Агрессивность и конфликтность подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:57, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение подростковой конфликтности и агрессивности как объекта социальной работы.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- изучить подростковую конфликтность и агрессивность как социально-психологическое явления;
- рассмотреть основные направления психосоциальной работы с проблемными подростками;
- исследовать основные технологии социальной работы в сфере подростковой конфликтности и агрессивности;
- проанализировать деятельность социальных центров помощи подросткам в целом по России и г. Дальнереченске.

Работа содержит 1 файл

диплом агрес и конфл подростков.doc

— 470.50 Кб (Скачать)

обувью;

4.Организация  трудоустройства воспитанников  в каникулярное время;

     В-шестых, социально-правовая помощь:

1.Содействие  в привлечении к уголовной  ответственности виновных в

физическом  и психическом насилии, совершенными в семье над детьми,

 женщинами;

2.Содействие     органам     опеки     и     попечительства     в     устройстве

несовершеннолетних,   нуждающихся   в   социальной   реабилитации,   на

 усыновление, под опеку, на попечение;

3.Оформление  представлений на родителей, уклоняющихся от воспитания

детей, на лишение родительских прав;

4.Содействие  в получении страхового медицинского  полиса;

5.Оказание  юридической помощи гражданам  в оформлении документов на

усыновление и другие формы семейного воспитания детей-сирот и детей,

 оставшихся  без попечения родителей;

6.Оказание  юридической помощи  в оформлении документов получения

 паспорта  и других документов, имеющих юридическое значение;

7.Оказание помощи в оформлении документов для направления воспитанников

в учреждения народного образования;

 

8.Организация  правовой помощи в защите и  соблюдении прав воспитанников

из числа  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 9.Консультирование    по    социально-правовым    вопросам    (гражданское, жилищное, семейное, трудовое и иное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов и т.д.) (см. прил. К) [63].

      Важную  роль в реабилитации подростков играет социальный педагог. Содержание его  деятельности определяется как помощь интеграции ребенка в общество, его  развитии, воспитании, образовании  профессиональном становлении. Следует  подчеркнуть, что подросток, как правило, не может сам осознать свои проблемы, прийти к социальному педагогу и объяснить их. Поэтому социальный педагог часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на подростка, чтобы помочь ему.

     В учреждениях интернатного типа вне  зависимости от их вида находятся  подростки, подвергшиеся социальной и  эмоциональной депривации, склонные к зависимому поведению, с тенденцией патохарактерологического типа личности, нуждающиеся в защите своих прав.

      Деятельность  социального педагога, в первую очередь, связана с диагностикой проблем  ребенка и его социального  окружения, он должен уметь анализировать  социальную ситуацию развития ребенка  и обращаться за помощью к специалистам (психологам, социологам, социальным работникам и др.), которые могут квалифицированно поставить тот или иной диагноз. В зависимости от этого и, исходить из общих целей воспитания и развития ребенка, социальный педагог должен уметь прогнозировать условия, обеспечивающие его оптимальное развитие; уметь выбирать методы и средства, позволяющие достичь намеченных результатов. Вполне вероятно, что многие проблемы (улучшение здоровья, материального положения и д.р.), социальный педагог не сможет решить сам. В этом случае он должен уметь выступать посредником в координации усилий разных специалистов (педагога, психолога, медицинского работника, специалиста по социальной работе, юриста и д.р.), а

 

      

также ведомств и административных органов (образования, здравоохранения, социальной защиты и др.) для комплексного решения проблем ребенка.

     В целом, деятельность социального педагога направлена на создание условий психологического комфорта безопасности подростка; в  своей работе он учитывает социальные, правовые, психологические механизмы  предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, микрорайоне [60].

      Важным  направлением в деятельности социального  педагога (как работающего непосредственно  с подростком, так и в органах  управления) является участие в разработке и реализации социальных проектов и программ, частных инициатив, использование общественных организаций, существующих в рамках деятельности учреждений дополнительного образования, содействующих полноценному развитию ребенка.

