Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 19:23, реферат
Цель – выявить особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в ВУЗе, дать соответствующие рекомендации студентам, способствующие наиболее благоприятной адаптации личности в студенческой среде.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:
раскрыть сущность процесса адаптации в психолого-педагогической литературе;
определить условия эффективности процесса адаптации;
исследовать психологическое состояние студентов в процессе адаптации;
раскрыть и обосновать сущность и особенности социальной адаптации личности в условиях студенческой среды;
выявить особенности социально-психологической адаптации студентов и ее влияние на учебную деятельность;
сделать выводы по исследуемым материалам;
на основе сделанных выводов предложить рекомендации, позволяющие снизить влияние дезадаптирующих факторов на процесс адаптации студентов.
РЕФЕРАТ
Адаптация
первокурсников
Введение
Адаптация первокурсников – это сложный процесс приспособления к новым условиям учебной деятельности и общения. Период адаптации дает возможность осуществить проверку социально-психологической подготовки учащихся к обучению, спрогнозировать возможность их дальнейшего продвижения и развития. Различная обстановка по-разному влияет на поведение и психологическое состояние первокурсников. Одно поведение, одни чувства в обществе друзей, другое – в незнакомом коллективе, третье – на виду у преподавателей. Некоторые преподаватели о первокурсниках, только поступивших в ВУЗ, к сожалению, судят по первому впечатлению, забывая, что у каждого из них свой период адаптации. Необычная, новая обстановка, новые товарищи, незнакомые преподаватели, множество трудностей – все это может отрицательно воздействовать на психику первокурсника и сделать его на какой-то период пассивным, осторожным, или, наоборот, неуравновешенным, раздражительным1.
Наибольшие трудности связаны с изменением привычного ритма жизни, недостатком времени на самоподготовку и его правильным использованием, а также разлукой с родителями2.
Исследование
особенностей социально-психологической
адаптации студентов первого курса в первые
месяцы обучения в ВУЗе, является актуальной
проблемой.
Объект исследования: особенности социально-психологической адаптации первокурсников к обучению в Нижневартовском государственном гуманитарном университете.
Предмет исследования – характеристики процесса адаптации студентов первого курса к новым условиям образовательной деятельности и особенностям студенческой среды.
Проблема исследования: психологическое состояние студентов первого курса.
Цель – выявить особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в ВУЗе, дать соответствующие рекомендации студентам, способствующие наиболее благоприятной адаптации личности в студенческой среде.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:
Студенческая жизнь начинается с первого курса. И потому успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и учебе в ВУЗе – залог дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста. Этим определяется и исследовательский, и практический интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников3.
Между характером оценки адаптации к студенческой жизни и социальным самочувствием студента существует тесная взаимосвязь: чем труднее и дольше шел процесс адаптации, тем ниже социальное самочувствие студентов. Социальное самочувствие первокурсника тесно взаимосвязано с его общей удовлетворенностью своей студенческой жизнью.
Отличительной чертой ВУЗа от школы является самостоятельная деятельность студентов. На самом деле подобное положение вещей преподаватели часто связывают с межэкзаменационным оцениванием, сведенным до минимума. Нерегулярность учебно-методического воздействия (консультации, тестирование, контроль) приводит к снижению успеваемости.
Трудности, с которыми сталкивается любой учащийся, имеют прямое отношение к учебному процессу и заключаются в следующем:
– качественность восприятия и обработки получаемой информации;
– личностная адаптация к условиям ВУЗа;
– раскрытие своего творческого потенциала.
Адаптация
студентов первого курса
– адаптация к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и т.п.);
– адаптация к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций);
– адаптация к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, качеств).
В реальной жизни эти аспекты неразрывно связаны между собой.
Педагогическое управление процессом адаптации предполагает:
Рекомендации для куратора группы
Одной из эффективных форм управления адаптационным процессом является кураторство. От куратора группы во многом зависит успешность адаптации первокурсников к новой социальной среде, налаживание деловых и личных контактов между членами группы. Успех деятельности куратора группы 1-го курса во многом зависит от четкого осмысления и определения основных направлений, от оптимального выбора форм и методов воспитания, значительно повышающих эффективность управления адаптационным процессом первокурсников к учебному заведению5.
Основными
направлениями комплексной
системы организационно-
Основными задачами куратора на начальном этапе формирования профессиональных интересов являются:
– выявление у студентов мотивов поступления в данной учебное заведение, степени понимания специфики и характера получаемой профессии;
– определение степени сознательности выбора учебного заведения и профессии, диагностика данных, которые могут и должны быть развиты в процессе подготовки будущих специалистов7.
Куратору необходимо главное внимание уделить активному ознакомлению студентов с требованиями, предъявляемыми профессией к личности специалиста. Представляется также необходимым развитие познавательного интереса к научным и профессиональным требованиям через организацию внеучебной деятельности студентов – основной формы работы куратора8.
Авторы многих исследований показывают, что у студентов имеется определенная потребность в самообразовании, но уровни этой потребности различны. Задача куратора состоит в том, чтобы создать условия для ее удовлетворения, сформировать побудительные мотивы к самообразованию у каждого студента, оказать необходимую помощь. Мера помощи должна быть строго определена индивидуальными особенностями и возможностями студента.
Общеизвестно, что успешность социально-психологической адаптации связана с развитием группы как коллектива. Каждый куратор должен уметь использовать удобные и легкие в обработке методики диагностики, обеспечивающие глубокое и всестороннее проникновение во внутреннюю структуру группы. Кроме того, для интенсификации адаптации студентов к условиям нового учебного заведения важное значение имеет интенсивность дружеских связей в группе9.
Для успешной адаптации первокурсника к вузовской среде может быть эффективно следующее:
Для
большинства молодых людей
Программа адаптации для первокурсников разработанная студентами 5-го курса
Мы предлагаем описание последовательности действий, которые были предприняты в ходе создания и реализации программы адаптации первокурсников.
Первый этап – знакомство со студентами первого курса входящих в состав исследуемой группы.
Второй этап – студентам были розданы тесты-опросники, позволяющие провести всестороннее исследование личности учащегося. Кроме того, с помощью данных тестов удалось выявить трудности, встающие на первом году обучения и снижающие успеваемость студентов.
На данном этапе удалось выяснить, что в процессе адаптации студенты часто испытывают следующие трудности:
· отрицательные переживания, связанные с уходом бывших учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой;
· неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;
· поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
· отсутствие
навыков самостоятельной
Третий этап – проведение экскурсии по ВУЗу, ознакомление с его историей и основными правилами, а также знакомство с преподователями кафедры документоведения и всеобщей истории. Студенты ознакомились с переодической печатью выпускаемой ВУЗом.
Также была проведена экскурсия по библиотеке. Студенты были ознакомлены с правилами пользования библиотекой, с организацией библиотечно-библиографического обслуживания и справочно-библиографическим аппаратом.
Для закрепления полученной первокурсниками информации, нами был разработан информационный буклет включающий в себя: сведения о преподовательском составе кафедры, а также графике работы кабинетов, библиотеки, столовой и др. В буклет включена история развития Нижневартовского государственного гуманитарного университета, в частности кафедры документоведения и всеобщей истории.