Агрессивность и конфликтность подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:57, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение подростковой конфликтности и агрессивности как объекта социальной работы.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- изучить подростковую конфликтность и агрессивность как социально-психологическое явления;
- рассмотреть основные направления психосоциальной работы с проблемными подростками;
- исследовать основные технологии социальной работы в сфере подростковой конфликтности и агрессивности;
- проанализировать деятельность социальных центров помощи подросткам в целом по России и г. Дальнереченске.

Работа содержит 1 файл

диплом агрес и конфл подростков.doc

— 470.50 Кб (Скачать)

     На  второй стадии подросткового периода (в 12-13 лет) наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение ребенка к себе, обнаруживающее зависимость от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности [3.C.69].

     На  третьей стадии этого возраста (в 14-15 лет) возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе и в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности [9.C.137].

     Другим  важным механизмом самосознания выступает  личностная рефлексия, представляющая собой форму осознания подростком как своего внутреннего мира, так  и понимания внутреннего мира других людей. Характерно, что на первой стадии подросткового возраста предметом рефлексивного ожидания выступают в основном отдельные поступки детей. На второй стадии ведущее место занимает рассмотрение черт своего характера и особенностей взаимоотношений с людьми. В это время происходит своеобразный скачок в развитии личностной рефлексии, что выступает как серьезный стимул для самовоспитания подростка. Существенной особенностью личностной рефлексии на третьей стадии является возросшая критичность детей по отношению к особенностям своей личности, что типично для 35 % подростков [61].

     Поуровневые изменения на протяжении подросткового  периода онтогенеза претерпевает и  наиболее заметная характериологическая особенность 10-15-летнего ребенка, проявляющаяся в обостренном стремлении утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и возможностей [7.C.90].

     На  первой стадии для детей специфично стремление получить, признание факта  их взросления. Причем у части младших  подростков оно выражается в желании  лишь утвердить свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрослости (на уровне, например, «я могу идти на улицу в том пальто, в каком хочу»). У других детей стремление к признанию взрослости заключаете в жажде получить признание их новых возможностей, у третьих - в желании участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми. Вместе с тем анализ поведения и отношения детей, поставленных в специально организованные ситуации, показывает, что имеющиеся тенденции развития у них стремления к самостоятельности не сводятся просто к желанию добиться от взрослых признания определенных прав, а основываются на понимании уже младшими подростками важности выполнения конкретных общественно полезных дел, имеющих взрослый характер, хотя порой при недостаточном осознании их реальной значимости. Развитие данных тенденций определяется составом и содержанием многоплановой деятельности, в которую включается подросток. Не случайно реальное привлечение детей 10-11 лет к делам, которые имеют общественно полезное значение, обеспечивает появление и развитие мотива действования во имя пользы для других людей, развертывание потребности ребенка в общественном признании [12.C.118].

     На  второй стадии подросткового периода  это приводит к формированию взрослости не на уровне «я хочу», а на уровне «я могу» и «я должен», т.е. на уровне осознания своей приобщенности к обществу в реально взрослой позиции ответственного человека, выполняющего серьезную социальную роль. Одним из проявлений социально развитой личности являются идеалы, становящиеся не только образцом для подростка, но своеобразным внутренним критерием самооценки, регулятором личностного развития. На первой стадии подросткового периода онтогенеза у абсолютного большинства детей (93 %) идеалы носят конкретный характер и лишь незначительное число детей имеет обобщенные идеалы. Идеал младшего подростка воплощается в определенном человеке (учителе, родителе, товарище). На второй стадии подросткового возраста конкретный идеал присущ 68 % детей, а 30 % обладают уже обобщенным идеалом. Третья стадия отличается преобладанием обобщенного идеала. У 81 % детей в качестве идеала выступают обобщенные образы людей как совокупность идеальных черт [15.C.30]. 14-15-летние хотят быть похожими на известных литературных героев, революционеров, героев Великой Отечественной войны, героев наших дней (космонавтов, ученых, путешественников, спортсменов) [61].

