Социальная адаптация первокурсников в современном ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 01:46, курсовая работа

Описание работы

Актуализируют исследовательский и практический интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников сложные многообразные процессы, происходящие в современном мире: международная интеграция, социальный шок, модификация поведенческих моделей, глобализация, динамичность развития обществ, их изменчивость и неустойчивость. Так адаптация выступает естественным и необходимым компонентом существования человека в системе «организм – среда», в системе «личность – социум», поскольку именно адаптационные механизмы обеспечивают возможность выживания человека. В связи с ускорением процессов изменения окружающей человека природной и социальной среды он должен приобретать способность быстрой адаптации к новым условиям.

Содержание

Введение
Раздел 1. Теоретические основы социологического изучения социальной адаптации……………………………………………………………….…………6
Глава 1.1. Понятие и сущность социальной адаптации…………………...6
Глава 1.2. Типология адаптации: социальная адаптация как вид адаптации………………………………………………………………………...10
Глава 1.3. Социальная адаптация первокурсников: теоретический подход к проблеме ………………….……………………………………………………15
Раздел 2. Социальная адаптация первокурсников в высшем учебном заведении как социальное явление……………………………………………..21
Глава 2.1. Особенности и проблемы адаптации студентов при поступлении в современный ВУЗ: на основе результатов социологических исследований……………………………………………………………………..21
Глава 2.2. Средства адаптации первокурсников в современном ВУЗе (на примере ДНУ имени О.Гончара)……………………………………………….31
Выводы…………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 86.63 Кб (Скачать)

 

ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по истории социологии

(название  дисциплины)

на тему:

Социальная адаптация первокурсников в современном ВУЗе

                                                                    

 

г. , 2013

Содержание

Введение

Раздел 1. Теоретические основы социологического изучения социальной адаптации……………………………………………………………….…………6

Глава 1.1. Понятие и сущность социальной адаптации…………………...6

Глава 1.2. Типология адаптации: социальная адаптация как вид адаптации………………………………………………………………………...10

Глава 1.3. Социальная адаптация первокурсников: теоретический подход к проблеме ………………….……………………………………………………15

Раздел 2. Социальная адаптация  первокурсников в высшем учебном  заведении как социальное явление……………………………………………..21

Глава 2.1. Особенности и проблемы адаптации студентов при поступлении в современный ВУЗ: на основе результатов социологических исследований……………………………………………………………………..21

Глава 2.2. Средства адаптации первокурсников в современном ВУЗе (на примере ДНУ имени О.Гончара)……………………………………………….31

Выводы…………………………………………………………………………...35

Список использованной литературы…………………………………………...41

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность. «Возрастающие темпы и масштабы преобразования окружающей среды… выдвигают на одно из первых мест в мировой науке проблему адаптации человека к изменяющейся среде. Научно-технический прогресс систематически повышает требования к ”адаптационным” ресурсам человека»[24, С.8-10].

Актуализируют исследовательский  и практический интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников сложные многообразные процессы, происходящие в современном мире: международная интеграция, социальный шок, модификация поведенческих моделей, глобализация, динамичность развития обществ, их изменчивость и неустойчивость. Так адаптация выступает естественным и необходимым компонентом существования человека в системе «организм – среда», в системе «личность – социум», поскольку именно адаптационные механизмы обеспечивают возможность выживания человека. В связи с ускорением процессов изменения окружающей человека природной и социальной среды он должен приобретать способность быстрой адаптации к новым условиям.

Трансформационное поведение  находит свое выражение, в частности, в ориентациях и социальном поведении  молодежи, поскольку молодежь - наиболее чувствительная и активная часть общества. Специфически это отражается в сфере образования.

И вследствие того, что современные условия функционирования социума складываются так, что общество все больше нуждается в специалистах высокого уровня, проявляется следующая каузальная зависимость: для конкурентоспособной профессиональной подготовки юноши и девушки стремятся поступить в высшие учебные заведения. Абитуриенты переходят в новый период своей жизни – студенчество. Первый год обучения особенно важен с точки зрения адаптации студентов к обучению в ВУЗе. Поступление в ВУЗ сопровождается переходом в новую систему образования, новую социальную среду, что является делом сложным и подчас болезненным, вызывающим необходимость адаптации первокурсников к учебному процессу. Новая обстановка, новый режим, иные учебные нагрузки и требования, новые отношения, новая социальная роль, новый уровень отношений с родителями, иное отношение к себе – это далеко не полный перечень изменений, обретающих особую остроту в первый год обучения. У первокурсников происходит смена привычного образа жизни, что автоматически включает адаптационный процесс.

