Методы
коррекции конфликтности и агрессивности
в подростковой среде также более
изучены зарубежными авторами. Однако
данные методы во многом зависят от теоретических
взглядов на природу этого феномена. Коррекционные
методы за рубежом рассматривались в рамках
психоаналитического подхода; центрированного
на личности подростка подхода; поведенческого
подхода. Поведенческий подход исследовался
и российскими авторами. На его базе разработано
множество видов тренингов коррекции
агрессивности и конфликтности в подростковой
среде.
В
заключение следует сказать, что феномен
конфликтности и агрессивности в подростковой
среде более широко изучен зарубежными
авторами. Основной причиной сложившейся
ситуации являются политические трансформации
российского общества, задержавшие процесс
изучения данной проблемы. Однако в последнее
время отечественными авторами изучен
большой объем зарубежных исследований,
результаты которого сравнивались с прежними
наработками российских ученых и современными
социальными условиями. Полученные результаты
позволили сформировать новое поле для
дальнейших исследований.
Проведенный
анализ конфликтности и агрессивности
в подростковой среде позволяет
предложить ряд рекомендаций по преодолению
данных явлений.
- Усилить контроль
над средствами массовой информации, пропагандирующими
конфликтность и агрессивность, как основной
путь решения проблем и достижения целей.
- Разработать
долгосрочные финансируемые социальные
программы, направленные на исследование
феноменов конфликтности и агрессивности
в подростковой среде с целью выявления
наиболее эффективных путей профилактики
данных явлений.
- Осуществлять
поддержку общественных и молодежных
объединений, пропагандирующих «здоровые»
социальные нормы и ценности в подростковой
среде; способствовать их развитию и массовому
распространению в обществе.
- Активизировать
деятельность социальных педагогов в
общеобразовательных школах по выявлению
конфликтных и агрессивных подростков
с целью проведения дальнейшей консультационной
и коррекционной работы, как с самими
подростками, так и с их родителями.
- Периодически
проводить социально-психологические
тренинги по снижению уровня агрессивности
и конфликтности.
Список использованной
литературы
Справочная
и учебная литература
- Анцупов А.
Я., Шипилов А. И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ,
2000. - 751 с.
- Бэрон Р.,
Ричардсон Д. Агрессия: Учеб. пособ. – СПб.:
Питер, 1999. – 352 с.
- Божович Л.
И. Личность и ее формирование в детском
возрасте.- М.: Просвещение, 1997. – 190 с.
- Василькова
Ю.В. Методика и опыт работы социального
педагога: Учеб. пособ. – М.: Академия,
2002. – 160 с.
- Волков Ю.Г.,
Добреньков В.И. Социология: Учеб. пособ.
– М.: Гардарики, 2003. – 512 с.
- Гонеев А.Д.
Основы коррекционной педагогики: Учеб.
пособ. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
- Гришина Н.В.
Психология конфликта - СПб.:
Питер, 2000. - 464 с.
- Громова
О.Н. Конфликтология - М.: ЭКМОС,
2000. - 320с.
- Добреньков
В.И. Социология - М.: Гардарики, 2000. -
342с.
- Емельянов
С.М. Практикум по конфликтологии: Учеб.
пособ. – СПб.: Питер, 2004. – 400 с.
- Здравомыслов
А.Г.Социология конфликта: Учеб. пособ.
- М.: Аспект Пресс, 1996. - 317 с.
- Крайг Г.
Психология развития – СПб.: Питер, 2000.
– 992 с.
- Клиническая
психология в социальной работе: Учеб.
пособ. / Под ред. Б.А. Маршинина. – М.: Академия,
2002. – 224 с.
- Лаак Я.Тер
Психодиагностика: проблемы содержания
и методов. – М.: Институт практической
психологии, 1996. – 384 с.
- Лишин О.В.
Педагогическая психология воспитания:
Учеб. пособ. – М.: Институт практической
психологии, 1997. – 256 с.
- Методика
воспитательной работы: Учеб. пособ. / Под
ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002.
