Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:40, контрольная работа
В данной работе мы рассмотрим один из важных видов христианского священнодействия - таинства, раскроем их значение для христианской религии и верующего человека.
Задачи исследования данной темы ориентированы, прежде всего, на подробном исследовании особенностей христианских таинств, истории их появления и выявления их значения.
Введение
Религия
как явление, присущее человеческому
обществу на протяжении значительной
части его истории, и религиозные
убеждения характерны до настоящего
времени для подавляющей части
населения земного шара. В религии
можно рассматривать две
Самой многочисленной мировой религией является христианство. По данным энциклопедии “Народы и религии мира” в мире к концу XX века было около 2 миллиардов христиан. (Тишков А.В., 1998, с. 421)
Христианство возникло в середине I в. н.э. в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп. В настоящее время в христианстве существуют следующие основные направления: православие, католицизм, протестантизм.
Для всех направлений христианской религии присущи следующие черты:
Существенную часть христианской религии составляют священнодействия. Священнодействия включают в себя церковный обряд, богослужение, богомолье, молитва, служба, месса, треба, таинства.
В данной работе мы рассмотрим один из важных видов христианского священнодействия - таинства, раскроем их значение для христианской религии и верующего человека.
Задачи исследования данной темы ориентированы, прежде всего, на подробном исследовании особенностей христианских таинств, истории их появления и выявления их значения.
Изучение
религиозных верований, их особенностей
и традиций занимает особое место в духовной
культуре общества. Они включают в свое
содержание моральные ценности и установки.
Содержат они и гуманистическую ориентацию,
призывающую к социальной справедливости
и любви к ближнему, взаимной терпимости
и уважению. В современном мире понимание
религиозных идей и ценностей способствует
социальной интеграции и стабильности
общества.
Христианские таинства: понятие, виды, значение
Таинство (лат. Sacramentum) — по учению христианской церкви есть священнодействие, в котором верующим сообщается под видимым образом невидимая благодать Божия. (Грицанов А.А., Синило Г.В., 2007, с. 543)
Первоначально церковные авторы использовали термин "таинства" нестрого и применяли его ко многим священнодействиям, однако в 12 веке число таинств было сведено к семи: крещению, конфирмации (миропомазанию), евхаристии (причащению), покаянию, елеосвящению, священству и браку. Римско-католическая церковь и Восточные церкви с небольшими различиями признают только эти семь таинств. Англиканская церковь различает два великих таинства (крещение, рассматривающееся как первое в порядке таинств и по степени необходимости, и евхаристию, первенствующую по важности) и пять "меньших" таинств. Протестанты в большинстве своем признают таинствами только крещение и евхаристию. (Аверинцев С.С., 1995, с. 201)
По мнению некоторых исследователей, корни христианских таинств восходят к дохристианским мистериям (тайным культовым мероприятиям, посвящённым божествам).
Таинства вводились постепенно, с созданием и укреплением христианской церковной организации. Причём первоначально христианская церковь ввела в свой культ всего два таинства — крещение и причащение, так как только о них содержатся прямые упоминания в тексте канонизированных Евангелий. Только впоследствии среди христианских обрядов появляются остальные пять таинств, на что указывается в посланиях апостольских и в книге Деяний апостолов.
Православная церковь проповедует семь таинств. Они призваны восполнить семь наиболее существенных потребностей духовной жизни человека. Обязательными для всех христиан считаются таинства крещения, миропомазания, причастия, покаяния и елеосвящения. Таинство брака и таинство священства предусматривают свободу выбора. Таинства подразделяются также на повторяемые и неповторяемые в течение жизни человека. Только раз в жизни совершается таинство крещения и миропомазания, а также таинство священства. Остальные таинства относятся к повторяемым.
Таинство имеет всегда конкретное обращение к какому-нибудь человеку для его спасения. В крещении или венчании, соборовании или покаянии, каждый раз имеется в виду польза отдельного человека, благодатный дар, который необходим для его спасения. Священство имеет главным образом целью не освящение данного человека для его спасения, а посвящение его для служения Церкви, для служения спасения других людей. Всякое таинство совершается Церковью. ( Багдасарян В.Э., Орлов И.Б., 2005, с. 148)
Для
верующего человека таинства несут
в себе глубокий смысл и огромное
значение. В христианской религии
принято считать, что таинства дают
человеку Божественную Благодать. Таинство
- это необходимое внешнее священнодействие
для передачи Божественной благодати,
а вера - необходимое условие для совершения
таинства.
Таинство Крещения
Слово "крещение" - славянский эквивалент греческого "баптисма" ("погружение"). В Священном Писании оно впервые встречается в связи с именем Иоанна Крестителя. Приходившие к нему иудеи погружались в воды реки Иордан в знак того, что отказываются от совершения зла, смывают с себя, "топят" грязь греха, дабы в чистоте души встретить Мессию, приход которого проповедовал Иоанн.
