1.Подготовка
речи: выбор темы,
цель речи.
Довольно часто перед публичными
выступлениями люди испытывают
чувство неуверенности, сильно
волнуются, боятся встречи со
слушателем. Это сказывается и
на их физическом состоянии:
одних охватывает дрожь, другие
краснеют или бледнеют, у третьих
начинает дрожать голос и т.п.
Немецкий исследователь Отто Эрнст
в книге «Слово предоставлено Вам» называет
причины возникновения скованности и
страха перед публичным выступлением
и предлагает пути их преодоления.
Такой причиной, по его мнению,
бывает чрезмерное погружение
в собственные переживания. В этом
случае автор рекомендует думать о деле,
сконцентрировать внимание на содержании
речи.
Нередко ораторы просто недооценивают
собственные возможности, поэтому
им следует заставить
себя поверить, что они
хорошо подготовились
к выступлению и могут
сообщить слушателям
нечто важное и полезное.
Иногда оратора смущает воспоминание
о провале. Поскольку неудачи
бывают и у опытных ораторов,
следует смириться с мыслью, что
какое-то из выступлений действительно
может оказаться неудачным и
реагировать на это спокойно
и рассудительно.
Одним словом, оратору нужна хорошая
психологическая подготовка. Он должен
уметь определенным образом настроить
себя перед выступлением, научиться управлять
своими чувствами и настроением.
Подготовка к выступлению –
очень важное и ответственное
дело в деятельности оратора. И прав Д.Карнеги,
утверждавший, что «многие совершают роковую
ошибку, не удосуживаясь подготовить свою
речь».
Подготовка к конкретному выступлению
определяется видом ораторской
речи, зависит от темы выступления,
целей и задач, стоящих перед
выступающим, его индивидуальных особенностей,
от состава аудитории, в которой предстоит
выступать, и т.д.Однако при подготовке
к выступлению следует учитывать и некоторые
общие методические установки.
Рассмотрим основные этапы разработки
ораторской речи.
Выбор темы.
Подготовка к любому выступлению
начинается с определения темы
речи. Если тема речи уже задана,
то оратору необходимо её конкретизировать.
Однако не редко тему выступления
приходится выбирать самим. Из
чего следует исходить, выбирая тему.
Прежде всего из своего личного опыта,
а также знаний по выбранной теме. Кроме,
того, важно, чтобы тема представляла интерес
для вас и ваших слушателей.
Выбрав тему, надо подумать о
ее формулировке. Название речи
должно быть ясным, четким, по возможности
кратким. Оно должно отражать содержание
выступления и обязательно привлекать
внимание слушателей. Удачная формулировка
темы выступления определенным образом
настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию
будущей речи.
Длинные формулировки, названия, включающие
незнакомые слова, отталкивают слушателей,
порой даже вызывают отрицательное отношение
к предстоящему выступлению. Так же
в названии темы не следует употреблять
научные термины.
Необходимо избегать и слишком
общих названий, так как они
требуют освещения многих вопросов,
чего не в состоянии сделать
выступающий. Поэтому среди слушателей
всегда будут недовольные, так как не получат
ответа на интересующие их вопросы. Для
конкретизации общей формулировки темы
можно прибегнуть к подзаголовкам, например
: «Поговорим о себе».
Умение формулировать тему выступления
необходимо не только лекторам,
но и руководителям учреждений,
президентам акционерных обществ,
управляющим фирмами, менеджерам
и т.д.
Цель выступления.
Приступая к подготовке речи,
необходимо определить цель выступления.
Говорящий должен ясно представлять,
для чего, с какой целью он
произносит речь, какой реакции
слушателей добивается.
Готовясь к выступлению, оратор
должен установить примат цели
над содержанием и формой речи. Если выступающий
не подумает о назначении речи, он не добьется
успеха в её подготовке и произнесении.
Например, в одной из аудиторий лектор
прочитал лекцию « О вреде курения». Он
имел медицинское образование и не раз
выступал с подобной темой перед населением.
Когда лекция была закончена, лектора
спросили: «А для чего вы нам все это говорили?»
Оказалось, что аудитория почти на 100 процентов
некурящая, о чем выступающий знал. Лектор
затруднился ответить на заданный вопрос.
Значит ли это, что он не должен был выступать
перед данной аудиторией с такой темой?
Отнюдь нет. Надо было только с самого
начала определить, для чего он в этой
аудитории будет говорить о вреде курения.
Или для того, чтобы сообщить слушателям
новые сведения по этой теме в связи с
развитием медицины, или для того, чтобы
призвать слушателей вести разъяснительную
работу среди близких и знакомых, или для
того, чтобы поделиться методикой проведения
подобной беседы. И в соответствии со своей
целью излагать материал. Тогда у слушателей
не появилось бы чувства недоумения.
Надо иметь в ввиду, что выступающему
следует формулировать цель речи не только
для себя, но и для своих слушателей. Четкая
формулировка целевой установки облегчает
восприятие ораторской речи, определенным
образом настаивает слушателей. Именно
так и поступали выдающиеся ораторы разных
времен.
2.
Основные приемы
поиска материала.
После определения тематики выступления,
его цели следует этап поиска
и отбора материала.
