Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 19:52, контрольная работа
В области непосредственного речевого общения мы имеем, с одной стороны, такие бесспорные случаи монологической речи, как речь на митинге, в суде и т.п.; с другой стороны, крайним случаем диалога является отрывистый и быстрый разговор на какие-нибудь обыденные или деловые темы; для него будут характерны: сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой; обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности; в построении реплик нет никакой предумышленной связанности и они в высшей степени кратки.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Устная и письменная формы речи………………………………...........5
1.1 Устная речь………………………………………………………………...6
1.2 Письменная речь…………………………………………………………..7
2. Монологичность и диалогичность речи………………………………10
Заключение…………………………………………………………………..13
Список использованной литературы…………………………………….14
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет»
им. И. Я.
Яковлева
Факультет русской филологии
Кафедра
экономики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Речевое воздействие в рекламе»
на тему:
«Формы речи: устная, письменная, монологическая,
диалогическая»
заочного отделения
Чебоксары 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.
Устная и письменная
формы речи………………………………........
1.1
Устная речь………………………………………………………………..
1.2
Письменная речь………………………………………
2.
Монологичность и
диалогичность речи………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………….14
Введение
Соответственно непосредственной форме человеческих взаимодействий («лицом к лицу») мы имеем непосредственные формы речевых взаимодействий, характеризуемых непосредственным, в зрительном и слуховом отношении, восприятием высказывающегося лица. Соответственно посредственным взаимодействиям мы имеем в области речи, например, письменную форму высказывания.
Соответственно перемежающимся формам взаимодействий, подразумевающим сравнительно быструю смену акций и реакций взаимодействующих индивидов, мы имеем диалогическую форму речевого общения; соответственно длительной форме воздействия при общении мы имеем монологическую форму речевого высказывания.
Диалогическая форма фактически почти всегда соединяется с непосредственной, но можно отметить некоторые особые случаи, когда этого нет или когда, непосредственное восприятие осуществляется не вполне, в частности, когда от непосредственного воспринимания отпадают весьма важные, как увидим дальше, зрительные восприятия; именно такой случай имеем при диалогическом общении в темноте, по телефону, через закрытые двери или стену и т. п. Особый случай имеем при диалогическом общении путем «записочек» (например, на заседании), когда налицо редкое соединение письменной, т. е. посредственной формы, с диалогической и вместе с тем с непосредственной, поскольку имеем зрительное восприятие собеседника.
Что касается письменной формы общения, то она главным образом выступает в соединении с монологической, за исключением случаев, указанных только что, или им подобных, но столь же редких (например, возможный «диалог» по телеграфу). При непосредственном взаимодействии возможны, конечно, и диалогическая и монологическая форма, и именно на этом случае может быть наиболее удобно их сравнительное изучение.
В области непосредственного речевого общения мы имеем, с одной стороны, такие бесспорные случаи монологической речи, как речь на митинге, в суде и т.п.; с другой стороны, крайним случаем диалога является отрывистый и быстрый разговор на какие-нибудь обыденные или деловые темы; для него будут характерны: сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой; обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности; в построении реплик нет никакой предумышленной связанности и они в высшей степени кратки.
Соответственно этому для крайнего случая монолога будет характерна длительность и обусловленная ею связанность, построенность речевого ряда; односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реплику; наличие заданности, предварительного обдумывания и пр.
Но между этими двумя случаями находится ряд промежуточных, центром которых является такой случай, когда диалог становится обменом монологами, например при обмене приветствиями или небольшими «речами» на каких-нибудь церемониях, попеременного рассказа о впечатлениях, переживаниях или приключениях; в последнем случае в общем порядке речевого взаимодействия монологические куски иногда как бы аккомпанируются репликами. Именно случаи «монологического диалога», использованные в поэзии, дали то, что называют «ложным диалогом».
