Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 01:46, курсовая работа
Актуализируют исследовательский и практический интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников сложные многообразные процессы, происходящие в современном мире: международная интеграция, социальный шок, модификация поведенческих моделей, глобализация, динамичность развития обществ, их изменчивость и неустойчивость. Так адаптация выступает естественным и необходимым компонентом существования человека в системе «организм – среда», в системе «личность – социум», поскольку именно адаптационные механизмы обеспечивают возможность выживания человека. В связи с ускорением процессов изменения окружающей человека природной и социальной среды он должен приобретать способность быстрой адаптации к новым условиям.
Введение
Раздел 1. Теоретические основы социологического изучения социальной адаптации……………………………………………………………….…………6
Глава 1.1. Понятие и сущность социальной адаптации…………………...6
Глава 1.2. Типология адаптации: социальная адаптация как вид адаптации………………………………………………………………………...10
Глава 1.3. Социальная адаптация первокурсников: теоретический подход к проблеме ………………….……………………………………………………15
Раздел 2. Социальная адаптация первокурсников в высшем учебном заведении как социальное явление……………………………………………..21
Глава 2.1. Особенности и проблемы адаптации студентов при поступлении в современный ВУЗ: на основе результатов социологических исследований……………………………………………………………………..21
Глава 2.2. Средства адаптации первокурсников в современном ВУЗе (на примере ДНУ имени О.Гончара)……………………………………………….31
Выводы…………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………………………...41
ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по истории социологии
(название дисциплины)
на тему:
Социальная адаптация первокурсников в современном ВУЗе
г. , 2013
Содержание
Введение
Раздел 1. Теоретические
основы социологического изучения социальной адаптации………………………………………………………
Глава 1.1. Понятие и сущность социальной адаптации…………………...6
Глава 1.2. Типология адаптации:
социальная адаптация как вид адаптации………………………………………………………
Глава 1.3. Социальная адаптация первокурсников: теоретический подход к проблеме ………………….……………………………………………………15
Раздел 2. Социальная адаптация первокурсников в высшем учебном заведении как социальное явление……………………………………………..21
Глава 2.1. Особенности и проблемы
адаптации студентов при поступлении
в современный ВУЗ: на основе результатов
социологических исследований………………………………………………
Глава 2.2. Средства адаптации
первокурсников в современном ВУЗе (на
примере ДНУ имени О.Гончара)……………………………………………….
Выводы………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Актуальность. «Возрастающие темпы и масштабы преобразования окружающей среды… выдвигают на одно из первых мест в мировой науке проблему адаптации человека к изменяющейся среде. Научно-технический прогресс систематически повышает требования к ”адаптационным” ресурсам человека»[24, С.8-10].
Актуализируют исследовательский
и практический интерес к изучению
разнообразных и противоречивых
проблем адаптации
Трансформационное поведение находит свое выражение, в частности, в ориентациях и социальном поведении молодежи, поскольку молодежь - наиболее чувствительная и активная часть общества. Специфически это отражается в сфере образования.
И вследствие того, что современные условия функционирования социума складываются так, что общество все больше нуждается в специалистах высокого уровня, проявляется следующая каузальная зависимость: для конкурентоспособной профессиональной подготовки юноши и девушки стремятся поступить в высшие учебные заведения. Абитуриенты переходят в новый период своей жизни – студенчество. Первый год обучения особенно важен с точки зрения адаптации студентов к обучению в ВУЗе. Поступление в ВУЗ сопровождается переходом в новую систему образования, новую социальную среду, что является делом сложным и подчас болезненным, вызывающим необходимость адаптации первокурсников к учебному процессу. Новая обстановка, новый режим, иные учебные нагрузки и требования, новые отношения, новая социальная роль, новый уровень отношений с родителями, иное отношение к себе – это далеко не полный перечень изменений, обретающих особую остроту в первый год обучения. У первокурсников происходит смена привычного образа жизни, что автоматически включает адаптационный процесс.
Студенческая жизнь начинается с первого курса. И потому успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и учебе в вузе - залог дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста.
Степень разработанности. Проблемой социальной адаптации занимались как отечественные, так и зарубежные ученые Д.Л. Константиновский[17], Ж. Пиаже[28, С.400], В. Ворона[28, С.399], Г.М. Андреева[2, С.195], Э. Эриксон[18, С.95], Э. Гидденс, в частности проблемами адаптационных процессов среди студенчества занимались Н.В. Шубкин[17], Г.Е. Зборовский, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс[2, С.197], П. Сорокин[2, С.198], А.А. Налчаджян[24] и другие.
