Социальная адаптация иногородних студентов-первокурсников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:43, доклад

Описание работы

Сегодня российская молодежь живет в очень сложное время. Ей приходится совершать жизненный выбор в условиях изменения направленности развития общества, когда отсутствует общее признание целей развития, правовых и моральных способов их достижения. Современное общество с его супертемпами развития отличается неустойчивостью связей между людьми, которая в будущем будет неуклонно возрастать.

Работа содержит 1 файл

Социальная адаптация иногородних студентов.docx

— 24.98 Кб (Скачать)

    Социальная  адаптация иногородних  студентов-первокурсников  

    (текст  выступления)  

    Сегодня российская молодежь живет в очень  сложное время. Ей приходится совершать  жизненный выбор в условиях изменения  направленности развития общества, когда  отсутствует общее признание  целей развития, правовых и моральных  способов их достижения. Современное  общество с его супертемпами развития отличается неустойчивостью связей между людьми, которая в будущем будет неуклонно возрастать. Люди, подобно вещам и местам, сменяются в нашей жизни с головокружительной скоростью1. Положение иногородних студентов в Москве усложняется не только трансформацией общества, противостоянием центра и периферии, но и спецификой процессов, протекающих в самой столице. Москва — город "больших возможностей": в настоящее время нигде больше в нашей стране нельзя так полно, эффективно и быстро реализовать свои способности и заработать деньги. Этот факт является важным стимулом для иногородних студентов, которые решили учиться в Москве.

    Иногородний первокурсник многим отличается от своего коллеги-москвича. Москвич, став учащимся вуза, меняет лишь место и род учебной деятельности, но продолжает жить в освоенных социальных средах, пользоваться накопленным социальным и культурным капиталом. Из школьника он превращается в студента, но при этом остается москвичом. Тот же, кто приехал учиться, покидает родительскую семью, вынужден стать самостоятельным, полагаться на иные, чем прежде, ресурсы, осваивать иное, новое, жизненное пространство. Из школьника определенного города или села он превращается в иногороднего студента и одновременно — в мигранта. В жизни иногороднего студента существуют три основные составляющие, своего рода координаты. Это три круга нового пространства, каждый из которых должен освоить иногородний студент: малый круг, или общежитие, как среда жизнедеятельности и общения, средний круг — вуз как место учебной деятельности и как среда общения и большой круг — крупный город Москва как социокультурная среда2.

    Итак, приезжая в Москву иногородний студент  встречает массу сложных ситуаций, первая из которых заселение: «...была проблема с проживанием. Мне пришлось сначала искать квартиру, жить в комнате и постоянно ходить и выпрашивать место в общежитии, потому что мест было очень мало и их не давали. Надо было писать постоянно какие-то заявления, постоянно надо было по 3 часа просиживать около 226 кабинета, чтобы спросить, когда дадут общежитие. То есть это затянулось у меня где-то на месяц. Я переехала в общежитие где-то в конце октября»3.

    Проблема  с заселением в комнаты общежития  зачастую сбивала студентов с  настроя на работу, который необходим  для успешного обучения в ВУЗе. Одна из девушек отметила, что уже  серьезно обиделась на институт и  хотела собирать вещи для поездки  обратно домойЭту проблему можно отнести и к эмоциональным, так как такие трудности, как правило влекут за собой ухудшение эмоционального состояния учащегося. Еще одной проблемой является то, что оторванные от домашнего уклада жизни 17 летние девушки и молодые люди не знают как организовать свой быт, так как до их переезда в столицу домашние заботы брали на себя близкие родственники.Тут респонденты разделяются на две категории: одна категория старается не замечать этой бытовой нагрузки: не готовит, питается в столовой и т.д. «Кушаю я в университете, потому что у меня нет плитки, нет отдельного стола, на котором все это можно приготовить. Холодильник маленький на двоих, туда ничего не положишь, денег у меня нет, чтобы купить продукты. В общем сплошные проблемы (смеется)».

    Другая  часть респондентов отмечают, что  им трудно справиться с этой нагрузкой, но поскольку они сами этого хотели, то надо становиться самостоятельными. Надо пытаться обустроить свой быт.

    Финансовые  проблемы не сильно беспокоят студентов. Практически все студенты живут  на деньги, которые им присылают  родители и стипендию. Здесь надо отметить, что студенты четко разделяют  какие деньги на что надо тратить. Как правило, деньги, которые присылаются родителями идут на питание и одежду, а деньги со стипендии идут на всякие развлечения: диски, клубы, вечеринки, косметику. Эмоциональные проблемы были связаны с процессом адаптации в новой среде. У молодых людей практически не было этих проблем, а девушкам было тяжело отвыкнуть от домашней обстановки и переселиться в чужие стены с незнакомым человеком. В общежитии адаптация у студентов проходила довольно сложно. Наиболее распространенная проблема было то, что респонденты со своими соседями не могли привыкнуть друг другу. Ведь в общежитии селят, не обращая внимания на разницу курсов и тем более характеровВыход из этого конфликта обычно происходит двумя путями: либо студент продолжает терпеть и конфликт сходит на нет, либо решение проблемы посредством скандала.

    Адаптация — сложный процесс, особенно это касается нового жизненного пространства и людей, живущих в нем. Привыкнуть, что вместо дома будет комната и общий душ с соседями на пять человек, а вместо мамы и папы малознакомые студенты, со своими привычками, характерами, которые практически никогда не совпадают, очень нелегко. Но так как молодые люди склонны воспринимать все гораздо легче и проще, чем взрослые люди, то со временем люди привыкают к своему новому пространству и к соседям настолько, что они становятся практически родными людьми. Ведь общежитие это только часть их жизни, они поменяли родной город на большой мегаполис со своими жителями, которые, как правило, не всегда хорошо принимают приезжих людей. Конечно, иногородние студенты — это особая группа, которая в большинстве случаев не подвергается критике со стороны коренного населения Москвы. Но и это правило не всегда выполняется.«Естественно хочется, чтобы меня воспринимали не как «Понаехали тут». Хочется, чтобы меня воспринимали как полноправного, полноценного жителя города».

