Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 19:52, контрольная работа
В области непосредственного речевого общения мы имеем, с одной стороны, такие бесспорные случаи монологической речи, как речь на митинге, в суде и т.п.; с другой стороны, крайним случаем диалога является отрывистый и быстрый разговор на какие-нибудь обыденные или деловые темы; для него будут характерны: сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой; обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности; в построении реплик нет никакой предумышленной связанности и они в высшей степени кратки.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Устная и письменная формы речи………………………………...........5
1.1 Устная речь………………………………………………………………...6
1.2 Письменная речь…………………………………………………………..7
2. Монологичность и диалогичность речи………………………………10
Заключение…………………………………………………………………..13
Список использованной литературы…………………………………….14
Письмо
- это созданная людьми вспомогательная
знаковая система, которая используется
для фиксации звукового языка и звуковой
речи. В тоже время письмо - это самостоятельная
система коммуникации, которая, выполняя
функцию фиксации устной речи, приобретает
ряд самостоятельных функций: письменная
речь дает возможность усвоить знания,
накопленные человеком, расширяет сферу
человеческого общения. Читая книги, исторические
документы разных времен и народов, мы
можем прикоснуться к истории, культуре
всего человечества. Именно благодаря
письменности мы узнали о великих цивилизациях
Древнего Египта, шумеров, инков, майя
и др.
Письмо прошло длительный путь исторического
развития от первых зарубок на деревьях,
наскальных рисунков до звуко-буквенного
типа, которым сегодня пользуется большинство
людей, т.е. письменная речь вторична по
отношению к устной. Буквы, используемые
на письме, - это знаки, с помощью которых
обозначаются звуки речи. Звуковые оболочки
слов и частей слов изображаются сочетаниями
букв, знание букв позволяет воспроизводить
их в звуковой форме, т.е. читать любой
текст. Знаки препинания, используемые
на письме, служат для членения речи: точки,
запятые, тире соответствуют интонационной
паузе в устной речи. Это значит, что буквы
являются материальной формой письменной
речи.
Основная функция письменной речи - фиксация
устной речи, имеющая цель сохранить ее
в пространстве и времени. Письмо служит
средством коммуникации между людьми,
когда непосредственное общение невозможно,
когда они разделены пространством и временем.
Развитие технического средства сообщения
- телефона - уменьшило роль письма. Появление
факса и распространение системы Интернет
помогают преодолевать пространство и
вновь активизируют письменную форму
речи.
Основное свойство письменной речи - способность
к длительному хранению информации.
Письменная
речь развертывается не во временном,
а в статическом пространстве,
что дает возможность пишущему продумывать
речь, возвращаться к написанному, перестраивать
текст, заменять слова и т.д. В
связи с этим письменная форма речи
имеет свои особенности:
Письменная речь использует книжный язык,
употребление которого достаточно строго
нормировано и регламентировано. Порядок
слов в предложении закреплен, инверсия
(изменение порядка слов) не типична для
письменной речи, а в некоторых случаях,
например в текстах официально-делового
стиля речи, недопустима. Предложение,
являющееся основной единицей письменной
речи, выражает сложные логико-смысловые
связи посредством синтаксиса. Письменной
речи свойственны сложные
синтаксические конструкции, причастные
и деепричастные обороты, распространенные
определения, вставные конструкции и т.п.
При объединении предложений в абзацы
каждое из них строго связано с предшествующим
и последующим контекстом.
Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п.
К сложному тексту можно не раз возвращаться, вдумываться в него, осмысливать написанное, имея возможность просматривать глазами тот или иной отрывок текста.
Письменная
речь отличается тем, что в самой
форме речевой деятельности находят
определенное отражение условия и цель
общения, например художественное произведение
или описание научного эксперимента, заявление
об отпуске или информационное сообщение
в газете. Следовательно, письменная речь
обладает стилеобразующей функцией, что
находит отражение в выборе языковых средств,
которые используются для создания того
или иного текста. Письменная форма является
основной формой существования речи в
научном, публицистическом, официально-деловом
и художественном стилях.
Таким образом, говоря о том, что речевое
общение происходит в двух формах - устной
и письменной, надо иметь в виду сходство
и различия между ними. Сходство заключается
в том, что эти формы речи имеют общую основу
- литературный язык и в практике занимают
примерно равное место. Различия сводятся
чаще всего к средствам выражения. Устная
речь связана с интонацией и мелодикой,
невербаликой, в ней используется определенное
количество и "своих" языковых средств,
она привязана больше к разговорному стилю.
Письмо использует буквенные, графические
обозначения, чаще книжный язык со всеми
его стилями и особенностями.
2.
Монологичность и
диалогичность речи.
Речь — осуществление и сообщение мыслей на основе системы языка. Единицей речи является высказывание — выраженное и организованное средствами языка целенаправленное сообщение завершенной мысли. Высказывание может быть простым (минимальным) и сложным. Языковая форма минимального высказывания — предложение. Поэтому минимальное высказывание совпадает с предложением. Сложные высказывания включают в себя простые, но не сводятся к ним.