Между только что отмеченными случаями «монологического диалога» и разговором лежит то, что можно было бы назвать беседой, для которой характерны более медленный темп обмена, большая, сравнительно, величина компонентов и в связи с этим, может быть, большая построенность, обдумываемость речи; беседа характерным образом развивается в обстановке досуга, но возможна и деловая беседа, которая не позволяет говорить собственно о досуге, но предполагает известное время для своего обнаружения.
Из всех возможных соединений
диалогической или монологической формы
высказывания с формами непосредственной
и посредственной социально более значимы,
достаточно широко распространены следующие
три соединения: диалогической формы с
непосредственной, монологической с непосредственною
же и монологической посредственной, точнее
с письменной (можно себе представить
и другие «посредники» речи, кроме письма).
В настоящей статье я предполагаю говорить
о диалогической непосредственной форме,
прибегая там, где это необходимо, к сопоставлениям
с другими. Само собой разумеется, что
я ни в какой мере не рассчитываю исчерпать
этот сложный вопрос даже в общей его постановке.
1.
Устная и письменная
формы речи.
Речевое
общение происходит в двух формах
- устной и письменной. Они находятся в
сложном единстве и в речевой практике
занимают важное и примерно одинаковое
место по своей значимости. В сфере производства,
сферах управления, образования, юриспруденции,
искусства, в средствах массовой информации
имеют место и устная и письменная речь
формы речи. В условиях реальной коммуникации
наблюдается их постоянное взаимодействие
и взаимопроникновение. Любой письменный
текст может быть озвучен, т.е. прочитан
вслух, а устный - записан при помощи технических
средств. Существуют такие жанры, например,
драматургия, ораторские произведения,
которые предназначены специально для
последующего озвучивания. И, наоборот,
в литературных произведениях широко
используются приемы стилизации под "устность":
диалогическая речь, в которой автор стремится
сохранить особенности, устной спонтанной
речи, монологические рассуждения персонажей
от первого лица и т.п. Практика радио и
телевидения привела к созданию своеобразной
формы устной речи, в которой устная и
озвученная письменная речи постоянно
сосуществуют и взаимодействуют – телеинтервью.
Основой письменной и устной речи является
литературная речь, выступающая как ведущая
форма существования русского языка. Литературная
речь - это речь, рассчитанная на сознательный
подход к системе средств общения, при
котором осуществляется ориентация на
определенные нормированные образцы.
Она является таким средством общения,
нормы которого закрепляются как формы
образцовой речи, т.е. они фиксируются
в грамматиках, словарях, учебниках. Распространению
этих норм способствует школа, культурные
учреждения, средства массовой коммуникации.
Литературная речь отличается универсальностью
в сфере функционирования. На ее основе
создаются научные сочинения, публицистические
произведения, деловая письменность и
др. Устная и письменная формы речи являются
самостоятельными, имеют свои характеристики
и особенности.
1.2.
Устная речь.
Устная
речь - это любая звучащая речь. Исторически
устная форма речи первична, она возникла
гораздо раньше письма. Материальной формой
устной речи являются звуковые волны,
т.е. произносимые звуки, возникающие в
результате деятельности органов произношения
человека. С этим явлением связаны богатые
интонационные возможности устной речи.
Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью
(громкостью) речи, длительностью, нарастанием
или замедлением темпа речи и тембром
произнесения. В устной речи большую роль
играют место логического ударения, степень
четкости произношения, наличие или отсутствие
пауз. Устная речь обладает таким интонационным
разнообразием речи, что может передать
все богатство человеческих переживаний,
настроений и т.п.
Восприятие устной речи при непосредственном
общении происходит одновременно и по
слуховому, и по зрительному каналам. Устную
речь сопровождают, усиливая ее выразительность,
такие дополнительные средства, как характер
взгляда (настороженный или открытый и
т.п.), пространственное расположение говорящего
и слушающего, мимика и жесты. Жест может
быть уподоблен указательному слову (указание
на какой-то предмет), может выражать эмоциональное
состояние, согласие или несогласие, удивление
и т.д., служить контактоустанавливающим
средством, например поднятая рука в знак
приветствия.
