Агрессивность и конфликтность подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:57, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение подростковой конфликтности и агрессивности как объекта социальной работы.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- изучить подростковую конфликтность и агрессивность как социально-психологическое явления;
- рассмотреть основные направления психосоциальной работы с проблемными подростками;
- исследовать основные технологии социальной работы в сфере подростковой конфликтности и агрессивности;
- проанализировать деятельность социальных центров помощи подросткам в целом по России и г. Дальнереченске.

Работа содержит 1 файл

диплом агрес и конфл подростков.doc

— 470.50 Кб (Скачать)

 

      

диагностику   и   коррекцию,   как  правило,  дезадаптированных  учащихся, испытывающих затруднение в общении, консультируют их родителей.

      Разветвленная и разнообразная сеть социальных служб для подростков и молодежи формируется под эгидой Комитета по делам молодежи. Несмотря на разнообразие существующих в настоящее время  молодежных социальных учреждений, их, прежде всего, объединяют задачи социализации и социальной адаптации молодежи и подростков, которые особенно обострены в это кризисное переломное дли России время [26.С.265].

      Создание  сети новых социальных учреждений потребовало, в свою очередь, значительного числа профессионально подготовленных кадров, практических психологов, социальных работников и педагогов. Они нуждаются в техническом оснащении, способствующем повышению уровня профессионализма этих специалистов.

      Особенно  серьезно и тщательно должны готовиться специалисты, работающие с различными формами детско-подростковой дезадаптации и девиации. Практически любому из вышеперечисленных учреждений приходится иметь дело с социально дезадаптированными подростками, а также с разными проявлениями детско-подростковой девиации, которые требуют специальных программ и методов.

      Оказание  психологической и психосоциальной  помощи дезадаптированными детям и  подросткам начинается с психологической  диагностики, которая позволяет  определить характер дезадаптации и  выявить их причины [36.С.54].

     В одном случае дезадаптация может  вызваться некоторыми психобиологическими  факторами, неблагоприятными особенностями  психики и организма, включая  нервно-психические заболевания  и патологии, разные степени умственной отсталости. В другом случае выявляются проблемы психосоциальной дезадаптации, связанные с индивидуально-личностными особенностями характера, эмоционально-коммуникативными нарушениями, неадекватной самооценкой.

 

     

     Диагностика данных нарушений позволяет наметить коррекционно-реабилитационную программу, провести соответствующую психологическую консультацию педагогов и родителей. Однако практически в любых случаях патогенной, психосоциальной и социальной дезадаптации важную роль в процессе реабилитации играют средовые социально-психологические факторы, особенности взаимодействия подростка со своим ближайшим окружением в семье, школе, сообществе сверстников. Как правило, дезадаптация подростка характеризуется деформацией референтных и ценностных ориентации, неадекватностью самооценки, снижением уровня психосоциального развития, асоциальным поведением [4.С.59].

    Как показывает мировой опыт, в условиях коренных социальных перемен

          / и   преобразований   весьма   серьезную   роль   в   обеспечении   социальной

стабильности  играют различного рода социальные службы, помогающие подросткам, находящихся в трудной, жизненной ситуации.

     К ряду такого рода социальных служб, действующих  сегодня в России, особое место  принадлежит социально-реабилитационным центрам для несовершеннолетних. Во многих территориях именно они стали надежными помощниками сотен тысяч семей, представляя им самые необходимые и разнообразные услуги, содействуя по мере возможности сохранению приемлемого, благоприятного образа жизни.

      Социально- реабилитационные центры, в структуру  которых входят приюты, являются наиболее перспективными в общей системе социозащитных детских учреждений, так как позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе и на родную семью. Центр призван помочь не только беспризорным детям, но и тем, которые еще не утратили связи с семьей, другими институтами социализации, ибо спектр услуг, которые получают в нем несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной помощи, значительно шире, чем в других социозащитных учреждениях.

 

      

Центры  предоставляют детям различные  формы социального обслуживания: круглосуточное пребывание, дневной  стационар, помещение в «замещающую» семью, социальный патронаж [35.С.254].

     Будучи  одним из звеньев государственной  системы профилактики безнадзорности и социальной реабилитации детей, нуждающихся  в защите и поддержке государства, центры социальной реабилитации несовершеннолетних выполняют широкие социальные функции.

      Защитительная функция, направлена на обеспечение  сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи, предусматривает  противодействие разрушению его физического, психического, нравственного здоровья в период пребывания в центре.

     Профилактическая  функция в сотрудничестве с другими  учреждениями, организациями центр  ведет работу по раннему выявлению  неблагополучных семей, оказывает  своевременную помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, дает рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания, осуществляет квалифицированную правовую, психологическую, а также материальную поддержку, что позволяет предотвратить необратимые процессы отторжения ребенка от родителей, распада семьи как института его социализации [24. С.96].

     Социальный  патронаж семей, в которые возвращаются либо помещаются выпускники центра, не менее важен как средство предупреждения рецидива кризисных ситуаций.

     Центр ведет работу с семьями группы риска по предупреждению детской беспризорности и безнадзорности. Профилактическая работа направлена и на коррекцию отклонений в поведении и развитии детей, находящихся в неблагополучных семьях.

     Восстановительная функция - осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, центр способствует восстановлению социального статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами

 

     

социализации, поддерживает усилия семей, проявляющихся  готовность к преодолению своей функциональной несостоятельности.

