Религия в рамках теории конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:09, реферат

Описание работы

После распада СССР и системы диалектического материализма, которая была в некотором плане «псевдорелигией», в странах СНГ образовался острый духовный в первой половине 90-х годов XX в., стал следствием глубоких социальный вакуум. Наиболее острым он стал для стран, в которых до революции 1917 г. официальной религией было христианство. Ислам и буддизм не подверглись столь тщательной нивелировки со стороны «Союза безбожников» и линии партии по борьбе с религией как христианство. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно в этих странах годы резко возрос интерес людей к религиям, как традиционным, так и новым культам. Многие из таких культов, как молодые и пассионарные учения, содержат резкие, иногда открыто враждебные окружающему социуму и принципам его организации положения. В связи с этим актуальной становится проблема религиозных конфликтов.

Содержание

1. История исследования вопроса
2. Понятие конфликта и религиозного конфликта, специфика религиозного конфликта
3. Развитие конфликтов, специфика развертывания религиозных конфликтов
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 67.06 Кб (Скачать)

Действенным средством  снижения интенсивности противостояния служит регулирование конфликта. В  противоположность подавлению, этот метод ведет не к разрастанию  борьбы, а делает конфликт управляемым, смягчающимся.

На динамику конфликтов влияют типы поведения конфликтующих. В числе последних следует  отметить поведение агрессивное, склонное к компромиссу, поведение с тенденцией к подчинению, к принятию позиции  противоположной стороны, стремление к уходу от конфликта (бегству  от него) [38, с.47].

Развитие конфликта - не плавный процесс, а противоречивый, ибо он есть само противоречие в  его острой форме. Сочетание и  сменяемость конструктивного и  деструктивного направлений, умеренных  и острых форм противоборства, разрастание  и мельчание конфликта, управляемости  и стихийности процесса, доминирование  рационального и иррационального  моментов в борьбе противоположностей - все это характеризует сложную  картину развития и завершение конфликта. В ходе углубления конфликта усложняется  взаимодействие сторон, имеет место  переплетение различных конфликтов, наслоение их друг на друга, что ведет  к их взаимному усилению [38, с.47].

Углубление конфликта  рождает больше деструктивных явлений, нежели конструктивных. Чтобы предупредить такой ход развития, необходимо управлять  конфликтным процессом, то есть удерживать его в рамках конструктивного. Эта  задача решается при условии, если удается  перевести конфликт в рациональное русло, ограничить до возможного минимума элемент стихийности, с чем больше всего связана разрушительная сила противоборства. Когда говорят о  рационализации конфликта, то имеют  ввиду осмысленное, спланированное воздействие на поведение противостоящих сторон в направление достижения положительных последствий. Формой рационального воздействия на конфликт является его регулирование [13, с.47].

Обострению внутриконфессиональных и межконфессиональных противоречий способствуют две группы факторов - социетальные и собственно внутрирелигиозные.

К социетальным факторам, внешним по отношению к  самой религиозной подсистеме, относятся  общественные явления и процессы, произошедшие в государственном  и политическом устройстве страны и  повлиявшие на отношения государства, общества и религиозных объединений, такие как:

- этнизация религии,  в ходе которой религия становится  опорой национализма и сепаратистских  движений, вследствие чего этнические  конфликты приобретают религиозную  окраску;

- политизация  религии, проявляющуюся в том,  что различные политические силы, разыгрывая религиозную карту,  сталкивают между собой конфессии,  на которые сделаны (или не  сделаны) ставки; D слабость, точнее, недостаточная разработанность  законодательной базы, регламентирующей  взаимодействие государства и  религиозных организаций; периодические  нарушения принципа свободы совести  и вероисповедания со стороны  государства и отдельных граждан  [21, с.13].

К собственно внутрирелигиозным  факторам относятся:

- религиозная  нетерпимость, осложняющая отношения  внутри и между различными  конфессиями; жесткая конкуренция  на религиозном «рынке», означающая  борьбу за паству, за обладание  возвращаемыми государством культовыми  зданиями и иным имуществом, за  поддержку со стороны СМИ и  властей и лидеров общественного  мнения и так далее; асоциальный  или экстремистский характер  некоторых религиозных практик,  способствующий росту социальной  напряженности [21, с.14].

