Религия в рамках теории конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:09, реферат

Описание работы

После распада СССР и системы диалектического материализма, которая была в некотором плане «псевдорелигией», в странах СНГ образовался острый духовный в первой половине 90-х годов XX в., стал следствием глубоких социальный вакуум. Наиболее острым он стал для стран, в которых до революции 1917 г. официальной религией было христианство. Ислам и буддизм не подверглись столь тщательной нивелировки со стороны «Союза безбожников» и линии партии по борьбе с религией как христианство. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно в этих странах годы резко возрос интерес людей к религиям, как традиционным, так и новым культам. Многие из таких культов, как молодые и пассионарные учения, содержат резкие, иногда открыто враждебные окружающему социуму и принципам его организации положения. В связи с этим актуальной становится проблема религиозных конфликтов.

Содержание

1. История исследования вопроса
2. Понятие конфликта и религиозного конфликта, специфика религиозного конфликта
3. Развитие конфликтов, специфика развертывания религиозных конфликтов
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 67.06 Кб (Скачать)
 
 

 Реферат  на тему:

«Религия  в рамках теории конфликтов» 
 
 
 
 
 
 

                                           

                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

1. История исследования  вопроса

2. Понятие конфликта  и религиозного конфликта, специфика  религиозного конфликта

3. Развитие конфликтов, специфика развертывания религиозных  конфликтов

Заключение

Список использованной литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

После распада  СССР и системы диалектического  материализма, которая была в некотором  плане «псевдорелигией», в странах  СНГ образовался острый духовный в первой половине 90-х годов XX в., стал следствием глубоких социальный вакуум. Наиболее острым он стал для  стран, в которых до революции 1917 г. официальной религией было христианство. Ислам и буддизм не подверглись  столь тщательной нивелировки со стороны «Союза безбожников» и линии  партии по борьбе с религией как  христианство. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно в этих странах годы резко возрос интерес людей к религиям, как  традиционным, так и новым культам. Многие из таких культов, как молодые  и пассионарные учения, содержат резкие, иногда открыто враждебные окружающему  социуму и принципам его организации  положения. В связи с этим актуальной становится проблема религиозных конфликтов.

Последние выражаются не только как конфликты приверженцев различных вероисповеданий, но и  тесно связываются с этносом  носителей данных верований, что  может придавать конфликту и  национальный характер. Даже чистые религиозные  конфликты, сопровождаемые проявлениями агрессии, насилия и нетерпимости, значительно дестабилизируют социальную обстановку в современном обществе. В этих условиях изучение интегрирующего и дезинтегрирующего влияния  религии на современное общество имеет большую практическую значимость. Кроме того, актуальным является изучение вопросов взаимоотношения религии  и политики в современном обществе, взаимосвязь конфликтных ситуаций в этих сферах общественной жизни.

Религия глубоко  интегрирована во многие сферы общественной жизни - культуру, образование, быт и  в политику. Поэтому социальные конфликты, пронизывающие различные сферы  общественной жизни, находят отражение  в религии, и наоборот - конфликтогенные  процессы, возникшие на религиозной  почве, разрастаясь и усиливаясь, неизбежно влияют на характер социальных отношений, в первую очередь политических, экономических, межнациональных.

При исследовании религиозных конфликтов нельзя пользоваться инструментарием какой-либо одной  дисциплины, будь то политология, религиоведение или социология. Лишь комплексный  анализ на пересечении данных дисциплин  будет наиболее продуктивным при  изучении религиозных конфликтов и  их специфики

Отметим, что  религия обладает возможностью как  снятия конфликтных ситуаций, гармонизации межнациональных отношений, так  и усиления психологической напряженности, дестабилизации общественно-политической ситуации в стране и т.д.

Необходимость изучения религиозного конфликта продиктована сложностью и многогранностью этого  феномена, наличием большого количества внешних и внутренних факторов, влияющих на внутри конфессиональные и межконфессиональные  отношения. 

