Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:57, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение подростковой конфликтности и агрессивности как объекта социальной работы.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- изучить подростковую конфликтность и агрессивность как социально-психологическое явления;
- рассмотреть основные направления психосоциальной работы с проблемными подростками;
- исследовать основные технологии социальной работы в сфере подростковой конфликтности и агрессивности;
- проанализировать деятельность социальных центров помощи подросткам в целом по России и г. Дальнереченске.
Однако было замечено, что ответственность родителей за воспитание детей в значительной части семей не повышается. Детская безнадзорность сохраняется на социально опасном уровне, а социализация и воспитание детей в значительной степени проходит не в семье, а в интернатных учреждениях или на улице.
Необходимо отметить, что успех работы с проблемными подростками определяется гласностью этой деятельности. На сегодняшний день в печати, местной и федеральной прессе фигурируют факты, цифры, но, как правило, это малоутешительные материалы. Недостаточно пишется о положительном опыте организаций, занимающихся этой проблемой в регионах, который мог бы послужить основой для налаживания подобной работы в других регионах [48.С.9].
Итак, социальные проблемы подростков необходимо решать в партнерстве, с использованием общих возможностей, отрабатывать систему, обеспечивающую комплекс мер по оказанию услуг детям и подросткам «группы риска». Только в случае действительного понимания высказанных позиций и добросовестной работы в области подростковой конфликтности и агрессивности как социально-психологического феномена могут быть получены положительные результаты. Так как, конфликтные и агрессивные подростки являются одной из самых уязвимых категорий населения, в связи с этим для работы по преодолению и разрешению конфликтности и агрессивности у таких детей важную роль играют социальные учреждения, социально-психологические центры. За последние годы интенсивно формируется сеть новых социальных учреждений в системе Министерства
здравоохранения и социального развития РФ, которые могут включать в себя эти центры, они обеспечивают социальную стабильность подросткам, находящихся в трудной, жизненной ситуации. Также ведутся разработки системы мер по профилактике и преодолению таких явлений как подростковая конфликтность и агрессивность. В качестве примера центров можно назвать, «Ясногорский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник» Читинской области, и «социально-реабилитационного центре для несовершеннолетних» округа Муром Владимирской области.
Работа в социально-реабилитационном центре осуществляются по следующим направлениям: диагностика, профилактика, коррекционная работа, консультативная работа. Оказание психологической и психосоциальной помощи дезадаптированными детям и подросткам начинается с психологической диагностики, которая позволяет определить характер дезадаптации и выявить их причины. Профилактическая работа включает в себя деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии воспитанников, создание благоприятных условий для этого развития. Коррекционное направление подразумевает проведение: работы по определению индивидуальных особенностей психического развития воспитанников, выявление причин трудностей обучения и воспитания отдельных детей, коррекционно-развивающие занятий для подростков с задержкой психического развития, индивидуальной работы с «трудными» подростками. Консультативное направление включает в себя работу, направленную на оказании помощи педагогическому коллективу в вопросах развития, воспитания и обучения воспитанников, для обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку. Учреждения осуществляют свою деятельность во взаимосвязи с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями
2.3
Социальная работа
с проблемными
подросткам на
примере социально-
Муниципальное учреждение
социального обслуживания «Социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних «Надежда»
основан 01. 12.2004 году. Основной
деятельностью, которого
является оказание разнообразной
социальной помощи и поддержки несовершеннолетним
с целью преодоления социальной дезадаптации,
возникшей в результате отклонений в психосоциальном
развитии и неблагоприятных
социальных условиях. Расположен
он в двухэтажном панельном здании (типовой
проект детского сада на 240 мест) общей
площадью 2199,9 кв. м., жилая площадь 1414,8
кв. м., что полностью отвечает
требованиям Санэпидемнадзора
2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству,
содержанию, оборудованию и режиму работы
специализированных учреждений для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации».
В работе центр ориентируется на нормативно-правовую
базу (см. прил. Д).
