Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:29, курсовая работа
Цель работы – дать по возможности полную характеристику агрессии в подростковом возрасте.
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Дать определение понятиям «агрессия» и «агрессивность»
2. Рассмотреть и дать критический анализ основным теориям и концепциям человеческой агрессии
Введение………………………………………………………………..…..стр.3
Глава 1.Агрессия как психологический феномен……………………….стр.5
1.1.Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические
подходы…………………………………………………………….………стр.5
1.2.Причины агрессии, ее виды и механизм действия…………….…..стр.9
Глава 2.Общая характеристика подросткового возраста………………. стр.14
2.1 Основные психологические особенности подростков………...….стр.14
2.2Подростковый кризис………………………………………………..стр.20
Глава 3.Агрессивное поведение у подростков…………………………...стр.24
3.1.Специфика агрессии в подростковом возрасте……………………стр.24
3.2.Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения
у подростков………………………………………………....…………….стр.28
Глава 4.Практическая часть………………………………………………стр.31
4.1.Опросные методы изучения агрессии…………………………….стр.31
4.2.Проективные методы………………………………………………стр.33
4.3.Методика исследования………………………………..………….стр.34
4.4 Анализ методики…………………………………………………..стр.37
Заключение……………………………………………………………..…стр.38
Список литературы……………………………………………….……....стр.40
Приложение…………………………………………………….…………стр.41
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Шуйский
государственный педагогический университет»
Кафедра
психологии
Курсовая работа на тему:
«Диагностика
агрессивности подростков»
Шуя –
2009 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Агрессия
как психологический феномен………
1.1.Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические
Глава 2.Общая характеристика подросткового возраста………………. стр.14
Глава 3.Агрессивное поведение у подростков…………………………...стр.24
4.3.Методика исследования………………………………..…………
4.4
Анализ методики………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………….…
Приложение……………………………………………………
Введение
Проблема
агрессивности одна из самых значительных
проблем современной
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с преступными группировками, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Кроме
того, проблема агрессивности мало
изучена теоретически. Эта проблема
имеет давнюю историю. Многие исследователи
в нашей стране и за рубежом
занимались проблемой агрессии, но
к одному знаменателю не пришли,
так как она сложна и многогранна
и, следовательно, одного решения быть
не может. В центре внимания исследователей
оказались такие аспекты
Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.
Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы агрессии подростков.
Цель работы – дать по возможности полную характеристику агрессии в подростковом возрасте.
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
Методы исследования: изучение и анализ литературы, тестирование, метод научного познания.
Предметом исследования
Объектом исследования
Субъектом исследования
Глава 1. Агрессия как психологический феномен
1.1.Понятие
агрессивности и агрессии,
основные теоретические
подходы
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:
Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:
1. Представление
об агрессии как
2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. [6,стр.20]
По мнению этих авторов:
- агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
-в качестве агрессии
может рассматриваться только
такое поведение, которое
-жертва должна обладать мотивацией избежания подобного обращения с собой;
Из
отечественных психологов эту точку
зрения разделяют Т.Г. Румянцева
и И.Б. Бойко. Они рассматривают
агрессию как форму социального
поведения, которое реализуется
в контексте социального
В 1939 г. Долларом была предложена теория фрустрации - агрессии, в которой утверждается что:
В свете теории социального
научения, предложенной Бандурой, агрессия
рассматривается как некое
Итак, рассмотрев все основные теоретические концепции агрессии, мы примем за рабочее следующее обобщающее определение этого явления:
Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Это определение подчеркивает, что
агрессия — это модель
Необходимо
разграничивать понятия «агрессия»
и «агрессивность». Агрессия- это
поведение (индивидуальное или коллективное),
направленное на нанесение физического,
либо психологического вреда или
ущерба. Агрессивность – относительно
устойчивая черта личности, выражающаяся
в готовности к агрессии, а так
же в склонности воспринимать и интерпретировать
поведение другого как
Индивидуальные детерминанты агрессии имеют постоянный характер, они устойчивы. Человек склонен "тиражировать" удачные модели поведения, что в последствии закрепляется в довольно устойчивые черты личности, поэтому склонных к насилию лиц редко удается переделать с помощью широко используемых средств: усиления мер, увеличение срока наказания и т.д. Агрессия для них является средством достижения целей, а потому вполне приемлема. Она глубоко укоренилась в их личностной структуре и как модель поведения чрезвычайно устраивает, поэтому вряд ли они с готовностью откажутся отвечать ударом на удар. Ключом к решению этой проблемы может быть психотерапия, направленная на повышение уровня уверенности в себе, формирование более зрелого взгляда на жизнь и отношения с другими людьми.
Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный "инстинкт агрессивности". Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс.[6,стр.50]
Человеческая агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические корни. К числу физиологических факторов агрессии относятся половые гормоны.
Согласно теории фрустрации, агрессия - это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же не наступление состояния, к которому он стремился. Эта теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.
Другой взгляд на происхождение агрессивного поведения а представлена в теории социального научения Л. Берковитц. Для того чтобы агрессивное поведение возникло и распространилось на определенный объект, необходимо чтобы существовало два условия: первое - чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и второе - чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек.
Самая
современная точка зрения на происхождение
агрессивного поведения связана
с когнитивной теорией
Агрессивные действия
1. Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных.
2.Наличие фрустрации.
3.Наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться.
4.Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию. [8,стр. 22-28]
Говоря о причинах агрессии нужно учитывать, что агрессия – неоднородна по своей природе. Выделяют различные типы и виды агрессии.
Во – первых, различают реактивную и спонтанную агрессию. Ряд немаловажных различий отметил С. Фешбах, разграничив друг от друга экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению.
Наиболее важно различение враждебной и инструментальной агрессии. Целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита).
Инструментальную агрессию Фешбах подразделяет на индивидуально и социально мотивированную, можно также говорить о своекорыстной и бескорыстной, или антисоциальной и просоциальной агрессии.
Среди форм агрессивных
Из форм враждебных реакций отмечаются:
Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Различают агрессию и по механизму возникновения и действия, а механизм и принцип действия во многом зависят от восприятия и оценки человеком ситуации, в частности - намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки.[6,стр.88-91]
Рассмотрим их более подробно,
т.к. именно эти факторы и
определяют агрессивное
Намерение: когда человек видит, что другой собирается напасть на него или помешать ему, то решающим оказывается прежде всего то обстоятельство, приписываются ли этому другому агрессивные намерения и враждебные по отношению к себе планы. Для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания о том, что другой питает враждебные намерения, даже если субъект еще и не подвергся нападению. Вместе с тем если противник заранее просит извинить его за агрессивное действие, то очень часто гнев не возникает вообще и ответной агрессии не происходит. Этот эффект основан на различной атрибуции мотивации, т. е. на приписывании субъектом другому враждебных или безобидных намерений. Как только субъект решит, что другой намерен ему навредить, и возникнет гнев, то изменить после этого такую атрибуцию можно лишь с очень большим трудом. Если же субъект придет к выводу, что инцидент был непреднамеренным или что произошла ошибка, то гнев, желание мести и стремление к ответной агрессии могут быстро пройти.
