Понятие брака

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 14:27, Не определен

Описание работы

В настоящий момент в нашей стране большое распространение получают брачные отношения с участием граждан иностранных государств. Это является следствием демократизации нашего общества. Поэтому возникают множество вопросов о регулировании таких отношений.
Не так давно начал действовать новый СК РФ. До этого момента подавляющее большинство действовавших нормативно-правовых актов, имеющих отношение к институту брака и семьи, были устаревшими и не могли регулировать должным образом изменившиеся реалии общественной жизни. Однако с принятием СК РФ от 29 декабря 1995 г. Сложившаяся ситуация была исправлена, был сделан большой шаг в сторону приведения российского брачно-семейного законодательства в соответствие с мировыми стандартами. В данной контрольной работе рассмотрены действующие законы, регулирующие брачные отношения на территории нашей страны с участием иностранных граждан.

Содержание

Введение 3
1. Брак. Заключение и расторжение 4
2. Процедура усыновления 8
3. Права и обязанности супругов 13
Заключение 14
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

международное частное право.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

 Содержание. 

 Введение                                                                                                                3

1. Брак. Заключение и расторжение                                                                   4

 2. Процедура усыновления                                                                                8

 3. Права и обязанности супругов                                                                      13

 Заключение                                                                                                        14

 Список литературы                                                                                             15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    В настоящий момент в нашей  стране большое распространение получают брачные отношения с участием граждан иностранных государств. Это является следствием демократизации нашего общества. Поэтому возникают множество вопросов о регулировании таких отношений.

    Не так давно начал действовать  новый СК РФ. До этого момента подавляющее большинство действовавших нормативно-правовых актов, имеющих отношение к институту брака и семьи, были устаревшими и не могли регулировать должным образом изменившиеся реалии общественной жизни. Однако с принятием СК РФ от 29 декабря 1995 г. Сложившаяся ситуация была исправлена, был сделан большой шаг в сторону приведения российского брачно-семейного законодательства в соответствие с мировыми стандартами. В данной контрольной работе рассмотрены действующие законы, регулирующие брачные отношения на территории нашей страны с участием иностранных граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Брак. Заключение и расторжение

    В соответствии со статьями  СК РФ 156 и 160 на территории РФ  форма и порядок заключения  брака определяются законодательством  РФ.

    Также в соответствии с российским законодательством производится расторжение брака между гражданами РФ и гражданами иностранных государств или лицами без гражданства, а также брака между иностранными гражданами на территории РФ.

    Условия заключения брака (брачный возраст и т. п.) определяются в соответствии с законодательством того государства, гражданином которого является каждое из лиц, вступающих в брак, за исключением лиц, имеющих двойное гражданство наряду с гражданством РФ (применяется законодательство РФ). К лицам, имеющим гражданство нескольких иностранных государств, применяется законодательство одного из соответствующих государств. Однако ограничения, препятствующие заключению брака, сформулированные в ст. 14 СК РФ, распространяются на всех без исключения иностранных граждан.

    Заключенные в России, в посольствах  или консульствах иностранных  государств браки между гражданами  иностранных государств, признаются  на условиях взаимности действительными  в России, если эти лица в  момент вступления в брак являлись гражданами государства, назначившего посла или консула.

    При подаче заявления и регистрации  соблюдаются следующие требования  в отношении иностранных граждан  (согласно "инструкции о порядке  регистрации актов гражданского  состояния"):

 · при подаче заявления иностранный гражданин, постоянно проживающий в РФ, предъявляет в орган ЗАГСа наряду с действительным заграничным паспортом вид на жительство в Российской Федерации;

 · гражданин иностранного государства, временно пребывающий в России, предъявляет в орган ЗАГСа действительный заграничный паспорт или заменяющий его документ, зарегистрированный в органе внутренних дел;

 · с предъявлением заграничного паспорта (документа, удостоверяющего личность), иностранный гражданин должен представить в орган ЗАГСа перевод его текста на русский язык, верность которого свидетельствуется консульством (посольством) государства, гражданином которого является это лицо (страны постоянного проживания лица без гражданства), МИДом, иным соответствующим органом этого государства либо нотариусом.

    Заключение брака не допускается  между лицами, из которых хотя  бы одно состоит в другом  браке (ст. 10 Основ законодательства  Союза ССР и союзных республик  о браке и семье), поэтому гражданин  иностранного государство обязан  предъявить справку, выданную компетентным государственным органом или консульством (посольством) государства, гражданином которого он является, подтверждающую, что он в браке не состоит.

    Данная справка действительна  в течение трех месяцев со  дня ее выдачи, срок исчисляется на день подачи заявления о вступлении в брак.

    Справка должна быть составлена  на русском языке или к ней  должен прилагаться перевод текста  на русский язык, верность которого  свидетельствуется консульством  государства, гражданином которого  является это лицо (страны постоянного проживания лица без гражданства), МИДом или иным соответствующим органом этого государства либо нотариусом. В справке должны быть полные фамилия, имя и отчество гражданина иностранного государства (при отсутствии в паспорте отчества, но не указывается и в документах).

    Лицо, состоявшее ранее в зарегистрированном  браке, обязано предъявить органу ЗАГСа документ, подтверждающий прекращение прежнего брака.

    Граждане иностранного государства,  а равно граждане РФ, расторгнувшие  брак за границей обязаны предъявить документ, подтверждающий прекращение брака. Таким документом может быть:

 ·  решение суда о расторжении брака;

 ·  свидетельство о смерти супруга;

 · либо другой документ, подтверждающий прекращение прежнего брака, выданный компетентным органом и соответствующим образом легализованный.