Необратимость, поступательный и линейный
характер развертывания во времени - одно
из главных свойств устной речи. Нельзя
вернуться в какой-то момент устной речи
еще раз, поэтому говорящий вынужден мыслить
и говорить одновременно, т.е. он думает
как бы "на ходу", в связи с этим, устной
речи могут быть свойственны неплавность,
фрагментарность, деление единого предложения
на несколько коммуникативно-самостоятельных
единиц: сообщение секретаря участникам
совещания "Директор звонил. Задерживается.
Будет через полчаса. Начинайте без него".
С другой стороны, говорящий обязан учитывать
реакцию слушающего и стремиться привлечь
его внимание, вызвать интерес к сообщению.
Поэтому в устной речи появляются интонационное
выделение важных моментов, подчеркивание,
уточнение каких-то частей, автокомментирование,
повторы: "Работу кафедра провела в
течение года большую/ да/ надо сказать/
большую и важную/ И учебную, и научную,
и методическую/ Ну/ учебную/ все знают/
Надо ли подробно/ учебную/ Нет/ Да/ тоже
думаю/не надо/.
Устная речь может быть подготовленной
(доклад, лекция и др.) и неподготовленной
(разговор, беседа).
Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом все-таки говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не "заученной", походила на непосредственное общение.
Неподготовленная
устная речь характеризуется спонтанностью.
Неподготовленное устное высказывание
(основная единица устной речи, аналогичная
предложению в письменной речи) формируется
постепенно, порциями, по мере осознания
того, что сказано, что следует сказать
далее, что надо повторить, уточнить. Поэтому
в устной неподготовленной речи много
пауз, а использование заполнителей пауз
(слов типа э-э, гм) дает возможность говорящему
подумать о дальнейшем. Говорящий контролирует
логико-композиционный, синтаксический
и частично лексико-фразеологический
уровни языка, т.е. следит за тем, чтобы
его речь была логична и связна, выбирает
соответствующие слова для адекватного
выражения мысли. Фонетический и морфологический
уровни языка, т.е. произнесение и грамматические
формы, не контролируются, воспроизводятся
автоматически. Поэтому устной речи свойственны
меньшая лексическая точность, небольшая
длина предложений, ограничение сложности
словосочетаний и предложений, отсутствие
причастных и деепричастных оборотов,
деление единого предложения на несколько
коммуникативно-
Устная речь так же, как и письменная, нормирована
и регламентирована, однако нормы
устной речи совсем другие. "Многие
так называемые огрехи устной речи - функционирование
незаконченных высказываний, введение
перебивов, автокомментаторов, контакторов,
реприз, элементов колебания и т.п. - является
необходимым условием успешности и эффективности
устного способа коммуникации". Слушающий
не может удержать в памяти все грамматические
и семантические связи текста, и говорящий
должен учитывать это; тогда его речь будет
понята и осмыслена. В отличие от письменной
речи, которая строится в соответствии
с логическим движением мысли, устная
речь разворачивается посредством ассоциативных
присоединений.
Устная форма речи закреплена за всеми
функциональными стилями
русского языка, однако, она имеет преимущество
в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют
следующие функциональные разновидности
устной речи: устную научную речь, устную
публицистическую речь, виды устной речи
в сфере официально-делового общения,
художественную речь и разговорную речь.
Следует сказать, что разговорная речь
оказывает влияние на все разновидности
устной речи. Это выражается в проявлении
авторского "я", личностного начала
в речи с целью усиления воздействия на
слушающих. Поэтому в устной речи используются
эмоционально и экспрессивно окрашенная
лексика, образные сравнительные конструкции,
фразеологизмы, пословицы, поговорки,
даже просторечные элементы.
1.2.
Письменная речь.
Информация о работе Формы речи: устная, письменная, монологическая, диалогическая