Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:57, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение подростковой конфликтности и агрессивности как объекта социальной работы.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- изучить подростковую конфликтность и агрессивность как социально-психологическое явления;
- рассмотреть основные направления психосоциальной работы с проблемными подростками;
- исследовать основные технологии социальной работы в сфере подростковой конфликтности и агрессивности;
- проанализировать деятельность социальных центров помощи подросткам в целом по России и г. Дальнереченске.
Всего выделяется одиннадцать основных типов акцентуаций характера: гипертимный, циклоидный, лабильный, сенситивный, шизоидный, эпшептоидный, истероидный, неустойчивый, астено-невротический, психастенический и конформный. Каждый из них имеет определенную характеристику, включающую в себя описание особенностей протекания основных подростковых реакции [15.C.62]. Конфликт может возникнуть, если к подростку предъявляются повышенные требования не соответствующие его развитию.
Неблагоприятные условия жизни (отсутствие достаточных средств к существованию, отсутствие взаимопонимания и дружеских отношений со сверстниками, родителями, преподавателями и т.д.) опять же могут приводить к конфликтным ситуациям.
Это объясняется также тем, что подростковый период - это обострение кризиса отношений взрослых и детей, который проявляется, учитывая социальную ситуацию развития, на таких полях взаимодействия, как «подросток – подросток» и «подросток – взрослый» [8.C.104]. В роли взрослых выступают учителя и родители, с которыми чаще всего возникают конфликты. Таким образом, конфликтное взаимодействие происходит в трех взаимосвязанных системах: «подросток – родители», «подросток – учителя» и «подросток – подросток».
Общение подростков со сверстниками - особая сфера их жизни. Иногда оно становится настолько интересным, что отодвигает на задний план обучение, уменьшает привлекательность общения с близкими, хотя психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны учителям и родителям. Конфликтные отношения подростков между собой основываются на борьбе за лидерство. Основными факторами конфликтного поведения выступают уровень притязаний, самооценка и статус.
Отношения подростков и педагогов сопровождаются конфликтами деятельности, отношений и поведения. Педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, отличиями в статусе и возрасте сторон. Конструктивное поведение учителя в конфликте предусматривают верное определение своей позиции, опору на отношения с родителями, использование влияния класса и педагогического коллектива, уважение к личности подростка, использование рекомендаций по оптимизации взаимодействия с учеником [4.C.69].
Конфликты
подростков и родителей обусловлены
деструктивностью внутрисемейных отношений,
недостатками в воспитании, индивидуально-психологическими
изменениями в психическом
Нельзя отрицать, что у человека может сформироваться своеобразное тяготение к периодической драматизации отношений и усилению межличностного напряжения. Это тяготение к эмоциональному напряжению нередко оценивается окружающими как своего рода потребность в конфликтах. Однако оно, как правило, не осознается самим человеком, а его возникновение связано с глубинными потребностями личности и трудно поддается коррекции.
В качестве еще одной основы конфликтности выступает неадекватность сформировавшихся представлений о других, завышенная самооценка, которая не отвечает реальным возможностям человека, тенденция к самоутверждению за счет других. В этих случаях возможно возникновение стойкой ориентации на преимущественное восприятие негативных качеств окружающих, преобладание в отношениях негативных оценок [7.C.142].
Конфликтность предусматривает определенный уровень психической напряженности. Он может быть разным для разных людей, что связано с уровнем психологической устойчивости человека. Психически стойкие и психически нестойкие люди в сложных ситуациях ведут себя по-разному. У психически неустойчивых подростков отсутствуют эффективные способы преодоления преград, поэтому иногда наблюдается явление самоиндукции негативного эмоционального напряжения: дезорганизованное поведение усиливает стрессовое состояние, которое еще больше дезорганизует поведение, что ведет к возникновению «волны дезорганизации».
Компоненты конфликтности имеют следующий вид:
-
эмоциональный компонент (
-
волевой компонент (
-
познавательный компонент (
-
мотивационный компонент (
-
психомоторный компонент (
При этом исследователи выделяют три вида психологических детерминант подростковой конфликтности:
-
детерминанты, связанные с
-
собственно психологические
-
социальные детерминанты - факторы
микро- и макросреды. Соответственно
определению понятия «
Данные
психологические детерминанты в
различной степени
Главенствующее положение занимают собственно психологические детерминанты, в частности, ситуация внутрисемейного развития. Семья решающим образом определяет условия жизни ребенка в период, предшествующий подростковому, с одной стороны, предупреждая многие вредные последствия, а с другой - являясь наиболее богатым источником его впечатлений и переживаний. Кризис в семье приводит к искажению идеалов, Я подростка, что провоцирует вначале изменение поведения, а потом нравственного облика и жизненных установок [11.C.145]. Воспитателем разочарованного во взрослых подростка становится улица, где есть круг таких же ребят. Ожесточенность, упрямство и безнравственный лидер при отсутствии привязанности к семье ведут к совершению преступных действий, хотя основой создания своей группы является потребность быть понятым, принятым и повысить свою самооценку. В результате разрушаются учебные и трудовые достижения, что порождает новые конфликты и неудачи, которые подрывают самоуважение и уверенность в себе, поэтому при изучении психологических детерминант конфликтного поведения подростка нужно отделять проявления возрастных особенностей от случаев собственно девиантного поведения, возможные деформации становящейся самооценки от напускного цинизма и пренебрежения социальными эталонами [8.C.65].
