Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:28, контрольная работа
Умение убеждать всегда ценилось обществом. Возрастание роли воздействующей речи в жизни общества привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию этой разновидности речевой деятельности. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых различных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения в сфере коммерческой деятельности, побудить его покупать определенные товары, продукты и т.п. В любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя.
Введение 3
1. Экстралингвистические факторы публичного выступления
1.1. Правила подготовки к выступлению 4
1.2.Логическая структура выступления 8
2. Лингвистические факторы публичного выступления
2.1. Словесное оформление выступления 9
3.Типичные ошибки при выступлении 13
Заключение 15
Библиографический список 16
Федеральное агентство по образованию
Сыктывкарский лесной институт (филиал)
государственного
высшего профессионального
Санкт-Петербургская
Академия имени С.М. Кирова
Кафедра гуманитарных
дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине русский язык
и культура речи
на тему: Лингвистические и экстралингвистические
Выполнил: Уляшев Евгений Васильевич
Шифр 090078
Оглавление:
Введение
1. Экстралингвистические факторы публичного выступления
1.1. Правила подготовки к выступлению 4
1.2.Логическая
структура выступления
2. Лингвистические факторы публичного выступления
2.1. Словесное
оформление выступления
9
3.Типичные
ошибки при выступлении
Заключение
Библиографический
список 16
Введение
В данной работе рассмотрим
некоторые вопросы культуры
Умение убеждать всегда ценилось обществом. Возрастание роли воздействующей речи в жизни общества привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию этой разновидности речевой деятельности. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых различных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения в сфере коммерческой деятельности, побудить его покупать определенные товары, продукты и т.п. В любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя.
В данной работе будут проанализированы лингвистические и экстралингвистические составляющие публичного выступления.
Объект нашего исследования – публичная речь. Предмет – лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи.
Цель настоящей работы –
- рассмотреть правила подготовки к выступлению;
- изучить логическую структуру выступления;
- обратить внимание на словесное оформление выступления;
- указать типичные ошибки при выступлении.
В структурном отношении работа делится на введение, где определены объект, предмет, цель и задачи исследования, на 4 части, в каждой из которых раскрыт один из аспектов заявленной в работе темы; заключения, где даны выводы по работе и списка литературы в количестве 12 единиц.
1. Экстралингвистические факторы публичного выступления
1.1. Правила
подготовки к выступлению
1.
К выступлению обязательно
2. Прежде всего следует четко сформулировать тему выступления, спросив себя: что я хочу сказать? Не следует самоуверенно полагать, что говорящему это всегда и так ясно. Однако многие выступающие только после того, как они начали говорить, приходят к осознанию того, что все же не представляют достаточно четко, какую мысль они стремятся донести до слушателей, которые, как правило, понимают неподготовленность выступающего раньше его.
3. Определите цель выступления. Чего бы вы хотели добиться? Поставить новую проблему? Опровергнуть чужую точку зрения? Переубедить аудиторию? Изменить ход обсуждения? Внести существенные дополнения в обсуждаемую проблему?
4.
В начале выступления сразу
же сформулируйте основную
5. Определите главную мысль, расчлените ее на отдельные составляющие. «Это членение должно быть проведено последовательно на основе одного принципа»[1,с.78] Составляющие главную мысль компоненты должны быть соразмерны по важности, связаны между собой в одно целое. Каждая составляющая вашей главной мысли будет представлять отдельную часть вашего выступления, которая может быть названа по ключевому слову этой части выступления.
6.
Начинайте изложение
7.
В случае необходимости
8. Свое мнение можно подкрепить ссылкой налицо, которое признано авторитетным. С этой целью целесообразно привести цитаты,
пересказать другой текст, воспроизвести элементы личной беседы и т.п.
9.
Высказываемая мысль будет
10.
Приводя аргументы в
11.
Оцените непротиворечивость
Наиболее типичные погрешности выступления: значительные отступления от основного содержания, непоследовательность, несоразмерность отдельных частей, неубедительные примеры, повторы.
Каждому выступлению свойственна своя специфика подготовки, но это не означает, что общие принципы работы над текстом выступления отсутствуют.
Выступающему необходимо
Следует заранее продумать, какие цифры вы приведете. В тексте не должно быть много цифрового материала, так как большое количество цифр утомляет слушателей, заслоняет главное. Цифры должны быть понятными, опираться на реальные фоновые знания аудитории. Например, широкой аудитории малопонятны или непонятны совсем цифровые данные об урожайности, надоях, количестве выработанных или затраченных энергоресурсов, спортивных рекордах и т.д. Поскольку редко кто может знать, какова урожайность, скажем, ржи или ячменя в средней полосе России и т.п., такие показатели следует приводить в сравнении. В аудитории, составленной из специалистов, цифрового материала может быть больше. Фоновые знания специалиста позволяют ему усваивать этот материал более быстро и легко. Следует по возможности ярко, оригинально интерпретировать цифровые данные. Например, один из российских корреспондентов в Японии нашел такой способ объяснить аудитории, насколько велика стоимость земли в центре Токио: «Я стою в центре Токио, в руках у меня самая крупная денежная купюра Японии. Один квадратный метр земли, па которой я стою, стоит так дорого, что купюры, заплаченные за него, покроют поверхность квадратного метра земли несколькими слоями».
В некоторых случаях цифры следует округлять, так они лучше воспринимаются и запоминаются .(население Н. составляет почти 500 тысяч человек). Но округление нежелательно в сообщении о числе жертв, размере нанесенного ущерба; здесь округление может вызвать у слушателей чувство недоверия.
Постоянный
контакт с аудиторией —
Под
коммуникативным состоянием
• Запретить себе думать о посторонних вещах.
• Сосредоточить свое внимание на слушателях.
• Внимательно следить за их реакцией.
• Убедить себя в том, что в данный момент нет ничего более важного и значимого, чем ваше выступление и внимание аудитории.
• Вкладывать в речевое действие все физические и моральные силы.
• Иметь наступательный волевой настрой: вести аудиторию за собой, а не идти на поводу у аудитории.
• Понимать, что публичное выступление — это профессиональное действие, связанное с осуществлением вашего намерения, которое должно достичь цели.
«Все
эти составляющие внутреннего состояния
говорящего находят отражение в выражении
лица, в мимике, характере взгляда, в позе,
осанке, движениях тела. Подобная информация
считывается аудиторией на подсознательном
уровне»[8,с.37] Из этого следует, что провалить
свое выступление можно даже до того, как
будет произнесено первое слово. Нельзя
выходить к аудитории и начинать говорить,
чувствуя себя расслабленным, безвольным,
равнодушным, безынициативным. Все это
сразу ощутит аудитория (пусть даже и не
осознает поначалу), и ее реакция будет
неблагоприятной, пассивной.
Информация о работе Лингвистические и экстралингвистические факторы публичного выступления