     Значимым  показателем социального развития выступают интересы людей, в которых  выражается направленность личности, ее интеллектуальная и эмоциональная  активность. Первая стадия подросткового возраста характеризуется разбросанностью интересов детей, их стремлением все попробовать, во всем принять участие: в пении и рисовании, технических поделках и спортивных играх, в работе кружков натуралистов и географов, туристов и т.д. У 10-11-летних, как правило, не хватает времени, чтобы заняться всем тем, что их интересует. Из 1273 изученных учащихся IV-V классов 64 % состояли в трех и более кружках, секциях, студиях, штабах и пр. На второй стадии подросткового периода, в 12-13 лет, интересы детей стабилизируются. В трех и более кружках, бригадах, обществах состоит только 51 %, а 43 % проявляют интерес уже к 1-2 занятиям. На третьей стадии подросткового возраста, в 14-15 лет, три занятия выбирают лишь 38 % подростков, а 53 % отдают предпочтение 1-2 занятиям [9.C.253].

     Определяющее  значение в развитии растущего человека как личности имеют мотивы деятельности и поведения, в которых выражается характер его отношения к себе, другим людям, обществу, уровень самосознания и социальной ответственности. Показательно, что по мере взросления подростка наблюдается рост коллективистической и индивидуально-общественной мотиваций деятельности при спаде групповой мотивации (см.прил.A) [23.C.64].

     Как следует из таблицы, на первой стадии подросткового периода у детей 10-11 лет мотивировка поступков и деятельности носит воспроизводящий характер. Младшие подростки предпочитают оценку со стороны взрослых, которые в основном оценивают конечные результаты деятельности детей. Отсюда мотивировка собственных поступков носит у подростков поверхностный и ситуативный характер. Дети еще не умеют устанавливать связи между своими поступками и личностными качествами, хотя уже в 11 лет у них начинает складываться способность к самоанализу, развивается довольно критическое отношение к себе; наблюдается ситуативный интерес к внутреннему миру, как своему собственному, так и окружающих подростка людей. На второй стадии этого возраста резко усиливается отношение детей к своей личности. Подростки с особой остротой начинают ощущать потребность в утверждении себя в коллективе сверстников, в оценке их окружающими, причем такой, которая по возможности соотносится с самооценкой. Мотивировка поступка становится более дифференцированной. На третьей стадии в развитии подростков определяющее значение имеет саморегуляция поведения как составная часть самовоспитания, а мотивировка поступков служит в этом случае регулятором поведения и деятельности личности.

     Особенно  отчетливо прослеживаются изменения в мотивах общественно полезной деятельности подростков. Если у младших подростков преобладают мотивы эмоционального отношения («я хочу заниматься общественно полезной работой, потому что это доставляет мне удовольствие»), то у детей 14-15 лет развиваются и начинают доминировать моральные мотивы, такие, как социальная взаимопомощь, ответственность перед коллективом, удовлетворенность от приносимой людям пользы. На первой cтадии подросткового возраста 10-11-летний ребенок глобально положительно относится ко всем видам общественно полезной деятельности, что порой связывается с конформностью младшего подростка. Выявлено, однако, что в числе факторов, определяющих отношение подростка, преобладающее значение имеет желание быть со всеми, но не подавляя свою личность, а проявляя себя в общественно важном деле. Постепенно отношение к общественно полезной деятельности дифференцируется, и к 15 годам оно приобретает парциальный и индивидуальный характер (к тем видам, общественная значимость которых очевидна, - активно положительное, к другим более пассивное).

     Таким образом, возрастная периодизация подростков имеет отличия у разных исследователей. В современной науке подростковым принято считать период развития детей от11-12 до 15-17 лет. Этот период характеризуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. По мнению большинства исследователей, подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска и характеризуется как психически неустойчивый.

     Среди психофизиологических особенностей подростков выделяются три физиологические фазы развития, причем наблюдается неравномерность вхождения в эти фазы разными подростками. Существует взаимосвязь данного периода с бурным физиологическим развитием и началом становления осознанной личности.  
 