      В практической деятельности социальный педагог оказывает различные вид помощи ребенку:

  • социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей 
    информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а 
    также   деятельности      учреждений      дополнительного   образования, 
    социальных служб спектра оказываемых ими услуг;
  • социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека 
    и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных 
    категорий  детей,  правовая  помощь детям  по  жилищным,  семейно- 
    брачным, трудовым, гражданским вопросам;
  • социально-реабилитационная    помощь,    направленная    на    оказание 
    реабилитационных услуг в учреждении образования по восстановлению 
    психологического,  морального,  эмоционального  состояния  и  здоровья 
    участников образовательно-воспитательного процесса;
  • социально-бытовая помощь, направленная на содействие в улучшение 
    бытовых условий детей, проживающих в семьях группы риска;
  • социально-экономическая помощь, направленная на оказание содействия в
  •  

    получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских домов;

  • социально-психологическая       помощь,    направленная    на   создание 
    благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых 
    развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном 
    коллективе,   затруднений   во   взаимоотношениях   с   окружающими,   в 
    профессиональном и личном самоопределении;
  • социально-педагогическая        помощь,    направленная    на    создание 
    необходимых условий для воспитания детей, преодоление педагогических 
    ошибок,   конфликтных   ситуаций   во   взаимоотношениях   детей   с 
    родителями,  сверстниками,  учителями, предупреждение  конфликтных 
    ситуаций,  порождающих детскую беспризорность и  безнадзорность, 
    обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска.

      На  протяжении 2005 -2006 г.г. коллектив Центра проводил свою работу в соответствии с нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность данных специализированных учреждений.

      Значение  Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» состоит в решении социальных вопросов:

  • профилактической    работе    по    предупреждению    безнадзорности 
    несовершеннолетних;
  • выявлении      источников     и     причин     социальной     дезадаптации 
    несовершеннолетних;
  • медико-психолого-педагогическом обследовании детей, направленном на 
    установление форм и степени их социальной дезадаптации;
  • оказании  помощи  по  разрешению  конфликтной  ситуации  в  семье  и 
    содействии возвращению несовершеннолетних к родителям или лицам, их 
    заменяющим,    подготовка    рекомендаций    по    реализации    принципа 
    непрерывности      коррекционно-реабилитационных      мероприятий      с 
    несовершеннолетними в домашних условиях;
  •  

• включения  несовершеннолетних в профессионально-трудовую деятельность, направленную на привитие первоначальных трудовых навыков и оказание помощи в выборе профессии [60].

      Контингент  воспитанников Центра составляют главным  образом дети, условия, проживания которых  в семьях были неблагоприятными, что делало невозможным их дальнейшее пребывание в семье или даже создавало прямую угрозу их жизни и здоровью. Совместно с органами опеки и правоохранительными органами сотрудники Центра проводят рейды по выявлению малоимущих, остронуждающихся семей, а также семей, ведущих аморальный образ жизни и имеющих несовершеннолетних детей.

      В Центре имеется база данных на несовершеннолетних города Дальнереченска, которые в  будущем могут стать воспитанниками Центра. На учете состоит около 120 семей. С ними ведется целенаправленная работа, позволяющая сотрудникам Центра посредством патронажа оперативно влиять на ситуацию в городе по предупреждению роста беспризорности и социального сиротства.

      Сотрудники  Центра анализируют социальный статус семей, из которых поступают дети. Прежде всего, это малообеспеченные семьи, в которых осуждены родители (оба или один); умер один родитель; дети являются сиротами или социальными сиротами; неполные семьи; социально опасные семьи.

      В Центре имеется социально-правовая служба, деятельность которой направлена на защиту прав детей. Социальная реабилитация воспитанников включает большой объем работы по сбору и оформлению документов на лишение родительских прав, по определению ребенка в другое учреждение, решению жилищных вопросов.