Студенческая жизнь начинается с первого курса. И потому успешная, эффективная, оптимальная адаптация  первокурсников к жизни и учебе  в вузе - залог дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста.

Степень разработанности. Проблемой социальной адаптации занимались как отечественные, так и зарубежные ученые Д.Л. Константиновский[17], Ж. Пиаже[28, С.400],           В. Ворона[28, С.399], Г.М. Андреева[2, С.195], Э. Эриксон[18, С.95], Э. Гидденс, в частности проблемами адаптационных процессов среди студенчества занимались Н.В. Шубкин[17], Г.Е. Зборовский, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс[2, С.197], П. Сорокин[2, С.198],  А.А. Налчаджян[24] и другие.

Проблема – противоречие между представлениями, ожиданиями, запросами абитуриентов (будущих студентов первых курсов) и реальным состоянием учебного процесса в современном ВУЗе,  недостаточное знание о средствах и механизмах, которые стимулируют повышение уровня социальной адаптации среди студентов.

Объектом исследования являются студенты (дневной формы обучения), находящиеся на первом курсе обучения в ВУЗе.

Предмет исследования – процесс адаптации первокурсников к вузовскому учебному процессу.

Цель исследования – определить особенности социальной адаптации первокурсников к университетской жизни.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:

  1. Рассмотреть типологию социальной адаптации в социологии;
  2. Определить понятие «социальной адаптации первокурсников»;
  3. Раскрыть сущность социальной адаптации первокурсников;
  4. Изучить основные проблемы социальной адаптации среди студентов первых курсов (на примере ДНУ);
  5. Проанализировать особенности адаптации студентов при поступлении в ВУЗ (на примере ДНУ) и выявить средства, факторы, влияющие на уровень адаптированности;
  6. Разработать рекомендации по стимулированию, повышению социальной адаптации среди студенчества.

Исходя  из поставленной цели и задач, данная курсовая работа имеет следующую структуру: в первом разделе (включающем 3 главы) рассматриваются теоретические основы процесса социальной адаптации; во втором разделе (включающем 2 главы) рассматривается феномен социальной адаптации первокурсников к университетской жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Теоретические основы социологического изучения социальной адаптации

Глава 1.1. Понятие и сущность социальной адаптации

Понятие адаптации изучается  различными учеными в области социологии, психологии, антропологии и других наук. Поэтому определенную сложность составляет вопрос трактовки самой категории.

Понятие адаптация (с латинского — приспособление) возникло в биологии для обозначения приспособления строения и функций организмов к условиям существования и привыкания к ним. В социологии конца XIX — начала XX веков понятие адаптация используется представителями органической школы (Герберт Спенсер, Павел Лилиенфельд, Алберт Шеффле, Рене Вормс, Альфред Эспинас и др.), которая проводила аналогию  между обществом  и  организмом[28, С.358]. Позднее приобрело самостоятельное значение. В социологии социальная адаптация личности в обществе объясняется как процесс приспособления субъекта к требованиям общества, установление равновесия с социальными требованиями и запретами ценой жертв со стороны личности или общности. Социальная адаптация понимается как двусторонний процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды и т. п. [28, С. 193]. 

Адаптация — обязательный этап включения  человека в систему общественных отношений[28, С.358].

В научных кругах конца XX — начала XXI веков возрастает интерес к  изучению адаптационных процессов  учеными-психологами, что вызвало в сфере социологической науки опасность рассмотрение адаптационного процесса не через социологическую призму, а с позиций психологизма, т.е. засилья психологизма. Так социологи определяют данный процесс с помощью понятия «социальной адаптации».

