Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 13:57, реферат
Классовый конфликт возникает потому, что люди разделены на различные классы в соответствии с их положением в экономической системе. С точки зрения Маркса, основными классами буржуазного общества являются капиталисты и наемные рабочие. Эти два класса не имеют общих ценностей, более того, капиталисты стремятся господствовать и эксплуатировать рабочих. В результате указанные классы постоянно враждуют между собой.
Теории социального конфликта.
Теории социального конфликта создавались на основе критики структурного функционализма Парсонса, которого обвиняли в чрезмерном акцентировании внимания на комфортности, в забвении социального конфликта, в неумении учесть центральное место материальных интересов в человеческих делах, в неоправданном оптимизме.
Приверженцы этой теории делают акцент на процессах, которые непрерывно трансформируют общественную жизнь. Там, где функционалисты делают упор на порядке и стабильности в обществе, конфликтологи подчеркивают беспорядок и нестабильность.
Конфликтологи утверждают, что социальное единство – это иллюзия, оно достигается только силой.
Наибольшую известность
получили концепции позитивно-
Теория конфликта сформировалась главным образом на основе произведений Карла Макса, который считал, что классовый конфликт находится в самой основе общества.
Классовый конфликт возникает потому, что люди разделены на различные классы в соответствии с их положением в экономической системе. С точки зрения Маркса, основными классами буржуазного общества являются капиталисты и наемные рабочие. Эти два класса не имеют общих ценностей, более того, капиталисты стремятся господствовать и эксплуатировать рабочих. В результате указанные классы постоянно враждуют между собой.
Маркс считал, что классовая борьба является источником большинства политических конфликтов. Он предсказывал, что эксплуатируемый класс восстанет и революция преобразует общество. Согласно теории Маркса, классовый конфликт является движущей силой истории. В нашем столетии было предложено несколько различных вариантов теории конфликта. Одной из наиболее значительных современных теорий является концепция немецкого социолога Ральфа Дарендорфа, известной как конфликтная модель общества (середина 1960-х гг). Дарендорф отрицает идею Маркса о том, что основные конфликтующие группы в обществе – это классы, образованные по экономическому признаку. По мнению Дарендорфа, главной причиной конфликта является тот факт, что одни люди имеют власть над другими. Основные конфликты возникают между теми, кто имеет власть, и теми, кто ее не имеет.
Дарендорф сформулировал следующие основные положения теории конфликта:
1. Главными отличительными чертами любого общества являются господство, конфликт и подавление.
2. Общественная структура основана на власти одних групп людей над другими, например предпринимателей над рабочими, офицеров над солдатами, преподавателей над студентами и т.д.
3. У каждой из таких групп есть общие интересы независимо от того, осознают их входящие в такие группы или нет; интересы членов разных групп различны и противоположны. Например, может возникнуть конфликт между деловыми людьми, стремящимися к повышению своих доходов, и активистами движения в защиту окружающей среды, которые борются за очищение воздуха и воды.
4. Когда люди осознают свои общие интересы, они могут образовать общественный класс, что может обнаружить себя в форме профсоюзного движения, лобби политической партии и т.д.
5. Классовый
конфликт обостряется, если: а)
почти вся власть
Подавленный конфликт
он сравнивает с опаснейшей злокачественной
опухолью на теле общественного организма.
Таким
образом, согласно Дарендорфу, в основе
конфликтов человеческих интересов лежат
не экономические причины, а стремление
людей к перераспределению власти. Источником
конфликтов становится так называемый
homo politicus («политический человек»), а поскольку
одно перераспределение власти выдвигает
на очередь другое, социальные конфликты
присущи любому обществу. Они неизбежны
и постоянны, служат средством удовлетворения
интересов, смягчения проявлений различных
человеческих страстей. «Все отношения
индивидов, построенные на несовместимых
целя, - утверждает Дарендорф, - … являются
отношениями социального конфликта»
Согласно концепции Льюиса Козера, обществу присущи фатально неизбежное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетворенность его членов и проистекающая отсюда напряженность между индивидами и группами, обусловленная их чувственно-эмоциональным, психическим расстройством, которое периодически находит выход в их взаимных коллизиях. Поэтому социальный конфликт Козер сводит к напряженности между тем, что есть, и тем, что должно быть в соответствии с чувствами известных групп и индивидов. Под социальным конфликтом он понимает борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, на несение ущерба или уничтожение соперника.
