Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:09, реферат
После распада СССР и системы диалектического материализма, которая была в некотором плане «псевдорелигией», в странах СНГ образовался острый духовный в первой половине 90-х годов XX в., стал следствием глубоких социальный вакуум. Наиболее острым он стал для стран, в которых до революции 1917 г. официальной религией было христианство. Ислам и буддизм не подверглись столь тщательной нивелировки со стороны «Союза безбожников» и линии партии по борьбе с религией как христианство. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно в этих странах годы резко возрос интерес людей к религиям, как традиционным, так и новым культам. Многие из таких культов, как молодые и пассионарные учения, содержат резкие, иногда открыто враждебные окружающему социуму и принципам его организации положения. В связи с этим актуальной становится проблема религиозных конфликтов.
1. История исследования вопроса
2. Понятие конфликта и религиозного конфликта, специфика религиозного конфликта
3. Развитие конфликтов, специфика развертывания религиозных конфликтов
Заключение
Список использованной литературы
Одна из трудностей,
с которыми сталкивается функционализм,
интерпретируя религию как
Конфликт порождается также под воздействием комплекса факторов, не имеющих причинного характера. Это пространственный и временной факторы, функциональная взаимосвязь, закономерности взаимодействия системы и ее элементов, взаимоотношение материального и духовного, целевая детерминация и т.п. В совокупности детерминирующих факторов переплетаются необходимость и случайность, динамические и статистические связи, рациональное и иррациональное, практическое и духовное, религиозное и научное - все зависит от того, какой конфликт возникает. Противоречие лежит в основе конфликта. Принимая противоречие за исходное, ошибочно считать его существующим вне и независимо от деятельности сознания людей [19, с.101-102].
Ключевым фактором формирования социальных отношений являются эгоистические интересы индивидов и групп. Религиозные группы — одно из звеньев системы, в которой противостоят, сталкиваются интересы враждующих сил. В этой связи, прежде всего, необходимо иметь в виду межрелигиозные конфликты, религиозную рознь и нетерпимость. Боги древних греков постоянно враждовали и воевали между собой. Выбирая одну мировоззренческую позицию, вы отказываетесь от других, т.е., служа одному Богу, вы оскорбляете всех остальных богов [9, с.95].
Наглядным примером
такого рода конфликтов может служить
история многовековой вражды между
иудаизмом и христианством или
отношения между иудаизмом и
исламом, т.е. религиями, тесно связанными
между собой узами
В основе такого
отношения лежит тот факт, что
религиозная группа является нормативной,
придерживающейся определенных ценностей.
Каждая группа притязает на абсолютное
и универсальное значение своего
вероучения, она знает, что есть добро
и что — зло, что человеку необходимо
и чем он может, пренебречь. Притязание
на общезначимость придает исповедуемой
этой группой "истине" черты императивности
и авторитарности. Коммуникация с
другими группами оказывается чрезвычайно
затрудненной. И чем тотальней, всеобъемлющей
представляется группе система се убеждений,
тем сильнее суживается ее коммуникативная
возможность. Религиозная рознь
не сводится, следовательно, к чисто
волюнтаристским и
Религиозная нетерпимость связана с неспособностью понять и признать: право другого на истину и обладание ею. Иными словами, конфликт, должен либо вылиться в насилие, либо принять латентную форму, либо, разрешиться на основе определенного компромисса, отступления от притязания на абсолютный и универсальный характер своей веры.
Это очень важные
вопросы для социальной жизни. По
какому нраву, например, может вообще
та или иная группа, в том числе
— церковь, считать свои взгляды
обязательными (должными) для большей
или меньшей части общества, которая
эти взгляды не разделяет? По какому
праву она оказывает, скажем, давление
на законодательство, пытается повлиять
на правовые установления и содержание
системы общественного
Проявления партикуляризма встречаются в виде деления религий на "истинные" и "ложные", "хорошие" и "плохие", "полезные" и "вредные".
Часто за такого
рода позицией кроется еще один источник
внутрирелигиозных конфликтов, более
важный, чем теологические разногласия.
Религиозная рознь часто
В целом конфликт и интеграция — две стороны одной медали и должны рассматриваться в связи между собой.
1) Конфликт может
быть функциональным с точки
зрения внутригрупповой
2) Конфликт может
быть функциональным, вызывая изменения
не только в религиозной
Социология религии,
в особенности Вебер, уделяет
в этой связи большое внимание
роли харизматических лидеров. Вебер
видел в харизме
Конфликтологическая теория религии вносит, таким образом, существенно важное дополнение к интеграционной модели религии Конфликт, противоречие могут иметь не только негативно разрушительные последствия, но и позитивные. Все же теория конфликтов, односторонне подчеркивая противоречие и борьбу, испытывает затруднение в объяснении солидарности и кооперации в социальной жизни. Случаи, когда религия выступает как фактор дезинтеграции, конфликта, разрушения, вовсе не должны служить основанием для отнесения ее к социальной патологии в этих проявлениях. Конфликт на одном уровне может способствовать интеграции на другом. Конфликтологическая теория связывает понимание религии с социальным контролем (укрепляя положение господствующих групп общества) и социальным изменением (изменяя тип поведения значительной части членов общества) [13, с.43].
Субъектами общественных и религиозных конфликтов выступают: личности, группы, классы, этнические общности, социальные организации и институты, политические союзы, государства, международные объединения.
Поведение и
действия субъектов направляются конфликтным
сознанием. Его образует особое состояние
сознания, специфика которого заключается
в осознании
Материальный или духовный объект жизни, в отношении которого формируется противоположная направленность активности людей, составляет предмет конфликта. В конфликте наряду с реальным предметом конфронтации может фигурировать мнимый, так сказать, квази-предмет. Действительный предмет нередко скрыт до поры до времени [38, с.45].
Классифицируя
конфликты, мы тем самым получаем
возможность конкретней раскрывать
их возможности, отследить индикаторы
конфликтности в той или иной
сфере общественных отношений и
деятельности, специфику динамики конфликтов
различных типов, а на этой основе
разработать стратегию и
Ввиду многообразия
конфликтов разнообразны причины и
условия их возникновения. Тем не
менее, существуют общие детерминанты.
При анализе конфликта любого
вида выявляются объективные и субъективные
причины его возникновения. Во-вторых,
конфликт - это всегда субъективно-объективное
отношение (взаимодействие), происходящее
в социальной среде. Поскольку он
существует в действительности, но
также и в представлении
Нельзя забывать,
что религиозные конфликты
Провозглашаемые мотивы конфликтного действия не всегда являются реальными, что даже не осознается в ряде случаев конфликтующими сторонами. И не случайно: в мотивах сочетаются и сознательное и подсознательное начала [12, с.134].