Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:09, реферат
После распада СССР и системы диалектического материализма, которая была в некотором плане «псевдорелигией», в странах СНГ образовался острый духовный в первой половине 90-х годов XX в., стал следствием глубоких социальный вакуум. Наиболее острым он стал для стран, в которых до революции 1917 г. официальной религией было христианство. Ислам и буддизм не подверглись столь тщательной нивелировки со стороны «Союза безбожников» и линии партии по борьбе с религией как христианство. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно в этих странах годы резко возрос интерес людей к религиям, как традиционным, так и новым культам. Многие из таких культов, как молодые и пассионарные учения, содержат резкие, иногда открыто враждебные окружающему социуму и принципам его организации положения. В связи с этим актуальной становится проблема религиозных конфликтов.
1. История исследования вопроса
2. Понятие конфликта и религиозного конфликта, специфика религиозного конфликта
3. Развитие конфликтов, специфика развертывания религиозных конфликтов
Заключение
Список использованной литературы
Реферат на тему:
«Религия
в рамках теории конфликтов»
Содержание
1. История исследования вопроса
2. Понятие конфликта
и религиозного конфликта,
3. Развитие конфликтов,
специфика развертывания
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
После распада
СССР и системы диалектического
материализма, которая была в некотором
плане «псевдорелигией», в странах
СНГ образовался острый духовный
в первой половине 90-х годов XX в.,
стал следствием глубоких социальный
вакуум. Наиболее острым он стал для
стран, в которых до революции 1917
г. официальной религией было христианство.
Ислам и буддизм не подверглись
столь тщательной нивелировки со
стороны «Союза безбожников» и линии
партии по борьбе с религией как
христианство. Поэтому нет ничего
удивительного в том, что именно
в этих странах годы резко возрос
интерес людей к религиям, как
традиционным, так и новым культам.
Многие из таких культов, как молодые
и пассионарные учения, содержат резкие,
иногда открыто враждебные окружающему
социуму и принципам его
Последние выражаются
не только как конфликты приверженцев
различных вероисповеданий, но и
тесно связываются с этносом
носителей данных верований, что
может придавать конфликту и
национальный характер. Даже чистые религиозные
конфликты, сопровождаемые проявлениями
агрессии, насилия и нетерпимости,
значительно дестабилизируют
Религия глубоко интегрирована во многие сферы общественной жизни - культуру, образование, быт и в политику. Поэтому социальные конфликты, пронизывающие различные сферы общественной жизни, находят отражение в религии, и наоборот - конфликтогенные процессы, возникшие на религиозной почве, разрастаясь и усиливаясь, неизбежно влияют на характер социальных отношений, в первую очередь политических, экономических, межнациональных.
При исследовании религиозных конфликтов нельзя пользоваться инструментарием какой-либо одной дисциплины, будь то политология, религиоведение или социология. Лишь комплексный анализ на пересечении данных дисциплин будет наиболее продуктивным при изучении религиозных конфликтов и их специфики
Отметим, что религия обладает возможностью как снятия конфликтных ситуаций, гармонизации межнациональных отношений, так и усиления психологической напряженности, дестабилизации общественно-политической ситуации в стране и т.д.
Необходимость изучения религиозного конфликта продиктована сложностью и многогранностью этого феномена, наличием большого количества внешних и внутренних факторов, влияющих на внутри конфессиональные и межконфессиональные отношения.
1. История исследования вопроса
Учение о противоположностях
и их роли в возникновении вещей
возникает в Древней Греции. Анаксимандр
говорит, что вещи возникают из постоянного
движения «апейрона» - единого материального
начала, приводящего к выделению
из него противоположностей. [2, с.97]. Мыслители
прошлого, осознавая неизбежность конфронтации
в общественной жизни, уже тогда
пытались определить критерии «справедливого»
и «несправедливого» насилия. В
частности, Цицерон выдвинул тезис
о «справедливой и
В средние века Фома Аквинский, развивая мысли о допустимости войн в жизни общества, определил еще одно условие справедливой войны: на нее должна быть «авторизованная компетенция», то есть санкция со стороны государственной власти. Хотя в целом, по его мнению, «...война и насилие являются всегда грехом» [32, с.36; 34, с.39; 1,57].
Одну из первых
попыток системного анализа социальных
конфликтов предпринял флорентийский
теоретик и государственный деятель
Никколо Макиавелли. Ценность его
концепции заключается в отходе
от господствовавших тогда теологических
взглядов на источники общественного
развития. Он считал конфликт универсальным
и непрерывающимся состоянием общества
ввиду порочной природы человека,
стремления различных групп людей
к постоянному и
Интересны идеи относительно природы конфликтов, высказанные английским философом Фрэнсисом Бэконом. Он глубоко проанализировал с причины социальных конфликтов внутри страны. Среди них ключевую роль играет бедственное материальное положение народа. Возникновению конфликтов способствует пренебрежение государей мнениями сената и сословий, политические ошибки в управлении, распространение слухов и кривотолков, а также «пасквили и крамольные речи» [35, с.74].
Томас Гоббс
считал главной причиной конфликта
стремление к равенству, которое
приводит к возникновению у людей
одинаковых надежд, желание завладеть
теми же объектами, необходимыми для
самосохранения или получения удовольствия,
а это превращает людей во врагов,
порождает соперничество, недоверие
и честолюбие. В новое время
были популярны идеи Жан-Жака Руссо
об этапности всемирно-
Впервые конфликт
как многоуровневое социальное явление
был изучен Адамом Смитом в работе
«Исследования о природе и
причинах богатства народов». В основе
конфликта лежат деление
В рамках зарубежной
и отечественной можно выделить
следующие направления
Отметим, что
комплексный анализ конфликтогенных
ситуаций на религиозной почве в
современном обществе, проводился лишь
в рамках специальных диссертационных
исследований, данные которых не опубликовывались
широко. В общих чертах, состояние
научной разработанности
а) категория «религиозный конфликт» в научной сфере общества малоисследованна;
б) теоретико-методологическая
база для проведения подобных исследований
практически не сформирована.
2. Понятие конфликта и религиозного конфликта, специфика религиозного конфликта
Понятие конфликта
принадлежит как к обыденному
сознанию, так и науке, наделяющей
его своим специфическим
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus - столкновение. Анализ определений конфликта, принятых в различных энциклопедиях, обнаруживает их сходство. Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения:
1. Состояние открытой, часто затяжной борьбы; сражение или война.
2. Состояние
дисгармонии в отношениях
3. Психическая
борьба, возникающая как результат
одновременного
Возникновение
международных конфликтов неизбежно,
в случае, когда одно государство
или группа государств стремится
навязать свои интересы другим, объявляет
и добивается их монополии, ущемляя
при этом или вообще не принимая
во внимание иные интересы. Сфера возможных
видов противоположных
Конфликты всегда
были неотъемлемой частью человеческого
существования. Начиная с древнейших
времен и по сегодняшний день человек
ежедневно сталкивался с
Но самое большое распространение получили этнополитические и религиозные конфликты.
Особенностью
конфликтологии является ее комплексный
характер. Поскольку конфликты имеют
место во всех сферах общественной
жизни и на всех уровнях ее организации
и развития, то ими интересуются
представители различных
Конфликт - явление
сложное, многообразное и далеко
не однозначное. Несмотря на усложненность
данного социально-