Ожидание достижения цели агрессии и возмездия за агрессивное поведение: Пока субъект располагает возможностями совершения прямой агрессии, реализация которых не представляет трудностей, ожидание вероятности нанесения вреда жертве и тем самым достижение цели агрессивного действия играют незначительную роль. Существенное значение это ожидание приобретает лишь в том случае, когда ответная агрессия субъекта не может достигнуть инициатора агрессии непосредственно, например нет возможности с ним встретиться. Тогда может последовать непрямая агрессия типа нанесения ущерба собственности агрессора или его репутации. Вероятность, что подобные косвенные агрессивные действия на самом деле поразят агрессора, весьма различна и является в качестве ожидания последствий результата действия - одним из решающих детерминантов. Например, если единственное, что человек может сделать, состоит в жалобе на агрессора начальнику, а поведение последнего не позволяет надеяться на его заинтересованность в содержании жалобы и в принятии им мер, то часть возникшей агрессивной тенденции останется нереализованной и сохранится на будущее. Если же прямая агрессия возможна, то решающее значение приобретает ожидание иного рода, а именно вероятность ответа на агрессию субъекта также агрессией, т. е. что в результате своего агрессивного акта субъект снова превратится в жертву. В действенности ожидания возмездия решающим оказывается обстоятельство, подвергся субъект нападению или нет. Если субъект стал жертвой агрессии, то он осуществляет принцип возмездия, даже когда вероятность ответного возмездия велика. [1,стр.29]
Благоприятствующие агрессии ключевые раздражители: Особенности контекста влияют на оценку ситуации, указывая субъекту, какой смысл ей следует приписать. Один из примеров это так называемый эффект оружия. Если в лабораторном помещении находится оружие, то агрессивность испытуемого будет повышаться . Ключевые раздражители оказывают мотивирующее воздействие лишь в том случае, когда отвечают текущему мотивационному состоянию.
Удовлетворение, приносимое достигнутым в ходе агрессии результатом: Для человека, подвергшегося агрессии и думающего о возмездии, восприятие поединка боксеров после испытанного одним из них поражения сопровождалась замещающим переживанием, отражавшим, возбуждавшим и умножавшим надежды на отмщение, что приводило к усилению мотивации. Наиболее непосредственное удовлетворение субъекту приносят любые реакции жертвы, выражающие ее страдание, прежде всего реакции, свидетельствующие об испытываемой ею боли. Если враждебная агрессия базируется на принципе возмездия, то максимальное удовлетворение принесет созерцание боли заранее определенной силы. Подобное созерцание сокращает агрессивную мотивацию вплоть до нулевого уровня и одновременно закрепляет агрессивное поведение в аналогичных ситуациях. Причинение незначительной боли не полностью удовлетворит субъекта и сохранит остаточную агрессивную тенденцию.
Самооценка: Процессы самооценки представляют собой решающий детерминант агрессивности субъекта, уровень самооценки регулирует внутренне обязательные нормативные стандарты, которые могут как препятствовать, так и благоприятствовать свершению агрессии. Если в результате несправедливого (по мнению субъекта) нападения, оскорбления или намеренно созданного препятствия будет задето и умалено его чувство собственного достоинства (его нормативный уровень), то агрессия будет нацелена на восстановление своего достоинства осуществлением возмездия. [10,стр.38-46]
Итак,
в самых общих чертах алгоритм
развития агрессивного цикла выглядит
так: в начале происходят невидимые
наблюдателю и чувственно не оформленные
для самого больного процессы отклонения
от нормального хода биологической
жизни. На этом этапе происходит включение
механизмов компенсации, направленных
на преодоление возникших
2. Общая характеристика подросткового возраста
2.1.Основные
психологические особенности
подростков
Подростковый
возраст – это граница между
детством и взрослой жизнью, связанная
с возрастом обязательного
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 – 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 – 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.
Особое
положение подросткового
Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять причины и механизм возникновения агрессии в этом возрастном периоде.
Первая общая
Первый из этих моментов
связан с внутренними гормональными
и физиологическими изменениями, влекущие
за собой телесные изменения, неосознанное
половое влечение, а также эмоционально-
Второй момент – окончание
детства и переход в мир
взрослых связан с развитием
в сознание подростка
[4,стр.112-120]
Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остается еще ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке понимании, одобрении прощении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете. В таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция обособлению и от мира детства и от мира взрослых к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу.
