Религия в рамках теории конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:09, реферат

Описание работы

После распада СССР и системы диалектического материализма, которая была в некотором плане «псевдорелигией», в странах СНГ образовался острый духовный в первой половине 90-х годов XX в., стал следствием глубоких социальный вакуум. Наиболее острым он стал для стран, в которых до революции 1917 г. официальной религией было христианство. Ислам и буддизм не подверглись столь тщательной нивелировки со стороны «Союза безбожников» и линии партии по борьбе с религией как христианство. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно в этих странах годы резко возрос интерес людей к религиям, как традиционным, так и новым культам. Многие из таких культов, как молодые и пассионарные учения, содержат резкие, иногда открыто враждебные окружающему социуму и принципам его организации положения. В связи с этим актуальной становится проблема религиозных конфликтов.

Содержание

1. История исследования вопроса
2. Понятие конфликта и религиозного конфликта, специфика религиозного конфликта
3. Развитие конфликтов, специфика развертывания религиозных конфликтов
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 67.06 Кб (Скачать)

Инцидент - это  тело конфликта, его материализация, его образ, представленный для зрителя, его норма, помогающая субъекту ясно осознавать выявившееся противоречие. Степень его напряженности быстро растет, вынуждая субъектов искать выходы из противоречия.

Инцидент следует  назвать пусковой причиной. Но не всякий инцидент выступает в этом качестве, а лишь тот, который внутренне  связан с конфликтным взаимодействием. Если же инцидент является внешним  по отношению к конфликтному противоречию, то его следует рассматривать в качестве повода. Провокационный акт со стороны желающего поскорее разжечь костер конфликта будет не причиной, а поводом [13, с.45].

Отметим, что  в роли конфликтогенов могут выступать  не только высказывания и деятельность лидеров религиозных организаций, надругательство над чувствами  верующих со стороны активистов враждебного  движения, но и СМИ. Обращаясь к  религиозной тематике, журналисты могут  совершать две типичные ошибки: употреблять  слова с негативной окраской в  отношении представителей религиозных  меньшинств и, доказывая преимущество одной конфессии над другими, принижать, а иногда и просто унижать  их. В этом случае они, как правило, пользуются источниками, заинтересованными  именно в принижении какого-либо прихода, священнослужителя, церкви или конфессии. И – что совершенно противоречит принципам журналистского профессионализма – не дают критикуемым возможности  ответить, представить свою точку  зрения в той самой статье, в  которой они критикуются [21, с.11].

Тем не менее, самым  глубоким стимулом перерастания конфликтной  ситуации в реальный конфликт выступает  противоположность интересов. Если исходным пунктом противоборства служит во многих случаях противоречивость ценностей и позиций, то формирование конфликта, так или иначе, ставит проблему трансформации ценностей  в трансформацию интересов [21, с.12].

Незамеченная  конфликтная ситуация не столь опасна, как незамеченный инцидент, так как  первое все равно приведет к осознанию  существующих противоречий, если они  не будут сняты изменением обстоятельств, второе загонит противоречие внутрь, и рост напряженности станет протекать  вне сознания, и повторный инцидент сразу взорвет отношения, приняв вдруг для субъектов форму  бурного прорыва плотины. Вот  когда начинают вспоминать про прецедент, случай, имевший ранее место [15, с.164].

Недовольство - ощущение неудовлетворенности и  высказывание неудовлетворенности  чем-то либо кем-то, проявляется гримасой, интонацией, пластикой, иногда — лексически. С одной стороны, недовольство еще  не конфликт, потому что субъект  плохо осознает причину такого состояния, объект нереализуемого интереса располагается  пока на периферии сознания, но не в  центре сознания. С другой стороны, недовольство — уже конфликт, потому что обстоятельства ведут к столкновению интересов, хотя не успели явственно  обрисовать противоречие интересов.

Следующая ступень  развития напряженности инцидента  — противодействие, т. е. действие, препятствующее другому действию.

Между недовольством  и разногласием может лежать длительный временной период. Между разногласием и противодействием этот период краток: ведь осмысление противоречия произошло, и каждый субъект знает, чего хочет, его желание достичь необходимого стремительно растет. Поэтому если субъекты здесь и сейчас не одумаются  и не включат активное воображение, рисующее картину будущих взаимоотношений, не направят усилия на поиск способа  разрешения возникшего противоречия, то не заметят сами, как окажутся на уровне противостояния, где накал  напряжения чрезмерно высок [38, .с.48-51].

