Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:28, контрольная работа
Умение убеждать всегда ценилось обществом. Возрастание роли воздействующей речи в жизни общества привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию этой разновидности речевой деятельности. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых различных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения в сфере коммерческой деятельности, побудить его покупать определенные товары, продукты и т.п. В любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя.
Введение 3
1. Экстралингвистические факторы публичного выступления
1.1. Правила подготовки к выступлению 4
1.2.Логическая структура выступления 8
2. Лингвистические факторы публичного выступления
2.1. Словесное оформление выступления 9
3.Типичные ошибки при выступлении 13
Заключение 15
Библиографический список 16
Приведем
несколько практических
• Будьте последовательны в своей речи. Не переходите к следующему пункту выступления, пока не закончите предыдущий. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.
• Начинайте выступление с наиболее существенных положений, оставляя на конец частное и второстепенное.
• Не тратьте время на то, что не является необходимым, без чего можно обойтись в выступлении.
• Не повторяйтесь. Если считаете необходимым повторить сказанное, оговорите это специально. Дайте понять, что это намеренное повторение.
• Не уходите в сторону от обсуждаемого вопроса; не отвлекайтесь на посторонние, малозначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры и т.п.
•
В конце выступления обобщите
сказанное и сделайте выводы.
2. Лингвистические факторы публичного выступления
2.1. Словесное
оформление выступления
Существуют специальные речевые действия, назначение которых — установление и поддержание контакта. «К ним относятся: обращение, приветствие, комплимент, прощание»[5.с.112]. Варианты этих речевых действий хорошо разработаны и приводятся в пособиях по речевому этикету. Следует выбрать для себя несколько вариантов каждого из этих действий и хорошо освоить их в интонационном отношении, в отношении стиля. Начинать выступление без приветствия и обращения можно лишь на сугубо деловом совещании в узком кругу специалистов, встречи с которыми происходят достаточно часто. Обращения могут и должны употребляться и в центральной части выступления, они активизируют внимание слушателей.
Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого раза воспринималась слушателями. Обязанность выступающего — свести к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом прежде всего следует иметь в виду некоторые синтаксические параметры текста.
1. Простые предложения и части сложных предложений не должны быть чрезмерно длинными. Предел оперативной памяти ограничен длиной словесной цепочки, состоящей из 5—7 слов.
2.
Более легко воспринимаются
«Причина четвертая: сила семейной традиции. Человек родился и вырос в шахтерском краю, где кормилец на всех один — уголек. В шахте 30 лет откалывал уголь его отец, умерший от силикоза. В забое работает старший брат. А теперь опускается он. И это привычное дело дает молодому шахтеру ощущение безопасности» (АиФ. 1998. № 16).
Для того чтобы получить текст такого типа, при его написание (или произношении) следует ориентироваться на разговорную интонацию. Интонационный рисунок текста задается его синтаксическим строем. Поэтому при ориентации на разговорную интонацию формируется соответствующий (такой, как в разговорной речи) синтаксический строй текста.
Длинные
предложения, т.е. значительно распространенные
и осложненные причастными, деепричастными
оборотами, вставными конструкциями, сложные
предложения с большим количеством придаточных
частей затрудняют восприятие и неприемлемы
для ораторского воздействующего выступления.
3.
Нежелательно употреблять конструкции
страдательного залога. Их естественная
сфера функционирования — официально-деловой
стиль, тексты, рассчитанные прежде всего
на передачу и сохранение информации,
а не на воздействие.
Восприятие речи значительно осложняется использованием отглагольных существительных, заканчивающихся на =ние, а также других подобных им. Любое отглагольное существительное — это свернутое предложение, оно является как бы сгустком смысла, требующим развертывания и осознания. Поэтому текст с большим количеством отглагольных существительных.
При подготовке ораторского выступления нельзя злоупотреблять также использованием терминов: не перегружайте текст терминологией и не используйте узкоспециальные термины.