Главным противоречием подросткового возраста можно считать противоречие между рассудочной формой возникновения в сознание подростка рефлексии, ставшей для него ведущей формой сознательного отношения к миру, и неличным миром взрослых, не укладывающейся в рамки рассудочности, и в то же время провозглашающим рассудочность (сознательность») своего бытия. [4,стр.134-140]
Актуальность этой темы в том, что почти каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Переходный возраст – самый короткий период жизни, но очень важный. И важно без особых травм пережить его.
Вторая особенность
и ценнейшее психологическое
приобретение подростка – открытие
своего внутреннего мира, в этот
период возникают проблемы самосознания
и самоопределения. В тесной связи
с поисками смысла жизни находиться
и стремление узнать самого себя, свои
способности, возможности, поиск себя
в отношениях с окружающими. Для
ребенка единственной осознаваемой
реальностью является внешний мир,
куда он проецирует и свою фантазию.
Для подростка внешний, физический
мир – только одна из возможностей
субъективного опыта, сосредоточением
которого является он сам. Обретая способность
погружаться в себя и наслаждаться
своими переживаниями, подросток и
юноша открывают целый мир
новых чувств, они начинают воспринимать
и осмысливать свои эмоции уже
не как производные от каких-то внешних
событий, а как состояние своего
собственного «я». Даже объективная, безличная
информация нередко стимулирует
юношу к интроспекции, размышлению
о себе и своих проблемах. Юность
особенно чувствительна к «внутренним»,
психологическим, проблемам. «Открытие
своего внутреннего мира – очень
важное, радостное и волнующее
событие, но оно вызывает также много
тревожных и драматических
Представление подростка о себе всегда соотносятся с групповым образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим образом полностью.
«Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ценой ослабления индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем больше он находит различий между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда – напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми». [4,стр.202-203]
Но
как осознание своей
Еще
одна характеристика, относящаяся к
подростковому возрасту – это
большое значение, которое юноши
и девушки придают своей
С
возрастом повышается адекватность
самооценок. Самооценки взрослых по большинству
показателей более реалистичны
и объективны, чем юношеские, а
юношеские, чем подростковые. Но эта
тенденция не является линейной, необходимо
учитывать изменение с
Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое индивид производит на окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью.
Говоря
о подростковом периоде развития
человека, мы всегда подразумеваем, что
это сложный, трудный период. Трудность
этого периода состоит не только
в вышеперечисленных
2.2. Подростковый
кризис
Особенность подросткового возраста – это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни.
Процесс
формирования собственной идентичности
сопровождает человека на протяжении
всей его жизни. «В основе данного
процесса лежит личностное самоопределение,
имеющее ценностно-смысловую
Одна
из причин подросткового кризиса
и конфликтов с окружающими в
этом возрасте - переоценка своих возросших
возможностей, которая определяется
стремлением к известной
Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым сверстниками. Эмоциональное благополучие личности все больше и больше начинает зависеть от того места, которое она занимает в коллективе, начинается определяться прежде всего отношением и оценками товарищей.
[5,стр.41-42]
Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у юношей формируются системы своих требований и норм, на совпадающие с требованиями взрослых.
Одним из важнейших моментов в личности является развитие самосознания, самооценки; у молодых людей возникает интерес к себе, качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в формировании самооценки играет успешная деятельность. [5,стр.108]
Подростковый кризис также
Деперсонализация является ключевым феноменом кризиса личности. Она охватывает широкий круг расстройств — от ослабления образного компонента восприятия окружающего, потери сопереживания к нему до случаев бредового раздвоения личности. Разные авторы относят к деперсонализации как глубоко патологические явления с феноменами полного отчуждения собственной воли, мыслей и чувств, так и проявления десоциализации с нарушением “правового чувства”, способности различать добро и зло, справедливость и подлость и т. д.
