Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:16, контрольная работа
Учение о порождении речи характеризует правила создания текста (речи). Эти правила составляют 5 классических элементов (идут еще от античной риторики), которые характеризуют, как возникает содержание речи, как оно (содержание) организуется и как это содержание, этот смысл получает словесное выражение. Таким образом, учение о порождении речи исследует путь от мысли к слову и включает:
1. Структура публичного выступления.
2. Виды аргументов.
3. Подготовка публичного выступления. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов.
ПЛАН
1. Структура публичного
выступления.
2. Виды аргументов.
3. Подготовка публичного
выступления. Основные приемы
поиска материала и виды
1. Структура публичного
выступления
Учение о порождении
речи характеризует правила создания
текста (речи). Эти правила составляют
5 классических элементов (идут еще
от античной риторики), которые характеризуют,
как возникает содержание речи, как
оно (содержание) организуется и как
это содержание, этот смысл получает
словесное выражение. Таким образом,
учение о порождении речи исследует
путь от мысли к слову и включает:
1. Изобретение мысли
(инвенция).
2. Диспозицию √ расположение
изобретенного.
3. Элокуцию √ словесное
оформление мысли.
4. Запоминание речи
(речи в античности учили
5. Произнесение √
исполнение речи.
В современной риторике
выделяются эти же этапы работы над
речью:
1. Изобретение мысли
(тщательная подготовка
2. Расположение материала
(план).
3. Запоминание (освоение
материала).
4. Словесное выражение.
5. Произнесение материала.
Как видно, большое
внимание античные риторики, как и
современные, уделяют докоммуникативной
фазе работы над выступлением.
Докоммуникативная фаза
Коммуникативная
Фаза
Посткоммуникативная
фаза
Выбор темы, определе-ние цели, вида речи
Поведение оратора
и управление аудиторией
Анализ проведенного
выступления
Подбор материалов
Логическая организация
речи
Техника произнесения
речи
Подбор фактов и
аргу-ментов
Работа над языком и стилем
Искусство спора, ответы
на вопросы
Любое выступление
начинается с темы, ее формулировки.
Формулировка темы должна удовлетворять
ряду требований: 1) быть конкретной и
точной, 2) соответствовать основной
идее и содержанию речи, 3) должна заинтересовать
будущих слушателей.
Уже в формулировке
темы должна быть интрига. Тема может
непосредственно выражать главную
идею речи, иногда название темы дается
в виде вопроса, на который следует
дать ответ (⌠Что такое научно-техническая
революция?■). Подобные названия рассчитаны
на привлечение особого интереса слушателей.
Однако следует воздержаться от постановки
таких вопросов, ответ на которые ясен
сам собой, например, ⌠Нужна ли разрядка международной
напряженности?■ Важно при формулировании
темы избегать шаблона, заезженных названий
типа ⌠Есть
ли жизнь на Марсе?■. Когда известному своими
атеистическими выступлениями И.А. Крывелеву
предложили прочесть лекцию на тему: ⌠Классовая
сущность христианства■, он сказал: ⌠Я против названия. Потому
что, если оно останется таким, никто не
придет. Пусть тема называется ⌠Споры о личности Христа■, а
говорить я буду приблизительно то же┘■
Любое выступление,
любая публичная речь произносится
с определенной целью. Цель содержит
желаемый от выступления результат.
Цель выступления нельзя отождествлять
с темой. Результат от выступления
не всегда бывает немедленно ощутимым,
он может проявиться в будущем. Все
в выступлении должно быть подчинено
достижению цели: и композиция, и
иллюстративный материал, и стиль, и
средства выразительности.
При подготовке к
выступлению следует иметь в
виду, что любое публичное
Рассмотрим основные
части публичной речи.
1. Вступление.
Целевые установки
------------------------------
Вступление Вызвать
интерес.
Овладеть вниманием
аудитории.
Установить взаимопонимание
и доверие.
Подготовить аудиторию
к восприятию речи
Вступление, небольшое
по объему, обычно составляет 1/8 от всего
времени выступления.
Формы вступления могут
быть различны. Приведем несколько
примеров:
1. Оратор сообщает,
какие вопросы он намерен
2. Во вступлении
подчеркивается, в чем состоит
важность темы для слушателей.
3. Оживляет речь
пример из художественной
4. Используется цитата
из официальных источников, документов,
авторитетных авторов.
5. Задается риторический
вопрос (т.е. вопрос, не требующий
ответа). В риторике известен, например,
классический риторический
6. Во вступлении
используются риторические
7. Приводится пример
из местной жизни, из жизни
слушателей и устанавливается
аналогия с предметом речи.
