Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 16:01, курсовая работа
Определить общее понятие государства, которое бы отражало все признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будут существовать государства на разных этапах развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам. Вместе с тем государство обладает набором признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. В науке существуют различные понятия государства и права.
Введение --------------------------------------------------------------------- 3
§ 1. Основные подходы к понятию субстрата государства ------- 5
§ 2. Признаки государства ----------------------------------------------- 8
§ 3. Сущность государства –----------------------------------------------- 16
Заключение ------------------------------------------------------------------------- 25
Список использованной литературы ---------------------------------------- 26
Введение
----------------------------
§ 1. Основные подходы к понятию субстрата государства ------- 5
§
2. Признаки государства
------------------------------
§
3. Сущность государства
–-----------------------------
Заключение
------------------------------
Список
использованной литературы ------------------------------
ВВЕДЕНИЕ
Определить общее понятие государства, которое бы отражало все признаки и свойства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будут существовать государства на разных этапах развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам. Вместе с тем государство обладает набором признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. В науке существуют различные понятия государства и права.
Аристотель считал, что государство — это сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан. Для Цицерона государство было союзом людей, объединенных общими началами права и общей пользой. Заслуживает внимания то, как определяли понятие государства русские юристы.
Н. М. Коркунов, например, говорит о государстве как об «общественном союзе, представляющем собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми». Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактует государство Г. Ф. Шершеневич.
Для Л.
Гумпловича государство — «естественно
возникшая организация
Итак, подавляющее большинство мыслителей прошлого рассматривали государство в основном с социологической точки зрения, но, несмотря на это, предпринимались попытки дать ему юридическое определение.
Например, Г. Еллинек считал, что государство — особое общественное образование и особое правовое явление. По его словам, это целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав.
Гегелевское
понимание государства
А.С. Пиголкин предлагает такое определение:
«Государство — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом»1.
Марксистско-ленинская наука определяет государство исходя из его неизменной классовой природы. Ф. Энгельс и К. Маркс рассматривали государство как аппарат угнетения одного класса другим, В. И. Ленин — как машину подавления одного класса другим.
Этих определений вполне достаточно, чтобы оценить всю проблематику и сложность раскрытия темы «понятие государство».
Для
того, чтобы составить своё представление
о понятии государства, необходимо рассмотреть
все основные теории, проанализировать
новые причины, сформированные изменяющейся
объективной реальностью, раскрыть значение
таких понятий, как субстрат, признаки
и сущность государства.
§ 1. Основные подходы к понятию
субстрата
государства
Многообразие взглядов на государство обусловлено прежде всего тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства. Так как теорий множество, нам предстоит выяснить, чем они отличаются друг от друга, по какой причине они возникли, каковы были основные аргументы их создателей.
Это необходимо для того, чтобы попытаться составить собственное мнение, представление о таком многогранном понятии, как государство.
Далеко не всегда в научной литературе можно увидеть всестороннее рассмотрение данного вопроса: достаточно часто критерием для классификации выбирается лишь один значимый признак, на основании него происходит выявление отличительных свойств, что ведёт в итоге к подмене понятий, оснований для классификации. Попробуем классифицировать подходы к понятию государства:
В
обыденной жизни государство
часто отождествляется с
Для того чтобы понять различия и общие мысли теорий, необходимо определить, по какому признаку происходит сравнение. Например, анализируя субстрат государства, значительных отличий, между, скажем, классовой и теологической теорией не наблюдается, несмотря на это они по-разному трактуют причины возникновения государства. В отличие от указанных выше, теория элит, например, оригинально трактует понятие сущности, не имея значительных отличий при определении субстрата государства.
Анализируя субстрат (от лат. substratum — основа, фундамент) — простейшие структуры или образования, которые остаются устойчивыми, неизменными при любых преобразованиях вещи и обусловливают ее конкретные свойства, все многочисленные теории можно разделить на два больших блока. Сторонники первого блока утверждают, что государство – это лишь часть общества, следовательно, и субстратом государства является не все люди – не всё общество, а лишь какая-то его категория – группа лиц.
Сторонники более широкого понимания уверены, что понятие государство и общество тождественны; всё общество, все люди – это и есть государство. Как внутри первого, так и внутри второго блока теории, несмотря на «одинаковость» концепций к понятию субстрата, имеют ряд различий. К примеру, среди сторонников «широкого» понимания, представители одной из концепций рассматривают государство как страну, а другие - как универсальную модель общества.
Для определения субстрата государства необходимо более внимательно изучить взгляды представителей различных концепций, выяснить, почему та или иная позиция получила распространение. Для этого необходимо проанализировать признаки государства, которые выделяются как сторонниками узкого, так и широкого понимания субстрата государства.
Таким
образом, окончательные выводы относительно
субстрата государства будут
сделаны в конце второго
§ 2.
Признаки государства
Для
определения субстрата
1. Первый объект для сравнения очевиден, государство необходимо сравнить с тем, что ему предшествовало – с первобытнообщинным обществом. Материально-диалектический взгляд на государство выделяет те особые, исторически присущие этой форме общественной организации свойства, которые позволяют выполнять функции власти в обществе, не связанном естественными узами родства, общностью собственности и коренных интересов. К ним относятся такие признаки, как публичность власти, наличие согласованной системы налогов и займов, территориальное деление, право, народный суверенитет.
Рассмотрим
эти признаки более подробно:
2. Второй
объект для сравнения – другая страна:
3. Третьим
объектом для сравнения
Подводя итоги анализа, можно с уверенностью заявить, что указанные признаки относятся ко всему человеческому обществу. Следовательно, субстратом государства являются все люди – общество и государство обладает одинаковым субстратом.
Понимание И. А. Ильиным государственности заключается в том, что государство не отделяется им от жизни общества. Становление гражданского общества в его отношении к государству определяется в современной политической практике и теоретических исследованиях в современной России как одна из важнейших задач для новой политической системы. Становление гражданского общества формируется в тесном переплетении с осмыслением государства и государственности. Их взаимное влияние и обособление отражают как мировой, так и национальный опыт России.