 

 

1.2. Особенности конфликтного поведения подростков 
 

     Конфликт  является одной из универсальных характеристик мира и основной движущей силой его развития. Это один из наиболее противоречивых феноменов и основных механизмов всех изменений и преобразований.

     Конфликт  представляет собой биополярное  явление, которое проявляется в  активности сторон. Идея «многосубъектности» внутреннего мира человека рассматривается в работах многих авторов, особенно тех, которые исходят их структурного построения личности. Например, психоанализ утверждает, что конфликт возникает в глубинах психики как результат взаимодействия внутренних структур и тенденций психики в силу законов её объективного существования. Тенденция к межличностным конфликтам – результат искажения базовых аттитюдов человека, которые возникают под влиянием негативного опыта, приобретенного в детстве [10.C.265].

     Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимодействии между людьми. Как  образно заметил американский социальный психолог Б.Вул, жизнь – это процесс  решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим [38.C.142].

     Общепринятой  теории конфликтов, объясняющей их природу, влияние на развитие конфликтов общества в современной научной  литературе нет, хотя имеются многочисленные исследования по вопросам возникновения конфликтов, управления ими.

       Анализ онтогенеза конфликтного поведения показывает, что подростковый возраст является наиболее напряженным с точки зрения возникновения межличностных конфликтов. Повышенная конфликтность подростков во многом определяется особенностями и значением подросткового возраста в развитии личности.

     Интенсивное развитие самосознания и критического мышления приводит к тому, что подросток обнаруживает противоречия не только в окружающем его мире, но и во внутри собственного представления о себе, что является основанием для изменения эмоционально-ценностного отношения к себе, проявляется в резком всплеске недовольства и в сочетании таких полярных качеств как, например, самоуверенность и робость, черствость и повышенная чувствительность, развязность и застенчивость. Острота и длительность ломки и перестройки прежних отношений к окружающему миру и к самому себе приобретают форму психологического кризиса, который сопровождается и обостряется кризисом в системе воспитания подростка, когда сталкиваются устаревшие его формы и потребности растущего человека в самореализации.

     В подростковый период происходит не только коренная перестройка ранее сложившихся  психологических структур, но и возникают новые образования, закладывающие основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

     Затрудненная  социализация подростков может спровоцировать проявления конфликтности в общении. Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций отдельно взятого индивида, связанных с острыми эмоциональными переживаниями [7.C.42]. Конфликт всегда является противоречием, но не любое противоречие ведет к конфликту. Противоречие проявляется и в целях и в методах, и в формах ценностей человека. Конфликты могут возникнуть на почве несовместимости взглядов, интересов, потребностей.

     Можно выделить следующие виды конфликтов:

  • кратковременные
  • затяжные
  • внутренние
  • внешние
  • интерперсональные
  • межличностные
  • лично-групповые
  • межгрупповые [1.C.39].

      Но  существуют и другие классификации конфликтов.

     У подростков конфликты могут возникать  из-за того, что на данной стадии развития человека ведущими являются эмоции, а не интеллект. Поэтому подросток сначала руководствуется чувствами, а потом разумом. Кроме того, он стремится самоутвердится, выразить себя в какой-либо деятельности, привлечь внимание окружающих. Довольно часто это самовыражение проявляется в совершении правонарушений, других антисоциальных и аморальных поступков, в результате которых возникает конфликт подростка с обществом.

     Другим  источником конфликта может быть отставание в развитии, различные  психические заболевания. В подростковом возрасте могут впервые возникать и заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний или значительными затруднениями процесса формирования личности. По мнению Б.А. Маршинина, у многих подростков наблюдаются акцентуации характера, которые, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее, повышают возможность психических травм и отклоняющегося от нормы поведения. Акцентуации характера являются крайними вариантами нормы, при которых одна или несколько черт характера выражены так сильно, что накладывают отпечаток на весь психический строй личности. Акцентуации, видимо, обусловлены генетическим фактором, однако некоторые типы акцентуаций проявляются только в неблагоприятных социальных условиях (родительская гиперопека, гипоопека, жестокое отношение, ранние психические травмы и т.д.).

Информация о работе Агрессивность и конфликтность подростков