8. Опытный оратор
может привести пример из
9. Иногда для привлечения
внимания используют ⌠шоковую■ технику, т.е. начинают речь
с фигуры парадокса (парадоксального утверждения)
и раскрытия темы ⌠от противного■.
Приведенные формы
вступлений могут использоваться и
в судебной речи.
Основная ошибка
начинающих ораторов √ вместо продуманного
вступления извиняться за неопытность.
Итак, нельзя извиняться за то, что Вы неопытный
оратор, что вряд ли Вы сможете сказать
о чем-то новом или интересном.
Большую роль в любой
речи играет заключение (конец речи).
Суммировать сказанное,
сделать выводы.
------------------------------
Цель заключения
Усилить интерес к предмету речи.
Закрепить впечатление
от речи.
Заключение не должно
содержать дополнительных новых
сведений, мыслей. Оно (заключение) должно
дать возможность слушателям припомнить
содержание речи (на слух не все хорошо
запоминается), должно ⌠закруглить■ речь. Главное требование
к заключению: последняя ⌠нота■ должна быть высокой и жизнеутверждающей,
должна активизировать слушателей, если
даже речь шла о трудных вопросах, поэтому
заключение может содержать призыв к какому-то
действию. В заключении можно выразить
благодарность слушателям за внимание.
Основная часть
речи посвящается раскрытию темы
и содержит изложение сведений, доказательства.
Сообщить информацию.
Целевые установки Обосновать
свою точку зрения.
основной части Убедить
аудиторию.
Побудить слушателей
к конкретным действиям.
Самые частые ошибки,
допускаемые в основной части: 1)
выход за пределы рассматриваемого
вопроса (⌠вокруг
да около■,
но не по делу); 2) усложнение отдельных
положений речи, когда они включают сразу
несколько вопросов; 3) перескакивание
с одного вопроса на другой; 4) большой
круг рассматриваемых вопросов (в речи
не должно быть более пяти основных положений,
иначе внимание слушателей рассеивается).
Способ раскрытия
темы (в риторике это обозначается
термином изобретение) должен содержать
в себе следующие признаки: правильность,
новизну, уместность, иначе говоря,
изобретение (мысли) ограничивается конкретной
аудиторией (уместность речи) и правильным
соотношением в речи данного (известного)
и нового. Неверно думать, что нужно
сообщать только новые сведения. Если
на аудиторию ⌠обрушиваются■ только новые факты, идеи,
слушатели могут отключиться, устав, поэтому
важно, чтобы новое перемежалось со старым,
трудное с легким.
Все высказанные
мысли должны быть логически связаны
и вытекать одна из другой. Переходы
от одной мысли к другой должны
быть продуманы.
Не случайно речь
должна строиться на логических законах.
------------------------------
Основные законы
логики
1. 2. 3. 4.
Закон Закон Закон Закон
Тождества противоречия
исключенного достаточного
третьего основания
определенность
речи последовательность
доказательность
речи речи
Способ раскрытия
темы в основной части зависит
от типа речи. Выделяются следующие
типы речи: информирующая, аргументирующая,
эпидейктическая речь.
Информирующая речь.
Перед оратором возникает серьезная
психологическая и методическая
проблема: как обеспечить информативность
сообщения. Могут быть намечены три
подхода к ее решению. И первый
из них √ сообщение для данной аудитории
действительно новой информации, новых
для нее сведений. Такой материал, естественно,
удовлетворяет познавательные потребности
слушателей. Но, как известно, оратор часто
не может сообщить собравшимся что-то
абсолютно новое. Значит, нужно искать
другие средства повышения информативности
сообщения. Одним из таких источников
информативности √ и это второй подход
к решению задачи √ является изложение
уже известного аудитории под новым углом
зрения. В таком случае присутствующие
невольно задают себе вопрос, могли бы
они подойти к проблеме именно с таких
позиций? Может быть, и смогли бы, если
бы специально над этим думали, но они
ранее не рассматривали данный вопрос
таким образом. Значит, то, что сказал лектор,
является для слушателей информативным.
Отсюда следует, что всякое освещение
уже известного материала под новым углом
зрения, получение неожиданного вывода
является одним из средств повышения информативности
сообщения. Третьим его условием служит
выявление оратором своего отношения
к рассматриваемому вопросу. В каждом
сообщении он должен быть личностью, которая
имеет и высказывает свое мнение по той
или иной проблеме. Профессор Г.З. Апресян
подчеркивает, что, конечно, не в каждом
выступлении откроешь истину. Это всегда
трудно и дается не каждому. Но всегда
можно и следует высказывать свое отношение
к предмету. Слушатель думает так, но ему
интересно, а как думает оратор. Ему важно
сопоставить свое мнение с мнением лектора.