Понятие христианского богословия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Конкретное рассмотрение христианской религии необходимо включает в себя знакомство с христианской теологией, которая имеет целью доказать истинность религиозной веры, непогрешимость религиозных представлений, незыблемость догматики христианства. Что же представляет собой христианское богословие?

Содержание

Введение
1. Возникновение христианского богословия
2. Система богословия
3. Основное богословие
4. Догматическое богословие
5. Нравственное богословие
6. Экзегетика.
7. Сравнительное богословие
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

К.Р.Понятие христианского богословия.docx

— 47.40 Кб (Скачать)

Каждый из христианских догматов обосновывается многообразной системой аргументов. Такие богословские представления о сущности бога, как беспредельность, неизмеримость, вездеприсутствие, вечность, неизменность, всемогущество, всеведение, высочайшая премудрость, высочайшая свобода, бесконечная благость, правосудие, истинность, верность и т п., доказываются ссылками на Ветхий и Новый завет, на "священное предание". Само собой разумеется, что из Библии и "поучений отцов и учителей церкви" берутся только те аргументы, которые в своей основе соответствуют современным тенденциям в богословии, и исключается все то, что перестает согласовываться с новыми воззрениями.

Основной задачей догматического богословия является, во-первых, формирование ортодоксальных представлений о  догмате как неизменной богооткровенной истине и, во-вторых, раскрытие содержания догматов применительно к духу времени, к изменившимся воззрениям верующих.

Из представления о  догмате как неизменной истине богословами  делается принципиальный вывод об усвоении его содержания только верой. Одновременно богословами делается и второй вывод  — о невозможности полного  постижения разумом содержания догматических  истин.

Но, подчеркивая принципиальную невозможность постижения догмата  разумом, богословы, в особенности  в последнее время, стали утверждать, что между основными выводами догматического богословия и научными представлениями нет никакого противоречия. Невозможность полного познания содержания догмата, по их мнению, не мешает познанию частичному, или, что то же самое, постепенному "возрастанию  в познании".Так, например, богословы обращают внимание на традиционное понимание искупления как определенного выкупа перед богом за совершенные прародителями грехи. В таком понимании догмата основным условием спасения человека и достижения им вечной счастливой жизни являются страдание и смерть. Но это, как заявляют богословы, может породить превратное представление о боге и его свойствах. Отсюда они приходят к выводу, что следует приблизить истины откровения к человеческому пониманию, учесть, что "истолкование догматов определяется мировоззрением своего времени, ибо иначе оно не удовлетворило бы своих современников и не достигло своей цели".

В таком же аспекте пересматривается истолкование догматов воскресения, вознесения и др. Если не так давно содержание этих догматов раскрывалось в плане  бренности земной жизни, ее несовершенства, то сейчас богословы стремятся в  принципе отказаться от подобного истолкования. Они сейчас считают необходимым  так разъяснять эти догматы, чтобы "в вознесении господнем горнее соединилось с земным", а "верующий христианин никогда бы не бежал от здешней жизни и никогда не направлял все свои мысли только к потусторонней". Наоборот, верующий должен устраивать "свою жизнь в мире и верить в ее вечное продолжение через воскресение".

Большое внимание в догматическом  богословии уделяется выяснению  значения каждого догмата в нравственном совершенствовании человека. Например, из догмата о единстве бога делаются следующие нравственные выводы. Поскольку  божественная троица едина, постольку  должно быть единство и в трех составных  частях человеческой сущности: в духе, душе и теле. Верующий не должен допускать  преобладания материальных интересов  над духовными, обязан подчинить  все элементы своей природы достижению христианской истины, добра и блаженства. Кроме того, единство бога должно, по мнению богословов, воспитывать теснейшее  нравственное единство у всех верующих, объединять их в единую семью, независимо от социального положения или  классовой принадлежности. Все верующие в Христа люди должны иметь единую веру, любовь и надежду. И наконец, единство бога является условием всепоглощающей любви к нему человека. Именно поэтому человек обязан возлюбить его всем своим сердцем, душой и разумом.

Таковы основные вопросы, которые рассматривает христианское догматическое богословие.

5. Нравственное богословие

Нравственное богословие ставит своей задачей раскрыть сущность нравственности, показать преимущества христианской морали перед всеми  другими этическими системами и  доказать универсальное значение христианской морали в совершенствовании условий  человеческого существования как  решающего условия спасения. Иными  словами, нравственное богословие учит о том, как должен поступать и  действовать христианин в земной жизни, чтобы последняя стала  средством для достижения вечной  жизни. Именно поэтому нравственное богословие называется еще иначе деятельным или практическим богословием. 1

Единство веры и нравственности выводится богословами из их божественного  происхождения. Творец одновременно является и законодателем. Ему подчинена  и естественная необходимость и нравственная свобода. Человек волен сделать выбор между добром и злом. Но бог при этом ограничивает порочное и помогает доброму. Этим самым он в конечном счете утверждает благодать и дарует вечную возможность нравственного обновления. Только через веру человек обретает нравственную силу, становится способным преодолеть неминуемое нравственное падение.

