и более
ценная истина, нежели та, которая получена через один из этих каналов.
«История человеческого знания – это кладбище, заполненное неправильными
эмпирическими наблюдениями, неправильными рассуждениями и
псевдоинтуициями. При интегральном использовании этих трех каналов
познания они дополняют и контролируют друг друга».[84]
Человек, по Сорокину также постигается как «чудесное интегральное
существо»: «Он является не только животным организмом, но также и
рационально мыслящим и деятельным…»,[85] «…он также является
сверхсознательным творцом, который в состоянии контролировать и
переступать пределы своих бессознательных и сознательных сил и который
фактически
делает это в моменты «
периоды своего интенсивного творчества».[86] Сорокин также намеренно
проводит параллель с триадическими концепциями человека, преобладающими в
великих религиях.
Также
Сорокин определяет «новое
из неорганических, органических и суперорганических (или культурных)
явлений. Причем «…явления культурного мира имеют «нематериальный»
компонент «смысла» (как идея, ценность, моральная норма поведения),
который накладывается на физический и/или жизненный компоненты».[87]
Кроме того, он подчеркивает, что этот компонент смысла меняет природу
неорганических
и органических явлений: «…
Милосская превращается в простую глыбу мрамора».[88] Суперорганический
мир состоит из идеологических (смыслы, объединенные в системы языка,
науки, техники, религии, философии, права, этики, различных теорий и
пр.), материальных (вся материальная культура), личностных (всех
индивидов как социокультурных личностей и социокультурных групп) и
бихевиористских (всех открытых действий, церемоний, ритуалов, поступков
индивидов) явлений культурного мира. И эта окружающая среда «…окутывает,
обуславливает и формирует каждого индивида и группу».[89]
Среди
смысловых ценностей
высшую интегральную
ценность – «истинную
триединство Истины, Добра и Красоты». «И хотя каждый член этого высшего
Триединства обладает ярко выраженной индивидуальностью, все три
неотделимы друг от друга…. Настоящая Правда всегда добра и красива;
истинное Добро всегда правдиво и красиво; и чистая Красота неизменно
истинна и добра. Эти величайшие ценности не только неотделимы одна от
другой, но они также и превращаются друг в друга, подобно тому, как одна
форма энергии может быть превращена в другие».[90] Автор утверждает:
«…новый нарождающийся социокультурный строй обещает обеспечить
добровольное объединение религии, философии, науки, этики, изящных
искусств
в одну интегрированную
Красоты».[91]
Описанная
выше сложная система
Интегрального общества, которое , по Сорокину есть наиболее приемлимая
историческая
стратегия для преодоления
Сорокин отстаивал Интегрализм как парадигмальную основу грядущего
общественного строя.
Но Сорокин не только описывает и обосновывает необходимость построения
Интегрального общества, он идет дальше и подробным образом исследует
стратегию, которая могла бы этому способствовать. В основе ее -
распространение в мире идеи альтруистической любви, всестороннему
изучению и пропаганде которой он посвятил последние годы жизни, работая в
созданном
им Гарвардском центре по изучению
творческого альтруизма.
Теория социальной любви и
творческого альтруизма.
Для
Сорокина общество –
индивидов,
и если общество хочет
интегрального равновесия, нужно делать людей лучше, то есть ступить на
«путь религиозно-нравственной деятельной любви человека ко всем людям, ко
всему живому, ко всему миру, любви безусловной и постоянной».[92]
Организовать
Исследовательский центр по
смог благодаря финансовой поддержке известного в Америке филантропа,
бизнесмена и мецената Эли Лилли, который пожертвовал на нужды Центра
более 100 тыс. долларов, и за короткое время Центр выпустил 12 томов
научных трудов,
в каждом из которых
самого Сорокина.
Сорокин
внес огромный вклад в
этого казалась
полем деятельности
ассимилировать некоторые религиозные понятия и ценности в корпус науки.
Основа его концепции в следующем. «Благодать любви» - одна из трех
высочайших энергий, известных человеку, которая является мобилизирующей
силой позитивной поляризации и служит созидательной энергией
исторического прогресса. Сорокин выделяет ее функции: «… она была и
остается реальной силой, которая может: остановить межличностную и
межгрупповую агрессию; преобразовать враждебные отношения в дружеские;
они [исследования] также показали : что любовь порождает любовь, а
ненависть
порождает ненависть; что
политику и умиротворять конфликты; что любовь – это дающая жизнь сила,
необходимая для физического, ментального и морального здоровья; что
альтруисты
живут дольше, чем эгоисты; что
у детей, лишенных любви,
шансов стать
морально и социально
сильным противоядием против преступных, патологических и суицидальных
тенденций,
против ненависти, страха и
психоневрозов; что любовь
важные познавательные и эстетические функции; что она является самой
возвышенной
и самой эффективной
морального облагораживания человечества; что она является сердцем и душой
свободы и всех основных моральных и религиозных ценностей; что минимум
любви абсолютно необходим для продления существования любого общества, и
особенно
для гармоничного социального
порядка и созидательного
наконец, что в настоящий катастрофический момент истории рост
«производства,
распределения и циркуляции
альтруизация индивидов, институтов и культуры является необходимым
условием для предотвращения новых войн и смягчения межличностных и
межгрупповых раздоров».[93]
Все
эти положения
основанных на анализе тысячелетней истории и нескольких тысяч
жизнеописаний, и проведенными на студентах колледжей, пациентах больницы,
около 500 американцев – «добрых и хороших соседей». Как всякое
общественное явление, энергия любви может быть измерена количественно.
Сорокин выделяет пять измерителей силы любви – интенсивность,
экстенсивность, длительность, чистота и адекватность субъективность
альтруистических целей с их объективными результатами, также пытается
получить
сводный измеритель энергии
Информация о работе Американский период творчества П.А. Сорокина