Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:57, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение подростковой конфликтности и агрессивности как объекта социальной работы.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- изучить подростковую конфликтность и агрессивность как социально-психологическое явления;
- рассмотреть основные направления психосоциальной работы с проблемными подростками;
- исследовать основные технологии социальной работы в сфере подростковой конфликтности и агрессивности;
- проанализировать деятельность социальных центров помощи подросткам в целом по России и г. Дальнереченске.
Несовершеннолетние содержатся в Центре на полном государственном обеспечении в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Центр ведет бухгалтерский учет и предоставляет информацию о своей деятельности в органы государственной статистики, налоговые органы, учредителю и иным лицам в соответствии с законодательством РФ, Читинской области и своим Уставом.
Финансирование
Центра осуществляется в установленном
порядке за счет средств бюджета
Читинской области и
Основными направлениями деятельности данного учреждения являются:
В социально-реабилитационном центре работает социальный педагог, который работает по следующим направлениям:
Социальный педагог работает согласно плану, составленному на год. Согласно данному плану социальный педагог участвует в следующих мероприятиях:
Деятельность работников центра связана с воспитанием детей и привитием им ценностей и норм, которые нужны детям при вступлении во взрослую самостоятельную жизнь.
На протяжении уже трех лет творческая группа педагогов дополнительного образования помогает воспитателям организовывать свободное время детей, развивать их творческие способности. В детском доме
77
созданы «хореографический» и театральные кружки, спортивные секции, кружки изо. Благодаря созданным кружкам воспитанники участвуют в районных, областных конкурсах, проявляя свои творческие и артистические способности, также дети помогают в организации праздников своего родного поселка.
Благодаря полной занятости воспитанников Центр решает одну из важных задач: дети становятся организованными, расширяется круг общения, в свободное время от уроков время занято полезными и интересными делами, дети отвлечены от улицы, в результате резко сократилось число побегов из дома.
Одно из ведущих направлений занимает работа по профилактике бродяжничества и правонарушений среди воспитанников. Методическая и педагогическая службы в социально-реабилитационном центре осуществляются по следующим направлениям:
Профилактическая работа включает в себя деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии воспитанников, создание благоприятных условий для этого развития. Для этого проводят: обследование детей, вновь прибывших в детский дом; консультирование педагогов по проблемам саморазвития, самоконтроля, общения; просвещение педагогов по вопросам возрастных особенностей детей; работа с личными делами воспитанников; разработан цикл мероприятий по предупреждению нарко-алкогольной зависимости; также разработаны мероприятия по обучению детей и подростков гигиеническим навыкам.
Коррекционное направление подразумевает под собой проведение: • работы по определению индивидуальных особенностей психического
развития воспитанников, выявление причин трудностей обучения и
воспитания отдельных детей;
Консультативное направление включает в себя работу, направленную на оказании помощи педагогическому коллективу в вопросах развития, воспитания и обучения воспитанников, для обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку [64].
С каждым годом увеличивается количество подростков с асоциальным поведением, которые уклоняются от учебы, употребляют спиртные напитки и наркотические вещества. Среди факторов, создающих эти тенденции, следует выделить увеличение числа подростков, оказавшихся без надлежащего родительского контроля. Ощущая свою ненужность обществу, родителям, недоступность многих форм досуга, часть подростков, имея слабую моральную закалку и низкий уровень воспитания, пополняют ряды подростков с улицы, попадают в так называемую «группу риска». Наличие беспризорных детей сдерживает интеллектуальное развитие общества. Эти люди не станут созидателями, они изначально не могут иметь такую цель, т.к. привыкли довольствоваться малым.
Все это остро ставит вопрос о разработки системы мер по преодолению и профилактике подобных явлений. С этой целью в 2004 году сотрудники «Социально-реабилитационного центре для несовершеннолетних» округа Муром Владимирской области разработали программу уличной социальной работы «Выбор за тобой». На учете в «Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних» состоит 425 социально неблагополучных семей, в которых проживают 1010 несовершеннолетних детей и подростков [48.С.8].
В этом центре реализуется не «силовой», а системно-целевой подход к решению проблемы, основанный на следующих гуманистических принципах: во-первых соблюдение интересов подростка; во-вторых принцип добровольности.
Насильно вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно, необходимо его желание. Значит, приступая к оказанию помощи, социальный работник
заключает с подростком вербальный контакт, т.е. получает согласие на сотрудничество, в противном случае он ограничивает свою роль наблюдением.
Опыт работы с уличными детьми широко используется в Москве и Санкт-Петербурге. Но общественные организации и фонды, которые занимаются донной проблемой, работают в основном с подростками, утратившими связь с семьей и оказавшимися вовлеченными в уличную среду, т.е. беспризорниками.
В округе Муром такая категория подростков практически отсутствует (точнее не имеет массового характера), поэтому основным направлением работы по программе является профилактическое предупреждение.
Объектом внимания являются подростки из материально бедствующих, неблагополучных семей, попавшие в трудные жизненные условия, замеченные в правонарушениях, иных видах асоциального поведения.
Стратегическая
цель программы - оказание социально-психолого-
Одна из основных задач при решении проблемы подростковой безнадзорности, как следствие подростковой конфликтности иагресивности-обеспечение согласованности действий всех организаций, занимающихся этим вопросом, в том числе и общественных. Поэтому программа носит комплексный характер, к ее реализации подключены: комитет по проблемам семьи и молодежи, ОДН УВД, Управление здравоохранения, Комитет территориального самоуправления, в том числе и студенты-волонтеры из учебных заведений по специальности социальная работа.
Совместно с инспекторами ОДН УВД были разработаны маршруты рейды для работы волонтеров в микрорайонах округа. В ходе рейдов уличные социальные работники решают следующие задачи:
• собирают данные о подростке с целью составления индивидуальной программы реабилитации;
• информируют
подростков о возможностях
социальной поддержки,
предлагают различного рода помощь;
• осуществляют
посредническую роль между подростком
и социальными
службами;
• оказывают
срочную помощь в экстренных
случаях (аптечка первой
медицинской помощи, набор продуктов питания)
[53.С.74].
Действия
уличных социальных работников не сводятся
только к тому, чтобы оказать им
первую медико-социальную помощь. Как
показывает опыт, любая акция получения
несовершеннолетними
Реализуя направления программы, важно исключить появление у несовершеннолетних потребительского отношения, социального инфантилизма. Поэтому основные усилия направлены на содействие в формировании у подростков мотивации на активную позицию в решении собственной судьбы.
Осенью
2005 года сотрудниками центра, в рамках
этой программы была начата реализация
нового проекта социально-
Главный принцип проекта состоит в том, что обеспечить полноценное развитие детей и подростков «группы риска» можно лишь с помощью двустороннего диалога, побуждающего их раскрыть себя и «самоутвердится». В ходе проекта делается все возможное, чтобы уйти от традиционных методов, и в то же время помочь несовершеннолетним действительно преодолеть коммуникативный барьер, чувство отчаяния, эмоционального отчуждения и замкнутости, создать атмосферу доверительности, дружелюбия. Проект ориентирован на преемственность социально полезного опыта в формировании коллективистских отношений.
Главным итогом работы является создание группы волонтеров из числа «проблемных» несовершеннолетних. Основными результатами этой работы по программе явились:
Информация о работе Агрессивность и конфликтность подростков