Понятие христианского богословия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Конкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью доказать истинность религиозной веры, непогрешимость религиозных представлений, незыблемость догматики христианства. Что же представляет собой христианское богословие?

Содержание

Введение
1. Возникновение христианского богословия
2. Система богословия
3. Основное богословие
4. Догматическое богословие
5. Нравственное богословие
6. Экзегетика.
7. Сравнительное богословие
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

К.Р.Понятие христианского богословия.docx

— 47.40 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Понятие христианского  богословия»

 

 

 

 

 

Работа по курсу: Богословие

 

 

 

 

 

 

 

                                      П Л А Н

 

Введение

                  1. Возникновение христианского богословия

2. Система   богословия

                  3. Основное богословие

                  4. Догматическое богословие

                  5. Нравственное богословие

                  6. Экзегетика.

                  7. Сравнительное  богословие

Заключение

Библиография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Введение

Конкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью  доказать истинность религиозной веры, непогрешимость религиозных представлений, незыблемость догматики христианства. Что же представляет собой христианское богословие?

В широком смысле этого  слова под теологией (от греч. thеоs - бог, 1оgos - наука) понимается система обоснования и защиты религиозных учений о боге, его качествах, признаках и свойствах, комплекс доказательств истинности догматики, религиозной нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией. Теология включает в себя доказательства сверхъестественного происхождения "священного писания", "богодухновенности" "священного предания", божественной сущности церкви, а также целый ряд практических дисциплин, связанных с проведением богослужения (литургика), организацией проповеднической деятельности (гомилетика) и т. д.

Богословие ставит своей  задачей привести в определенную систему весь религиозный комплекс, всю совокупность элементов религии, обобщить и осмыслить их применительно  к массовому религиозному сознанию конкретной эпохи, к общественно-историческим условиям существования религии. Но одновременно в богословии массовое религиозное сознание освобождается  от непосредственной связи с индивидуальными  представлениями верующих. Тем самым  в богословии религиозная идеология  получает свое концентрированное выражение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Возникновение христианского богословия

Основы христианского  богословия закладывались в первые века нашей эры в борьбе с многочисленными еретическими течениями в самом христианстве и враждебной христианству "языческой мудростью". Решающая роль в этом принадлежала постепенно оформившейся официальной церкви с ее епископатом. Объявив себя наместницей Бога на земле, церковь тем самым присвоила право толкования всех вопросов вероучения и культа.

Первоначально христианское богословие было по преимуществу апологетическим. Главной его задачей было доказательство преимущества новой религии перед  другими религиями, изобличение  различных ересей, изложение основных ортодоксальных христианских положений. Зачатки подобной апологетики уже  содержатся в Послании апостола Павла  римлянам, в Евангелии от Иоанна. Видными апологетами раннего  христианства были Юстин Мученик, Татиан, Феофил Антиохийский, Ириней Лионский, Ипполит, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген. Каждый из них оказал большое влияние и на церковную доктрину в целом и на последующих богословов.

После вселенских соборов, сформулировавших основные догматы христианской веры, развитие апологетического богословия не прекращалось. Излагая христианскую догматику, оправдывая и защищая  ее от критики, богословы одновременно вели самую жестокую борьбу с многочисленными  ересями. Несмотря на повеление императора Константина предать огню все  еретические книги, а тем, кто  их утаивает, отсекать голову, ереси  не прекратили своего существования. Требовалось, помимо репрессий, идеологическое обоснование  их несоответствия откровению, их враждебности церковной ортодоксии. Эту задачу пытались решить отцы и учителя церкви IV—V вв. Немало сделал для христианской теологии Августин Блаженный. Он выдвинул для доказательства бытия бога идею причастности, в соответствии с которой любая истина является реальной только в том случае, если она соответствует идее истины, т. е. богу. Им же было сформулировано онтологическое доказательство бытия бога, сводившееся к тому, что понятие всесовершенного существа свидетельствует о его существовании. Августин детально разработал христианское учение о божественной благодати, о божественном предопределении. В своем многотомном сочинении "О граде божием" он не только отстаивал всю систему христианских представлений, но и выдвинул идею о праве церкви на принуждение в делах веры.

