Теории социального конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 13:57, реферат

Описание работы

Классовый конфликт возникает потому, что люди разделены на различные классы в соответствии с их положением в экономической системе. С точки зрения Маркса, основными классами буржуазного общества являются капиталисты и наемные рабочие. Эти два класса не имеют общих ценностей, более того, капиталисты стремятся господствовать и эксплуатировать рабочих. В результате указанные классы постоянно враждуют между собой.

Работа содержит 1 файл

Теории социального конфликта.docx

— 20.12 Кб (Скачать)

Теории  социального конфликта.

Теории социального  конфликта создавались на основе критики структурного функционализма Парсонса, которого обвиняли в чрезмерном акцентировании внимания на комфортности, в забвении социального конфликта, в неумении учесть центральное место материальных интересов в человеческих делах, в неоправданном оптимизме.

Приверженцы этой теории делают акцент на процессах, которые  непрерывно трансформируют общественную жизнь. Там, где функционалисты делают упор на порядке и стабильности в  обществе, конфликтологи подчеркивают беспорядок и нестабильность.

Конфликтологи утверждают, что социальное единство – это иллюзия, оно достигается только силой. 

Наибольшую известность  получили концепции позитивно-функциоанльного конфликта Л. Козера (США), конфликтной модели общества Р. Дарендофа (Германия) и общей теории конфликта К. Боулдинга (США).

Теория конфликта  сформировалась главным образом  на основе произведений Карла Макса, который считал, что классовый  конфликт находится в самой основе общества. 

Классовый конфликт возникает потому, что люди разделены  на различные классы в соответствии с их положением в экономической  системе. С точки зрения Маркса, основными классами буржуазного общества являются капиталисты и наемные рабочие. Эти два класса не имеют общих ценностей, более того, капиталисты стремятся господствовать и эксплуатировать рабочих. В результате указанные классы постоянно враждуют между собой.

Маркс считал, что классовая борьба является источником большинства политических конфликтов. Он предсказывал, что эксплуатируемый класс восстанет и революция преобразует общество. Согласно теории Маркса, классовый конфликт является движущей силой истории. В нашем столетии было предложено несколько различных вариантов теории конфликта. Одной из наиболее значительных современных теорий является концепция немецкого социолога Ральфа Дарендорфа, известной как конфликтная модель общества (середина 1960-х гг). Дарендорф отрицает идею Маркса о том, что основные конфликтующие группы в обществе – это классы, образованные по экономическому признаку. По мнению Дарендорфа, главной причиной конфликта является тот факт, что одни люди имеют власть над другими. Основные конфликты возникают между теми, кто имеет власть, и теми, кто ее не имеет.

Дарендорф сформулировал следующие основные положения теории конфликта:

1. Главными отличительными чертами любого общества являются господство, конфликт и подавление.

2. Общественная структура основана на власти одних групп людей над другими, например предпринимателей над рабочими, офицеров над солдатами, преподавателей над студентами и т.д.

3. У каждой из таких групп есть общие интересы независимо от того, осознают их входящие в такие группы или нет; интересы членов разных групп различны и противоположны.  Например, может возникнуть конфликт между деловыми людьми, стремящимися к повышению своих доходов, и активистами движения в защиту окружающей среды, которые борются за очищение воздуха и воды.

4. Когда люди осознают свои общие интересы, они могут образовать общественный класс, что может обнаружить себя в форме профсоюзного движения, лобби политической партии и т.д.

5.  Классовый  конфликт обостряется, если: а)  почти вся власть сосредоточена  в руках нескольких людей, а  остальные почти полностью лишены  ее; б) те, кто лишен власти, не  имеют возможности ее получить; в) люди могут свободно организовывать политические группы (Дарендорф, 1959).

Подавленный конфликт он сравнивает с опаснейшей злокачественной  опухолью на теле общественного организма. 

Таким образом, согласно Дарендорфу, в основе конфликтов человеческих интересов лежат не экономические причины, а стремление людей к перераспределению власти. Источником конфликтов становится так называемый homo politicus («политический человек»), а поскольку одно перераспределение власти выдвигает на очередь другое, социальные конфликты присущи любому обществу. Они неизбежны и постоянны, служат средством удовлетворения интересов, смягчения проявлений различных человеческих страстей. «Все отношения индивидов, построенные на несовместимых целя, - утверждает Дарендорф,  - … являются отношениями социального конфликта»  

Согласно  концепции Льюиса Козера, обществу присущи фатально неизбежное социальное неравенство, вечная психологическая неудовлетворенность его членов и проистекающая отсюда напряженность между индивидами и группами, обусловленная их чувственно-эмоциональным, психическим расстройством, которое периодически находит выход в их взаимных коллизиях. Поэтому социальный конфликт Козер сводит к напряженности между тем, что есть, и тем, что должно быть в соответствии с чувствами известных групп и индивидов. Под социальным конфликтом он понимает борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, на несение ущерба или уничтожение соперника.

