Лингвистические и экстралингвистические факторы публичного выступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:28, контрольная работа

Описание работы

Умение убеждать всегда ценилось обществом. Возрастание роли воздействующей речи в жизни общества привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию этой разновидности речевой деятельности. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых различных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения в сфере коммерческой деятельности, побудить его покупать определенные товары, продукты и т.п. В любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя.

Содержание

Введение 3
1. Экстралингвистические факторы публичного выступления
1.1. Правила подготовки к выступлению 4
1.2.Логическая структура выступления 8
2. Лингвистические факторы публичного выступления
2.1. Словесное оформление выступления 9
3.Типичные ошибки при выступлении 13

Заключение 15

Библиографический список 16

Работа содержит 1 файл

Лингвистические и экстралингвистические нов..doc

— 82.50 Кб (Скачать)

                  Федеральное агентство по образованию   

               Сыктывкарский лесной институт (филиал)

       государственного общеобразовательного  учреждения 

                высшего профессионального образования

     Санкт-Петербургская государственная лесотехническая

                         Академия имени С.М. Кирова 

                     Кафедра гуманитарных  дисциплин 

                              КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

              по дисциплине русский язык  и культура речи 

на тему:         Лингвистические и экстралингвистические

                                 факторы публичного  выступления 
 

                                                   Выполнил: Уляшев Евгений Васильевич

                                                     студент ФЗО заочной формы обучения

                                                      1 курса, группы № 3190

                                                       специальность ЛИД

                  Шифр 090078  

                                                    Проверила:  Мачурова Надежда Николаевна

                                                                          к.псих.н.. доц. 
 

                                            Сыктывкар

                                                 2009   

                                               Оглавление: 
 

   Введение                                                                        3   

1. Экстралингвистические факторы публичного выступления

1.1. Правила подготовки к выступлению    4

1.2.Логическая структура выступления                                  8  

2. Лингвистические факторы публичного выступления

2.1. Словесное оформление выступления              9  

3.Типичные ошибки при выступлении                                 13  
 

  Заключение                                                                         15 
 

Библиографический список      16 
 
 
 

                                                      Введение 

     В данной работе рассмотрим  некоторые вопросы культуры речи.  Речь идет о факторах публичной  речи. Актуальность данного вопроса не вызывает сомнений.

     Умение убеждать всегда ценилось обществом. Возрастание роли воздействующей речи в жизни общества привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию этой разновидности речевой деятельности. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых различных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения в сфере коммерческой деятельности, побудить его покупать определенные товары, продукты и т.п. В любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя.

     В данной работе будут проанализированы лингвистические и экстралингвистические составляющие публичного выступления.

   Объект нашего исследования –  публичная речь. Предмет – лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи.

    Цель настоящей работы – рассмотреть  факторы публичного выступления.  Для достижении данной цели  необходимо решить ряд последовательных задач:

- рассмотреть  правила подготовки к выступлению;

- изучить  логическую структуру выступления;

- обратить  внимание на словесное оформление выступления;

- указать  типичные ошибки при выступлении.

     В структурном отношении работа делится на введение, где определены объект, предмет, цель и задачи исследования, на 4 части, в каждой из которых раскрыт один из аспектов заявленной в работе темы; заключения, где даны выводы по работе и списка литературы в количестве 12 единиц.

1. Экстралингвистические факторы публичного выступления

1.1. Правила подготовки к выступлению 

  1. К выступлению обязательно нужно  подготовиться. Не следует рассчитывать  на удачную импровизацию, если  существует хотя бы малейшая  возможность для подготовки.

  2. Прежде всего следует четко сформулировать тему выступления, спросив себя: что я хочу сказать? Не следует самоуверенно полагать, что говорящему это всегда и так ясно. Однако многие выступающие только после того, как они начали говорить, приходят к осознанию того, что все же не представляют достаточно четко, какую мысль они стремятся донести до слушателей, которые, как правило, понимают неподготовленность выступающего раньше его.

  3. Определите цель выступления.  Чего бы вы хотели добиться? Поставить новую проблему? Опровергнуть чужую точку зрения? Переубедить аудиторию? Изменить ход обсуждения? Внести существенные дополнения в обсуждаемую проблему?

  4. В начале выступления сразу  же сформулируйте основную мысль  выступления, основной тезис.  Не следует затягивать введение тезиса. До тех пор пока слушатели не поймут, о чем вы собираетесь говорить, их внимание будет рассеянным, не сосредоточенным. Помните, что если вы затягиваете изложение сути дела, то раздражение аудитории растет в геометрической прогрессии.

  5. Определите главную мысль, расчлените ее на отдельные составляющие. «Это членение должно быть проведено последовательно на основе одного принципа»[1,с.78] Составляющие главную мысль компоненты должны быть соразмерны по важности, связаны между собой в одно целое. Каждая составляющая вашей главной мысли будет представлять отдельную часть вашего выступления, которая может быть названа по ключевому слову этой части выступления.

