Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:09, реферат
После распада СССР и системы диалектического материализма, которая была в некотором плане «псевдорелигией», в странах СНГ образовался острый духовный в первой половине 90-х годов XX в., стал следствием глубоких социальный вакуум. Наиболее острым он стал для стран, в которых до революции 1917 г. официальной религией было христианство. Ислам и буддизм не подверглись столь тщательной нивелировки со стороны «Союза безбожников» и линии партии по борьбе с религией как христианство. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно в этих странах годы резко возрос интерес людей к религиям, как традиционным, так и новым культам. Многие из таких культов, как молодые и пассионарные учения, содержат резкие, иногда открыто враждебные окружающему социуму и принципам его организации положения. В связи с этим актуальной становится проблема религиозных конфликтов.
1. История исследования вопроса
2. Понятие конфликта и религиозного конфликта, специфика религиозного конфликта
3. Развитие конфликтов, специфика развертывания религиозных конфликтов
Заключение
Список использованной литературы
Действенным средством снижения интенсивности противостояния служит регулирование конфликта. В противоположность подавлению, этот метод ведет не к разрастанию борьбы, а делает конфликт управляемым, смягчающимся.
На динамику конфликтов влияют типы поведения конфликтующих. В числе последних следует отметить поведение агрессивное, склонное к компромиссу, поведение с тенденцией к подчинению, к принятию позиции противоположной стороны, стремление к уходу от конфликта (бегству от него) [38, с.47].
Развитие конфликта
- не плавный процесс, а противоречивый,
ибо он есть само противоречие в
его острой форме. Сочетание и
сменяемость конструктивного и
деструктивного направлений, умеренных
и острых форм противоборства, разрастание
и мельчание конфликта, управляемости
и стихийности процесса, доминирование
рационального и
Углубление конфликта рождает больше деструктивных явлений, нежели конструктивных. Чтобы предупредить такой ход развития, необходимо управлять конфликтным процессом, то есть удерживать его в рамках конструктивного. Эта задача решается при условии, если удается перевести конфликт в рациональное русло, ограничить до возможного минимума элемент стихийности, с чем больше всего связана разрушительная сила противоборства. Когда говорят о рационализации конфликта, то имеют ввиду осмысленное, спланированное воздействие на поведение противостоящих сторон в направление достижения положительных последствий. Формой рационального воздействия на конфликт является его регулирование [13, с.47].
Обострению
К социетальным факторам, внешним по отношению к самой религиозной подсистеме, относятся общественные явления и процессы, произошедшие в государственном и политическом устройстве страны и повлиявшие на отношения государства, общества и религиозных объединений, такие как:
- этнизация религии,
в ходе которой религия
- политизация
религии, проявляющуюся в том,
что различные политические
К собственно внутрирелигиозным факторам относятся:
- религиозная
нетерпимость, осложняющая отношения
внутри и между различными
конфессиями; жесткая
Религия наряду
с национализмом остается мощным
инструментом воздействия на общественную
жизнь и политику в странах
Азии и Африки. Здесь на почве
обострения взаимоотношений между
национально-этническими и
Если происходит
межконфессиональный конфликт, в
котором участвуют разные социальные
группы – рабы – господа (как XV -
XIX вв.в Азии, Африке, латинской и
Северной Америке), то конфликт развивается
на материальной основе, и лишь потом
приобретают религиозный
Как правило, неразрешимые в ближайшие сроки конфликты подобного рода перерастают в религиозные войны.
Религиозная война - общественно-политическое явление, связанное с переходом от процессов мирной экспансии одной религии в отношении основных сфер жизни общества или государства, исповедующего другие религиозные виды духовности, к применению вооруженного насилия в целях завоевания и духовного преобразования одних народов другими (в целях формирования соответствующей государственности, народности, а затем и нации). Можно выделить признаки религиозной войны. К ним следует отнести: ритуальные религиозные отправления военнослужащих; участие священников в боевых действиях; применение священных знамен и сигналов; непосредственное привлечение духовных образов богов в войне. И все же первейшим и не подлежащим сомнению признаком религиозной войны будет являться принадлежность противоборствующих группировок к разным религиям. Другим характерным признаком религиозных войн является полное вовлечение в военные действия всех слоев населения противоборствующих государств, национально-этнических групп. Война в таком случае предстает своего рода ритуалом, имеющим большие социально-политические и даже космические последствия [23, с.69].
В настоящее
время отсутствуют какие-либо наработки
по классификации религиозных
Можно выделить следующие типы религиозных войн:
1. Автономистские
войны, в основе которых лежат
требования политической
2. Национально-иредентисткие
войны, вызванные
3. Религиозно-общинные
конфессиональные конфликты
4. Религиозно-абсолютисткие
конфликты возникают на почве
абсолютизации одной религии
и вытекающей из одной
5. Миаленаристские конфликты представляют собой коллективные движения, возглавляемые каким-либо "мессией" и обеспечивающие полное социальное изменение чудотворными средствами [18, с.63].
Сторонники атеистической
ветви религиоведения считают, что
«любые человеческие чувства могут
стать религиозными, если они связываются
с религиозными верованиями и
тем самым приобретают
Война в психологическом плане относится к категории "пограничной ситуации", то есть крайне опасной, угрожающей самой жизни человека. И почти не зависит от его воли и разума! Чем менее она управляема и зависима от человека, тем сильнее его склонность к поиску психологической опоры в попытке управлять внешними обстоятельствами через иррациональные действия. То есть непредсказуемость событий в условиях постоянной угрозы самой человеческой жизни - и есть та область, которая открывает дорогу к вере в сверхъестественные силы. Причем, в вере это имеет вполне практическую цель - получить мистическую защиту путем выполнения неких ритуальных действий (чтение молитв, ношение амулетов, соблюдение ситуационных запретов-табу) для ограждения себя от возможных опасностей [38, с.54].
На уровень
бытовой религиозности
Заключение
Влияние религии на личность и общество амбивалентно, что отражается в диалектической взаимосвязи ее социальных функций и дисфункций. В зависимости от уровня социальной реальности, функциональный модус религии меняется на дисфукциональный: то, что позитивно с точки зрения отдельной личности или группы, может представляться деструктивным для общества в целом (и наоборот). Проблема религиозной конфликтности и деструкции связана с различием в понимании сущности и форм реализации "религиозной" потребности разными субъектами социальной жизни.
В рамках концепции жизненных сил человека религия предстает одним из способов трансцендирования дуальности социального бытия. Спецификой этого способа обусловлены особенности возникновения, протекания и разрешения религиозных конфликтов как конфликтов абсолютных ценностей (ментальностей). В сравнении с другими социальными конфликтами, они характеризуются наибольшей длительностью и трудноразрешимостью.
Характер и уровень конфликтности верующих целесообразно измерять по двум направлениям - конфликтогенности религиозного сознания и реального конфликтирования на религиозной почве. На "пересечении" трех признаков - модели религиозности, конфессиональной принадлежности и уровня конфликтности - могут быть выстроены конфликтологические типы религиозности.
«Конфликт» и
«религиозный конфликт» с точки
зрения конфликтологии характеризуются
как состояние открытой, часто
затяжной борьбы, либо состоянием дисгармонии.
Конфликтами характеризуется