Искусство публичного выступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 19:01, реферат

Описание работы

Речевое мастерство, ораторское искусство – совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии с целью добиться желаемой реакции аудитории. Знание правил и обладание навыками риторики, т.е. теории построения, подготовки и доведения до слушателей публичного выступления в различных формах, позволяют смоделировать его ход, спрогнозировать возможную реакцию слушателей, а также наметить способы использования стилистических форм повышения выразительности речи, основных правил культуры дискуссии.

Содержание

Введение 3

1. Этапы подготовки речи 4

1.1 Докоммуникативная фаза 4

1.2 Коммуникативная фаза 8

2. Структура выступления. 8

2.1 Вступление. 8

2.2 Основная часть. 9

2.3 Заключение 9

2.4 Способ выступления_______________________________________10

2.5 Уловки оратора___________________________________________10

3. Имидж оратора 13

Заключение 15

Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

искусство публичного выступления.docx

— 33.54 Кб (Скачать)

    Содержание:

      Введение 3

1. Этапы подготовки речи 4

1.1 Докоммуникативная фаза 4

1.2  Коммуникативная фаза 8

2. Структура выступления. 8

2.1 Вступление. 8

2.2 Основная часть. 9

2.3 Заключение 9

2.4 Способ выступления_______________________________________10

2.5 Уловки оратора___________________________________________10

3. Имидж оратора 13

      Заключение 15

        Список литературы 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Публичное выступление представляет  собой процесс передачи информации, основная цель которого – убедить  слушателей в правильности тех  или иных положений.

      Оратор – мастер публичного  выступления, блестяще владеющий  языком.Слово оратор (от латинского orare – «говорить») применяется в двух значениях:

            1. человек, произносящий речь, выступающий  публично;

            2. человек, умеющий хорошо говорить  публично, обладающий даром красноречия,  владеющий мастерством слова.

      Оратор – мастер публичного  выступления, блестяще владеющий  языком. Оратор воздействует на  слушателей, прежде всего своим  красноречием, высокой речевой культурой,  словесным мастерством. Такой  оратор умеет вести пропаганду  убедительно, доходчиво и ярко.

      Речевое мастерство, ораторское  искусство – совокупность операций  по подготовке и произнесению  публичной речи, проведению беседы, дискуссии с целью добиться  желаемой реакции аудитории. Знание правил и обладание навыками риторики, т.е. теории построения, подготовки и доведения до слушателей публичного выступления в различных формах, позволяют смоделировать его ход, спрогнозировать возможную реакцию слушателей, а также наметить способы использования стилистических форм повышения выразительности речи, основных правил культуры дискуссии. Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории – таковы объективные требования к стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей. 

1.Этапы подготовки речи

  Работу  по подготовке речи можно подразделить  на две основные фазы: докоммуникативную, т.е. подготовку выступления и коммуникативную – взаимодействие с аудиторией.

      1.1 Докоммуникативная фаза

      В докоммуникативной фазе различают два начальных этапа:

            - определение темы и цели выступления;

            - оценка аудитории и обстановки.

      Работа на этих этапах носит  характер учета и оценки объективных  данных: тема и цель выступления  обычно задаются программой, расписанием  и т.п. Состояние аудитории  и обстановка также не выбираются  выступающим.

      • Определение темы и цели  выступления

      Тему выступления следует тщательно  выбирать. Если есть возможность,  то нужно остановиться на том,  что хорошо знакомо и интересно  лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других.

      Затем, нужно попробовать сузить  темы выступления, чтобы она  представляла наибольший интерес.  Необходимо решить: описывать ли  предмет, разъяснять что-либо  о предмете, оспаривать ли некую  точку зрения или излагать  новую версию.

      Не надо пытаться «втиснуть»  слишком много материала в  ограниченное время. Еще Шекспир  сказал: «Где мало слов, там вес  они имеют».

Если  есть возможность, то необходимо подумать над будущей речью несколько  дней. За это время появится множество  новых идей.

      Стержневая идея – это основной  тезис, который необходимо ясно  сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В речи может быть несколько  стержневых идей, но не более  трех.