Сделав вывод о сверхъестественной сущности нравственности, богословы  пытаются с этих позиций вывести  критерий нравственного и безнравственного. Условием, побуждающим личность к  добрым намерениям и поступкам, является, с их точки зрения, нравственный закон.

Нравственный закон, по религиозным представлениям, есть нечто данное человеку в момент творения. Будучи неизменным в своей сущности, он применительно к индивидуальному сознанию выступает в различных формах. В Ветхом завете, якобы данном богом народу, упрямому и жестокому, склонному к порокам и заблуждениям, он сформулирован в виде определенных запретов (не убивай, не кради, не прелюбодействуй и т. п.) и ограничений (не делай того-то, не поступай так-то). В Новом завете он сформулирован не в отрицательной, а в положительной форме, возлюби бога и ближнего, как самого себя, и т п.

Но как увязать реальное состояние нравственных поступков  с представлениями о всесилии, всемогуществе, всеправедности и других качествах бога? В самом деле, если мораль от бога, то почему существует аморализм? Ведь это противоречит его природе. Если бог творит только добро, то почему существует зло?

Чтобы выбраться из замкнутого круга неразрешимых противоречий, богословы  ввели представление о свободе  воли. Суть его состоит в следующем. Бог как абсолютно свободная  личность способен производить любые  действия, побудительные мотивы которых  не поддаются никакому учету или  научному анализу. Действительность, созданная  богом, не может рассматриваться  как адекватное отражение божественной сущности. Творческое начало является разумно свободным существом, живущим  и действующим свободно. Это существо наделяет человека свободой воли, которая  означает способность выбора между  добром и злом. Если человек руководствуется  в своих поступках врожденным нравственным чувством, он делает только добрые дела. Если же он игнорирует требования религии, то всегда совершает зло.

Эта богословская софистика  не освобождает теологию от противоречий. В самом деле, есть люди, которые  строго следуют требованиям христианской морали, отличаются твердой и глубокой верой в бога. Согласно христианским представлениям, это должно им дать здоровье, долголетие, благополучие, счастье, успокоение. И наоборот, неисполнение нравственного закона может вызвать  болезни, преждевременную смерть, бесславие  и позор. В реальном же мире дело обстоит далеко не так. Верующие не избавлены от болезней, страданий, горя, мук. В то же время порочные люди нередко отличаются завидным здоровьем, имеют все блага жизни и  т. п. Чтобы спасти положение, богословы  объявляют страдания верующих высшей радостью и подвигом, а благополучие неверующих иллюзорным. Если наличие  зла на земле определяется свободой воли человека, то этот вывод никак  не согласуется с принципами божественного предопределения, согласно которым бог является причиной всего существующего, причем причиной абсолютно совершенной. Эта причина должна, естественно, вызывать и совершенные следствия, т. е. порождать добро. Но какой же причиной предопределяется зло? Богословы пытаются снять данное противоречие представлением о страдании как благе. Страдание объявляется главным условием спасения, высшим идеалом христианской жизни.

6. Экзегетика

Экзегетикой называется раздел богословия, который занимается толкованием  библейских текстов, разъяснением смысла различных символических рассказов, содержащихся в Библии, а также  так называемых "трудных мест" в Ветхом и Новом заветах, находящихся  в вопиющем противоречии с современными научными представлениями. Главной  задачей экзегетики является обоснование  божественного происхождения "священного писания" и его абсолютного  значения на все времена.

В то же время различные  теологи по-разному подходят к  истолкованию тех или иных мест библейского  повествования. Одни из них проявляют большую склонность к символическому пониманию смысла отдельных текстов, другие - к буквальному. Так, например, многие католические и протестантские теологи давно придерживаются той точки зрения, что символическое толкование "священного писания" не только возможно, но и необходимо.

Библию следует понимать в буквальном смысле слова, поскольку  она является не столько произведением  пророков и апостолов, сколько творением  духа божьего, говорившего их устами.

ПРИРОДА И ЗАДАЧИ ЭКЗЕГЕТИЧЕСКОГО  РАЗБОРА. Позволить Писанию передать то, что намеревался сказать Святой Дух в первоначальном контексте, является задачей экзегетического разбора. Толкователь должен проанализировать историю и социальное положение каждого отрывка из Библии, а также использовать другие литературные источники и подсказки на основе языка оригинала. Давайте по порядку рассмотрим каждый шаг.

Что касается социального  и исторического положения, то у  каждого автора Библии было свое конкретное историческое и социальное окружение; о многом из этого остается скорее делать предположения, чем обосновывать. Мы должны быть осторожны и не полагать наивно, что историческое и социальное положение в прошлом было таким  же, как сейчас. Оно было другим. Между  толкователем и любым местом Писания  существует огромное историческое и  культурное различие.

Говард Ки высказывает мнение, что значение можно определить по социальному контексту слов. Например, учитывая социальный и культурный фактор, мы видим, что Матфей под словом "праведность" имеет в виду "поведение... требуемое Богом и нашедшее выражение в своих верных слугах", в то время как в другом месте Павел использует это слово, чтобы показать действия Бога, который поступает справедливо2.