    Решение иностранного суда должно  быть предоставлено вместе с  переводом текста на русский  язык, верность которого свидетельствуется  консульским учреждением России  за границей, консульством (посольством) государства, гражданином которого является иностранный гражданин (страны постоянного проживания лица без гражданства), министерством иностранных дел или иным соответствующим органом этого государства либо нотариусом. Это правило относится и к тем случаям, когда в соответствии с международными договорами такие документы считаются действительными на территории России.

    В связи с тем, что законодательство  ряда государств признает действительными  браки граждан этих государств  с иностранными гражданами только тогда, когда лица, вступающие в брак, получили на это разрешение компетентного органа данного государства, орган ЗАГСа при приеме заявления должен выяснить у заявителей, требуется ли получение такого разрешения от компетентного органа государства, гражданином которого является иностранный гражданин. В том случае, когда законодательство требует получения от компетентного органа специального разрешения на брак с иностранцем, а иностранный гражданин такого разрешения не имеет, орган ЗАГСа при приема заявления должен разъяснить вступающим в брак, и в первую очередь российскому гражданину (гражданке), что их брак может быть признан недействительным в стране, гражданином которой является иностранный гражданин, со всеми вытекающими из этого последствиями. Если, несмотря на такие разъяснения, заявители настаивают на регистрации брака, этот брак регистрируется, а в записи акта о заключении брака делается отметка о том, что лица, вступающие в брак, ознакомлены с действующими в соответствующем государстве порядком и условиями вступления в брак с иностранцами.

    Что же касается расторжения  брака с участием иностранных  граждан на территории России, то, как уже было отмечено выше, в этом случае процедура производится  в соответствии с законодательством  РФ (ст. 160 Семейного кодекса). На этот счет в законе нет каких-то особых указаний. В Постановлении Совмина СССР "Об утверждении основных положений, определяющих порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, порядок и сроки хранения актовых книг" от 10.12.76 говорится, что "внесение изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории СССР и зарегистрировавших акты гражданского состояния в органах ЗАГСа СССР, производится на общих основаниях" (п. 14) а также "аннулирование записей актов гражданского состояния иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории СССР и зарегистрировавших акты гражданского состояния в органах ЗАГСа СССР, производится на общих основаниях" (п. 39)". Таким образом, в случае расторжения брака на территории РФ законодательство не делает каких-либо различий в этой процедуре для граждан РФ и для иностранных граждан; в отношении последних действуют те же нормативные акты, что и в отношении россиян (например, Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 28.11.80 в ред. от 30.11.90 "О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" и. т. д.). 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Процедура усыновления

    Усыновление (удочерение) иностранными гражданами ребенка-гражданина РФ — один из наиболее проработанных и детализированных вопросов российского семейного законодательства, что связано с чрезвычайно широким распространением данной процедуры в последние 8 – 9 лет.

    Согласно ст. 165 Семейного кодекса  РФ, "усыновление (удочерение), в  том числе отмена усыновления,  на территории РФ иностранными  гражданами ребенка, являющегося  гражданином РФ, производится в  соответствии с законодательством  государства, гражданином которого является усыновитель". Но законодательство РФ также накладывает ряд требований, соблюдение которых в данной процедуре обязательно.

    Прежде всего, обязательно исполнение  требований ст. 124 – 126 и 129 –  132 Кодекса. Далее, в п. 2 ст. 165 говорится, что "в случае, если в результате усыновления (удочерения) могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление (удочерение) подлежит отмене в судебном порядке".

    Наконец, данную процедуру регулируют  такие правовые акты, как Постановление  Правительства РФ от 15 сентября 1995 г N 917 "Об утверждении положения  о порядке передачи детей, являющихся  гражданами РФ, на усыновление  гражданам РФ и иностранным гражданам" и Приказ Минобразования РФ, Минздравмедпрома РФ от 31.08.94 N 342/184 "О документах, представляемых при усыновлении детей иностранными гражданами".

    Дети, являющиеся гражданами Российской  Федерации, могут быть переданы  на усыновление иностранным гражданам только в случае, если не представилась возможность передать этих детей на усыновление, под опеку (попечительство) гражданам Российской Федерации, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации или на усыновление родственникам ребенка независимо от их места жительства и гражданства. Усыновление детей, являющихся гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами может осуществляться только по истечении 6 месяцев (детей в возрасте до 3 лет — по истечении 3 месяцев) со дня постановки указанных детей на централизованный учет в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Иностранные граждане, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, обращаются с письменным заявлением с просьбой о подборе ребенка и решении вопроса об усыновлении в орган управления образованием субъекта Российской Федерации и предъявляют документы, удостоверяющие их личность; орган управления образованием субъекта Российской Федерации предоставляет иностранным гражданам, желающим усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, информацию о детях, в отношении которых возникли установленные законом основания для их усыновления иностранными гражданами. После определения конкретного ребенка, подлежащего усыновлению, иностранные граждане подают соответствующее заявление в орган управления образованием субъекта РФ по месту жительства (нахождения) ребенка. В заявлении (при усыновлении обоими супругами подается совместное заявление, при усыновлении одним из супругов к заявлению прилагается письменное согласие другого супруга) должны быть указаны: фамилия, имя и адрес кандидатов в усыновители, а также фамилия, имя, отчество и возраст усыновляемого ребенка, возможные изменения его данных (фамилии, имени, отчества, даты и места рождения), просьба о записи усыновителей в качестве родителей, осведомленность о состоянии здоровья ребенка.

    К заявлению прилагаются документы:

 · заключение компетентной организации страны кандидатов в усыновители об условиях их жизни;

Информация о работе Понятие брака