Козер полагал, что его концепция социального конфликта позволит преодолеть недостатки структурного функционализма и стать чем-то вроде общесоциологической теории общества. Однако концепция позитивно-функционального конфликта господствовала недолго.
Общая теория конфликта американского социолога Кеннета Боулдинга, изложена в его книге «Конфликт и защита: Общая теория».
Конфликт, согласно его концепции, неотделим от общественной жизни. В самой природе человека лежит стремление к постоянной вражде и борьбе с себе подобными. Конфликт Боулдинг определяет как ситуацию, в которой стороны сознают несовместимость своих позиций и каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную интересам другой. В то же время конфликты являются таким видом социального взаимодействия, когда стороны осознают как свое противостояние, так и свое отношение к нему. Они сознательно организуются, разрабатывая стратегию и тактику борьбы. Но все это не исключает того, что конфликты можно и нужно преодолевать или по крайней мере существенно ограничивать.
Он полагал, что
всякий конфликт можно попытаться преодолевать
и разрешать, соответствующим образом
манипулируя раздражителями путем
изменения реакций, ценностей и
влечений индивидов, не прибегая к радикальному
изменению самого общественного
строя.
П.А.
Сорокин указывал на связь конфликта
с удовлетворением потребностей людей.
По его мнению, источник конфликтов лежит
в подавлении базовых потребностей, человека,
без удовлетворения которы он не может
существовать, прежде всего, потребностей
в пище, одежде, жилье, самосохранении,
самовыражении, творчестве, свободе и
т.д. Вместе с тем, он подчеркивал, что важны
не сами по себе потребности, но и средства
их удовлетворения, доступ к соответствующим
видам деятельности, который обусловлен
социальной организацией общества. Именно
в этой связи встает вопрос не только о
равенстве и неравенстве в уровне благосостояния,
но и сопоставлении жизненных шансов различных
социальных групп.
Сравнение и контраст.
Функционализм и теория конфликта различны по свое сущности. Функционалисты обычно рассматривают общество как совершенно устойчивое и единое целое, а сторонники тории конфликта считают, что в нем постоянно происходят изменения и возникают конфликты. Функционалисты придают важнейшее значение согласию всех членов обществ в отношении общих ценностей, а последователи теории конфликта уделяют основное внимание проявлениям подавления одних членов общества другими.
Каждая из этих теорий имеет свои недостатки. Функционализм недооценивает тот факт, что в большинстве обществ никогда не достигается полное согласие относительно ценностей; теория конфликта не объясняет, каким образом общества сохраняются и действуют, несмотря на постоянные изменения. Например, основные политические партии в США расходятся во мнениях по вопросам экономической политики, однако, несмотря на различия во взглядах республиканцам и демократам каждый год удается путем компромисса утверждать федеральный бюджет.
Спор между
двумя названными теоретическими течениями
все еще продолжается, и, вероятно,
он не прекратится в ближайшее
время. Однако, по-видимому, в нем
нет необходимости, поскольку оба
подхода не обязательно противоречат
друг другу. Безусловно, общество не могло
бы существовать без некоторых общепринятых
ценностей и должно достигать какой-то
меры интегрированности, иначе его нельзя
было бы назвать обществом. С другой стороны,
вполне понятно, что многие группы внутри
общества находятся в состоянии конфликта,
что постоянно происходят перемены. Более
верный теоретический подход заключался
бы в стремлении объединить два подхода.
Итак, основными субъектами конфликта являются крупные социальные группы. Поскольку их потребности, интересы, цели, притязания могут реализоваться только через использование власти, поскольку в конфликтах непосредственное участие принимают такие политические организации, как государственный аппарат, партии, парламентские фракции, «группы давления» и т.д. Именно они являются выразителями воли больших социальных групп и основными носителями социальных интересов. В конечном счете, социальный конфликт обычно принимает форму не конфликта больших социальных групп (массы выходят на улицу лишь в редкие моменты наивысшего обострения ситуации), а конфликты политических, этнических и других лидеров, которые действуют на основе сформировавшихся в том или ином обществе механизмов.