В методической литературе определены
основные источники, из которых
можно черпать новые идеи, интересные
сведения, факты, примеры, иллюстрации
для своей речи. К ним относятся:
- Официальные
документы;
- Научная,
научно-популярная литература;
- Справочная
литература: энциклопедии, словари по
различным отраслям знаний, лингвистические
словари (толковые, иностранных слов, орфологические,
синонимов и др.), статистические сборники,
таблицы, библиографические указатели.
- Художественная
литература;
- Статьи из
газет и журналов;
- Передачи
радио и телевидение;
- Результаты
социологических опросов;
- Собственные
знания и опыт;
- Личные контакты,
беседы, интервью;
- Размышления
и наблюдения.
Чтобы
выступление получилось содержательным,
лучше использовать
не один
источник, а несколько.
При подготовке к выступлению
нельзя забывать и о так
называемом местном материале,
т.е. имеющем отношение к жизни
слушателей или того коллектива,
региона, о котором идет речь.
Такой материал оживляет выступление,
привлекает к нему внимание слушателей,
вызывает у них интерес к выступлению.
Подбор материала для ораторской
речи требует определенного времени,
поэтому подготовку к выступлению
по возможности надо начинать
заранее.
На этом этапе подготовки к
выступлению формируется необходимый
для оратора навык отбора литературы.
Ученые определили, какие действия
способствуют образованию этого
навыка. Например, психолог В.Сахаров
называет следующие действия:
- Припоминание
ранее читаемой литературы по теме выступления.
- Просмотр
личной библиотеки или каталога.
- Просмотр
каталогов в библиотеке.
- Просмотр
в последнем номерах журналов перечня
опубликованных за истекший год статей.
- Просмотр
библиографических изданий (летописей
книг, журналов и т.п.).
- Просмотр
справочников.
Систематическое повторение этих
действий при подготовке к
различным выступлениям поможет
выработать у оратора навык
отбора литературы, что в конечном
счете позволит ускорить сам процесс подготовки.
Важнейший этап подготовки ораторское
речи – изучение
отобранной литературы.
Оратору необходимо выбрать из литературы
то, что можно будет использовать в речи,
т.е. прочитать соответствующие разделы,
сделать нужные записки, систематизировать
материал и т.д.
Работая с книгой, следует прежде
всего определенным образом настроить
себя, дать себе соответствующую установку.
Это особенно необходимо в подготовке
к лекции или докладу. Оратор может поставить
перед собой задачу изучит по книге тот
или иной вопрос, который предстоит освещать
в выступлении; критически проанализировать
содержание книги; проверить, совпадает
ли его оценка какой-то проблемы с мнением
автора, других авторитетных лиц; выбрать
для выступления наиболее яркие факты,
примеры, интересные положения и т.д.
Первичный осмотр отобранных книг является
очень важным моментом в подготовке к
выступлению. Он позволяет определить,
какие из отобранных книг больше всего
подходят для разрабатываемой темы и какие
из них следует изучить более детально.
Во время чтения важно уметь осмыслить
содержание прочитанного, соединить
его с теми знаниями, которые были получены
ранее. Это помогает анализировать и систематизировать
материал, делать необходимые выводы.
Верный признак понимания прочитанного
– умение передать его содержание
своими словами. Этот навык
особенно необходим для оратора,
который постоянно делится своими
знаниями с аудиторией, воспроизводит
по памяти содержание статей ,
брошюр, книг. Пересказать прочитанное
– своеобразная тренировка для оратора:
обогащается его речь, совершенствуется
лекторское мастерство.
При подготовке к выступлению
необходимо делать записи прочитанного.
Д.И. Менделеев говорил, что найденная,
но не записанная мысль – это найденный
и потерянный клад.
Работать с книгой нужно систематично
и последовательно, а не урывками,
от случая к случаю.
Бесспорно, невозможно предложить
рекомендации, в равной степени
приемлемые для всех. У каждого
человека в процессе жизни
вырабатываются свои методы и
приемы работы с книгой. Главное,
чтобы они были эффективными.
Чтение литературы по теме
выступления, накопления карточек
с интересными высказываниями, примерами,
цитатами, статистическими данными
– трудоемкий этап подготовки публичного
выступления, требующий много времени.
Но вместе с тем именно этот этап во многом
определяет успех будущего выступления.
При чтении появляются какие-то
сравнения, ассоциации, сопоставления
с реальными процессами жизни,
рождаются новые мысли. Поэтому
необходимо думать над прочитанным,
спорить с автором, пытаться
понять, как соотнести прочитанное
с современными событиями, как
и когда использовать какое-то положение,
а не просто переписывать материал, компоновать
его, а затем выступать.
Настоящая подготовка к выступлению
заключается в том, чтобы выработать
собственное отношение к предмету
речи, сформулировать свои мысли
по тому или иному вопросу,
проанализировать свои идеи с
позиций будущей аудитории.
3. Начало, завершение
и развертывание речи.
Слово композиция
восходит к латинскому compositio, которое
означает «составление, сочинение».
В теории ораторского
искусства под
композицией речи
понимается построение
выступления, соотношение
его отдельных
частей и отношение
каждой части ко
всему выступлению
как единому целому.
Для наименования этого понятия наряду
со словом композиция употребляется
также близкие по смыслу слова построение,
структура.
Организация материала в речи,
расположение всех частей выступления
определяется замыслом оратора,
содержанием выступления. Если
соотношение частей выступления
нарушается, то эффективность речи
снижается, а иногда сводится
к нулю.