Как строить публичные выступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:29, реферат

Описание работы

В своей работе данную тему я рассматриваю в рамках такой учебной дисциплины как педагогика. По определению, педагогика является наукой о воспитании и обучении, которая предполагает целенаправленный процесс передачи человеческого опыта и подготовки. Аудитория в процессе передачи может различаться, поэтому, в целях повышения эффективности, возникает необходимость подготовки выступления к различным условиям.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ 4
2. ПОДГОТОВКА К ВЫСТУПЛЕНИЮ 5
3. НАЧАЛО ВЫСТУПЛЕНИЯ 8
4. КАК ЗАВОЕВАТЬ И УДЕРЖАТЬ ВНИМАНИЕ АУДИТОРИИ 10
5. КАК ЗАВЕРШИТЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ 14
6. ПОНЯТИЕ ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 20

Работа содержит 1 файл

реферат по педагогике Шестакова Е.С..docx

— 187.13 Кб (Скачать)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Понятие публичного выступления 4

2. Подготовка к выступлению 5

3. Начало выступления 8

4. Как завоевать и удержать внимание аудитории 10

5. Как завершить выступление 14

6. Понятие групповой дискуссии 15

Заключение 18

Список литературы 19

Приложение 1 20 

 

ВВЕДЕНИЕ

     В какой бы форме ни осуществлялось общение, оно всегда включает в себя монологи и диалоги участников, публичные  речи. Публичная речь — это не изящная словесность, не риторическое упражнение. Она является средством достижения конкретных деловых целей, а не самоцелью. Она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, доказательной, логичной, продуманной, интересной для слушателей. Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи являются обязательными условиями любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне и уметь обращаться со словом. Владение словом ценится очень высоко, и эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности.

     В своей работе данную тему я рассматриваю в рамках такой учебной дисциплины как педагогика. По определению, педагогика является наукой о воспитании и обучении, которая предполагает  целенаправленный процесс передачи человеческого опыта и подготовки. Аудитория в процессе передачи может различаться, поэтому, в целях повышения эффективности, возникает необходимость подготовки выступления к различным условиям.

     Умение говорить публично необходимо каждому человеку, чья деятельность так или иначе связана с взаимодействием с людьми. Навыки публичного выступления — необходимая составляющая профессионального багажа любого специалиста. Для того чтобы прогрессировать в личностном плане и добиваться успехов в деловой жизни, необходимо уделять достаточное внимание развитию навыков публичного выступления.  
 

1. Понятие публичного  выступления

     С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова: врожденный ли это дар или  результат длительного обучения и самообразования. В определенной степени ответ на этот вопрос дает риторика.

Понятие "риторика" (от греч. rhetorike techne — ораторское искусство) охватывает следующие области знаний: теория речи, искусство речи и ораторское мастерство.

     Деятельность  человека, профессия которого связана  с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, немыслима  без знаний принципов, норм и правил ораторского искусства. К числу  таких людей относятся политики, преподаватели, прокуроры, адвокаты и  др. Для них публичная речь, во многом, основная составляющая профессионального успеха.  Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильное эмоциональное впечатление.

     Для многих людей выступление перед  аудиторией кажется сложной задачей. Ошибочно утверждать, что чувство  неловкости, страха перед аудиторией можно преодолеть легко и просто. Наполеона как-то попросили выделить самые важные слагаемые успеха. Гениальность? Упорство? Умение увлекать за собой? Наполеон не замедлил с ответом, который оказался простым: "Практика, практика, практика!" [1,с.108]

     Что является причиной неожиданных изменений  в человеке, как только ему поручают подготовиться к публичному выступлению? Почему нормальный образованный человек  вдруг становится невыразительным, начинает запинаться, жесты становятся беспорядочными? Почему он часто теряет нить своего рассуждения и порой  отказывается именно от тех утверждений, в которых больше всего уверен? Почему возникает страх перед публичным выступлением? Для большинства из нас разговор с приятелем - это нормальное и приятное времяпрепровождение. И в то же время аналогичный разговор на ту же самую тему перед аудиторией кажется уже чем-то неестественным и вызывающим внутреннее беспокойство. Почему? Дело в том, что меняется наша роль. В повседневной жизни, участвуя в разговоре, мы редко испытываем давление со стороны окружающих и обстановки, в которой протекает разговор. Мы знаем, что в любую секунду, едва оказавшись в затруднительном положении, мы можем отказаться от продолжения разговора и снять с себя какую-либо ответственность за него. Такие условия общения позволяют нам сконцентрироваться на главном — передаче своих мыслей и информации. Иначе обстоит дело, когда мы предстаем перед аудиторией, независимо от ее размеров и степени доброжелательности по отношению к нам. Стоя перед слушателями, оратор знает, что ему предстоит до конца произнести свою речь. Он осознает, что на него одного целиком возложена ответственность за встречу с аудиторией. Оказавшись без привычной поддержки, человек испытывает ряд трудностей.