Однако, по мнению психологов, психоаналитического направления, явления подростковой конфликтности неизбежны, поскольку попытки личности интегрировать новые сексуальные импульсы приводят к внутренним переворотам, личностным нарушениям и снижению социальной адаптации. Для уменьшения негативных последствий столкновения сексуальных импульсов с социальными табу, подросток «использует» механизмы психологической защиты (подавление, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация и сублимация), искажающие восприятие ситуации, что может выступать как один из факторов возникновения межличностных конфликтов.
Кроме
того, нужно отметить, что именно
психоаналитическому
Среди данных обстоятельств исследователи также выделяют отношения, которые определяют процесс формирования его личности. Основными среди них можно считать отношения в семье, отношения с учителями, межличностные отношения со сверстниками в учебной и внеучебной деятельности, организованной взрослыми, отношения в неформальных группах, возникающих по месту жительства.
Особенности поведения подростков проявляются в преобладании у них эмоциональной подвижности над способностью к торможению, чрезвычайно сильной тяге к разнообразной деятельности; в проявлении выраженного разделения отношений на деловые и межличностные; в довольно частых конфликтах, имеющих взрывной характер. Конфликты проявляются в следующих сферах противоречия в жизнедеятельности подростков: учебной, семейной, публичной. Рассмотрим их более подробно.
В учебной сфере можно выделить следующие часто встречающиеся виды противостояний: ученик-ученик, ученик-учитель [7.C.64].
Больше всего подростки общаются со сверстниками. Общение подростков со сверстниками протекает в виде информационных и дискуссионных диалогов. Дискуссии подростков – это, как правило, спор с высоким эмоциональным накалом, весьма поверхностной и нелогичной аргументацией. Они редко приводят к общему выводу, а зачастую заканчиваются ссорой.
В классе общение подростков идет в составе различных временных объединений, организуемых педагогами для выполнения того или иного дела. Между одноклассниками может существовать весь диапазон межличностных отношений от любви, симпатии до антипатии и ненависти. Особенности взаимодействия учащихся подросткового возраста определяются обострением разделения группы общения по признаку пола, общение основывается на общности увлечений и практических интересов, помощи в различных ситуациях. От наиболее близких сверстников, которых подростки считают своими друзьями, они в большинстве случаев ждут помощи и понимания. Взаимоотношения с товарищами переживаются особо остро, и любое нарушение в этой сфере воспринимается как трагедия.
Наряду с установлением личных
контактов усиливается
Конфликты среди учеников являются обычным делом для школы. Основные поводы конфликтов между учениками – это непонимание, несовпадение интересов, неумение уступать, распускание сплетен, несправедливые обвинения, клевета и насмешки, особенности характера сверстников, споры, личная неприязнь, а зачастую конфликты возникают просто по пустякам [11.C.106].
Вступая в конфликт подростки, прежде всего, хотят доказать свою правоту, добиться справедливости и нормальных отношений, а также уважения к их мнению, показать свое «Я», показать, что они выше всех.
Подростки используют в своих отношениях
все конфликтные стили, но предпочитают
соперничать, реже они пытаются найти
компромисс, еще реже избегают конфликтов,
хотят сотрудничать или стремятся приспособиться.
Доминирующим средством разрешения конфликтов
является стремление доказать, что другой
по взаимодействию подросток неправ.
Второй конфликт
«ученик-учитель» менее распространен.
С учителями подростки конфликтуют реже,
чем друг с другом [38.C.97]. Для подросткового
возраста характерно уменьшение времени,
затрачиваемого на различные виды общения
со взрослыми. Общение с ними воспринимается
как источник организации и обеспечения
их жизни, причем организаторская функция
взрослых воспринимается подростками
чаще всего лишь как ограничительно-регулирующая.
У подростков начинает формироваться
чувство взрослости. От взрослых он требует
«морали равенства», а «взрослый от него
морали послушания», которые бы регулировали
их отношения. Такой вариант мотивации
уже не устраивает подростков, учитель
уже не такой непререкаемый авторитет,
как для учеников младших классов. В подростковом
возрасте происходит изменение личности,
отстаивается позиция «Я- взрослый», которая
способствует созданию конфликтных ситуаций
со взрослыми. Отличительной особенностью
этих отношений являются противоречивость,
активное сопротивление воспитанию, требованиям
учителей. В отношениях со взрослыми возникают
различного рода «барьеры», настрой на
ситуацию конфликта.
Причинами такого противостояния, с точки зрения учеников являются: оспаривание со стороны учителя, нетактичное поведение, необъективность при оценке знаний, завышенные требования. При разрешении конфликтов с учителями подростки используют следующие средства: ищут справедливого исхода, стремятся доказать, что другой человек неправ, реже делают вид, что все в порядке, подавляют свои негативные эмоции, уступают немного ради поддержания отношений [3.C.150].
Информация о работе Агрессивность и конфликтность подростков