1. История исследования  вопроса

Учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей  возникает в Древней Греции. Анаксимандр  говорит, что вещи возникают из постоянного  движения «апейрона» - единого материального  начала, приводящего к выделению  из него противоположностей. [2, с.97]. Мыслители  прошлого, осознавая неизбежность конфронтации в общественной жизни, уже тогда  пытались определить критерии «справедливого»  и «несправедливого» насилия. В  частности, Цицерон выдвинул тезис  о «справедливой и благочестивой  войне», которая могла вестись  для отмщения за причиненное зло, для изгнания из страны вторгшегося  врага. Аврелий Августин добавил  к условиям Цицерона «справедливость  намерений» ведущего войну. Его рассуждения  о войне и мире звучат вполне современно: «...те, которые нарушают мир, не ненавидят  его как таковой, а хотят лишь другого мира, который отвечал  бы их желаниям».

В средние века Фома Аквинский, развивая мысли о  допустимости войн в жизни общества, определил еще одно условие справедливой войны: на нее должна быть «авторизованная  компетенция», то есть санкция со стороны  государственной власти. Хотя в целом, по его мнению, «...война и насилие  являются всегда грехом» [32, с.36; 34, с.39; 1,57].

Одну из первых попыток системного анализа социальных конфликтов предпринял флорентийский  теоретик и государственный деятель  Никколо Макиавелли. Ценность его  концепции заключается в отходе от господствовавших тогда теологических  взглядов на источники общественного  развития. Он считал конфликт универсальным  и непрерывающимся состоянием общества ввиду порочной природы человека, стремления различных групп людей  к постоянному и неограниченному  материальному обогащению. Макиавелли одним из источников социального  конфликта считал знать, сосредоточивающую  в своих руках всю полноту  государственной власти. Он отрицательно относился к дворянству. Тем не менее, Макиавелли видел в конфликте  не только разрушительную, но и созидательную  функцию. Чтобы уменьшить негативную роль конфликта, нужно уметь правильно  воздействовать на него. «Выполнять эту  миссию призвано государство», - считал мыслитель [33, с.91-93]. Эразм Роттердамский  отмечал наличие собственной  логики начавшегося конфликта, который  разрастается подобно цепной реакции, вовлекая в орбиту своего влияния  все новые слои населения и  страны. Анализируя причины войн, Э. Роттердамский подчеркивал, что  часто низменные и корыстные  качества правителей ввергают народы в войны [33, с.92].

Интересны идеи относительно природы конфликтов, высказанные  английским философом Фрэнсисом  Бэконом. Он глубоко проанализировал  с причины социальных конфликтов внутри страны. Среди них ключевую роль играет бедственное материальное положение народа. Возникновению  конфликтов способствует пренебрежение  государей мнениями сената и сословий, политические ошибки в управлении, распространение слухов и кривотолков, а также «пасквили и крамольные речи» [35, с.74].

Томас Гоббс  считал главной причиной конфликта  стремление к равенству, которое  приводит к возникновению у людей  одинаковых надежд, желание завладеть  теми же объектами, необходимыми для  самосохранения или получения удовольствия, а это превращает людей во врагов, порождает соперничество, недоверие  и честолюбие. В новое время  были популярны идеи Жан-Жака Руссо  об этапности всемирно-исторического  процесса. Вначале существует «естественное  состояние», когда люди свободны и  равны - «... от природы люди вовсе  не враги друг другу». Затем развитие цивилизации приводит к утрате состояния  равенства, свободы и счастья  и, наконец, заключив «общественный  договор», люди вновь обретут утраченную гармонию общественных отношений, «вечный  мир» и согласие. По мнению Ж.-Ж. Руссо, общественный договор возможен под  жестким контролем народа, так  как войны министрам нужны, и  добрую волю они не проявят. [2, с.63].