Наивысочайшей степени напряженности конфликт достигает при противоборстве, борьбе против кого-либо или чего-либо, что, по мнению, субъекта, мешает достижению цели, реализации интересов. Так как  таким препятствием чаще всего в  момент высокого психологического напряжения видится именно другой человек, то все  силы направляются на уничтожение данного  человека. Способы уничтожения или  подавления с трудом контролируются, поэтому не исключается и применение физической силы, наряду с унижением, оскорблением, ущемлением противника конфликта.

Если путь разрешения будет конструктивным, т. е. плодотворным, то конфликт разрешится, и отношения  между субъектами конфликта перейдут на новый уровень развития. За счет чего это происходит? Каждый субъект конфликта должен сопоставить свои интересы с интересами другой стороны. Затем им необходимо признать право каждого субъекта реализовать свои интересы. И, наконец, очень важно уметь прогнозировать будущие отношения с Другим при выборе того или иного варианта разрешения конфликта [38,с.40].

Но путь разрешения конфликта может быть и деструктивным, разрушающим нормальную структуру  чего-либо. Тогда каждая сторона  будет упорно отстаивать свои интересы, не желая видеть интересы Другого, не желая прогнозировать будущие отношения  с этим Другим. В этом случае конфликт не будет разрешен никогда и взаимоотношения  войдут в тупик, а, возможно, даже будут  прерваны. Третий этап в развитии конфликта  является ключевым, центральным. Он решает исход всего дела. Именно поэтому, когда говорят о конфликте, имеют  в виду этот момент как определяющий все дальнейшее развитие отношений.

Деструктивное разрешение чревато неблагоприятным  исходом для обоих субъектов: их отношения достигают кризисного состояния, а личностная структура  “выбрасывает” из системы ценностей  жизни другого как автономную личность, заслуживающую уважения и  признания [3, с.19].

Таким образом, понятия «конфликт» и «религиозный конфликт» с точки зрения конфликтологии являются состоянием открытой, часто  затяжной борьбы, либо состоянием дисгармонии. Конфликтами характеризуется вся  жизнь человечества, и, согласно закону единства и борьбы противоположностей, конфликты не только несут разрушение, но и являются той колыбелью, в  которой зарождается нечто принципиально  новое.

Религиозный конфликт – это, прежде всего конфликт человеческий, обусловленный противоречиями интересов  различных социальных групп, объединенных в два или более враждебных лагеря, где каждый лагерь руководствуется  единой для всех его членов системой ценностей, взглядов на мир, нравственных и моральных убеждений. При этом, каждое отдельный лагерь пытается представить  субъектом конфликта не себя, а  оппонента. Субъектом такого конфликта  является группа людей, но объектом выступают  определенные моральные нормы и  ценности, относительно иерархии которых  имеются разногласия между сторонами. В принципе, поскольку не бывает людей с абсолютно одинаковыми  идеалами, такие разногласия можно  признать естественными, можно также  в большинстве случаев и найти  пути их разрешения: либо путем взаимоприобщения к ценностям друг друга, либо путем  терпимости и признания права  на инаковерие. Однако эти пути не всегда возможны. Препятствием разуму и доброй воле здесь лежит фанатизм

3. Развитие конфликтов, специфика развертывания  религиозных конфликтов

Большая опасность  проистекает из игнорирования очень  важной закономерности - эскалации  конфликтогенов. Состоит она в  следующем:

На конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто  максимально сильным среди всех возможных.

Получив в свой адрес конфликтоген, пострадавший хочет  компенсировать свой психологический  проигрыш, поэтому испытывает желание  избавиться от возникшего раздражения, ответив обидой на обиду. Трудно удержаться от соблазна проучить обидчика. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает. Пытаясь оправдаться, действуем  по принципу “лучшая защита - это  нападение”. Вероятно, это объясняется  тем, что потребность чувствовать  себя в безопасности, комфортно и  оберегать свое достоинство относится  к числу основных потребностей человека, и потому покушение на нее воспринимается крайне болезненно. Эту закономерность сравнивают с известным принципом  механики: сила противодействия равна  действующей силе, но противоположно к ней направлена. У людей противодействие  обычно сильнее действия (а не равно ему), есть еще одно принципиальное отличие в том, что принцип механики действует независимо от нашей воли, а эскалацию конфликтогенов мы все же можем остановить усилием воли [3, с.21].

Первый конфликтоген часто появляется ситуативно, помимо воли людей, а дальше вступает в действие эскалация конфликтогенов... и вот  уже конфликт налицо. Для предотвращения конфликтов надо как-то прервать цепочку  конфликтогенов.