Устройство сложного высказывания включает:
• языковые (фонетические или графико-пунктуационные, лексические, грамматические) отношения и связи строевых единиц языка, составляющих языковую основу высказывания;
• выражение того конкретного содержания, которое конкретный говорящий (или пишущий) стремится выразить — сообщить конкретному слушающему (или читающему);
• организацию объективного содержания мысли в жанрово-композиционном строении высказывания.
Речь подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя речь представляет собой осуществление мышления в языковой форме. Внешняя речь представляет собой общение между различными людьми.
По форме речь подразделяется на диалогическую и монологическую.
Диалог
есть совместная и разделенная
Если
диалогическая речь создается путем
обмена репликами, исходящими из различных
источников, то монолог представляет
собой завершенное
Монологическая речь выделяет внутри себя смысловые части, которые ориентированы на внутреннюю ответную реакцию адресата. Β условиях устной речи монолог имеет второстепенное значение и включается в диалог.
Посредством речи организуется совместная деятельность людей, составляющих общество, и виды этой деятельности соответствуют основным формам диалогической речи, которая тем самым подразделяется с точки зрения цели на:
1. Общий диалог, назначение которого состоит в сопровождении речью совместной жизнедеятельности;
2. Информационный диалог, назначение которого состоит в получении и сообщении новой информации;
3. Диалектический диалог, назначение которого состоит в систематизации полученной информации и в построении картины реальности;
4. Обучающий диалог, назначение которого состоит в формировании знаний, умений и навыков, необходимых для деятельности;
5. Соревновательный диалог, назначение которого состоит в распределении людей по их компетентности и пригодности к деятельности;
6. Совещательный диалог, назначение которого состоит в принятии решения;
7. Игровой диалог, назначение которого состоит в выработке форм выражения мысли в их отношении к типовым действиям и в согласовании действий с высказываниями, — общая и конкретная тренировка;
8. Командный (управляющий) диалог, назначение которого в непосредственном управлении действиями.
Перечисленные виды диалога
Β диалогической речи различаются повествовательные, вопросительные и побудительные реплики. Строение первых двух категорий реплик определяет монологические формы речи.
Соотношение вопросительной и повествовательной реплик-предложений образует основную единицу диалогической речи вопрос-ответ, строение которого в его ответной монологической части представляет собой важнейшую для языка речемыслительную операцию формообразования, результатом которой оказывается сложение так называемых композиционно-речевых форм.
Вопросы бывают общими и частными.
Общим
(или ли-вопросом) называется такой
вопрос, на который можно ответить
да/нет, то есть создать утвердительное
или отрицательное
Частные вопросы подразделяются на что? какой? как? почему?
• Ответом на вопрос что? (кто?) является указание действием или словом (Иван есть вот это), то есть называние вещи (это есть Иван), или определение, если смысл имени недостаточно ясен: Иван есть человек с седой бородой; птица есть крылатое пернатое существо.
• Ответом на вопрос какой? является словесное изображение, характеристика предмета мысли, или описание: Иван таков-то u таков-то.
• Ответом на вопрос каким образом (нечто произошло или происходит)? является сообщение о конкретном действии: это произошло так-то u так-то, или повествование.
• Ответом на вопрос почему? является установление причинно-следственной связи между событиями: это имеет место, потому что-то является его причиной, или рассуждение.
Побудительные реплики
Композиционно-речевые формы монологической речи, которые развертываются из различных видов называния, — определение, описание, повествование, рассуждение, побуждение и сам вопрос-ответ, когда он становится единым развернутым произведением, лежат в основании строения родов и видов словесности, потому что высказывание, получившее определенную форму выражения и построения мысли, различенную с другими, становится произведением слова. Диалогическая речь обеспечивает возможность культуры как накопления и систематизации социально значимого опыта людей.
Не существует языков, в которых не было бы диалогической и монологической речи и необходимых для создания диалога восклицательных, повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.
Общение людей непрерывно, и все человечество соединяется непрекращающейся цепью диалога. Диалогическое общение является основой общества, история которого и состоит из слов и действий; все отношения между людьми опосредованы словом.
Ни одно биологическое сообщество не имеет языка, который обладал бы указанными выше свойствами, и ни один язык не проявляет эти свойства в большей или меньшей степени, — все языки мира являются языками в одинаковой степени.
Это значит, что языки могут научно сопоставляться только с языками. Возможно научное сопоставление свойств языка со свойствами коммуникативных систем животных, которое и указывает на принципиальное качественное отличие языка человека от знаковых образований, которые существуют в биологическом мире. Но так называемые “естественные теории происхождения языка” являются домыслами и к науке не имеют прямого отношения. Любые версии происхождения языка выходят за пределы научного знания ο языке.
Все
языки мира устроены по единому принципу
и представляют собой закономерно
различающиеся и закономерно
сходные варианты единого языка
человека.
Информация о работе Формы речи: устная, письменная, монологическая, диалогическая