3.Основное богословие

Основное богословие, или  христианскую апологетику, теологи  называют богословской дисциплиной, в  последовательной форме излагающей наиболее общие вопросы догматики, нравственности, происхождения религии и ее сущности, сравнительного анализа различных религиозных форм, отношения между богословием и религией, богословием и наукой, богословием и философией. Иначе, основное богословие представляет собой общее введение в систему теологии.

В основном богословии большое  внимание уделяется вопросам происхождения  религии. Здесь прежде всего опровергаются все научные представления по данному вопросу. И православные, и католические, и протестантские теологи различными способами стремятся доказать, что религия дана человеку богом в момент творения и будет существовать на земле, пока на ней будут жить люди.

В основном богословии рассматриваются  различные доказательства бытия  бога: онтологическое, космологическое, физико-теологическое, нравственное, историческое, а также общие понятия о  боге, его творении и промысле. Этот раздел основного богословия в ряде случаев выделяется в самостоятельный  курс и называется умозрительным  богословием.

Одним из центральных разделов основного богословия является учение о так называемой богооткровенной религии, т. е. христианстве. Здесь дается общее понятие об откровении, перечисляются его основные признаки, в числе которых главными объявляются чудеса и пророчества, рассматриваются особенности ветхозаветного и новозаветного откровений. Кроме того, большое внимание уделяется доказательствам сверхъестественного происхождения христианства, божественной сущности его основателя, излагаются основные догматы богооткровенной религии, обосновываются представления о "богодухновенном" характере "священного писания", а в католических и православных курсах -также и "священного предания".

Таков круг главных проблем, рассматриваемых основным богословием. Естественно, со временем меняется система  истолкования, аргумен-

тация отдельных вопросов. Это объясняется тем, что христианским апологетам приходится считаться с меняющимся сознанием верующих и в соответствии с этим по-разному выходить из заколдованного круга противоречий, свойственных всей богословской аргументации.

Так, например, важнейшим  доказательством богооткровенного характера христианской религии богословы считают чудеса и пророчества. Они подчеркивают, что отрицать чудо — значит отрицать и религию. При этом современные богословы пытаются создать у верующих представление, что чудесное не противоречит научному, а сверхъестественное закономерному. Обыденное сознание, по мнению и католических и православных теологов, считает чудесным только то, что выходит обычно из разряда законов природы. Все остальное многообразие чудес оно относит к естественным свойствам природы. Но, наблюдая чудесные свойства растений, животных, ежечасно сталкиваясь с чудесной целесообразностью в природе, никто не размышляет над "мудрейшим произведением творца". А между тем, подчеркивают теологи, это и есть наиболее распространенное чудо.

Христианское представление  о чудесном практически является отрицанием объективной закономерности в природе и обществе, что ярко свидетельствует о непреходящем конфликте научных и религиозных  представлений. Но признание этого  факта менее всего входит в  планы современных теологов. И  они пытаются выйти из положения  разграничением понятий "естественного" и "закономерного". То, что считается  чудом, по их мнению, является проявлением  закономерности, но не физической, а  иной реальности.

Правда, все без исключения богословы признают наличие и  таких чудес, которые выходят  за рамки обычной законопоследовательности. Сюда они относят такие чудеса, как триединство бога, соединение в Христе божественных и человеческих качеств и др. Иными словами, они признают одновременно чудо и актом проявления сверхъестественной закономерности, и результатом свободной божественной воли.

Вся система апологетических  аргументов построена на нарушении  элементарных законов логики. Богооткровенность христианства обосновывается наличием чудес и пророчеств, а пророчества и чудеса доказываются наличием божественной силы. Порочный круг обнаруживается и в богословских аргументах о сверхъестественном происхождении христианства и в вопросе о соотношении искусства и религии, религии и философии. Существование бога выводится из его сущности, а сущность - из существования. Истинная мораль непосредственно вытекает из истинной веры, а истинная вера обосновывается наличием истинной морали.

Все это раскрывает казуистический характер христианской апологетики, ее непримиримость с научно-материалистическим мировоззрением.