– 144 с.
- Можтиенский
Ю.Б. Агрессия подростков: Эмоциональный
и кризисный механизм: Учеб. пособ. – СПб.:
Лань, 1999. – 128 с.
- Мустаева
Ф.А. Основы социальной педагогики: Учеб.
пособ. – М.: Академический проект, 2002.
– 416 с.
- Мухина В.С.
Возрастная психология. – М.: Академия,
2000. – 456 с.
- Назарова
Н.Б. Профилактика конфликтов у несовершеннолетних
правонарушителей / Под ред. М.И. Ломшина.–
Саранск, Издательство Мордовского университета,
2001. – 135с.
- Немов Р.С.
Психология. Кн.2.- М.: ВЛАДОС, 1998. - 608 с.
- Непомнящая
Н.И. Психодиагностика личности: Теория
и практика: Учеб. Пособ. – М.: Владос, 2001.
- 192 с.
- Обухова
Л.Ф. Детская психология. – М.: Тирола,
1998. – 352 с.
- Олиферко
Л.Я. Социально-педагогическая поддержка
детей группы риска: Учеб.пособ. – М.: Академия,
2002. – 256 с.
- Основы социальной
работы: Учебник. / Отв. ред. П.Д. Павленок.
- М., 1997. – 325 с.
- Основы социальной
работы: Учеб. пособ. / Под ред. Н. Ф. Басова.
- М.: Академия, 2004. - 288 с.
- Психологические
особенности агрессивного поведения подростков
и условия его коррекции: Учеб. пособ. /
Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт
практической психологии, 1996. – 96 с.
- Психология
семейных отношений с основами семейного
консультирования. / Под ред. Е.Г.Силяевой.
- М.: Академия, 2004. - 192 с.
- Словарь-справочник
по социальной работе / Под ред. Холостовой
Е. И. – М.: Юристъ, 1997. – 424 с.
- Социальная
работа / Под ред. В.И. Курбатова – Ростов
н/Д.: Феникс, 1999. – 576 с.
- Социология.
Учеб. пособ. / Под ред. Елсукова А. Н. –
Минск.: Тетра Системс, 2000. – 544 с.
- Социальная
педагогика: Учеб. пособ. / Под ред. В.А,
Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 272 с.
- Справочное
пособие по социальной работе / Под ред.
А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ,
1997. – 168 с.
- Теория социальной
работы: Учебник / Под ред. Холостовой Е.
И. – М.: Юристъ, 1999. - 334 с.
- Тетерский
Е.В. Введение в социальную работу: Учеб.
пособ. – М.: Академический Проект, 2003.
– 496 с.
- Теория и
методика социальной работы / Под ред.
А.М. Панова. – М: Издательство института
социальной работы, 1997. – 233 с.
- Технология
социальной работы: Учеб. пособ. / Под. ред.
И.Г. Зайнышева – М.: ВЛАДОС, 2002. – 240
с.
- Уткин Э.А.
Конфликтология. Теория и практика. - М.:
ЭКМОС, 2000. - 272с.
- Фирсов М.В.,
Студентова Е.Г. Теория социальной работы.
– М.: ВЛАДОС, 2001. – 432 с.
- Фирсов М.
В., Шапиро Б. Ю. Психология социальной
работы: Содержание и методы психосоциальной
практики: Учеб. пособие. – М.: Академия.
2002. – 192 с.
- Фролов С.Ф.
Социология: сотрудничество и конфликты:
Учеб. пособ. - М.: Юристь, 1997. - 240 с.
- Шакурова
М.В. Методика и технология работы социального
педагога: Учеб. пособ. – М.: Академия, 2002.
– 272 с.
- Шептенко
П.А., Воронина Г.А. Методика и технология
работы социального педагога: Учеб. Пособ.
– М.: Академия. 2002. – 208 с.
Специальная
литература
- Беличева
С. Дементьева И. Карта обследования социально-дезадаптированных
несовершеннолетних // Воспитание школьников.