Проблема – противоречие между представлениями, ожиданиями, запросами абитуриентов (будущих студентов первых курсов) и реальным состоянием учебного процесса в современном ВУЗе, недостаточное знание о средствах и механизмах, которые стимулируют повышение уровня социальной адаптации среди студентов.
Объектом исследования являются студенты (дневной формы обучения), находящиеся на первом курсе обучения в ВУЗе.
Предмет исследования – процесс адаптации первокурсников к вузовскому учебному процессу.
Цель исследования – определить особенности социальной адаптации первокурсников к университетской жизни.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
Исходя из поставленной цели и задач, данная курсовая работа имеет следующую структуру: в первом разделе (включающем 3 главы) рассматриваются теоретические основы процесса социальной адаптации; во втором разделе (включающем 2 главы) рассматривается феномен социальной адаптации первокурсников к университетской жизни.
Раздел 1. Теоретические основы социологического изучения социальной адаптации
Глава 1.1. Понятие и сущность социальной адаптации
Понятие адаптации изучается различными учеными в области социологии, психологии, антропологии и других наук. Поэтому определенную сложность составляет вопрос трактовки самой категории.
Понятие адаптация (с латинского — приспособление) возникло в биологии для обозначения приспособления строения и функций организмов к условиям существования и привыкания к ним. В социологии конца XIX — начала XX веков понятие адаптация используется представителями органической школы (Герберт Спенсер, Павел Лилиенфельд, Алберт Шеффле, Рене Вормс, Альфред Эспинас и др.), которая проводила аналогию между обществом и организмом[28, С.358]. Позднее приобрело самостоятельное значение. В социологии социальная адаптация личности в обществе объясняется как процесс приспособления субъекта к требованиям общества, установление равновесия с социальными требованиями и запретами ценой жертв со стороны личности или общности. Социальная адаптация понимается как двусторонний процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды и т. п. [28, С. 193].
Адаптация — обязательный этап включения человека в систему общественных отношений[28, С.358].
В научных кругах конца XX — начала XXI веков возрастает интерес к изучению адаптационных процессов учеными-психологами, что вызвало в сфере социологической науки опасность рассмотрение адаптационного процесса не через социологическую призму, а с позиций психологизма, т.е. засилья психологизма. Так социологи определяют данный процесс с помощью понятия «социальной адаптации».
Социальная адаптация — вид взаимодействия личности с социальной средой, в ходе которого происходит согласование требований и ожиданий обеих взаимодействующих сторон. Адаптация означает приспособление индивида к ролевым функциям, социальным нормам, к социальным общностям, слоям, группам, институтам, организациям, к условиям функционирования различных сфер общества. В процессе адаптации индивид согласовывает самооценки и свои притязания со своими возможностями и реальностями социальной среды. Особенно трудно осуществляется адаптация в переходные периоды общественного развития, когда у людей среднего и пожилого возраста, составляющих основную массу населения любой страны, притязания остаются ориентированными на систему ролей и статусов уходящих общественных отношений[28, С.358].
Социальная адаптация
– процесс активного
Социальная адаптация имеет две формы:
Показатели
успешной социальной адаптации –
высокий социальный статус индивида
в данной среде, а так же его
психологическая
Эффективная социальная адаптация выполняет также роль интегративного показателя состояния индивида, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Само понятие «адаптация» выражает не только элементарный акт приспособления человека к среде, но и приспособление к сложнейшей социальной и профессиональной адаптации человека, которая представляет собой, прежде всего, процесс взаимодействия определенного субъекта (личность, группа, коллектив и т.п.) с окружающей средой, и, естественно, что понятия социальная среда и личность неразрывно связаны между собой [29, С.336]. И вследствие того, что человек как существо биосоциальное воздействует на окружающую действительность, познает мир и самого себя, осознает собственное место в социальной системе – необходимо в процессе взаимодействия с социальной средой включать и природную среду.
В структурном
плане внешняя среда
Адаптация на социальном уровне обладает рядом особенностей.
Исходя из всего вышесказанного, резюмируем, что социальная адаптация личности к определенной социальной системе или обществу – вживание, вхождение в коллектив, приспособление к отдельным социальным условиям, в процессе которого происходит восприятие и достижение индивидом общепринятых требований, норм, ценностей и принципов поведения, т.е. происходит не только пассивное, но и активное взаимодействие личности с социальной средой.
Информация о работе Социальная адаптация первокурсников в современном ВУЗе