Более того, мы должны знать  о назначении конкретного исследуемого документа или литературного  источника. Знание о происхождении  документа является одним из первых правил толкования3. До тех пор, пока мы не установим, как он был составлен и для какой цели, мы упустим его действительное значение. Писание включает в себя документы различного жанра: историческое повествование (например, Бытие, Руфь, Паралипоменон и Деяния4), поэзию (Псалтирь, Книга Пророка Иова, Притчи), Евангелие (эпизодические рассказы и проповедь, предназначенные для конкретной аудитории), послания, апокалиптическая литература и пророчества (Откровение). Можно легче дать толкование документу, зная, какой жанр использован и по какой причине его использует автор. Пятидесятники интересуются жанром из-за учения о начальном проявлении, толкование которого основано на отрывке, содержащемся в Деяниях. Пятидесятники и евангельские христиане дискуссировали о жанре, поскольку последние часто ссылались на Деяния как на чисто историческую книгу. С другой стороны, пятидесятники отстаивали богословскую природу Деяний5, поскольку автором этой книги, так же как и Евангелия от Луки, был Лука. На основании этого мы можем использовать книгу Деяний как источник доктрины6. Разумеется, все исторические документы и памятники материальной культуры, на которые обращают внимание богословы, свидетельствуют вовсе не о реальности библейских событий, а о широком заимствовании и религиозном осмыслении авторами Библии исторических событий. Но сам способ богословской аргументации говорит о стремлении какими угодно средствами подтвердить достоверность, истинность основных христианских представлений, наиболее полно сформулированных в "священном писании". Следующая задача состоит в толковании значения библейских слов. Здесь нужно избегать ошибок при толковании корней слов. Проще говоря, такая ошибка возникает, когда используется этимология слова (т.е. значение его корня) всякий раз, когда это слово встречается в тексте. Или, как это часто бывает, этимология слова используется только в определенном, избранном месте Писания, чтобы поддержать точку зрения толкователя. Однако использование слова определяет его значение, а не происхождение. Следовательно, очень важен контекст. У слова может быть множество значений, но в конкретном контексте подойдет только одно. В общем герменевтика, примененная к Деяниям, должна быть такой же, как и примененная к Евангелию от Луки, так как обе книги являются повествовательными. Но, тем не менее, между ними существует некоторая разница: Евангелие включает эпизодическое повествование, а Деяния Апостолов — систематическое повествование.

 

 

Это и является целью — преподать богословскую истину, а не просто удовлетворить историческое любопытство. См. И. Ховард Маршалл, Luke: Historian and Theologian Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1970), 21-52; и Роджер Стронстад, The Charismatic Theology of St. Luke (Peabody, Mass.: Hendrickson Publishers, 1984), 5-9.6 См.гл. 13, стр. 571-579.7

                                       7.Сравнительное богословие

Основной задачей сравнительного, или обличительного, богословия является опровержение тех или иных догматических  представлений, принятых какой-либо христианской церковью и не согласующихся с  подобными представлениями данной христианской церкви. Так, православная церковь доказывает несостоятельность  католического учения о филиокве, непогрешимости папы, телесном вознесении богородицы на небо и т. п. Одновременно она изыскивает доводы в пользу неправомерности отрицания протестантами и сектантами ряда таинств и обрядов. Католическая церковь, в свою очередь, отстаивая непогрешимость собственного вероучения, подвергает сомнению богоустановленность отдельных православных и протестантских представлений.

                                               

 

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Заключение

Все многочисленные богословские дисциплины в христианской теологии -основное, нравственное и прочие богословия - выполняют задачу - веры в сверхъестественное, веры в Бога. Богатый фактический материал, собранный и осмысленный представителями различных наук, изучающих долгий путь развития человеческого общества, свидетельствует о несостоятельности богословской концепции. В течение тысячелетий на стадии формирования человеческого общества древнейшие люди не знали никаких религиозных верований. В дальнейшем на базе осознания человеком своего бессилия перед лицом слепых природных и социальных сил возникают очень примитивные религиозные верования, в которых объектами поклонения выступают предметы, животные, растения, природные явления и т. д. На стадии разложения первобытнообщинного строя и формирования антагонистических классовых отношений возникает вера во многих богов. И лишь на сравнительно поздних стадиях развития рабовладельческого общества как результат фантастического отражения сложившихся деспотических режимов возникает вера в единого бога, складываются монотеистические религии.

Догматическое богословие призвано обосновать справедливость и истинность положения о богоустановленности, богоданности догматов - основных положений христианской религии. Но о какой богоустановленности христианской догматики может быть речь, если известно, что кредо христианского вероучения, перечень основных догматов - символ веры был составлен на первых двух вселенских соборах несколько веков спустя после возникновения христианства? Более того, второй вселенский собор существенным образом отредактировал и добавил новые положения в символ веры, составленный на первом соборе.

Информация о работе Понятие христианского богословия