Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:57, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение подростковой конфликтности и агрессивности как объекта социальной работы.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- изучить подростковую конфликтность и агрессивность как социально-психологическое явления;
- рассмотреть основные направления психосоциальной работы с проблемными подростками;
- исследовать основные технологии социальной работы в сфере подростковой конфликтности и агрессивности;
- проанализировать деятельность социальных центров помощи подросткам в целом по России и г. Дальнереченске.
сохранению и укреплению их здоровья, формированию здорового образа жизни [60].
В рамках данной работы апреле в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Надежда» было проведено исследование по методикам Шмишека (см. прил. Н) (акцентуации характера) и Басса-Дарки (см. прил. П) (опросник агрессивности). Целью исследования являлась психодиагностика причин конфликтности и агрессивности среди подростков СРЦ «Надежда». Было опрошено 20 человек и получены следующие результаты по опроснику Басса-Дарки: 25% - косвенная агрессия, 14 % -негативизм, 20 % - физическая агрессия, 10% - раздражение, 12% - вербальная агрессия, 10% - подозрительность, 9% - угрызения совести, чувства вены (см. прил. Р).
По опроснику Шмишека: 25% - эмотивность, 17% - гипетивность,15% -демонстративность, 12% - циклатимность, 10% - тревожность, 7% -педантичность, 6% - возбудимость, 5% - дистимичность, 3% экзальтированность (см. прил. С). Исследование уровня агрессивности у подростков показало что у подростков наиболее ярко выражается негативизм, физическая агрессия, эмотивность, косвенная агрессия, гипетимность. Это говорит о высоком проценте склонности к конфликтности у обследованных подростков, причем конфликты среди подростков отличаются своей остротой протекания. Среди причин конфликтов основной является деформированное семейное воспитание, Также среди нарушений воспитания были выявлены гипопротекция - недостаточно времени и сил уделяется воспитанию подростка; игнорирование потребностей ребенка; недостаточность требований к подростку; чрезмерность запретов; чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения.
Решающим фактором в динамике конфликтности и агрессивного поведения является состав семьи - полная, неполная, а так же и особенно то, какая нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. Однако
методика выявляет лишь наличие агрессивных компонентов, позволяя диагностировать агрессивные тенденции. Но истолкование полученных данных требует как дополнительного теоретического анализа, так и создания специальных экспериментальных ситуаций. Исследование показало, что в подростковой среде наблюдается высокий уровень конфликтности и агрессивности, таким образом необходимо рекомендовать наладить эффективную деятельность социального педагога и социального психолога В СРЦ «Надежда» для снижения уровня конфликтности и агрессивности среди данной категории подростков.Данные тенденции существенно нарушают межличностное общение и социализацию подростков.
Таким образом, методы психосоциальной работы направлены на помощь клиенту, они подбираются индивидуально в зависимости от проблемы. Содержанием психосоциальных методов является: социальная диагностика, профилактика, терапия, реабилитация и коррекция. Эффективная работа специалистов зависит от уровня социализации и ресоциализации подростка, его способностью адаптироваться в обществе. Психосоциальные методы используются в социально-реабилитационных центрах для работы с проблемными подростками. Основной целью таких центров является оказание психологической и психосоциальной помощи дезадаптированным детям и подросткам, эта помощь начинается с психологической диагностики, которая позволяет определить характер дезадаптации и выявить ее причины. Диагностика различных нарушений позволяет наметить коррекционно-реабилитационную программу, провести соответствующую психологическую консультацию педагогов и родителей. Однако практически в любых случаях патогенной, психосоциальной и социальной дезадаптации важную роль в процессе реабилитации играют средовые социально-психологические факторы, особенности взаимодействия подростка со своим ближайшим окружением в семье, школе, сообществе сверстников. Как правило, дезадаптация подростка характеризуется деформацией референтных и ценностных ориентации, неадекватностью самооценки, снижением уровня психосоциального развития,
асоциальным
поведением. Будучи одним из звеньев
государственной системы
Итак, деятельность «социально-реабилитационного центра» «Надежда» направлена на оказание разнообразной социальной помощи и поддержки несовершеннолетним с целью преодоления социальной дезадаптации, возникшей в результате отклонений в психосоциальном развитии и неблагоприятных социальных условиях. Основные цели и задачи учреждения: профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Основной деятельностью социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних «Надежда» являются: социально-бытовая помощь, социально-медецинская помощь, социально-психологическая помощь, социально-педогогическая, социально-экономическая помощь, социально-правовая помощь.
