Агрессивность и конфликтность подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:57, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение подростковой конфликтности и агрессивности как объекта социальной работы.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- изучить подростковую конфликтность и агрессивность как социально-психологическое явления;
- рассмотреть основные направления психосоциальной работы с проблемными подростками;
- исследовать основные технологии социальной работы в сфере подростковой конфликтности и агрессивности;
- проанализировать деятельность социальных центров помощи подросткам в целом по России и г. Дальнереченске.

Работа содержит 1 файл

диплом агрес и конфл подростков.doc

— 470.50 Кб (Скачать)

     Методы  коррекции конфликтности и агрессивности  в подростковой среде также более  изучены зарубежными авторами. Однако данные методы во многом зависят от теоретических взглядов на природу этого феномена. Коррекционные методы за рубежом рассматривались в рамках психоаналитического подхода; центрированного на личности подростка подхода; поведенческого подхода. Поведенческий подход исследовался и российскими авторами. На его базе разработано множество видов тренингов коррекции агрессивности и конфликтности в подростковой среде.

     В заключение следует сказать, что феномен конфликтности и агрессивности в подростковой среде более широко изучен зарубежными авторами. Основной причиной сложившейся ситуации являются политические трансформации российского общества, задержавшие процесс изучения данной проблемы. Однако в последнее время отечественными авторами изучен большой объем зарубежных исследований, результаты которого сравнивались с прежними наработками российских ученых и современными социальными условиями. Полученные результаты позволили сформировать новое поле для дальнейших исследований.

     Проведенный анализ конфликтности и агрессивности  в подростковой среде позволяет  предложить ряд рекомендаций по преодолению данных явлений.

  1. Усилить контроль над средствами массовой информации, пропагандирующими конфликтность и агрессивность, как основной путь решения проблем и достижения целей.
  2. Разработать долгосрочные финансируемые социальные программы, направленные на исследование феноменов конфликтности и агрессивности в подростковой среде с целью выявления наиболее эффективных путей профилактики данных явлений.
  3. Осуществлять поддержку общественных и молодежных объединений, пропагандирующих «здоровые» социальные нормы и ценности в подростковой среде; способствовать их развитию и массовому распространению в обществе.
  4. Активизировать деятельность социальных педагогов в общеобразовательных школах по выявлению конфликтных и агрессивных подростков с целью проведения дальнейшей консультационной и коррекционной работы, как  с самими подростками, так и с их родителями.
  5. Периодически проводить социально-психологические тренинги по снижению уровня агрессивности и конфликтности.
 

 

Список использованной литературы 

Справочная  и учебная литература

  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 751 с.
  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: Учеб. пособ. – СПб.: Питер, 1999. – 352 с.
  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1997. – 190 с.
  4. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога:  Учеб. пособ. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
  5. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология: Учеб. пособ. – М.:  Гардарики, 2003. – 512 с.
  6. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособ. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
  7. Гришина Н.В.  Психология конфликта   -  СПб.: Питер,  2000. - 464 с.
  8. Громова   О.Н.   Конфликтология  -  М.: ЭКМОС, 2000. - 320с.
  9. Добреньков В.И. Социология -  М.: Гардарики, 2000. - 342с.
  10. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии: Учеб. пособ. – СПб.: Питер, 2004. – 400 с.
  11. Здравомыслов А.Г.Социология конфликта: Учеб. пособ.  - М.: Аспект Пресс, 1996. - 317 с.
  12. Крайг Г. Психология развития – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
  13. Клиническая психология в социальной работе: Учеб. пособ. / Под ред. Б.А. Маршинина. – М.: Академия, 2002. – 224 с.
  14. Лаак Я.Тер Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 384 с.
  15. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания: Учеб. пособ. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 256 с.
  16. Методика воспитательной работы: Учеб. пособ. / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 144 с.
  17. Можтиенский Ю.Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм: Учеб. пособ. – СПб.: Лань, 1999. – 128 с.
  18. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учеб. пособ. – М.: Академический проект, 2002. – 416 с.
  19. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2000. – 456 с.
  20. Назарова Н.Б. Профилактика конфликтов у несовершеннолетних правонарушителей / Под ред. М.И. Ломшина.– Саранск, Издательство Мордовского университета, 2001. –  135с.
  21. Немов Р.С. Психология. Кн.2.- М.: ВЛАДОС, 1998. - 608 с.
  22. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. Пособ. – М.: Владос, 2001. - 192 с.
  23. Обухова Л.Ф. Детская психология. –  М.: Тирола, 1998. –  352 с.
  24. Олиферко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб.пособ. – М.: Академия, 2002. – 256 с.
  25. Основы социальной работы: Учебник. / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М., 1997. – 325 с.
  26. Основы социальной работы: Учеб. пособ. / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
  27. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учеб. пособ. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1996. – 96 с.
  28. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Под ред. Е.Г.Силяевой. - М.: Академия, 2004. - 192 с.
  29. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Холостовой Е. И. – М.: Юристъ, 1997. – 424 с.
  30. Социальная работа / Под ред. В.И. Курбатова – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 576 с.
  31. Социология. Учеб. пособ. / Под ред. Елсукова А. Н. – Минск.: Тетра Системс, 2000. – 544 с.
  32. Социальная педагогика: Учеб. пособ. / Под ред. В.А, Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 272 с.
  33. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – 168 с.
  34. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Холостовой Е. И. – М.: Юристъ, 1999. - 334 с.
  35. Тетерский Е.В. Введение в социальную работу: Учеб. пособ. – М.: Академический Проект, 2003. – 496 с.
  36. Теория и методика социальной работы / Под ред. А.М. Панова. – М: Издательство института социальной работы, 1997. – 233 с.
  37. Технология социальной работы: Учеб. пособ. / Под. ред. И.Г.  Зайнышева – М.: ВЛАДОС, 2002. – 240 с.
  38. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. - М.: ЭКМОС, 2000. - 272с.
  39. Фирсов М.В., Студентова Е.Г. Теория социальной работы. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 432 с.
  40. Фирсов М. В., Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие. – М.: Академия. 2002. – 192 с.
  41. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты: Учеб. пособ. - М.: Юристь, 1997. - 240 с.
  42. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособ. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
  43. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. Пособ.   – М.: Академия. 2002. – 208 с.
 