Религия наряду с национализмом остается мощным инструментом воздействия на общественную жизнь и политику в странах  Азии и Африки. Здесь на почве  обострения взаимоотношений между  национально-этническими и религиозными группами происходит основная часть  острых конфликтов, вооруженных столкновений и войн. Это создает угрозу безопасности, целостности и стабильности не только отдельных стран и регионов, но и мировой системы в целом, поскольку часто эти столкновения становятся оправданием для вмешательства  одних государств в дела других. В этой связи крайне важным представляется систематический анализ причин, форм проявления и путей преодоления  религиозных конфликтов в геополитическом  контексте [4, с.32].

Если происходит межконфессиональный конфликт, в  котором участвуют разные социальные группы – рабы – господа (как XV - XIX вв.в Азии, Африке, латинской и  Северной Америке), то конфликт развивается  на материальной основе, и лишь потом  приобретают религиозный аспект. Религиозное отличие «тех, других»  становится их нарицательным именем, синонимом слова враг. Примеров этому  в даже в отечественной истории  можно найти множество – это  и ругательство «гяур» османов по отношению к православным болгарам и армянам, и славянское «нехристь», «басурманин» по отношению к татарам, а позже и все жителям Азии и Кавказа, «гой» у евреев и  т.д. Такие конфликты происходят наиболее остро и влекут самые  тяжелые последствия. Инстинктивно противники считают, что их проигрыш может значить глумление победителей  над своей верой, над всем, что  было свято и ценно для предков  и для потомков. Поэтому они  до последнего не идут не примирение и  отождествляют компромисс в конфликте  с предательством [17, с. 71].

Как правило, неразрешимые в ближайшие сроки конфликты  подобного рода перерастают в  религиозные войны.

Религиозная война - общественно-политическое явление, связанное  с переходом от процессов мирной экспансии одной религии в  отношении основных сфер жизни общества или государства, исповедующего  другие религиозные виды духовности, к применению вооруженного насилия  в целях завоевания и духовного  преобразования одних народов другими (в целях формирования соответствующей  государственности, народности, а затем  и нации). Можно выделить признаки религиозной войны. К ним следует  отнести: ритуальные религиозные отправления военнослужащих; участие священников в боевых действиях; применение священных знамен и сигналов; непосредственное привлечение духовных образов богов в войне. И все же первейшим и не подлежащим сомнению признаком религиозной войны будет являться принадлежность противоборствующих группировок к разным религиям. Другим характерным признаком религиозных войн является полное вовлечение в военные действия всех слоев населения противоборствующих государств, национально-этнических групп. Война в таком случае предстает своего рода ритуалом, имеющим большие социально-политические и даже космические последствия [23, с.69].

В настоящее  время отсутствуют какие-либо наработки  по классификации религиозных войн, так как слишком много факторов необходимо учитывать. К таким факторам в первую очередь следует отнести: национально-этнические; политические; религиозные, пограничные и т.д. Приоритетность какого-либо даже из только что названных  факторов в предлагаемой классификации  будет выглядеть достаточно уязвимой. Однако это не должно приостанавливать поиски в выработке классификации  религиозных войн. Пусть даже на начальном этапе оно будет  иметь исключительно одномерное изображение.

Можно выделить следующие типы религиозных войн:

1. Автономистские  войны, в основе которых лежат  требования политической автономии  или полное отделение инорелигиозных  общин. Религия в данных условиях  выполняет генерирующую функцию,  подыгрывая идее национального  государства.

2. Национально-иредентисткие  войны, вызванные объединительным  стремлением народа, оказавшегося  разбросанным по территории нескольких  соседних государств. При этом  разделенный народ исповедует  религию, отличную от принятой  в государстве, на территории  которого он проживает.

3. Религиозно-общинные  конфессиональные конфликты происходят  в границах одного государства  между религиозными группами  или между религиозными направлениями  (сектами) в рамках одной религии.  В конфессионально однородных  регионах приверженцы разных  толков и сект борются против  ущемления их прав со стороны  представителей государственной  религии или господствующего  религиозного направления (толка)  секты.

4. Религиозно-абсолютисткие  конфликты возникают на почве  абсолютизации одной религии  и вытекающей из одной религиозной  нетерпимости к другим конфессиональным  группам. В чистом виде таких  конфликтов не бывает; причины  абсолютизации какой-то одной  религии и религиозной нетерпимости  вообще имеют политический характер.