Применительно к понятию
Подросток
ощущает себя незащищенным,
сомневающимся в своей
Неуверенность в стабильности
своего внутреннего мира, обеспокоенность
тем, что этот мир может быть
утерян, составляют основу постоянного
Субъективно тягостное
С кризисными процессами самосознания тесно связаны специфически подростковые реакции группирования, значение которых в формировании мотивов преступления огромно. Повинуясь законам группы, порой столь же иррациональным, сколь и неотвратимым, подростки идут на невероятно жестокие преступления для того, чтобы, как им кажется, восстановить жизненно важную для них связь собственного Я с группой.
Кризис подросткового возраста
– абсолютно нормальное
Глава 3. Агрессивное поведение у подростков
3.1.Специфика
агрессии в подростковом
возрасте
Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения, период остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.
Поэтому очень часто
В теориях возникновения агрессии у подростков мы можем выделить две основные тенденции. [8,стр.3-18]
Речь вдет либо о
Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных и следственных органов и требующие, в силу своей непонятности и причинной необоснованности, психиатрического анализа, являются следствием личностного кризиса, о чем и было сказано в предыдущем параграфе. Часто признаки разлада личности проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества и оторванности от мира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии.
Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет. [10,стр.65]
Сравнение
степени выраженности различных
компонентов агрессивного поведения
у мальчиков и девочек
Говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей.
Становление агрессивного поведения у подростков - сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.
Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как "цикл насилия", Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожи тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности. [1,стр.99]
На
становление агрессивного поведения
влияют степень сплоченности семьи,
близости между родителями и ребенком,
характер взаимоотношений между
братьями и сестрами, а также стиль
семейного руководства. Дети, у
которых в семье сильный
Один
из самых спорных источников обучения
агрессии — средства массовой информации.
После многолетних
Таким
образом, все вышеперечисленные
факторы должны учитываться родителями,
педагогами, психологами и обществом
в целом при взаимодействии с
подростками, потому что агрессию легче
предотвратить, чем потом корректировать
агрессивное поведение. Методы и технологии
профилактики и коррекции агрессивного
поведения у подростков более подробно
рассмотрим в следующей главе.
3.2. Методы профилактики
и коррекции агрессивного
поведения у подростков
Важнейшим
условием эффективной социализации
и предупреждения становления агрессивных
форм поведения является развитие мотивации
привязанности, посредством которой
ребенок научается желать интереса,
внимания и одобрения окружающих,
и в первую очередь - собственных
родителей. В качестве вторичного подкрепления
привязанность затем может
Игнорирование
актов агрессивного поведения как
способ предупреждения и "снятия"
агрессии вызывает сомнение и даже
настораживает. Обыденный психолого-
Активное наказание также
Воспитательно-
Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:
Таким образом, для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.
Большую
важность также имеют навыки совместной
работы, поэтому этому следует
особое внимание, в частности в
рамках школы.
Ведущая роль в предупреждении и коррекции
агрессивности у детей и подростков принадлежит
семье, родителям. Однако велико значение
и педагогов, и, разумеется, психологов.
Самый прямой путь измерения агрессии – спросить о таком поведении.
Архивные исследования состоят в сборе информации из публичных источников. Например, статистика преступности и бракоразводности может послужить источником информации о проявлениях агрессии. Достоинство этого метода в том, что архивные данные свободны от вносимых исследователем искажений. Проблема архивных исследований в том, что данные изначально были собраны для других целей и зачастую трудно найти сведения, непосредственно касающиеся интересующей его проблемы.
Для
получения необходимой
В
анкетах людей спрашивают об их собственной
агрессивности или об их непосредственном
опыте, связанным с агрессивным
поведением людей. Они предназначены
для оценки агрессии в конкретных
ситуациях (например, насилие в семье
или сексуальное насилие). Мюррей
Штраус и Сюзан Штайнметц применяли
анкеты в исследовательской программе
по выявлению причин насилия в
семье. Они создали опросник «Шкала
тактики поведения в
Еще
один метод сбора информации об агрессивном
поведении – оценивание другими.