– 2004. - №3. – С.28-30.
- Вдовина
М.В. Современные конфликты поколений
в современном российском обществе // Социологические
исследования. – 2004. - №4. – С.10-13.
- Вдовина
М.В. Межпоколенные конфликты в современной
российской семье //Социологические исследования.
– 2005. - №1. – С.102-109.
- Запрудский
Ю.Г. Культура конфликта // Вестник МГУ.
– 2002. - №4. – С.74-76.
- Карелова
Г.Н. Современные проблемы и пути дальнейшего
совершенствования деятельности специализированных
учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации // Работник
социальной службы. – 2002. - №4. – С.8-9.
- Коноваленко
М. Конфликт: победить или выиграть // Управление
персоналом. -2004. - №4. – С.67-69.
- Масагутов
Р.М. Гендерные различия агрессии у подростков
// Вопросы психологии. – 2003. - №3. – С.35-38.
- Поцелуев
С.В. Ритуализация конфликта // Политол.
исслед. – 2004. - №3. – С.83-85.
- Рубчевский
К.В. Социализация личности // Общественные
науки современности. – 2003. - №3 – С.147-150.
- Симонов
В.П. Диагностика психосамотического типа
личности // Прикладная психология и психоанализ.
– 2003. - №2 – С.73-75.
- Симонова
О.А. Социологический смысл понятия идентичности
в концепции Э.Г. Эриксона // Вестник Московского
Университета. – 2001. - №2 – С.105-121.
- Сочивко
Д.В. Психодинамическая диагностика личности
в разных по экстремальности условиях
жизнедеятельности. // Прикладная психология
и психоанализ. – 2001. - №2 – С.58-78.
- Тюменева
Ю.А. Нормативное регулирование подростками
своих отношений // Вопросы психологии.
– 2006. - №1. – С.23-26.
- Целуйко
В.М. Психология неблагополучной семьи:
Книга для педагогов и родителей. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,
2004. - 272 с.
- Щербина
Ю. Природа речевой агрессии // Прикладная
психология и психоанализ. – 2000. - №3. –
С.25-28.
- Якимец В.Н.
Сложносоставные конфликты – атрибут
постсоциалистической трансформации
// Социологические исследования. – 2005.
- №8. – С.77-78.
Неопубликованные
источники
- Отчет о
деятельности социально-реабилитационного
центра «Надежда»
- Социальное
развитие подростка http://www.esus
-
Специфика проявления агрессии у подростков http://2003.vernadsky.info
-
Устав Дальнереченского социально-реабилитационного
центра для несовершеннолетних «Надежда»
- Устав Янгарского
социально-реабилитационного центра «Родник»
Динамика
мотивационных структур
деятельности
(учебной,
трудовой, организационно-общественной)
подростков (в %)
Тип мотивационной
структуры |
Дети
подросткового возраста |
10-11
лет |
12-13 лет |
14-15 лет |
1.
Коллективистическая |
22,4 |
28,0 |
27,6 |
2.
Индивидуально-общественная |
33,0 |
36,9 |
37,9 |
3.
Групповая |
23,5 |
14,5 |
16,0 |
4.
Индивидуалистическая |
10,0 |
12,3 |
9,0 |
5.
Прочие типы структур |
13,1 |
8,3 |
11,0 |
Приложение
Б
Технологии
регулирования конфликта
Название |
Основное содержание |
Информационные |
Ликвидация
дефицита информации в конфликте; исключение
из информационного поля ложной, искаженной
информации; устранение слухов и т.п. |
Коммуникативные |
Организация общения
между субъектами конфликтного взаимодействия
и их сторонниками; обеспечение эффективного
общения |
Социально-психологические |
Работа с
неформальными лидерами и микрогруппами;
снижение социальной напряженности
и укрепления социально-психологического
климата в коллективе |
Организационные |
Решение кадровых
вопросов; использование методов
поощрения и наказания; изменение
условий взаимодействия сотрудников
и т. п. |