Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:57, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение подростковой конфликтности и агрессивности как объекта социальной работы.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- изучить подростковую конфликтность и агрессивность как социально-психологическое явления;
- рассмотреть основные направления психосоциальной работы с проблемными подростками;
- исследовать основные технологии социальной работы в сфере подростковой конфликтности и агрессивности;
- проанализировать деятельность социальных центров помощи подросткам в целом по России и г. Дальнереченске.
диагностику и коррекцию, как правило, дезадаптированных учащихся, испытывающих затруднение в общении, консультируют их родителей.
Разветвленная и разнообразная сеть социальных служб для подростков и молодежи формируется под эгидой Комитета по делам молодежи. Несмотря на разнообразие существующих в настоящее время молодежных социальных учреждений, их, прежде всего, объединяют задачи социализации и социальной адаптации молодежи и подростков, которые особенно обострены в это кризисное переломное дли России время [26.С.265].
Создание сети новых социальных учреждений потребовало, в свою очередь, значительного числа профессионально подготовленных кадров, практических психологов, социальных работников и педагогов. Они нуждаются в техническом оснащении, способствующем повышению уровня профессионализма этих специалистов.
Особенно серьезно и тщательно должны готовиться специалисты, работающие с различными формами детско-подростковой дезадаптации и девиации. Практически любому из вышеперечисленных учреждений приходится иметь дело с социально дезадаптированными подростками, а также с разными проявлениями детско-подростковой девиации, которые требуют специальных программ и методов.
Оказание
психологической и
В
одном случае дезадаптация может
вызваться некоторыми психобиологическими
факторами, неблагоприятными особенностями
психики и организма, включая
нервно-психические
Диагностика данных нарушений позволяет наметить коррекционно-реабилитационную программу, провести соответствующую психологическую консультацию педагогов и родителей. Однако практически в любых случаях патогенной, психосоциальной и социальной дезадаптации важную роль в процессе реабилитации играют средовые социально-психологические факторы, особенности взаимодействия подростка со своим ближайшим окружением в семье, школе, сообществе сверстников. Как правило, дезадаптация подростка характеризуется деформацией референтных и ценностных ориентации, неадекватностью самооценки, снижением уровня психосоциального развития, асоциальным поведением [4.С.59].
Как показывает мировой опыт, в условиях коренных социальных перемен
/ и преобразований весьма серьезную роль в обеспечении социальной
стабильности играют различного рода социальные службы, помогающие подросткам, находящихся в трудной, жизненной ситуации.
К
ряду такого рода социальных служб, действующих
сегодня в России, особое место
принадлежит социально-
Социально- реабилитационные центры, в структуру которых входят приюты, являются наиболее перспективными в общей системе социозащитных детских учреждений, так как позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе и на родную семью. Центр призван помочь не только беспризорным детям, но и тем, которые еще не утратили связи с семьей, другими институтами социализации, ибо спектр услуг, которые получают в нем несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной помощи, значительно шире, чем в других социозащитных учреждениях.
Центры
предоставляют детям различные
формы социального
Будучи одним из звеньев государственной системы профилактики безнадзорности и социальной реабилитации детей, нуждающихся в защите и поддержке государства, центры социальной реабилитации несовершеннолетних выполняют широкие социальные функции.
Защитительная функция, направлена на обеспечение сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи, предусматривает противодействие разрушению его физического, психического, нравственного здоровья в период пребывания в центре.
Профилактическая функция в сотрудничестве с другими учреждениями, организациями центр ведет работу по раннему выявлению неблагополучных семей, оказывает своевременную помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, дает рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания, осуществляет квалифицированную правовую, психологическую, а также материальную поддержку, что позволяет предотвратить необратимые процессы отторжения ребенка от родителей, распада семьи как института его социализации [24. С.96].
Социальный патронаж семей, в которые возвращаются либо помещаются выпускники центра, не менее важен как средство предупреждения рецидива кризисных ситуаций.
Центр ведет работу с семьями группы риска по предупреждению детской беспризорности и безнадзорности. Профилактическая работа направлена и на коррекцию отклонений в поведении и развитии детей, находящихся в неблагополучных семьях.
Восстановительная функция - осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, центр способствует восстановлению социального статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами
социализации, поддерживает усилия семей, проявляющихся готовность к преодолению своей функциональной несостоятельности.