Впервые конфликт как многоуровневое социальное явление  был изучен Адамом Смитом в работе «Исследования о природе и  причинах богатства народов». В основе конфликта лежат деление общества на классы (капиталисты, земельные собственники, наемные рабочие) и экономическое  соперничество. Противоборство между  классами А. Смит рассматривал как источник поступательного развития общества, а социальный конфликт, следовательно, как «...определенное благо человечества». Кант считал, что «...состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние ...последнее, наоборот, есть состояние войны, т.е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено». Здесь просматривается связь  с идеями Ж.-Ж. Руссо об «общественном  договоре» [30, с.98].

В рамках зарубежной и отечественной можно выделить следующие направления исследований, связанные с проблематикой религиозных  конфликтов: теоретическое осмысление интегрирующих и дезинтегрирующих общество функций религии (М. Вебер [7], Г. Зиммель [14], К. Маркс [19], В.И. Гараджа [9, 10], И.Н. Яблоков [27] и др.); изучение религиозной мотивации социально-политических конфликтов и движений социального  протеста (В.И Добреньков [11]).Серьезного внимания заслуживают научные разработки, представленные центром «Религия в  современном обществе» автором  которых является Нурулаев А.А [22, 23].

Отметим, что  комплексный анализ конфликтогенных  ситуаций на религиозной почве в  современном обществе, проводился лишь в рамках специальных диссертационных  исследований, данные которых не опубликовывались широко. В общих чертах, состояние  научной разработанности проблемы таково:

а) категория  «религиозный конфликт» в научной  сфере общества малоисследованна;

б) теоретико-методологическая база для проведения подобных исследований практически не сформирована. 

2. Понятие конфликта  и религиозного  конфликта, специфика  религиозного конфликта

Понятие конфликта  принадлежит как к обыденному сознанию, так и науке, наделяющей его своим специфическим смыслом. В обыденной речи слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений -от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских  разногласий.

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus - столкновение. Анализ определений конфликта, принятых в различных энциклопедиях, обнаруживает их сходство. Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения:

1. Состояние  открытой, часто затяжной борьбы; сражение или война.

2. Состояние  дисгармонии в отношениях между  людьми, идеями или интересами; столкновение  противоположностей.

3. Психическая  борьба, возникающая как результат  одновременного функционирования  взаимно исключающих импульсов,  желаний или тенденций [3, с.9-10].

Возникновение международных конфликтов неизбежно, в случае, когда одно государство  или группа государств стремится  навязать свои интересы другим, объявляет  и добивается их монополии, ущемляя  при этом или вообще не принимая во внимание иные интересы. Сфера возможных  видов противоположных интересов, являющихся объектом конфликта, весьма широка: от непосредственно политических (безопасность, границы государств и т.д.) до общих экономических, национальных, информационных, идеологических и даже религиозных [22, с.65].

Конфликты всегда были неотъемлемой частью человеческого  существования. Начиная с древнейших времен и по сегодняшний день человек  ежедневно сталкивался с конфликтами  в семье, с властью, во взаимодействии с другими людьми. Одно племя конфликтовало  с другим, рабы восставали против рабовладельцев, один народ устраивал геноцид  другого из чисто шовинистических  соображений. Люди, сталкиваясь с  теми или иными коллизиями, возникающими между ними, в конце концов, находили методом проб и ошибок необходимые  средства и способы устранения последних. Однако при этом не осмысливался сам  феномен конфликта, его основа и  механизм разрешения. Человеку на протяжении веков было присуще свойство много действовать и слишком мало мыслить [7, с.61].

Но самое большое  распространение получили этнополитические и религиозные конфликты.

Особенностью  конфликтологии является ее комплексный  характер. Поскольку конфликты имеют  место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях ее организации  и развития, то ими интересуются представители различных гуманитарных дисциплин. Политологи, социологи, юристы, экономисты и др. изучают различные  аспекты социальных конфликтов, их развитие и преодоление. Общая для  всех смежных наук цель – выявление  и объяснение механизмов, управляющих  социальными процессами, связанными с конфликтами, их динамикой.

Конфликт - явление  сложное, многообразное и далеко не однозначное. Несмотря на усложненность  данного социально-психологического феномена, возможно выделить его существенные признаки:

Информация о работе Религия в рамках теории конфликтов