Вода - символ очищения, символ жизни, но одновременно - и смерти: в пучинах вод таится погибель. Обряд погружения в воды озер и источников - священный акт приобщения к чередованию жизни и смерти, к постоянному обновлению природы. Но в религии Богооткровения все священнодействия становятся прямым орудием Бога, посредством которого Он дает Свою благодать и раскрывает смысл Своего действия в мире, одновременно осуществляя это действие.
Принимая крещение во имя Христа, человек не просто "смывает" с себя грехи. Погружаясь в воду, он умирает для греха - умирает с Христом, чтобы воскреснуть с Ним для вечной жизни. Продолжая грешить после крещения, человек тем самым отказывается от благодати: "Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого". (Библия, 2003, с. 1215)
Над младенцами крещение в Православной Церкви совершается по вере родителей и восприемников - крестных отцов и матерей. Они несут ответственность за христианское воспитание детей, ручаются за веру крещаемого и обязаны разделить труды родителей по его воспитанию.
Крещение
в Православной Церкви и совершается
троекратным погружением с
Перед крещением сам человек или его крестный должен трижды отречься от сатаны "и всех дел его, и всего служения его" и трижды исповедать (заявить во всеуслышание) свое желание "сочетаться со Христом". Читается Символ веры, который должен быть хорошо знаком и понятен крещаемому или его восприемникам. Белая рубаха, в которую облачают крещаемого, означает чистоту жизни во Христе, преображение человека Божественным Светом; свеча в его руке или в руке крестного - духовное просвещение", свет радости.
В
настоящее время подросток или
взрослый человек, желающий принять
крещение в Православной Церкви, должен
по меньшей мере прочесть Новый Завет,
православный Катехизис (изложение основ
православной веры и учения Церкви), искренне
принять Cпacителя и Его учение, постараться
обдумать свою предыдущую жизнь, увидеть
содеянное им зло и покаяться в нем. (Справочник
православного человека, 2007, с. 204)
Таинство миропомазания
В практике Православной Церкви с крещением соединено другое таинство - миропомазание. Помазание освященным миром - ароматным сложносоставным веществом на основе оливкового масла - восходит к ветхозаветному помазанию елеем (маслом), знаменующему дарование благодати Божией на особое служение.
В древней Церкви дары Святого Духа подавались через возложение рук апостолами, а впоследствии - епископами на голову верующего. Со временем возложение рук стало частью таинства священства - рукоположения в священный сан, а для прочих верующих его заменило миропомазание: епископы физически не могли возлагать руки на всех присоединяющихся к Церкви, особенно в отдаленных от центра епархии районах. (Свенцицкая И.С., 1989, с. 79)
Миро, освященное епископом, "запечатлевает" верующих святостью. Оно как бы оставляет на них ее печать. Отсюда слова священнослужителя при помазании миром: "Печать дара Духа Святого". При этом крестообразно помазуются чело (лоб) - в знак освящения мыслей; очи (глаза) - для освящения зрения, дабы видеть свет истины; уши - чтобы слышать слово Божие; уста - для освящения речей; руки - чтобы творить дела, угодные Богу; ноги - чтобы ходить по путям Божиим и не уклоняться с них; грудь - для освящения сердца, которое принимает в себя Христа.
В
завершение таинства священник, восприемники
и новокрещеный (или новопросвещенный)
под молитвенное пение трижды
обходят вокруг купели (круг - символ
вечности, число "три" знаменует полноту).
Таким образом, выражаются вечная сила
таинства и духовная радость приобщения
к реальности вечной жизни. (Справочник
православного человека, 2007, с. 238)
Таинство причащения (евхаристие)
Таинство причащения, или святой евхаристии (что означает "благодарственная жертва"), занимает важное место в христианском культе. Приверженцы большинства протестантских течений, отвергающие христианские таинства, тем не менее, сохраняют в своей обрядности крещение и причащение как важнейшие христианские обряды.
По христианскому вероучению, обряд причащения был установлен на тайной вечере самим Иисусом Христом. Памятуя якобы об этом, церковь и совершает таинство причащения, которое состоит в том, что верующие вкушают так называемое причастие, состоящее из хлеба и вина, веря в то, что они вкусили тела и крови Христовой и тем самым как бы приобщились к своему божеству. Однако истоки причащения, как и других обрядов христианской церкви, лежат в древних языческих культах. Совершение этого обряда в древних религиях было основано на наивной вере в то, что жизненная сила человека или животного находится в каком-либо органе или в крови живого существа. Отсюда возникли у первобытных народов верования, что, вкусив мяса сильных, ловких, быстрых животных, можно обрести качества, которыми обладают эти животные.
В ранних христианских сочинениях не упоминается об этом таинстве. Некоторые христианские богословы первых веков нашей эры вынуждены были признавать, что причащение совершается в целом ряде языческих культов. Видимо, поэтому введение причащения в христианстве было встречено многими деятелями церкви весьма настороженно.
Информация о работе Христианские таинства: понятие, виды, значение