5. Миаленаристские  конфликты представляют собой  коллективные движения, возглавляемые  каким-либо "мессией" и обеспечивающие  полное социальное изменение  чудотворными средствами [18, с.63].

Сторонники атеистической  ветви религиоведения считают, что  «любые человеческие чувства могут  стать религиозными, если они связываются  с религиозными верованиями и  тем самым приобретают специфическую  направленность» [8, с.17]. Это тем более  актуально, если вспомнить расхожее мнение, что на войне нет неверующих. И в тылу и на фронте религиозные  чувства обостряются. Этому тезису необходимо дать некоторое пояснение. Следует исходить из того, что любая  религия - есть общественный институт, тогда как религиозность - это  находящийся с ней в сложной  взаимосвязи элемент массового  и индивидуального сознания, включая  социальную социологию. Даже в обществе с глубоко укорененной конфессиональной традицией бытовая религиозность  часто не ограничивается ее рамками. А в обществе с разрушенной  или деформированной религиозной  традицией (особенно с государственным  атеизмом) бытовая религиозность, отнюдь не исчезая, приобретает выстраданные формы (неязыческие и индивидуализированные) [27, с.73].

Война в психологическом  плане относится к категории "пограничной  ситуации", то есть крайне опасной, угрожающей самой жизни человека. И почти  не зависит от его воли и разума! Чем менее она управляема и  зависима от человека, тем сильнее  его склонность к поиску психологической  опоры в попытке управлять  внешними обстоятельствами через иррациональные действия. То есть непредсказуемость  событий в условиях постоянной угрозы самой человеческой жизни - и есть та область, которая открывает дорогу к вере в сверхъестественные силы. Причем, в вере это имеет вполне практическую цель - получить мистическую  защиту путем выполнения неких ритуальных действий (чтение молитв, ношение амулетов, соблюдение ситуационных запретов-табу) для ограждения себя от возможных  опасностей [38, с.54].

На уровень  бытовой религиозности оказывает  влияние противник и специфика  войны. Так, начиная с афганской  войны, России противостоял глубоко  верующий противник, отличающийся фанатической приверженностью к исламу [18, с.65]. Советские солдаты были не просто врагами, а "неверными", война с  которыми считалась священной, получившей благословение Аллаха. И это, безусловно, являлось одной из причин роста религиозности  личного состава войск, участвующих  в боевых действиях. Сама специфика  войн последней четверти XX в. способствовала обращению многих недавних атеистов к вере в Бога - в силу необходимости  противостоять фанатично религиозному врагу не только на поле боя, но и  в духовной сфере [22, с.78]. 

Заключение

Влияние религии  на личность и общество амбивалентно, что отражается в диалектической взаимосвязи ее социальных функций и дисфункций. В зависимости от уровня социальной реальности, функциональный модус религии меняется на дисфукциональный: то, что позитивно с точки зрения отдельной личности или группы, может представляться деструктивным для общества в целом (и наоборот). Проблема религиозной конфликтности и деструкции связана с различием в понимании сущности и форм реализации "религиозной" потребности разными субъектами социальной жизни.

В рамках концепции жизненных сил человека религия предстает одним из способов трансцендирования дуальности социального бытия. Спецификой этого способа обусловлены особенности возникновения, протекания и разрешения религиозных конфликтов как конфликтов абсолютных ценностей (ментальностей). В сравнении с другими социальными конфликтами, они характеризуются наибольшей длительностью и трудноразрешимостью.

Характер и  уровень конфликтности верующих целесообразно измерять по двум направлениям - конфликтогенности религиозного сознания и реального конфликтирования на религиозной почве. На "пересечении" трех признаков - модели религиозности, конфессиональной принадлежности и уровня конфликтности - могут быть выстроены конфликтологические типы религиозности.

«Конфликт» и  «религиозный конфликт» с точки  зрения конфликтологии характеризуются  как состояние открытой, часто  затяжной борьбы, либо состоянием дисгармонии. Конфликтами характеризуется вся  жизнь человечества, и, согласно закону единства и борьбы противоположностей, конфликты не только несут разрушение, но и являются той колыбелью, в  которой зарождается нечто принципиально  новое.

Информация о работе Религия в рамках теории конфликтов