Миф, как основная форма духовной жизни древнего общества. Значение мифологии для истории развития человеческой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:51, реферат

Описание работы

Что такое мифы? В обыденном понимании - это, прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея.

Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание". Европейским народам вплоть до XVI-

XVIIвв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 2

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИФОВ……………………………………………… 2

Мифология - исторический тип мировоззрения………….. 5

МИФ И РЕЛИГИЯ…………………………………………………………... 8

ЗНАЧЕНИЕ МИФОВ……………………………………………………….. 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….... 11

Работа содержит 1 файл

культура.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

                                                   Введение. 

     Что такое  мифы? В  обыденном  понимании  - это, прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о  деяниях  древних богов и героев - Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и  злоключениях Одиссея.

       Само слово "миф"  имеет   древнегреческое  происхождение   и  означает именно "предание", "сказание". Европейским  народам   вплоть  до XVI-

  XVIIвв. были известны лишь знаменитые  и поныне  греческие  и   римские  мифы, позже им  стало   известно об арабских, индейских,  германских, славянских, индийских  сказаниях и их героях. Со временем  сначала ученым, а потом и более  широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки.

     Выяснилось, что в основе  священных  книг  христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.   Что удивительно:  обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала  практически у  всех  известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в  той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов.

      Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник  из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека. Мифологичность и  архаические традиции в процессе ремифологизации духовной жизни общества и человека становятся одной из структурных единиц мировоззрения и современного российского общества. 

                                 Происхождение мифов. 

     Если рассматривать значение слова «миф» в моем понимании, то его можно определить как своеобразный способ или некоторый канал, по которому одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности и культурные блага. При чем, так как передача знаний была от человека к человеку (так как на раннем этапе зарождения мифологии письменность отсутствовала), то это был не объективный способ передачи, что-то терялось, что-то приукрашивалось и т.д.

     Человек сталкивается с бытием окружающего мира и целостно переживает это взаимодействие: эмоции и творческое воображение вовлечены в него в той же мере, что и интеллектуальные способности.

     Каждое событие обретает индивидуальность, требует своего описания и тем самым объяснения. Подобное единство, возможно лишь в форме своеобразного рассказа, должного образа воспроизвести и переживаемоесобытие и раскрыть его причинную обусловленность. Именно

                                                            2

такой «рассказ» и имеют в виду, когда  употребляют когда употребляют  слово «миф». Другими словами, рассказывая  мифы, древние люди использовали принципиально  отличающиеся от привычных нам методы описания и интерпретации. Роль абстрактного анализа играла метафорическое отождествление. Например, современный человек говорит, что атмосферные изменения прекратили засуху и вызвали дождь. Но первые земледельцы Ближнего Востока, наблюдая подобное событие, внутренне переживали его совершенно иначе. Им на помощь прилетела долгожданная птица Имдугуд, покрыла небо черными грозовыми тучами и пожрала Небесного быка, чье горячее дыхание спалило посевы.

     В этом рассказе (мифе) главное – то единство, с каким переживается, а соответственно мыслится и описывается реальное взаимодействие древнего человека и сил природы. Люди рассказывают о событиях, от которых зависело само их существование. Они непосредственно пережили столкновение двух одухотворенных, как им казалось, сил: враждебный, губивший их урожай и угрожавший тем самым их жизням, и другой, устрашающий (гром), но доброжелательный к ним. Оставалось лишь назвать эти силы и построить на их именах ассоциативно – метафизический ряд умозаключений, являющих собой причудливую смесь фантазии и реальности.

     Следует учитывать, что  в глазах первобытного человека сверхприродное пронизывало и поддерживало природное. Отсюда и текучесть природы мифы не объясняют ее, они только ее отражают. Она, это сверхприрода, и дает содержание мифам, столь смущающим наш рациональный ум.

Если  рассмотреть античный мир, то сущность мифологии становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного  строя, при котором мир воспринимался, как жизнь одной огромной родовой  общины, и в мифе они обобщали все многообразие человеческих отношений и природных явлений.

     В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое.

В мифе нет абстрактных понятий, в нем  все – очень конкретно, персонифицировано, одушевленно.

     Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.

В мифологическом образе собрано много позитивных человеческих качеств, которые в  ком-то одном, конечно, очень редко  сочетаются, потому это и выражено в мифологической форме.

     Миф живет в своем, особенном времени – времени «первоначало», «первотворения», к которому неприложимы человеческие представления о течении времени.

     Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

     Мысль в мифологическом сознании была объектом внутреннего восприятия, она не думалась, но обнаруживалась в своей явленности, так сказать, виделась и слышалась. Мысль была, по существу, откровением, не

                                                              3

чем-то искомым, а навязанным, убедительным именно в своей непосредственно  данности. Этот тип мифологического  мышления Юнг назвал предсуществующим, не способным обнаружить себя в качестве такового и защищенным от саморефлексии структурой господствующих в нем символов.