     В частном разговоре можно остановиться в любой момент, и всегда найдется кто-нибудь, кто его продолжит. Во время разговора по лицам и  высказываниям собеседников мы сразу  можем оценить эффект, который  произвели наши слова. Обращаясь  же с речью к публике, в ответ  мы получаем только молчание. Никто, как  правило, не реагирует, открыто на наши высказывания, никто не выказывает ни поддержки, ни осуждения. Можно ли узнать, поняли нас или нет? Поэтому, прежде всего, следует знать те факторы, которые влияют на общение, знать и уметь пользоваться ораторскими приемами, а также знать правила и принципы построения речи. 

2. Подготовка к выступлению

     Серьезная подготовка к выступлению в значительной мере определяет его успех, но не гарантирует  его! Все зависит от того, сумеет ли оратор найти психологический подход к конкретным слушателям, т.е. завоевать их внимание, вызвать живой интерес, напряженную работу мысли, эмоциональный отклик. Если этого не произойдет, речь прозвучит "для себя", что, конечно, вряд ли удовлетворит оратора и к тому же вызовет отрицательную реакцию слушателей. Об успехе выступления можно говорить лишь тогда, когда у оратора есть контакт с аудиторией.

     Выбирая тему выступления, следует руководствоваться соображениями, что:

- вы  осведомлены в вопросе лучше,  чем слушатели;

- то, о  чем вы собираетесь говорить, может вызвать интерес;

- это  актуально, для слушателей.

     Название  выступления должно отвечать двум требованиям: отражать его суть, т.е. в лаконичной форме выражать основную идею выступления, и носить рекламный характер: быть занимательным, привлекать внимание, затрагивать  интерес тех, для кого оно предназначено. Также, привлекает внимание название, содержащее вопрос или острую постановку проблемы.

     Готовиться  к выступлению нужно заранее. Чем раньше начата подготовка, тем  лучше. Свободное владение материалом возможно лишь в том случае, если он прочно освоен. Если материала достаточно, и он хорошо продуман, то следует перейти к плану выступления. Задача плана — сделать выступление стройным, логически связанным и последовательным. Кроме того, обязательно нужно готовить тезисы или конспект выступления. Конспект приучает к стройности и краткости изложения, четкости формулировок. Итак, все готово. Но наша речь не будет иметь успеха, если мы не знаем состава аудитории. Предварительная информация о слушателях — одна из гарантий успеха. Нужно знать, насколько осведомлены слушатели в данном вопросе, чем именно мы можем их заинтересовать, как это соотносится с их насущными проблемами. Найти то, что нужно данным слушателям, не просто. Неопытные ораторы и начинающие деловые люди говорят обычно о том, что кажется важным им самим. Р. Хофф отмечал: "Чтоб дойти до сердца слушателей, нужно выйти из футляра своих представлений и взглянуть на тему ее (аудитории) глазами". Он описывает такой случай: "Как-то я спросил своего бывшего начальника, для чего он подготовил речь, которую собирается произнести. Тот сказал: "А я просто хочу освежить им мозги". Прекрасно. Замечательно. Восхитительно. Только мало кто сидит и ждет, когда ему освежат мозги. Люди рассчитывают, что вы сообщите им какую-нибудь мысль, которая может оказаться им полезной..."[6,с.38]

     Знание  будущей аудитории позволяет  подготовить выступление так, чтобы  удовлетворить ее потребности. Чтобы слушатели воспринимали сказанное, оратор должен установить с ними личностный контакт. Доброжелательное, уважительное отношение вызывает, как правило, ответные чувства. Говорят, что внимание - ворота познания. А открывает их ключик, который называется "интерес". Если слушатели его явно не проявляют, можно начинать с продуманного заранее введения в тему, стараясь установить межличностный и эмоциональный контакт с аудиторией. По каким признакам можно судить о том, что контакт установлен? Конечно, по поведению слушателей: выражение их лиц, позы, реплики, а то и вопросы свидетельствуют о различной реакции. Задача оратора — внимательно следить за всеми сигналами обратной связи, добиваясь заинтересованности, вопросов, несогласия - только не равнодушия, скуки. Поэтому ни одно хорошее выступление не воспроизводит подготовленный текст. Оно творится на глазах слушателей, при их участии! Именно ощущение сотворчества, сопереживания и дает высочайшую удовлетворенность обеим сторонам. Главное требование - развивать в себе ощущение речи как взаимного общения, в котором мысли, слова, и манеры постоянно приспосабливаются к слушателям.

     Ощущение  того, что наши слова нужны людям  и нам есть, что сказать, снимает  всякий барьер страха перед выступлением. Надо постараться с первых минут завладеть вниманием слушателей, и это в первую очередь будет зависеть от того, каким будет начало выступления.