4. Догматическое богословие

Догматическое богословие считается  важнейшим разделом теологии, в котором  доказывается богоустанов-ленность, истинность основных положений христианской веры, или, что то же самое, догматов. Все без исключения богословы - православные, католические, протестантские - считают догматы неизменными, непререкаемыми правилами спасительной веры, данными людям самим богом на все времена. В то же время приверженцы различных вероисповеданий далеко не одинаково решают вопрос о количестве богоустанов ленных догматов, о значении некоторых из них в делах веры, об источниках, на которые опирается догматическое богословие. Так, например, православная церковь признает истинными только те догматы, которые приняты первыми двумя вселенскими соборами. Католическая церковь считает истинными догматы, утвержденные ее поместными соборами, в частности догматы о чистилище, исхождении духа святого от бога-отца и бога-сына, о главенстве и непогрешимости папы римского, о телесном вознесении богородицы. Протестантские церкви признают богоустановленность только тех догматов, которые внесены в их вероисповедания.

Существенные различия имеются  между различными церквами в оценке источников, подтверждающих истинность того или иного догмата, и в  понимании значения конкретных догматов для спасения. Православная и католическая церкви единственными источниками  откровения признают "священное  писание" и "священное предание". В протестантском богословии "священному преданию" не придается никакого значения. Для католической и православной церквей все догматы имеют  решающий спасительный смысл. Протестантские теологи различают существенные догматы, обязательные для исповедания, и несущественные, которые можно  признавать или не признавать без  ущерба для веры.

Однако у всех христианских церквей имеется немало общих, причем наиболее важных, догматов. Первую, самую важную, группу догматов составляют догматы о боге, его сущности, отношении к миру и человеку. Здесь особое внимание уделяется обоснованию теологических представлений о триединстве бога, о боговоплощении, искуплении, вознесении, воскресении и т. п. Каждый из этих догматов, в свою очередь, включает в себя большое количество различных догматических представлений. Так, например, богословы подчеркивают, что первым догматом, который церковь должна внушить верующим, является догмат о том, что "бог непостижим для человеческого разума; люди могут познать его лишь отчасти, — столько, сколько сам бог благоволил открыть себя для их веры и благочестия". За догматом о непостижимости бога следует догмат о единстве бога. Суть его сводится к утверждению, что есть только один-единственный бог и нет никаких других богов, ни равных ему, ни высших, ни низших. Все представления о богах в нехристианских религиях являются ложными, извращенными. Далее идет догмат о существе божьем. Человек должен верить, что "Бог есть дух вечный, всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый".

Важнейшим общехристианским догматом богословы считают догмат о троице, т. е. о том, что бог  един и в то же время троичен. Этот догмат включает в себя по крайней мере три основных догмата, о троичности лиц в боге при единстве существа, о равенстве божественных лиц, о различии божественных лиц по их личным свойствам. Первый из них утверждает, что в боге, едином по существу, имеется три лица, или ипостаси, отец, сын, святой дух. Второй подчеркивает, что все три лица в боге равны между собой: и отец есть бог, и сын есть бог, и святой дух есть бог, но это не три бога, а один бог. Третий догмат требует верить, что три лица в боге различны по своим свойствам: отец не рожден ни от кого, сын рожден от отца, дух святой исходит от отца (в католической догматике дух святой исходит и от отца, и от сына).

Большое значение христианское богословие придает так называемым христологическим догматам Это догматы о боге - спасителе падшего человечества, совершившего спасение через своего единородного сына, воплотившегося и пострадавшего, воскресшего и вознесшегося на небеса. Чтобы заслужить спасение, человек, утверждают богословы, обязан "следовать христианскому учению, верить и сообразовывать свои действия с требованиями этой веры. Он должен признать целый ряд догматов, в особенности догмат о церкви, которая якобы сообщает людям благодать святого духа, и о её таинствах. Всем таинствам, крещению, миропомазанию, евхаристии (причащению), покаянию, елеосвящению, священству и браку - католическая и православная церкви придают догматическое значение. Протестантские и некоторые старообрядческие церкви (беспоповцы) признают только два таинства: крещение и евхаристию. В ряде случаев протестантами признается и третье таинство — покаяние.

Информация о работе Понятие христианского богословия