Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:57, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение подростковой конфликтности и агрессивности как объекта социальной работы.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- изучить подростковую конфликтность и агрессивность как социально-психологическое явления;
- рассмотреть основные направления психосоциальной работы с проблемными подростками;
- исследовать основные технологии социальной работы в сфере подростковой конфликтности и агрессивности;
- проанализировать деятельность социальных центров помощи подросткам в целом по России и г. Дальнереченске.
2. Основные направления психосоциальной работы с проблемными подростками
2.1
Основные методы
психосоциальной
работы с проблемными
подростками
Под социальной работой понимается вид деятельности, содержанием которой является восстановление нарушенных взаимодействий человека (группы людей) с социумом. Социальная работа представляет собой своеобразную систему, включающую в себя такие компоненты, как объекты, субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели. В соответствии с выделенными элементами осуществляется дифференциация технологий. Под Технологией принято понимать систему знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Социальные технологии -система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов. И главным здесь является учет специфики объектов и видов социальной работы, интеграция первого и второго оснований. Как известно, объекты социальной работы разнообразны. Это - старики, пенсионеры, инвалиды, подростки с девиантным поведением, безнадзорные и т.д. [33.С.45]. Деятельность специалиста по социальной работе включает в себя некоторые элементы психосоциальной работы: первичное консультирование, диагностику и посредническую деятельность.
Как новая отрасль практической психологии, психосоциальная работа, возникла в конце 1990-х годов. Задача ее преодоление социальной дезадаптации человека, оздоровление межличностных отношений в профессиональной и семейно-бытовой сферах. В центре внимания психосоциальной работы находится психика человека, которая обобщенно понимается как система управления индивидуальной жизнью и поведением, т.е.
жизнедеятельностью. Центральный тезис психосоциальной работы - здоровая психика обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека и, наоборот, деструктивные изменения в жизни ведут к деструктивным изменениям психики. В психосоциальной работе выделяют источники и внешнего социально-психологического неблагополучия человека: потеря работы, инвалидность, смена жительства и привычных условий, адаптация после возвращения из мест лишения свободы, психологические последствия различных конфликтов и.др.
Психосоциальная работа- часть комплексных программ социального оздоровления и воспитания населения. Для каждой категории клиентов в зависимости от целей психосоциальной работы разрабатываются свои психосоциальные программы и технологии. Методы психосоциальной работы заимствованы из практической психологии и адаптированы к задачам и условиям социальной работы с населением [13.С.52]. Метод- способ достижения какой-либо цели, способ действия. Методика - сложившаяся совокупность методов, позволяющая решать типовые задачи [29.С.78].
Таким образом, сущность психосоциальных методов - это воздействие на психику клиента с целью оптимизации самоуправления в трудной жизненной ситуации. Содержанием психосоциальных методов являются социальная диагностика, профилактика, реабилитация и коррекция, направленные на оказание помощи клиенту.
Одним
из методов, психосоциальной работы
с проблемными подростками
агрессивности выступают: социальные работники, социальные педагоги, имеющие право осуществлять психолого-педагогическую помощь.
Диагностика - важнейший компонент социальной технологии (цель -диагноз прогноз - программа - внедрение - анализ). Вместе с тем в практике социальной деятельности сформировались собственно технологии диагностики, которые включают принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования. Алгоритм процедур типовой технологии предполагает:
Одним из объектов диагностики выступает личность конфликтных и агрессивных подростков. В рамках социальной диагностики личности необходимо:
• выявление
специфических социальных качеств, особенностей
развития и
поведения;
Диагностика включает следующие методы:
Наблюдение- метод познания и исследовании, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекание его деятельности [42.С.154]. Психосоциальное наблюдение требует
определенной подготовки: чтобы успешно изучать поведение, необходимо выработать умение точно наблюдать все внешние проявление (действия, движения, речь, мимика), а главное, научится правильно истолковывать их социальное значение. Изучение поведения подростка в микросоциуме — систематическая тщательно продуманная фиксация поступков и высказываний, которая может вскрыть действительные особенности личности и закономерности ее становления.
Наблюдения
обычно проводится в естественных условиях,
без вмешательства в ход
1. Наблюдение - в диагностике подростков является ведущим методом.
вопросниками и инструкциями), стандартизированное (преобладают закрытые вопросы), интервью с открытыми вопросами (по времени более затратная форма исследования);
5. Метод
экспертных оценок основан на анкетировании
или интервьюировании,
с помощью которых выявляется информация,
отражающая знания, мнения,
ценностные ориентации и установки испытуемых,
их отношение к событиям,
явлениям действительности. На практике
используется в ситуациях, когда та
или иная проблема нуждается в оценке
компетентных лиц- экспертов;
[13.С.104].
8. Биографический
метод один из наиболее часто используемых.
Предпочтение
отдается «социальным биографиям», которые
позволяют на основе анализа
личных документов исследовать субъективные
стороны общественной жизни.
Фиксируются личные отношения человека
к тем или иным процессам, в
которые он был включен [24.С.131].
Также среди методов, применяемых в психосоциальной работе с проблемными подростками, наряду с диагностикой выделяют метод профилактики. Профилактика (предупреждение, превенция) - деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Профилактика направлена на
предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и «групп риска»; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействия им в достижения поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов. Выделяют три уровня социальной профилактики:
3. Индивидуальный
уровень (индивидуальная профилактика)
представляет
собой профилактическую деятельность
в отношении конкретных лиц,
поведение которых имеет черты отклонения
или проблемности [36.С.163].
В
социальной профилактике нуждается
все население, и, прежде всего подростки
«группы риска». Однако подходы к
этим категориям различны, как различны
программы социально-
Несоответствие
социопсихологического и
Ключевыми факторами должны стать доверие, опора на полезные интересы, связанные не столько с учебной деятельностью, сколько с будущими профессиональными планами и намерениями, а также перестройка на более эмоционально теплое отношение с учителями и одноклассниками [42.С.214].
Среди основных направлений профилактики дезадаптивного поведения выделяют:
Информация о работе Агрессивность и конфликтность подростков