3. Начало выступления

     Не  следует начинать свое выступление  сразу, необходимо немного подождать. Никаких суетливых движений, они  моментально отвлекают слушателей от существа выступления и вызывают разные ассоциации, часто далекие  от содержания речи. Необходимо помнить, что главным психологическим  фактором, который оказывает воздействие  на слушателей, является сам оратор, и слушатели оценивают: как он одет, как держится на трибуне, как  говорит, знает ли то, о чем говорит.

     Первая  фраза всегда содержит приветствие. Оно не должно быть формальным. Если оратор рад встрече с аудиторией, ему есть что сказать людям, это  отразится во взгляде, которым он окинет собравшихся, в улыбке, в приветливой  интонации. А если нет, тогда ему  лучше вообще не брать слово.

     Гораций, знаменитый римский поэт, высказал такую мудрую мысль: "Тот, кто хорошо начал, может считать свое дело выполненным  наполовину" [2,с.214] Первое впечатление слушателей должно быть позитивным, вселять уверенность, что время не будет потрачено зря. В литературе часто можно встретить перечень приемов, которые помогают выступающему сразу привлечь внимание, заинтересовать слушателей. Можно начать речь с яркого эпизода, привести афоризм, цитату, начать с парадокса. Эти приемы уместны как в главной части, так и в любой другой части выступления. Так, Аристотель в "Риторике", как бы предвидя современные споры, писал: "Обязанность возбуждать внимание слушателей, когда это нужно, лежит одинаково на всех частях речи, потому что внимание ослабевает во всех других частях скорее, чем в начале. Поэтому смешно помещать (это старание) в начале, когда все слушают с наибольшим вниманием " [1, с.114]

     Яркое начало в значительной степени теряет свое значение (и даже вредит), будучи самодовлеющим. Интерес слушателей должен возрастать постепенно, каждая последующая часть должна быть сильнее  предыдущей. На практике приходится нередко  сталкиваться с обратным — эффектное  поражающее воображение начало и "серое" продолжение. Подобрать один яркий  пример, цитату, образ нетрудно. Гораздо  сложнее организовать все изложение.

     После начальной паузы и приветствия  обычно в зале еще ощущается некоторое  напряжение, подобное тому, которое  бывает, когда в комнату входит посторонний человек. Поэтому "первые слова лектора, — говорил А.Ф. Кони, — должны быть чрезвычайно  просты, доступны, понятны и интересны, должны отвлечь, "зацепить внимание". Первые фразы, которые позволяют установить эмоциональный контакт с аудиторией, называют зачином. Зачинов, этих своеобразных зацепляющих "крючков" выступлений, существует множество.

Выбор варианта зачина — увлекательная  творческая задача. Он должен быть занимательным, соотноситься с содержанием речи, а главное — создавать эмоциональный  контакт с аудиторией. Домашние заготовки  желательны, но они не всегда подходят к моменту, и тут от выступающего потребуются те качества, которые  М.В. Ломоносов считал необходимыми дарованиями оратора: остроумие, быстрота мышления. Другой беспроигрышный вариант  — заговорить о своих чувствах по поводу сегодняшней встречи, этой темы и т.п. Выражение эмоций всегда вызывает внимание, но здесь важно чувствовать меру.

     Неопытные ораторы часто начинают с извинений  за то, что они не готовы выступать, обещают долго не задерживать  внимание собравшихся и т.п. Это  самый неудачный вид зачина.

     Чувствуя, что внимание слушателей завоевано, можно переходить к введению в  тему. Вступление в искусстве публичного слова всегда трудно. Оно — своеобразный камертон, настраивающий аудиторию на слушание того, что последует затем. Оно и своеобразная самохарактеристика говорящего, которая затем выявится в ходе публичной речи.

4. Как завоевать  и удержать внимание  аудитории

     С. Джонсон, один из великих сатириков, как-то сказал о своем современнике: "Он не только скучен сам по себе, но и одним своим видом нагоняет тоску на окружающих". Это высказывание можно считать справедливым по отношению  ко многим выступающим. Очень часто  все становится ясно уже после  первого произнесенного предложения, и если оно неудачное, то привлечь внимание слушателей невозможно. Именно поэтому существует проблема "образа оратора". Речь идет о конструировании нужного оратору образа, об определенном впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушателей. Он может выступать в роли лидера или трибуна, в роли человека, как бы советующегося с аудиторией, информирующего аудиторию, в роли комментатора событий и т.д. Это вопрос стратегии. И здесь, прежде всего, важно помнить о видах внимания аудитории. В том случае, когда внимание возникает независимо от воли, сознания, говорят о непроизвольном внимании. Непроизвольное внимание возникает всякий раз, когда:

Информация о работе Как строить публичные выступления