Центр
осуществляет на территории города меры
по социальной реабилитации несовершеннолетних
в возрасте от 3 до 18 лет с различными
формами и степенью дезадаптации,
оказавшихся в сложной
наладить эффективную деятельность социального педагога и социального психолога в СРЦ «Надежда».
На
основе данных полученных о подростке
создается индивидуальная программа
реабилитации, в дальнейшем проводится
работа с подростком согласно этой
программе. Основной целью работы с
трудными подростками является, восстановление
психического здоровья, содействие развитию
их познавательных способностей, помощь
в разрешении конфликтов, коррекция разного
рода отклонений в развитии несовершеннолетних.
На протяжении всего периода деятельности
центра в социально-реабилитационной
работе были использованы следующие
программы, разработанные
в социально-реабилитационном
центре «Надежда»: «Азбука общения», «На
пороге школы», «Возрождение», «Дорога
в жизнь», «Радость». Педагогами
социально-реабилитационного центра «Надежда»
были разработаны различные методики
работы с несовершеннолетними, такие как:
«Этот волшебный мир театра и его роль
в реабилитационном процессе», «Движение
+ движение», «Формирование правил безопасного
поведения на дорогах и улицах у детей
дошкольного возраста», «Изготовление
игрушек-самоделок», «Влияние театрализованных
представлений на эмоциональное состояние
детей», «Использование оригами в реабилитационной
работе с детьми и подростками». Свою деятельность
педагоги строит на основе диагностики
и мониторинга индивидуальных особенностей
детей, их физического и психического
развития. На основании выводов, наблюдений
для каждого ребенка, обратившегося за
помощью в реабилитационный центр,
создается своя индивидуальная
программа реабилитации, по
которой и осуществляется вся
последующая работа. Результаты
и эффективность выполнения программы
отслеживается в процессе реабилитации
и отражается в реабилитационных картах,
дневниках наблюдения,
заслушиваются на
медико-психолого-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Неустойчивость
социально-экономической
Исследователями, как зарубежными, так и отечественными подтверждается наличие важных изменений в социальных связях и процессе социализации, происходящих в подростковом возрасте. Также отмечается тот факт, что преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием сверстников. Одной из самых важных потребностей подросткового возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а в частности от установленных ими правил и порядков. По мнению исследователей, подростки начинают оказывать сопротивление требованиям со стороны взрослых и активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую ими с взрослостью. Однако наблюдаются разногласия исследователей в трактовке понятия детства.
Также существуют различные мнения относительно подростковой периодизации. Наиболее часто встречающимся определением принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет; он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Исследователи сходятся во мнении, что основные аспекты физического созревания – это скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость.
В современном обществе наблюдается неопределенность социального статуса подростков, дискриминационное положение их в обществе. Однако большинство исследователей склоняются к мнению, что подростковый возраст характеризуется переходом от зависимого детства к самостоятельной и ответственной зрелости. В целом, подростковый возраст выступает как важный момент социального развития, имеющий особую нагрузку в становлении личности.
Согласно результатам исследований, подростки очень резко и неадекватно реагируют на любые замечания и действия со стороны взрослых, даже незнакомых им. Они часто не хотят ни в чем уступать старшим, идти им навстречу. Конфликты и трудности возникают из-за расхождения представлений взрослого и подростка о характере прав и степени самостоятельности подростка. Подростки стремятся отстоять свою точку зрения; они не хотят, чтобы их воспитывали и делали им постоянные замечания. Вступая в конфликт со взрослыми подростки стремятся доказать, что они не хуже, хотят добиться справедливости, понимания.
Исследователи
выделяют различные причины
Конфликтность подростков проявляется в отношениях с родителями, преподавателями, сверстниками, более младшими детьми.
Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. На развитие агрессивности подростка могут влиять и природные особенности. Агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки.
В подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.
Анализ литературы показал, что технологии социальной диагностики конфликтности и агрессивности в подростковой среде в основном разработаны зарубежными авторами. Однако методы диагностики в практическом применении боле достоверны отечественных авторов, поскольку они отражают российскую специфику причин формирования агрессивности и конфликтности.
При этом большинство авторов сходятся во мнении, что наиболее приемлемыми для определения наличия, вида и уровня агрессивности и конфликтности подростка являются методы наблюдения, экспертных оценок и анкетирования. Вербальные методы предполагают использование анкет, опросников, личностных тестов. Метод анкетирования наиболее распространен. Быстрота проведения, массовость процедуры тестирования, количественное выражение получаемых параметров, возможность провести корреляционный анализ относятся к преимуществам метода. Недостатком является то, что из соображений социальной желательности дети могут неправдиво отвечать на вопросы анкеты.
Информация о работе Агрессивность и конфликтность подростков