     Образность в мифе неотделима от мысли, так как она и представляет собой ту форму, в которой закономерно осознается впечатление и, соответственно, событие. Миф становится способом миропонимания в первобытной культуре, способом, которым она формирует свое понимание истинной сущности бытия, т.е. миф выступает в роли своеобразной философии или метафизики древнего человека.

     Первобытный человек не обладал жаждой познания нового, у него не было и не могло быть правильного понимания причинно-следственных связей, не хватало слов для аналитической мысли, не было умения логично мыслить. Миф – это ошибочное объяснение явлений при недостаточных средствах и возможностях для познания. 

     Миф становился продуктом или особого типа мышления («первобытного мышления»), или образного выражения эмоций, или, наконец, подсознания первобытного человека.

     Миф для первобытного человека – это подтверждение некоей предполагаемой исконной действительности, он как бы прецедент, оправдывающий действие коллектива, идеальный образец традиционных моральных ценностей, традиционного образа жизни и магической веры.

     Современные представления о мифе при всей их разноплановости позволяют сделать некоторые, самые общие заключения:

     1.мифы – это попытка людей осмыслить свое бытие и как бы вжиться в них, сознательно слиться с ними с помощью эмоциональных и логических ассоциаций;

     2.особенности мифологического мышления связаны с нехваткой общих абстрактных понятий – отсюда потребность выражать общее, универсальное через конкретное. Например, в шумерском языке не было слова «убить», использовался оборот «голову палкой ударить». Кроме того, мифологическое мышление отождествляло причинно-следственную зависимость с близостью, сходством, чередованием;

     3.миф отражает интуитивно распознаваемую сознанием первобытного человека закономерность и упорядоченность явлений природы в форме ритмичности, цикличности движения своих образов;

     4.структура мифов отражает, выражает определенные особенности психики человека;

     5.миф связан с коллективным опытом, который для индивида был объектом веры (как мудрость предков). Индивидуальный опыт не мог изменить ее, миф как вера предков, как дело веры самого субъекта не подлежал проверке, не нуждался в логическом обосновании, отсюда коллективно-бессознательная природа мифа;

     6.миф отражал закономерности природы, ввиду слабости абстрактного мышления персонифицировал их, связывал их с сознательно действующей

                                                             4

 волей,  отсюда основное действующее  лицо мифологии – божество;

     7.мифология – средство самовыражения человека. Это древнейшая и вечная форма проявления творческих способностей человека. Именно поэтому система мифов, мифологии разного типа обнаруживают себя в основе всех форм и типов человеческой культуры. 

     

         Мифология - исторический тип мировоззрения. 

     На ранних этапах истории, выраставшие из материальной практики эмпирические знания об окружающей действительности, служили ориентиром в повседневной жизни и первоисточником формирования мировоззрения. Первобытные эмпирические знания тесно переплетались с мифологическими и религиозными представлениями. Эти представления являлись фантастическим отражением действительности, выражением бессилия человека перед стихийными силами природы и иллюзорным преодолением этого бессилия.

     Мировоззрение всегда представляет собой интегральный результат всего многокомпонентного духовного развития данной эпохи.

     Мифология - это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. В мифологии отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности. Образы мифологии в различном осмыслении часто использовались искусством. В идеологии нового и новейшего времени понятие мифа используется для обозначения различного рода иллюзорных представлений, оказывающих влияние на массовое сознание.

     Миф — это первая форма духовного освоения мира, его образно-символическое воспроизведение и объяснение Миф упорядочивает в сознании мир, превращает хаос в космос и тем самым создает возможность постижения мира как некоего организованного целого, представляет его в простой и доступной форме

    Интерпретация универсума в мифологии антропоморфна. Универсум наделяется теми качествами, которые характеризуют бытие человека.

      Характерным моментом мифа является отождествление субъективной и объективной реальности. Мифологические образы наделяются субстанциальностью, понимаются как реально существующие. А это значит, что миф основан на таком породнении человека с миром, когда человека еще не отличает психологическое значение и смысл вещей от их объективных свойств и воспринимает явления природы как одушевленные существа.

     Мифологическое постижение мира в своей основе носит не рациональный, а эмоционально-чувственный характер. Смысловыми единицами мифологического мышления являются не понятия, а коллективные представления. Эти представления формируются не на основе логического анализа, обобщения опыта, а по законам партиципации (сопричастности). Сопричастность представляет собой ассоциативно-

                                                                5

психологическую смысловую связь, воспринимающуюся как способ видимой обусловленности  вещей.

     Содержание мифологического мышления мистично, поскольку око не отражает объективных свойств и отношений, а базируется на вере в сверхъестественные связи и отношения и выражает сакральные смыслы и значения, которые принимаются данным человеческим сообществом (родом, племенем).

Информация о работе Миф, как основная форма духовной жизни древнего общества. Значение мифологии для истории развития человеческой культуры