  6. Начинайте изложение содержания  с самых главных, основополагающих тезисов. На конец оставьте второстепенные, дополнительные компоненты. Если внимание аудитории ослабнет, притупится, то это произойдет на наименее важных частях вашего выступления.

  7. В случае необходимости подберите  к каждому тезису соответствующую информацию: статистические данные, сведения по истории вопроса, результаты социологических опросов и т.п.

  8. Свое мнение можно подкрепить  ссылкой налицо, которое признано авторитетным. С этой целью целесообразно привести цитаты,

пересказать другой текст, воспроизвести элементы личной беседы и т.п.

  9. Высказываемая мысль будет более  убедительной, если вы подкрепите ее примерами.

  10. Приводя аргументы в обоснование  своего мнения, расположите их таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Поставьте самые сильные аргументы в конце. Конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый.

  11. Оцените непротиворечивость всего  текста в целом. Проверьте, насколько соответствует последовательность изложения материала поставленной цели, характеру аудитории, конкретной речевой ситуации, сложившейся к моменту начала вашего выступления.

  Наиболее  типичные погрешности выступления: значительные отступления от основного  содержания, непоследовательность, несоразмерность отдельных частей, неубедительные примеры, повторы.

  Каждому выступлению свойственна своя специфика подготовки, но это не означает, что общие принципы работы над текстом выступления отсутствуют.

   Выступающему необходимо уделять  особое внимание иллюстративному материалу и материалу, составляющему информационное обеспечение выступления.

  Следует заранее продумать, какие цифры  вы приведете. В тексте не должно быть много цифрового материала, так  как большое количество цифр утомляет слушателей, заслоняет главное. Цифры должны быть понятными, опираться на реальные фоновые знания аудитории. Например, широкой аудитории малопонятны или непонятны совсем цифровые данные об урожайности, надоях, количестве выработанных или затраченных энергоресурсов, спортивных рекордах и т.д. Поскольку редко кто может знать, какова урожайность, скажем, ржи или ячменя в средней полосе России и т.п., такие показатели следует приводить в сравнении. В аудитории, составленной из специалистов, цифрового материала может быть больше. Фоновые знания специалиста позволяют ему усваивать этот материал более быстро и легко. Следует по возможности ярко, оригинально интерпретировать цифровые данные. Например, один из российских корреспондентов в Японии нашел такой способ объяснить аудитории, насколько велика стоимость земли в центре Токио: «Я стою в центре Токио, в руках у меня самая крупная денежная купюра Японии. Один квадратный метр земли, па которой я стою, стоит так дорого, что купюры, заплаченные за него, покроют поверхность квадратного метра земли несколькими слоями».

  В некоторых случаях цифры следует округлять, так они лучше воспринимаются и запоминаются .(население Н. составляет почти 500 тысяч человек). Но округление нежелательно в сообщении о числе жертв, размере нанесенного ущерба; здесь округление может вызвать у слушателей чувство недоверия.

  Постоянный  контакт с аудиторией — Контакт  с аудиторией   ключевая проблема  ораторского выступления. Если контакта с аудиторией нет, то либо теряет смысл само выступление в целом, либо резко снижается его эффективность. Работа по поддержанию контакта многопланова и одновременно ведется в нескольких направлениях. Необходимо быть благоприятно настроенным по отношению к публике.

  Под  коммуникативным состоянием говорящего  понимается совокупность всех  состояние говорящего   характеристик  говорящего, которые оказывают влияние на его способность устанавливать контакт с аудиторией и поддерживать его. Сформировать нужное коммуникативное состояние, которое позволит успешно взаимодействовать с аудиторией, означает следующее:

  • Запретить себе думать о посторонних вещах.

  • Сосредоточить свое внимание на слушателях.

  • Внимательно следить за их реакцией.

  • Убедить себя в том, что в данный момент нет ничего более важного  и значимого, чем ваше выступление  и внимание аудитории.

  • Вкладывать в речевое действие все физические и моральные силы.

  • Иметь наступательный волевой настрой: вести аудиторию за собой, а не идти на поводу у аудитории.

  • Понимать, что публичное выступление  — это профессиональное действие, связанное с осуществлением вашего намерения, которое должно достичь цели.

  «Все  эти составляющие внутреннего состояния  говорящего находят отражение в выражении лица, в мимике, характере взгляда, в позе, осанке, движениях тела. Подобная информация считывается аудиторией на подсознательном уровне»[8,с.37] Из этого следует, что провалить свое выступление можно даже до того, как будет произнесено первое слово. Нельзя выходить к аудитории и начинать говорить, чувствуя себя расслабленным, безвольным, равнодушным, безынициативным. Все это сразу ощутит аудитория (пусть даже и не осознает поначалу), и ее реакция будет неблагоприятной, пассивной. 
 
 

Информация о работе Лингвистические и экстралингвистические факторы публичного выступления