_ Контакт с аудиторией будет более успешным если выступающий будет использовать личностный тип общения. Этот тип общения предполагает при работе с аудиторией строить речь таким же образом, как беседу с конкретным лицом при непосредственном контакте («живая» беседа). Личностный тип общения предполагает, что говорящий в ходе выступления четко обозначает свое авторское
Я: свое отношение к предмету речи, к собеседнику.
«В качестве средства выражения авторского Я опытные ораторы используют практически все средства языка»[3,с.77]. Однако для таких языковых средств, как местоимения, частицы, вводные слова, сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным выражение авторского Я является основным функциональным назначением. Частицы (лишь, даже, вот, жен др.), несмотря на малую величину звукового материала, совершенно однозначно указывают на присутствие в тексте голоса автора, выражая довольно часто и авторское отношение. Некоторые частицы очень экспрессивны, выразительны (знай себе, взял да и др.). С той же целью используются вводные слова: выражение отношения отражено в них более четкое, определенное.«Но, так или иначе, даже на неудачных его стихах, на всем, что слетало с его уст, был налет какого-то божественного, экстатического вдохновения, как это бывало у пророчествовавших юродивых на Руси» (Общая газета. 1998. № 15).
Данный
текст буквально насыщен
Наиболее ярко выражают авторское отношение (и, соответственно, авторское Я) сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным (я считаю, что; ясно).
Таким
образом, готовясь к выступлению, мы
должны позаботиться об убедительной
содержательной разработке темы, ее хорошем
информационном обеспечении. Речевое
оформление выступления должно обеспечивать
постоянный контакт с аудиторией и способствовать
быстрому и надежному усвоению содержания.
Отметим некоторые типичные ошибки, которые допускают выступающие (даже помимо своей воли).
1.
Не следует изображать, представлять
глупыми, нечестными
2. «Обращение к чувствам аудитории не должно перерастать манипулирование аудиторией»[6,с.90]. Предположим, выступление направлено против кого-либо из администрации города и носит критический характер. Не следует говорить о разгуле преступности в город и т.п., что вызывает негативные чувства у слушающих, и связывать их с именем оппонента, если он по своим должностным обязанностям не может влиять па соответствующие стороны городской жизни. Не следует говорить о социальных и этнических предрассудках, связывая их с социальным положением или национальностью оппонента, играя на низменных чувствах части аудитории.
3.
Не следует отождествлять
4.
Нельзя искажать мнения
5.
Не бравируйте личными
6. Высказав исходные положения своей точки зрения, концепции, защищайте их, обосновывайте, доказывайте. Нельзя представлять то, что требуется доказать, как нечто само собой разумеющееся. Всегда вызывают возражения фразы типа: ясно, как божий день, что; конечно, мне незачем вам, говорить, что; ни один человек в здравом уме не будет отрицать, что; я вас могу заверить в том, что.
7. В ходе выступления нельзя отказываться от исходных (высказанных или невысказанных) тезисов, сделав вид, что вы «так и не думали». Вы потеряете доверие.
8. Не преувеличивайте сверх здравого смысла отрицательных результатов реальных или возможных действий ваших оппонентов, событий и т.п. Усугубление нежелательных последствий должно быть обоснованным.
9.
Не следует требовать, чтобы
вашу концепцию признали
Заключение
Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи (оратором) и имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения и т.п.
Для общества в целом основная цель обучения языку состоит в том, чтобы научить каждого члена общества облекать любую социально значимую информацию в соответствующую речевую форму. В этих условиях естествен рост интереса к проблемам старой риторической науки, к теории убеждающей речи вообще.
Выступление - это разновидность ораторской
прозы. Задача выступающего никогда не
сводится к изложению некоторого объема
информации. Выступающий вынужден, как
правило, отстаивать свою точку зрения,
склонять других к ее принятию, убеждать
в своей правоте и т.п. Выступления различаются
по тематике, объему, различны цели выступающих,
различны аудитории, перед которыми они
выступают. Однако существуют устойчивые,
типовые приемы речевой разработки текста
выступления. Совокупность этих приемов
мы изложили в виде набора рекомендаций.
Библиографический список:
Информация о работе Лингвистические и экстралингвистические факторы публичного выступления