Этот метод состоит в том, что
человек, чья агрессивность нас
интересует, оценивают люди, отличные
от него: родителями друзьями, одноклассниками.
Плюс этого метода в том, что оценки
могут быть гораздо объективнее.
Чем у самого испытуемого, однако,
возможно искажение восприятия окружающими
испытуемого.
Проективные методы особенно полезны для изучения агрессии и враждебности, так как не раскрывают испытуемым интерес исследователя. Наиболее часто используемые проективные методы – Тест чернильных пятен Роршаха и Тест тематической апперцепции. Данные тесты используются как в исследовательском, так и в клиническом контексте для изучения разнообразных форм поведения и мотивов.
Тест тематической апперцепции состоит из серии картинок, о которых испытуемый пишет или рассказывает истории: что происходит и что предшествовало событиям на картинке.
В
тесте Роршаха исследователь
показывает испытуемому серию карточек
с чернильными пятнами и просит
сказать, на что они похожи или
что ему напоминают. Для диагностики
уровня агрессивности по этой методике
применяется система, разработанная
Элизаром. В этой системе ответы
разносят по шести категориям, отражающим
аспекты гнева или
Рисуночный
тест изучения фрустрации по Розенцвейгу
является полупроективной техникой,
предназначенной для оценки типичных
реакций на повседневные фрустрирующие
события. Испытуемым показывают комикс.
Где на каждой картинке некий персонаж
произносит слова, из которых следует,
что герой столкнулся с фрустрирующей
ситуацией. Испытуемый должен вписать
ответ фрустрированного героя.
4.3.Методика
исследования
Объектом исследования были выбраны ученики МОУ СОШ №4 г.Родники. Общее количество испытуемых 18 человек. Из них 9 девочек и 9 мальчиков.
Процедура исследования состояла в проведении анкетирования учащихся и в последующем выявлении и сравнении уровня агрессивности у мальчиков и девочек среднего подросткового возраста.
Исследования проводились в летнее время (на дополнительных занятиях). Во время исследования присутствовал педагог школы, помогавший и поддерживавший дисциплину в классе. Исследование проводилось в групповой форме. Испытуемым предлагались 24 различных рисунка, с изображением различных ситуаций. Свой ответ необходимо было дать как можно скорее и тут же его записать на листе бумаги под порядковым номером, соответствующим номеру просмотренного рисунка. Испытуемые отнеслись к исследованию с большим интересом. На проведение исследования было затрачено 30 минут. Полученные данные, в целом, можно считать достоверными.
Описываемый тест предназначен для оценки степени развитости у человека черты личности «агрессивность», понимаемой как не вызванная объективными обстоятельствами и необходимостью тенденция враждебно реагировать на большинство высказываний, действий и поступков окружающих людей. Агрессивность — это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к человеку, животным и предметам природы и материальной культуры, склонность к их разрушению и неспровоцированным агрессивным действиям. Такое определение было дано подросткам.
В данном тесте, основой которого явился известный тест Розенцвейга, испытуемые получают 24 разных рисунка. На этих рисунках представлены люди в различных эмоциогенных, близких к стрессовым и вызывающих фрустрацию ситуациях. Общим для всех рисунков, используемых в тесте, является то, что один человек в них проявляет в отношении другого такие действия, которые этим, вторым человеком могут быть поняты по-разному: как агрессивные, преднамеренно вызывающие или оскорбительные, или случайные, совершенные неумышленно, по незнанию, без сознательного желания навредить или унизить другого человека.
Предполагается,
что индивид с достаточно развитой
чертой характера «агрессивность»
на большинство действий подобного
рода со стороны окружающих людей
будет реагировать агрессией, причем
даже тогда, когда действие другого
человека не было вызвано стремлением
причинить ему неприятности. Индивид,
у которого личностная черта агрессивности
выражена слабо, на подобные ситуации
будет реагировать по-другому: дружелюбно,
стараясь разрядить возникшую
Перед началом исследования все испытуемые получают инструкцию следующего содержания:
«На каждой из 24 предлагаемых вам картинок изображены два или несколько человек, один из них совершил какое-то действие в отношении другого, и в связи с этим произнес какие-то слова. Вы должны поставить себя на место этого, другого человека и ответить за него. Свой ответ необходимо дать как можно скорее и тут же его записать на листе бумаги под порядковым номером, соответствующим номеру просмотренного рисунка».