Типы конфликтогенов.

Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из трех типов:

- стремление  к превосходству;

- проявление  агрессивности;

- проявление  эгоизма.

Общим для всех этих типов является то, что конфликтогены  представляют собой проявления, направленные на решение психологических проблем  или достижение каких-то целей (психологических  или прагматических).

Рассмотрим наиболее распространенные конфликтогены каждого  из типов в отношении к религиозному конфликту.

- снисходительное  отношение, то есть проявление  превосходства, но с оттенком  доброжелательности. В истории такой  тип конфликтогена отражен в  высмеивании доматоведов-католиков  трактовки Лютера и Цвингли  о богатствах церкви, когда в  послании нунция было зачитано  об ошибках в переводе катехизиса  Лютером с латыни на немецкий  язык. Католическое догматическое  богословие и сегодня считает  многие положения протестантизма  просто следствием неверного  перевода [10, с.72].

- хвастовство,  вызывает раздражение, желание  “поставить на месть” хвастуна. Проявлялось также во время  реформации католической церковью  в ответ на аскетический образ  жизни Лютера и его последователей  как простое следствие несостоятельности  их обеспечить себе более достойное  существование.

- категоричность, безапелляционность - проявление излишней  уверенности в своей правоте,  самоуверенности; предполагает свое  превосходство и подчинение собеседника.  Данный конфликтоген характерен  для всех внутриконфессиональных  и межконфессиональных конфликтов  и заложен в самом отличии  одной религии от другой. Иудаизм  считает лишь иудеев избранным  народом, и проявление антисемитизма  трактует как зависть со стороны  гоев, в Коране безапелляционно  устанавливается главенство мусульман  над неверными, Библия, Ветхий  и Новый заветы показывают  богоизбранность христиан. Внутри  того же христианства каждая  из ветвей и подветвей (старообрядчество  в православии, амишизм в протестантизме) категорически убеждена в своей  правоте и обреченности иных, даже родственных конфессий и  т.д. [9, с.94; 10, с.72].

Кризис сопровождается сложными процессами как внутри конфессий, так и вокруг них. В последнее  десятилетие активизировалась деятельность религиозных объединений, имеющих  весьма непродолжительную историю. В христианском мире речь идет, прежде всего, о деятельности членов различных  протестантских церквей, а так же адептов новых религиозных учений. Что касается мусульманского общества, то оно в наибольшей степени подвержено "разрушению", которое характеризуется  распадом по национальным, родоплеменным  и другим основаниям.

Конфликт нужен  тогда, когда он помогает нам выйти  на новый этап развития личности, на новый уровень развития межличностных  отношений. С этой точки зрения, конфликт необходим нам для жизни в  равной степени как воздух. Он является своеобразным катализатором формирования, становления личности. Еще раз  отметим, что конфликт хорош и нужен, когда он помогает нам достичь в процессе его разрешения иной высоты своего развития [9, с.96].

Развитие конфликта  есть процесс его перехода от неполного  к полному конфликту, с последующим  его завершением (разрешением и  затуханием). Это включает качественные изменения субъектов и основы конфликта, усложнение форм противоборства, нарастание его интенсивности, расширение поля конфликта и масштабности борьбы. В противоположность охарактеризованному  поступательному процессу развития конфликта, в общественной жизни  также закономерно нисходящее развитие (затухание) конфликта. Это переход  полного или неполного конфликта  из явного, открытого в латентное, потенциальное состояние или  же в гармонию взаимоотношений [6, с.159].

Развитие конфликта  – это, прежде всего качественное изменение основы взаимодействия конфликтующих  субъектов. Данное понятие обозначает систему или подсистему, ее отдельные  элементы, на базе которых разворачивается  конфликт. В основу конфликта мы включаем противоречие, порождающее  конфликт, - предмет противоборства. Основа конфликта есть совокупность отношений, связывающих противоположные  стороны в некоторое единство и вместе с тем обусловливающих  их взаимоисключение. При разрушении основы конфликта - исчезают (гибнут) конфликтующие  субъекты.

Этап конфликта, ознаменованный изменением его основы и соотношения противоборствующих сил, предшествует этапу затухания  конфликта, если бы он разрешился. Возможные  варианты подавления конфликта доминирующей стороной, разумеется, не ведут к  его затуханию, а делают противоречие скрытым, латентным [12, с.136].

Информация о работе Религия в рамках теории конфликтов