Козер полагал, что его концепция социального конфликта позволит преодолеть недостатки структурного функционализма и стать чем-то вроде общесоциологической теории общества. Однако концепция позитивно-функционального конфликта господствовала недолго.

Общая теория конфликта  американского социолога  Кеннета Боулдинга, изложена в его книге «Конфликт и защита: Общая теория».

Конфликт, согласно его концепции, неотделим от общественной жизни. В самой природе человека лежит стремление к постоянной вражде и борьбе с себе подобными. Конфликт Боулдинг определяет как ситуацию, в которой стороны сознают несовместимость своих позиций и каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную интересам другой. В то же время конфликты являются таким видом социального взаимодействия, когда стороны осознают как свое противостояние, так и свое отношение к нему. Они сознательно организуются, разрабатывая стратегию и тактику борьбы. Но все это не исключает того, что конфликты можно и нужно преодолевать или по крайней мере существенно ограничивать.

Он полагал, что  всякий конфликт можно попытаться преодолевать и разрешать, соответствующим образом  манипулируя раздражителями путем  изменения реакций, ценностей и  влечений индивидов, не прибегая к радикальному изменению самого общественного  строя.  

П.А. Сорокин указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей, человека, без удовлетворения которы он не может существовать, прежде всего, потребностей в пище, одежде, жилье, самосохранении, самовыражении, творчестве, свободе и т.д. Вместе с тем, он подчеркивал, что важны не сами по себе потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества. Именно в этой связи встает вопрос не только о равенстве и неравенстве в уровне благосостояния, но и сопоставлении жизненных шансов различных социальных групп. 

Сравнение и контраст.

Функционализм и теория конфликта различны по свое сущности. Функционалисты обычно рассматривают  общество как совершенно устойчивое и единое целое, а сторонники тории  конфликта считают, что в нем  постоянно происходят изменения  и возникают конфликты. Функционалисты придают важнейшее значение согласию всех членов обществ в отношении общих ценностей, а последователи теории конфликта уделяют основное внимание проявлениям подавления одних членов общества другими.

Каждая из этих теорий имеет свои недостатки. Функционализм  недооценивает тот факт, что в  большинстве обществ никогда  не достигается полное согласие относительно ценностей; теория конфликта не объясняет, каким образом общества сохраняются и действуют, несмотря на постоянные изменения. Например, основные политические партии в США расходятся во мнениях по вопросам экономической политики, однако, несмотря на различия во взглядах республиканцам и демократам каждый год удается путем компромисса утверждать федеральный бюджет.

Спор между  двумя названными теоретическими течениями  все еще продолжается, и, вероятно, он не прекратится в ближайшее  время. Однако, по-видимому, в нем  нет необходимости, поскольку оба  подхода не обязательно противоречат друг другу. Безусловно, общество не могло бы существовать без некоторых общепринятых ценностей и должно достигать какой-то меры интегрированности, иначе его нельзя было бы назвать обществом. С другой стороны, вполне понятно, что многие группы внутри общества находятся в состоянии конфликта, что постоянно происходят перемены. Более верный теоретический подход заключался бы в стремлении объединить два подхода. 

Итак, основными субъектами конфликта являются крупные социальные группы. Поскольку их потребности, интересы, цели, притязания могут реализоваться только через использование власти, поскольку в конфликтах непосредственное участие принимают такие политические организации, как государственный аппарат, партии, парламентские фракции, «группы давления» и т.д. Именно они являются выразителями воли больших социальных групп и основными носителями социальных интересов. В конечном счете, социальный конфликт обычно принимает форму не конфликта больших социальных групп (массы выходят на улицу лишь в редкие моменты наивысшего обострения ситуации), а конфликты политических, этнических и других лидеров, которые действуют на основе сформировавшихся в том или ином обществе механизмов.

Информация о работе Теории социального конфликта