Ответ испытуемого на каждую картинку анализируется отдельно. В итоге такого анализа он должен быть отнесен к одной из следующих двух категорий:
1. Агрессивные реакции.
2. Неагрессивные реакции.
К числу агрессивных относятся такие реакции, в которых действия другого лица рассматриваются как преднамеренно враждебные и сама ответная реакция на них является враждебной (агрессивной). В этом случае ответ испытуемого должен содержать в себе явное осуждение, оскорбление или угрозу в адрес другого лица.
К
неагрессивным относятся
В
заключение подсчитывается соотношение
агрессивных и неагрессивных
реакций по их числу. Если количество
агрессивных реакций явно доминирует
над числом неагрессивных (агрессивных
14 и больше, а неагрессивных 10 и
меньше), то делается вывод о том,
что у данного испытуемого
явно выражен мотив агрессивности.
Если, напротив, неагрессивных реакций
оказывается намного больше, чем
агрессивных (неагрессивных 14 и больше,
а агрессивных 10 и меньше), то делается
вывод о том, что данный испытуемый
неагрессивен.
4.4
Анализ методики
Полученные результаты эмпирического исследования представлены в таблице в приложении.
Исходя из результатов исследования, мы выяснили, что из 18 исследуемых подростков с явными признаками агрессивности выявлены 7 человек.
Из 18 исследуемых мальчиков с явными признаками агрессивности выявлены - 5 человек, из 9 девочек - 2 человека.
Можно
сделать следующий вывод: в исследуемом
нами коллективе преобладает невысокий
уровень агрессивности.
Заключение
Итак, проблема агрессии в современном мире, особенно в российских условиях устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Необходимо выяснить механизмы возникновения и принципы функционирования агрессии и разработать методы профилактики и коррекции агрессивного, асоциального поведения. Эти задачи мы и попытались решить в настоящей курсовой работе.
Под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Период взросления, подростковый возраст, сам по себе не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов – психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей подросткового возраста необходимо для понимания психологии агрессии в подростковом возрасте.
Причины, по которым подростки совершают агрессивные поступки, остаются до сих пор полностью не выяснены. Тем не менее, мы в ходе работы определили следующие категории, обусловливающие агрессивное поведение подростка, а именно:
Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий, общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму, поэтому необходимо продолжать более детальное и глубокое рассмотрение данной темы, как на уровне психологической и педагогической наук, так и на уровне практической работы с подростками.
Список литературы
Приложения
Код | Агрессивные ответы | Неагрессивные ответы | Уровень агрессивности |
М 1 | 11 | 13 | неагрессивен |
М 2 | 10 | 14 | неагрессивен |
М 3 | 16 | 8 | агрессивен |
М 4 | 14 | 10 | агрессивен |
М 5 | 9 | 15 | неагрессивен |
М 6 | 14 | 10 | агрессивен |
М 7 | 13 | 11 | агрессивен |
М 8 | 16 | 8 | агрессивен |
М 9 | 11 | 13 | неагрессивен |
Д 1 | 10 | 14 | неагрессивна |
Д 2 | 13 | 11 | агрессивна |
Д 3 | 9 | 15 | неагрессивна |
Д 4 | 14 | 10 | агрессивна |
Д 5 | 7 | 17 | неагрессивна |
Д 6 | 8 | 16 | неагрессивна |
Д 7 | 5 | 19 | неагрессивна |
Д 8 | 11 | 13 | неагрессивна |
Д 9 | 10 | 14 | неагрессивна |