Коррекционно-развивающая функция - на основе комплексной диагностики в центре определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми, ориентированной на коррекцию их психического, личностного развития, восстановление утраченного или формирование недостающего социального опыта, а также на возрождение и развитие важнейших форм жизнедеятельности детей - игры, познания, труда, общения.
Оздоровительная функция - центр предоставляет ребенку при его
поступлении
необходимую медицинскую
V медицинскими учреждениями восстанавливает, укрепляет адаптационные
возможности его организма, обеспечивает повышение устойчивости к влиянию негативных многообразных факторов. Центр осуществляет профилактику заболеваний своих воспитанников, текущее медицинское обслуживание, проводит закаливающие процедуры, обеспечивает полноценное питание, соблюдение санитарно-гигиенических норм, закрепление навыков здорового образа жизни.
Компенсаторская функция - центр ищет пути замещения биологической семьи, если невозможно преодолеть отчуждение от нее ребенка, с тем, чтобы, несмотря на утрату кровных связей, он мог получить опыт семейной жизни, воспитываться в семье как естественной среде обитания растущего человека [36.С.76].
Одним из таких учреждений социального обслуживания является «Ясногорский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник» Читинской области. Он создан 6 января 2003 года, на основании постановления Администрации Читинской области от 25 ноября 2002 года № 289 А/П.
Учреждение предназначено для социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а тек же для
профилактики безнадзорности и беспризорности. Учреждение осуществляет свою деятельность во взаимосвязи с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями. Центр находится в Ведомственном подчинении Комитета социального обеспечения Читинской области.
При детском доме создан попечительский совет, который уже существует три года, куда входят предприниматели поселка и руководители крупных предприятий, т.е. спонсоры.
Данное учреждение находится в здании бывшей строительной конторы. На первом этаже расположены столовая, библиотека, столовая, медицинский кабинет, кабинет социального педагога, актовый зал, два зала для занятий творческой деятельностью, маленький спортивный зал, в котором занимаются не только воспитанники, но и местные дети, административные кабинеты. На втором этаже расположены комнаты воспитанников Центра и комната для дежурного воспитателя.
Техническая база социально-реабилитационного центра содержит самое необходимое для воспитания и обучения детей.
Центр является некоммерческой организацией, действует на основании Устава. В своей деятельности центр руководствуется Конституцией РФ, Гражданским кодексом, Семейным кодексом, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития, основанием Постановления Правительства Российской Федерации от «Примерного положения о социально- реабилитационном центре для несовершеннолетних», ФЗ № 120 от 24.06.1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 29.03.2002 г. «Об утверждении рекомендации по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (см. прил. Г.), основанием общих положений «Качество социальных услуг» национального стандарта РФ, приказами и распоряжения
Комитета Читинской области и иными нормативными актами РФ и Читинской области и настоящим Уставом [64].
Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с отделами социальной защиты населения и народного образования, внутренних дел, здравоохранения, общественными и другими организациями.
Центр действует на основе строгого соблюдения Конвенции ООН о правах ребенка, Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Также центр несет за ответственность за здоровье, безопасность детей во время их пребывания в Центре, представляет интересы детей в суде и перед другими лицами, осуществляет меры по обеспечению необходимых условий воспитания в соответствии с интересами детей, оберегая их от посягательств и жестокого обращения со стороны родителей и других лиц. В случае необходимости и соблюдения действующего законодательства ходатайствует перед судом о лишении родительских прав, о передаче детей в
другие семьи, детские дома, школы-интераты.
Прием и отчисление детей оформляется приказом по Центру. В Центре круглосуточно принимаются несовершеннолетние от 3 до 18, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей или лиц, их заменяющих, направленные по другим основаниям в соответствии с законодательством РФ, независимо от места жительства. При поступлении ребенка до 3-х лет он направляется в соответствующее учреждение.
На каждого воспитанника Центра заводится свое дело, в котором указывается: описание здоровья ребенка во время его поступления, мотивация к учебе, после проведения психологических тестов, анкет, разных игр выявляют характер и психологические особенности поступившего и многое другое.
В Центр не могут быть помещены дети в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, а также состоящие на учете в органах внутренних дел. В случае поступления таких несовершеннолетних принимаются меры по направлению в соответствующие учреждения согласно законодательству Российской
Федерации. В Центр принимаются дети, находящиеся в социально-опасном положении, а также нуждающиеся в социальной помощи.
Информация о работе Агрессивность и конфликтность подростков