В Центре функционирует стационарное
отделение на 40 мест и группа дневного
пребывания на 15 человек [63].
В
центр «Надежда»
Продолжительность пребывания воспитанников в стационарном отделении учреждения от одного месяца до одного года (см. прил. Ж). Ребенок зачисляется в учреждение приказом директора и на него оформляется личное дело, ему предоставляется полное государственное обеспечение. Руководитель учреждения обязан сообщать о приеме несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, в органы опеки и попечительства по месту нахождения учреждения.
Центр осуществляет на территории города меры по социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет с различными формами и степенью дезадаптации, оказавшихся в сложной жизненной ситуации: детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; безнадзорных детей; несовершеннолетних «группы риска»; несовершеннолетних, подвергшихся любым формам физического и психологического насилия. В реабилитационный центр за 2006г было помещено 333 ребенка (см. прил. И).
Структурными подразделениями Центра являются:
- приемное
отделение (где проводится первичное обследование
и период
адаптации);
- отделение
диагностики социальной дезадаптации
(где выявляют и
анализируют факторы,
обусловившие его
социальную дезадаптацию,
особенности личностного развития и поведения
подростка; разрабатываются
индивидуальные программы его социальной
реабилитации. На основе данных
создается индивидуальная программа реабилитации;
- отделение разработки и реализации программ социальной реабилитации:
а) отделение
дневного пребывания, в котором ведется
профилактическая
работа по предупреждению безнадзорности
несовершеннолетних, работа с
неблагополучными семьями (рассчитанное
на 15 мест).
б) стационарное
отделение (рассчитанное на 40 мест). В этом
отделении
проводится работа
по восстановлению
у дезадаптированных детей
нравственных ценностей,
возвращению их к
важнейшим видам
жизнедеятельности,
по восстановлению утраченных связей
с семьей и внутри семьи, оздоровлению
системы межличностных
В Центре работают 28 специалистов различных профилей: педагоги, медицинские работники, бухгалтера, специалисты по социальной работе. Все они имеют соответствующее специальное образование.
Основные цели и задачи учреждения:
- профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
- социальная
реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся
в трудной
жизненной ситуации.
Для достижения указанных целей СРЦН осуществляет следующие виды деятельности:
- обеспечивает
временное проживание несовершеннолетних,
оказавшихся в
трудной жизненной ситуации;
- принимает
участие в выявлении
и устранении причин и
условий,
способствующих безнадзорности и беспризорности
несовершеннолетних;
разрабатывает
и реализует программы
оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним и их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, в восстановлении социального статуса несовершеннолетнего в коллективе, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи;
- обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
- организует
медицинское обслуживание и обучение
несовершеннолетних,
находящихся в учреждении;
- содействует
несовершеннолетним в профессиональной
ориентации и
получении специальности;
- включает
несовершеннолетних в
разнообразные виды трудовой деятельности,
проводимой в учреждении и за его пределами,
с учетом их возрастных и
физиологических потребностей;
- проводит
мероприятия, направленные на профилактику
безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
- осуществляет
патронаж семей, находящихся в социально-опасном
положении
[63].
Основной
деятельностью социально-
Во-первых, оказание социально-бытовой помощи:
Во-вторых, социально-медицинской помощи:
12. Содействие в предоставление нуждающимся детям услуг оздоровления.
В-третьих, социально-психологическая помощь:
В-четвертых, социально-педагогическая помощь:
1. Социально-педагогическое
консультирование. Социально-педагогическая
диагностика и обследование личности;
мелкий ремонт одежды, уход за квартирой и т.д.);
В-пятых, социально-экономическая помощь:
1.Содействие в получении воспитанниками полагающих льгот, пособий,
пенсий, алиментов и других выплат в соответствии с действующим
законодательством;
2.Оказание материальной помощи;
3.Обеспечение воспитанников при отчислении из учреждения одеждой,
Информация о работе Агрессивность и конфликтность подростков