Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 17:33, статья
Не маловажную роль в студенческих коллективах играет сплоченность. Сплоченность – это неотъемлемый компонент, который влияет на внутренний климат группы, способствует повышению уровня взаимовыручки студентов, а значит и повышение успеваемости группы. Следовательно, у сплоченной группы должно возникать меньше конфликтов, споров, чем у несплоченной группы.
Не маловажную роль в студенческих коллективах играет сплоченность. Сплоченность – это неотъемлемый компонент, который влияет на внутренний климат группы, способствует повышению уровня взаимовыручки студентов, а значит и повышение успеваемости группы. Следовательно, у сплоченной группы должно возникать меньше конфликтов, споров, чем у несплоченной группы.
Все люди
живут в социальном обществе, поэтому
студенты не могут не взаимодействовать
друг с другом, рано или поздно им приходится
вступать в контакт с другими студентами.
Причем каждый из них является индивидом,
каждый студент отличается индивидуальными
особенностями, имеет свои взгляды, мнение,
мировоззрение, что может привести к разногласиям,
к конфликтам. Эта неприятная обстановка
может оказывать негативное влияние на
студента, что может сказываться на успеваемости
группы. Чтобы не допустить этого, нужно
проследить за тем чтобы группа была сплоченной.
А как же проследить за этим? В каждой группе
есть куратор, который должен следить
за этим, он должен донести до студентов,
что сплоченность – это хороший показатель
для их дальнейшего обучения в ВУЗе. В
общем, он должен мотивировать студентов
на сплочение путем проведения например
классного часа. Но на этом не должна ограничиваться
работа куратора. Он должен проводить
различные тренинги на сплочение, проводить
опросники до и после тренингов, диагностировать
результаты, в связи с ними делать какие
либо выводы и принимать какие нибудь
меры(мероприятия).
Сплоченность студенческой группы - один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В качестве конкретных показателей групповой сплоченности, как правило, рассматриваются: 1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях — чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность; 2) степень привлекательности (полезности) группы для ее членов — чем больше число тех людей, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, то есть тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превосходит значимость затрачиваемых усилий, тем выше сила ее притяжения, а следовательно, и сплоченность.
Проблема сплоченности студенческого коллектива актуальна особенно на первом курсе обучения, так как каждый член группы это в первую очередь индивид со своими личностными особенностями, амбициями и мнением о других членах коллектива. Сплочение может протекать быстро, а может и долго. Это зависит как от студентов, так и от куратора, который ведет воспитательную работу в группе. Для более быстрого сплочения можно использовать тренинги на сплочения, игры, тематические лекции. Помимо стараний куратора, должно еще присутствовать желание каждого студента превратить свою группу в единый механизм с общей целью и ценностями, что намного сложнее чем просто проведение тренингов.
Начало систематического изучения групповой сплоченности относится к концу 40-х гг., когда под руководством Л. Фестингера были выполнены первые специальные исследования. Л. Фестингеру принадлежит наиболее распространенное и употребляемое определение групповой сплоченности как «результирующий всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней».
Психологическое единство в группе возникает на основании общности человеческих ценностей, близости представлений членов коллектива о том, какое трудовое поведение приемлемо, а какое порицается, каковы должны быть отношения в группе, стиль и методы работы и о других важных сторонах ее жизнедеятельности.
Другим
необходимым компонентом
Сплоченность
группы во многом определяется психологическим
уровнем группового развития.
А.В. Петровский выделяет три основных
психологических уровня группового развития:
Низший, на котором легкость или затрудненность
межличностных контактов, совместимость
или несовместимость в совместной деятельности
между отдельными членами групп, слаженность
или разобщенность их действий обусловлены
непосредственными симпатиями или антипатиями
членов группы, степенью их эмоциональной
привлекательности или непривлекательности
друг для друга. Если отношения в студенческой
группе останутся на данном уровне, то
они будут сводиться к образованию микрогруппировок
по симпатиям и ни о каком развитии коллектива
не может идти и речи.
Средний уровень развития характеризуется
системой межличностных и личных отношений,
опосредованных содержанием коллективной
деятельности и основными групповыми
ценностями. Эти ценности у членов группы
сходны, поэтому личные симпатии и антипатии
отходят на второй план.
Высший уровень группового развития характеризуется
тем, что ядро межличностных и личных отношений
опосредованно связями и отношениями
к предмету коллективной деятельности,
ее смыслу. На этом уровне сплоченность
группы оказывается наиболее высокоразвитой
и устойчивой. Для этого уровня характерна
общность единств жизненных целей и жизненных
планов членов группы, взаимопонимание
и взаимоподдержка.
Становление
коллектива студенческой группы и ее
сплоченность зависит от:
• характера организации учебно-познавательной
деятельности студентов, контроля над
ней и ее оценки;
• степени ясности функций, задач и программы
деятельности группы, от групповых норм
и особенностей преломления в них общих
социальных норм;
• частоты контактов и особенностей общения
между членами группы и от особенностей
педагогического общения в системе «педагог-студент»;
• особенностей микрогрупп в группе (способствует
ли она сплочению группы или противопоставляют
себя группе);
• характера привлечения каждого члена
группы к выполнению групповых заданий,
от качества кооперации сил при выполнении
общественно значимых задач, стоящих перед
группой;
• размера группы и времени ее существования;
• качеств руководителей-наставников,
межличностных отношений в системе «педагог-студент»
и «студент-студент».
В научной
психологической и
1. уровень социальной значимости предметной
деятельности студенческой группы, выполнение
основной студенческой функции, влияние
на гармоническое развитие личности члена
коллектива;
2. уровень сплоченности как ценностно-ориентационного
единства группы;
3. уровень организационного единства
группа;
4. уровень удовлетворенности членов группы
положением дел и взаимоотношениями в
группе;
5. уровень ее эмоциональной культуры;
6. уровень всех видов групповой общественной
активности;
7. уровень группового самосознания и потребность
в его развитии.
Изучением проблемы сплоченности студенческого коллектива занимались многие научные деятели, например такие как: А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, О.С. Газман, Н.Н. Загрядская, Н.Б. Крылова, А.В. Мудрик, Т.А. Мерцалова, Н.Н. Михайлова, С.Н. Митин, В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов, И.Ю. Шустова, С.М. Юсфин, В.М. Акишин, С.Ф. Аксенов, И.Н. Дрокина, А.И. Зарубина, Ю.В. Макаров, Л.Л. Мейдус, И.А. Марковский, Ю.В. Сысоев, Н.Г. Андрющенко, Э.П. Бакшеева, М.В. Ерхова, А.А. Жаренкова, И.Н. Зотова, Е.М. Ибрагимова, И.В. Костерина, О.М. Кодатенко, Ф.И. Кевля, В.В. Кулишов, Л.П. Лазарева, О.Е. Мачкарина, Е.Л. Никитина, И.А. Славина, А.А. Терсакова, Т.Г. Угрюмова, Е.М. Шемилина, М.В. Шинкорук, Н.Г. Щербанева и др. Это свидетельствует о том, что в настоящее время активизируется работа по данной проблеме, освещается в сериях научно-популярных изданий, педагогической и методической периодике, проводится определенная работа по изучению проблемы сплоченности.
Литература
2. 7. Донцов
А.И. Психология коллектива: методологические
проблемы исследования.-М.:Издательство
Московского университета,1999.-230 с.