      Стержневая идея дает возможность  задать определенную тональность  выступлению. Например, доклады на  научно-технические темы могут  произноситься с сердитой, упрекающей  интонацией, смысл которой состоим  в не произносимых, но подразумеваемых  выражениях типа «Если вы не  сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему  вы не делаете то-то и то-то».  Подобный слегка раздраженный  тон позволяет докладчику эффективнее  донести свою идею до слушателей.

      Возможные интонационные окраски  выступлений следующие:

      - мажорная;

      - беспечная или юмористическая;

      - шутливая;

      - сердитая или упрекающая;

      - мрачная;

      - торжественная;

      - предостерегающая;

      - просительная.

      Сформулировать основной тезис  означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем  говорить (средства достижения цели).

      Требования к основному тезису  выступления:

      - фраза должна утверждать главную  мысль и соответствовать цели  выступления;

      - суждение должно быть кратким,  ясным, легко удерживаться в  кратковременной памяти;

      - мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

      После подготовки плана выступления  полезно проконтролировать себя  вопросами:

      - Вызывает ли мое выступление  интерес?

      - Достаточно ли я знаю по  данному вопросу, и имеется  ли у меня достаточно данных?

      - Смогу ли я закончить выступление  в отведенное время?

      - Соответствует ли мое выступление  уровню моих знаний и опыту?

      • Оценка аудитории и обстановки

      Спросите себя: «Кто мои слушатели?».  Если ответ затруднителен, то  лучше представить себе группу  из двух-трех человек, к которым  обращено выступление и готовить речь для них. Обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории:

      - возраст;

      - уровень образования;

      - профессия;

.     - цель прихода людей на выступление;

      - уровень заинтересованности в  теме;

      - уровень осведомленности в данном  вопросе;

      Желательно заранее поговорить  с некоторыми людьми из предполагаемой  публики, чтобы лучше узнать  аудиторию. Место выступления  – очень важный фактор успешного  выступления. Для того чтобы  чувствовать себя уверенно, нужно  заранее придти в зал и освоиться.  Если предполагается использование  микрофона, то его необходимо  отрегулировать.

      • Кодирование

      Оценка темы, цели и аудитории  является основой и фоном следующего  этапа докоммуникативной фазы – «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии с конкретной обстановкой. Этот этап включает:

      - подбор материалов;

      - композиционно-логическое оформление  речи;

      - использование фактологического материала;

      - работу над языком и стилем  выступления.

      • Фактологический материал

      Цифровые данные, для облегчения  восприятия лучше демонстрировать  посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием.

      Лучше всего, когда в устном  выступлении количество цифрового  материала ограничено, на него  лучше ссылаться, а не приводить  полностью, так как цифры скорее  утомляют слушателей, нежели вызывают  интерес.

      Докоммуникативная фаза обязательно должна завершаться репетицией выступления. Потренироваться можно перед близкими или друзьями, можно использовать средства аудиозаписи и видеозаписи, чтобы проконтролировать хронометраж, качество выступления – одним словом, посмотреть на себя со стороны.

      Подготовка по существу вопросов:

      - анализ проблемы, ситуации;

      - формирование целей, задач, общего  подхода к выступлению и собственной  позиции;

      - подготовка речи и аргументации  выводов;

      - подбор необходимых документов  и материалов;

      - учитывать возрастной и половой  факторы.

1.2 Коммуникативная фаза

      Коммуникативная фаза – это  произнесение речи, ответы на  вопросы слушателей, ведение дискуссии  и т.д.

      Оратору, стремящемуся к достижению  успеха, конструктивного результата, необходимо тщательно подготовить  выступление. Такую подготовку  можно представить в виде следующих  составных частей:

      - подготовка;

      - манеры поведения;

      - учитывать сложившиеся ритуалы  и субординацию. 

2. Структура выступления

      Выступление должно состоять  из трех частей:

      1. Вступление.

      2. Основная часть.

      3. Заключение.

      Примерное распределение времени:

      - вступление – 10-15%;

      - основная часть – 60-65%;

      - заключение – 20-30%.

2.1 Вступление.

      Вступление – важная часть,  так как более всего запоминается  слушателям, поэтому должно быть  тщательно продуманным. Оно включает: объяснение цели, название доклада  и расшифровку подзаголовка с  целью точного определения содержания  выступления, четкое определение  стержневой идеи. «Засиживаться»  на вступлении не стоим –  оно должно быть кратким.

Информация о работе Искусство публичного выступления