Специальная литература

  1. Беличева С. Дементьева И. Карта обследования социально-дезадаптированных несовершеннолетних // Воспитание школьников. – 2004. - №3. – С.28-30.
  2. Вдовина М.В. Современные конфликты поколений в современном российском обществе // Социологические исследования. – 2004. - №4. – С.10-13.
  3. Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье //Социологические исследования. – 2005. - №1. – С.102-109.
  4. Запрудский Ю.Г. Культура конфликта // Вестник МГУ. – 2002. - №4. – С.74-76.
  5. Карелова Г.Н. Современные проблемы и пути дальнейшего совершенствования деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации // Работник социальной службы. – 2002. - №4. – С.8-9.
  6. Коноваленко М. Конфликт: победить или выиграть // Управление персоналом. -2004. - №4. – С.67-69.
  7. Масагутов Р.М. Гендерные различия агрессии у подростков // Вопросы психологии. – 2003. - №3. – С.35-38.
  8. Поцелуев С.В. Ритуализация конфликта // Политол. исслед. – 2004. - №3. – С.83-85.
  9. Рубчевский К.В. Социализация личности // Общественные науки современности. – 2003. - №3 – С.147-150.
  10. Симонов В.П. Диагностика психосамотического типа личности // Прикладная психология и психоанализ. – 2003. - №2 – С.73-75.
  11. Симонова О.А. Социологический смысл понятия идентичности в концепции Э.Г. Эриксона // Вестник Московского Университета. – 2001. - №2 – С.105-121.
  12. Сочивко Д.В. Психодинамическая диагностика личности в разных по экстремальности условиях жизнедеятельности. // Прикладная психология и психоанализ. – 2001. - №2 – С.58-78.
  13. Тюменева Ю.А. Нормативное регулирование подростками своих отношений // Вопросы психологии. – 2006. - №1. – С.23-26.
  14. Целуйко В.М.  Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 272 с.
  15. Щербина Ю. Природа речевой агрессии // Прикладная психология и психоанализ. – 2000. - №3. – С.25-28.
  16. Якимец В.Н. Сложносоставные конфликты – атрибут постсоциалистической трансформации // Социологические исследования. – 2005. - №8. – С.77-78.
 

Неопубликованные  источники

  1. Отчет о деятельности социально-реабилитационного центра  «Надежда»
  2. Социальное развитие подростка http://www.esus
  3. Специфика проявления агрессии у подростков http://2003.vernadsky.info
  4. Устав Дальнереченского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Надежда»
  5. Устав Янгарского социально-реабилитационного центра «Родник»
 
 

 

                                                  Приложение А 

Динамика  мотивационных структур деятельности

(учебной,  трудовой, организационно-общественной) подростков (в %)  

Тип мотивационной структуры Дети  подросткового возраста
10-11 лет 12-13 лет 14-15 лет
1. Коллективистическая 22,4 28,0 27,6
2. Индивидуально-общественная 33,0 36,9 37,9
3. Групповая 23,5 14,5 16,0
4. Индивидуалистическая 10,0 12,3 9,0
5. Прочие типы структур 13,1 8,3 11,0

 

 

Приложение  Б 

Технологии  регулирования конфликта 

Название Основное содержание
Информационные Ликвидация  дефицита информации в конфликте; исключение из информационного поля ложной, искаженной информации; устранение слухов и т.п.
Коммуникативные Организация общения  между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками; обеспечение эффективного общения
Социально-психологические Работа с  неформальными лидерами и микрогруппами; снижение социальной напряженности  и укрепления социально-психологического климата в коллективе
Организационные Решение кадровых вопросов; использование методов  поощрения и наказания; изменение  условий взаимодействия сотрудников  и т. п.


Информация о работе Агрессивность и конфликтность подростков