    Иногородним студентам по-другому видится  жизнь в Москве и сами жители столицы. Первое, что замечают респонденты — это то, что в Москве гораздо выше культурный уровень, чем в их родных городах. «Ты начинаешь много читать, ходить на какие-то выставки...окультуриваться начинаешь. Раньше ты к этому не стремился и тебе это не надо было, а теперь ты понимаешь, что надо соответствовать тому, где ты прибываешь». Естественно, что в крупном городе больше возможностей повышать уровень своей образованности и респонденты это очень хорошо чувствуют. У москвичей спокойное отношение ко всем культурным благам. Они родились в этой среде и им кажется это нормальным. Иногородние студенты все воспринимают совсем по-другому, ценят каждую возможность повысить свой интеллектуальный уровень.

    Еще один важный аспект, который нам хотелось бы отметить это то, что в процессе адаптации происходит переоценка ценностей, человек меняется изнутри и как  следствие меняются его приоритеты. То, что ценилось дома, отходит на второй план, а то что не ценилось, вдалеке от дома для студентов становится особенно дорогим. В первую очередь респонденты называли друзей, как тех людей, чья дружба не ценилась в их городе, но по приезде в Москву отношения поменялись.

    Подводя итог, можно сказать, что иногородние  студенты первого курса активно  адаптируются к новой для них  среде. Они не боятся проблем ни финансовых, не бытовых, не эмоциональных. Респонденты  отмечают, что эмоциональные проблемы легко решить, заводя как можно  больше знакомых и друзей, открываясь для людей. Студенты хорошо отдают себе отчет в том, что они сами выбрали  этот путь, и трудности только закаляют их. При работе с респондентами  нами было замечена высокая степень  самостоятельности студентов. Они  ответственны за свои поступки и мыслят гораздо серьезнее своих сверстников. Складывается впечатление, что они  для себя сами являются цензорами  своих поступков. Хотя ребята и упоминают, что здесь они вольны делать все  что угодно, но держат себя в строгости. «Жестче, что ли, требовательней к себе стала. Прежде всего, требовательнее к себе стала. Я себя заставляю очень многое делать. Хотя мне это неприятно, но мне же лучше на самом деле будет». У респондентов общее отношение к москвичам (студентам), что это люди, которые озабоченны только модой. «Либо человек он простой, ничего из себя не делает, не говорит “ой, на мне сейчас Диор одет, у меня вот сумка, у тебя вот не такая, другая сумка”. То есть это вообще люди неприемлемые для меня... Непонятно какие ценности там даже у людей... Мне интересны люди, у которых нормальные ценности, общечеловеческие». У москвичей, по мнению респондентов, недостаточно выражена тяга к знаниям и, как правило, студенты из других городов намного больше занимаются, чем московские студенты. «Я вот участвовала в олимпиадах, на конференциях, я знаю, как писать научную курсовую работу, а эти люди ничего не знают. Казалось бы, возможностей больше для учебы, для того, чтобы интеллектуальный свой уровень поднимать, а они не пользуются». Респонденты оставляют впечатление о себе как о людях думающих и целеустремленных. Ими был полностью развеян стереотип о том, что в студенческом общежитии весело живут и только постоянно отмечают праздники. Конечно, многолюдное общежитие скорее им мешает заниматься. «Со всех сторон шумовые какие-то эффекты. Вот моя соседка, она вместе с ребятами постоянно что-то учит, все вместе. А я не могу сосредоточиться, мне нужна тишина, и поэтому на учебу у меня уходит в два раза больше времени. Вот это очень сильно раздражает и очень сильно бесит, когда ты хочешь лечь, искупаться, надеть ночную рубашку, а там стая парней сидит с девчонками и разбирают булевскую алгебру». Но для людей целеустремленных — это не большая проблема. 
  
 
 

    Тоффлер Э. Шок будущего. — М., 2001, С. 56. [Вернуться]

    См.: Вестник Евразии «Образовательная миграция: освоение нового социального пространства», 2003. [Вернуться]

    Здесь и далее в кавычках курсивом приводятся цитаты из архива автора. (Глубинное исследование на тему «Социальная адаптация иногородних студентов-первокурсников в большом городе». Автор исследования — Истомина К.Ю. 2005). [Вернуться 

    Список  литературы по теме

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. Для студентов ВУЗов — М.: Аспект-Пресс, 2000.
  2. Виштак О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // СОЦИС, 2003, № 2.
  3. Вербитский А.А. Активное обучение высшей школе: контекстный подход: Метод. пос. — М.: Высшая школа, 1991, СС. 103-126.
  4. Лукичев Р.И., Скорик П.П. Студент об адаптации к вузовской деятельности // СОЦИС, 2001, № 9, С. 47–53.
  5. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи // СОЦИС, 2000, № 12, С. 29–35.
  6. Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи // СОЦИС, 2002, № 1, С. 90—95.
  7. Чередниченко Г.А. Личные планы выпускников средних учебных заведений и их реализация // СОЦИС, 2001, № 2.
  8. Ее же. Жизненные траектории молодежи на разных этапах образования // СОЦИС, 2003, № 4, СС. 50-65.

Информация о работе Социальная адаптация иногородних студентов-первокурсников