     Коррекционно-развивающая  функция - на основе комплексной диагностики  в центре определяется система мер  медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми, ориентированной  на коррекцию их психического, личностного развития, восстановление утраченного или формирование недостающего социального опыта, а также на возрождение и развитие важнейших форм жизнедеятельности детей - игры, познания, труда, общения.

    Оздоровительная функция - центр предоставляет ребенку  при его

поступлении   необходимую медицинскую помощь, в союзе с различными

   V медицинскими   учреждениями   восстанавливает,   укрепляет адаптационные

возможности его организма, обеспечивает повышение  устойчивости к влиянию негативных многообразных факторов. Центр осуществляет профилактику заболеваний своих воспитанников, текущее медицинское обслуживание, проводит закаливающие процедуры, обеспечивает полноценное питание, соблюдение санитарно-гигиенических норм, закрепление навыков здорового образа жизни.

     Компенсаторская функция - центр ищет пути замещения биологической семьи, если невозможно преодолеть отчуждение от нее ребенка, с тем, чтобы, несмотря на утрату кровных связей, он мог получить опыт семейной жизни, воспитываться в семье как естественной среде обитания растущего человека [36.С.76].

     Одним из таких учреждений социального  обслуживания является «Ясногорский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник» Читинской области. Он создан 6 января 2003 года, на основании постановления  Администрации Читинской области от 25 ноября 2002 года № 289 А/П.

     Учреждение  предназначено для социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в  трудной жизненной ситуации, а  тек же для

 

     

профилактики  безнадзорности и беспризорности. Учреждение осуществляет свою деятельность во взаимосвязи с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями. Центр находится в Ведомственном подчинении Комитета социального обеспечения Читинской области.

      При детском доме создан попечительский совет, который уже существует три года, куда входят предприниматели поселка и руководители крупных предприятий, т.е. спонсоры.

      Данное  учреждение находится в здании бывшей строительной конторы. На первом этаже  расположены столовая, библиотека, столовая, медицинский кабинет, кабинет социального педагога, актовый зал, два зала для занятий творческой деятельностью, маленький спортивный зал, в котором занимаются не только воспитанники, но и местные дети, административные кабинеты. На втором этаже расположены комнаты воспитанников Центра и комната для дежурного воспитателя.

     Техническая база социально-реабилитационного  центра содержит самое необходимое  для воспитания и обучения детей.

     Центр является некоммерческой организацией, действует на основании Устава. В своей деятельности центр руководствуется Конституцией РФ, Гражданским кодексом, Семейным кодексом, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития, основанием Постановления Правительства Российской Федерации от «Примерного положения о социально- реабилитационном центре для несовершеннолетних», ФЗ № 120 от 24.06.1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 29.03.2002 г. «Об утверждении рекомендации по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (см. прил. Г.), основанием общих положений «Качество социальных услуг» национального стандарта РФ, приказами и распоряжения

 

     

Комитета  Читинской области и иными  нормативными актами РФ и Читинской  области и настоящим Уставом [64].

     Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с отделами социальной защиты населения  и народного образования, внутренних дел, здравоохранения, общественными и другими организациями.

      Центр действует на основе строгого соблюдения Конвенции ООН о правах ребенка, Всемирной декларации об обеспечении  выживания, защиты и развития детей. Также центр несет за ответственность за здоровье, безопасность детей во время их пребывания в Центре, представляет интересы детей в суде и перед другими лицами, осуществляет меры по обеспечению необходимых условий воспитания в соответствии с интересами детей, оберегая их от посягательств и жестокого обращения со стороны родителей и других лиц. В случае необходимости и соблюдения действующего законодательства ходатайствует перед судом о лишении родительских прав, о передаче детей в

другие  семьи, детские дома, школы-интераты.

      Прием и отчисление детей оформляется приказом по Центру. В Центре круглосуточно принимаются несовершеннолетние от 3 до 18, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей или лиц, их заменяющих, направленные по другим основаниям в соответствии с законодательством РФ, независимо от места жительства. При поступлении ребенка до 3-х лет он направляется в соответствующее учреждение.

      На  каждого воспитанника Центра заводится  свое дело, в котором указывается: описание здоровья ребенка во время  его поступления, мотивация к учебе, после проведения психологических тестов, анкет, разных игр выявляют характер и психологические особенности поступившего и многое другое.

      В Центр не могут быть помещены дети в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, а также состоящие на учете в органах внутренних дел. В случае поступления таких несовершеннолетних принимаются меры по направлению в соответствующие учреждения согласно законодательству Российской

 

      

Федерации. В Центр принимаются дети, находящиеся в социально-опасном положении, а также нуждающиеся в социальной помощи.

  • заблудившиеся или покинутые;
  • самовольно «оставившие» семью;
 
  • самовольно  ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и 
    детей, оставшихся без попечения родителей или других детских учреждений, 
    за  исключением  лиц,  самовольно  ушедших  из  специальных  учебно- 
    воспитательных учреждений закрытого типа;
  • оставшиеся без попечения родителей или законных представителей;
  • не имеющие места жительства, места пребывания и средств к существованию;
  • оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и «нуждающихся» в социальной 
    помощи и реабилитации.

Информация о работе Агрессивность и конфликтность подростков