Социальная адаптация — вид взаимодействия личности с социальной средой, в ходе которого происходит согласование требований и ожиданий обеих взаимодействующих сторон. Адаптация означает приспособление индивида к ролевым функциям, социальным нормам, к социальным общностям, слоям, группам, институтам, организациям, к условиям функционирования различных сфер общества. В процессе адаптации индивид согласовывает самооценки и свои притязания со своими возможностями и реальностями социальной среды. Особенно трудно осуществляется адаптация в переходные периоды общественного развития, когда у людей среднего и пожилого возраста, составляющих основную массу населения любой страны, притязания остаются ориентированными на систему ролей и статусов уходящих общественных отношений[28, С.358].

Социальная адаптация  – процесс активного приспособления индивида к изменившейся среде с  помощью различных социальных средств. Социальная адаптация представляет собой элемент деятельности, функцией которого является освоение относительно стабильных условий среды, решение  повторяющихся, типичных проблем путем  использования принятых способов социального поведения, действия. Основным способом социальной адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, организации, территориальные общности, в которые приходит индивид), сложившихся здесь форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руководства, семейных и соседских отношений и т.д.), а так же форм предметной деятельности (направление способов профессионального выполнения работ или семейных обязанностей)[9, С.6].

Социальная адаптация  имеет две формы:

  • активную, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить её (в том числе те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить);
  • пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению[12, С.6].

Показатели  успешной социальной адаптации –  высокий социальный статус индивида в данной среде, а так же его  психологическая удовлетворенность  этой средой в целом и её наиболее важными для него элементами (направленная удовлетворенность работой и  её условиями, её содержанием, вознаграждением, организацией). Показателями низкой социальной адаптации являются перемещение  индивида в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющиеся поведение. Успешность социальной адаптации зависит  от характеристик среды и индивида[9, С.6]. Чем сложнее новая среда (направлено больше социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше социальная неоднородность), чем больше происходит в ней изменений, тем труднее для индивида социальная адаптация[9, С.6]. Наиболее значимые для социальной адаптации социально-демографические характеристики индивида – образование и возраст[2, С.7].

Эффективная социальная адаптация выполняет  также роль интегративного показателя состояния индивида, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Само понятие  «адаптация» выражает не только элементарный акт приспособления человека к среде, но и приспособление к сложнейшей социальной и профессиональной адаптации  человека, которая представляет собой, прежде всего, процесс взаимодействия определенного субъекта (личность, группа, коллектив и т.п.) с окружающей средой, и, естественно, что понятия  социальная среда и личность неразрывно связаны между собой [29, С.336]. И вследствие того, что человек как существо биосоциальное воздействует на окружающую действительность, познает мир и самого себя, осознает собственное место в социальной системе – необходимо в процессе взаимодействия с социальной средой включать и природную среду. 

В структурном  плане внешняя среда представляет собой систему взаимосвязанных  между собой сфер (подсистем): природно-климатическая, эргономическая (характер и условия  различных видов человеческой деятельности, быта и т.п.), макросоциальная (совокупность и характер больших социальных общностей  – общественные слои, организации, классы, общество в целом), микросоциальная (совокупность и характер определенных факторов, взаимодействующих с человеком, с малой группой в процессе их жизни и практической деятельности)[10, С.4].

Адаптация на социальном уровне обладает рядом  особенностей.

  1. процесс приспособления характеризуется активным участием сознания, хотя отдельные его этапы могут и не осознаваться индивидом;
  2. по отношению к людям среда, в которой протекает адаптация, имеет принципиально иной характер; природа оказывается его произведением и его действительностью;
  3. человек не только пассивно воспринимает результаты адаптации, но и в состоянии целенаправленно изменять их в соответствии с социальными условиями;
  4. процесс социальной адаптации происходит в условиях деятельности групп, коллективов[13, С.218].

Исходя  из всего вышесказанного, резюмируем, что социальная адаптация личности к определенной социальной системе или обществу – вживание, вхождение в коллектив, приспособление к отдельным социальным условиям, в процессе которого происходит восприятие и достижение индивидом общепринятых требований, норм, ценностей и принципов поведения, т.е. происходит не только пассивное, но и активное взаимодействие личности с социальной средой.

Информация о работе Социальная адаптация первокурсников в современном ВУЗе