Проблема адаптации студентов-первокурсников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:19, реферат

Описание работы

Юноши и девушки, окончив школу, переходят на новый жизненный этап. Этот этап включает в себя смену не только места учебы, места жительства, но и смену уже устоявшегося коллектива. Новоиспеченным студентам нужно привыкнуть, адаптироваться к новой группе, где им зачастую придется находиться в течение 5-6 лет, к новым правилам и нормам университета и к новым нормам и устоям другого города, если студент-первокурсник сменил место жительство. Психолого-возрастные особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью, самоидентификацией.

Работа содержит 1 файл

Проблема адаптации студентов.docx

— 14.55 Кб (Скачать)

     Проблема  адаптации студентов-первокурсников.

     Юноши и девушки, окончив школу, переходят  на новый жизненный этап. Этот этап включает в себя смену не только места учебы, места жительства, но и смену уже устоявшегося коллектива. Новоиспеченным студентам нужно привыкнуть, адаптироваться к новой группе, где им зачастую придется находиться в течение 5-6 лет, к новым правилам и нормам университета и к новым нормам и устоям другого города, если студент-первокурсник сменил место жительство. Психолого-возрастные особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью, самоидентификацией. В этот период студентам важно именно окружение, в котором они находятся. Очень часто в одну группу попадают юноши и девушки с разным социальным уровнем, а именно – провинциалы и городские жители. Исходя из вышесказанного и из того, что студенческая жизнь начинается именно с первого курса, можно считать, что процесс успешной, эффективной, оптимальной адаптации студентов-первокурсников к жизни и учебе в вузе - залог дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста и так же очень значимый  и порой сложный и долгий процесс.

      Каждый этап студенческой жизни и учебы имеет свои трудности, однако многое определяется на начальной стадии обучения. Этот период больше связан с «примеркой»,

«реконструкцией», во-первых, прежней системы взаимоотношений  учащихся с педагогами, а во-вторых, их знаний, умений, установок на обучение. Происходит осмысление новой роли студента–первокурсника, появляется самооценка правильности принятого решения, постепенно формируется отношение к избранной профессии, к особенностям учебного процесса и его требованиям, к товарищам по группе и преподавателям. Студент всматривается в свое профессиональное будущее, пытается найти поддержку. На этой основе у студента возникают новые стремления и планы. Так же на этом этапе некоторые студенты-первокурсники, то есть те кто при поступлении сменили место жительства, уехав из родного города, сталкиваются с тем, что им приходиться самим создавать условия для благополучного проживания в общежитие или на съемной жилплощади .Они учатся жить самостоятельно, они должны грамматно распоряжаться деньгами, если родители не могут обеспечить достаточной суммой денег что бы не переживать за их нехватку, многие по этой причины вынуждены будут пойти на работу и совмещать ее с учебой, что может привести к разным последствиям. Студент-первокурсник может больше уделять внимание работе и забросить учебу, в итоге его может ждать отчисление, и его ожидаемой светлое будущее будет потеряно. Или он потеряет работу и опять будут трудности с деньгами. Все это сложно и может оказаться непосильно для человека который буквально пол года назад был под заботой родителей, которые решали эти не простые проблемы, который может быть еще и не готов к этой самостоятельной жизни и все это сваливается на его голову.

     Есть  и другие проблемы иногородних студентов. Они оказываются одни в не знакомом городе, где возможно существует куча соблазнов, которые могут сломать  его жизнь, испортить его. Студент  может начать совершать ужасные  поступки и свернуть с пути по-кторому он хотел пройти и этого же хотели родители. Он становиться один в этом городе где нет не близких ни друзей, ему не на кого положиться, он может быть замкнут и застенчив и в итоге ему будет тяжело наладить новые контакты, знакомства. Для любого человека это будет громадный стресс, когда он ощущает себя одиноким.

     Так как эта проблема существует, и  ее просто необходимо решить, нужно  провести социологическое исследование. В этом исследовании объектом  будут  студенты, а предметом исследования ответы на то, как они адаптируются к новому этапу жизни. Так же необходимо провести некоторые опросы. Целью  исследования будет выяснить,  как  проходила адаптация у студентов-первокурсников. Так же нужно выделить несколько  задач. Все задачи могут быть сформулированы исходя из опросов, которые должны присутствовать в исследовании. Первая -  это определить насколько трудна была адаптация, вторая - определить какие факторы влияли на адаптацию и третья -

это узнать на сколько опрашиваемые довольны студенческой жизнью.

     Таким образом, выявление трудностей, выступающих  перед студентами на первом курсе  в вузовской системе обучения, и определение путей их преодоления  позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний. Решение этой проблемы позволит избежать отчисления студентов на первом курсе, сохранить знания, полученные в средней школе, и выработанную привычку к дисциплине и труду; усилить  интеллектуальный потенциал нашей страны. 
 
 
 
 

Информация о работе Проблема адаптации студентов-первокурсников