      Основную цель работы сотрудники психолого-педагогической службы Центра видят в том, чтобы восстановить психическое здоровье детей, содействовать развитию их познавательных способностей, помощь в

 

      

разрешении  конфликтов, заниматься коррекцией разного  рода отклонений в развитии несовершеннолетних.

      Налажена - взаимосвязь со всеми субъектами системы профилактики безнадзорности. Все воспитанники обучаются в  МОУ СОШ №4, находящейся рядом  с Центром. Воспитатели поддерживают тесный контакт с учителями школы, регулярно ведется журналы связи со школой, где учителя пишут свои замечания, предложения, требования. Педагоги школы принимают участие в педсоветах, совещаниях при директоре и являются частыми гостями в Центре. На сегодняшний день нет проблем с пропусками уроков. Социальный педагог ежедневно лично контролирует посещаемость уроков воспитанниками.

     Все несовершеннолетние, направляемые в  социально-реабилитационный центр, проходят обследование в стационаре ЦГБ, не было ни одного случая в отказе госпитализации или диспансеризации. Сотрудники ОВД проводят профилактические беседы с воспитанниками Центра, помогают в поисках самовольно покинувших учреждение, родственников воспитанников. Вместе со специалистом отдела опеки и попечительства проводится работа по жизнеустройству несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

      На  протяжении всего периода в деятельности центра в социально-реабилитационной работе были использованы различные  программы, разработанные в СРЦН «Надежда» и программы, разработанные  в социально-реабилитационном центре «Жемчужина» т. Лесозаводска (см. прил. Л).

      А также педагогами социально-реабилитационного  центра «Надежда» были разработаны  различные методики работы с несовершеннолетними (см. прил. М) [60].

      Свою  деятельность педагоги строит на основе диагностики и мониторинга индивидуальных особенностей детей, их физического и психического развития. На основании выводов, наблюдений для каждого ребенка, обратившегося за помощью в реабилитационный центр, создается своя индивидуальная программа реабилитации, по которой и осуществляется вся последующая работа. Результаты и эффективность выполнения программы

 

      

отслеживается в процессе реабилитации и отражается в реабилитационных картах, дневниках  наблюдения, заслушиваются на медико-психолого-педагогических консилиумах. Эффективность реабилитационной работы составляет 80-90%, большинство детей возвращается в родные семьи для дальнейшего проживания, продолжения обучения в школах своего микрорайона [60].

      Среди всех услуг, оказываемых детям в  Центре, большое место занимают анимационные услуги: организовываются экскурсии, посещение театрализованных представлений. Принимают воспитанники участие во всех городских и краевых выставках детских рисунков и поделок. Работы наших детей занимают достойное место на традиционной краевой выставке детского художественно-прикладного искусства в г. Владивостоке. А какие праздники и концерты устраивают наши дети! Во все этих мероприятиях охотно участвуют все без исключения. Музыкальный руководитель Мельник В.В. находит искорки таланта буквально у каждого и умеет зажечь детей, вызвать у них желание участвовать в представлениях. Тесную связь поддерживаем с Дальнереченским домом престарелых, регулярно выезжая туда с концертами, чем доставили огромную радость и удовольствие пожилым людям. Благодарные зрители с неподкупной теплотой и искренностью принимали маленьких артистов. Регулярно проводятся мероприятия и праздники, посвященные знаменательным датам (День защитника Отечества, День 8 Марта, 1Мая, День победы, День защиты детей и др.), фольклорные праздники («Рождество», «Колядки», «Масленица», «Осенины» и др.), ежемесячно - День именинника. Этого дня особенно ждут дети, т.к. в этот день именинники получают подарки и поздравления, а у многих детей это происходит впервые в жизни.

      В Центре имеется медицинский блок (приемное отделение, изолятор на 6 мест, изолятор на 1 место, процедурный кабинет). За сохранением и укреплением здоровья воспитанников следят 5 медицинских сестер и врач-педиатр. Большое внимание уделяют оздоровительной и профилактической

Информация о работе Агрессивность и конфликтность подростков