Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 19:24, контрольная работа
Общество представляет собой сложную систему различных общественных отношений. Общественные отношения подразделяются на материальные и духовные. Материальные отношения складываются вне нашего сознания и существуют независимо от него. Духовные же отношения формируются, предварительно проходя через сознание людей. Связь между ними носит опосредованный характер: материальные отношения, отражаясь в общественном сознании, порождают определенные духовные ценности, которые являются основой духовных отношений.
1. Введение
2. Социальная природа духовной жизни общества.
3. Содержание духовной жизни общества.
4. Взаимоотношение между материальным и духовным производством
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Курсовая работа
по дисциплине «Философия»
Выполнила:
Студентка 2 курса ,группы № 223251
Факультет: менеджмента и маркетинга
специальность: бакалавр менеджмента
№ студенческого билета: 09млб00274
Качева Дарья Александровна
Проверила: Чурочкина Л.С.
Содержание :
Общество представляет собой сложную систему различных общественных отношений. Общественные отношения подразделяются на материальные и духовные. Материальные отношения складываются вне нашего сознания и существуют независимо от него. Духовные же отношения формируются, предварительно проходя через сознание людей. Связь между ними носит опосредованный характер: материальные отношения, отражаясь в общественном сознании, порождают определенные духовные ценности, которые являются основой духовных отношений.
Духовная жизнь может быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную общественную атмосферу, хороший морально-психологический климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной, а иногда в нем царит настоящая бездуховность.
Основные элементы духовной жизни — духовные потребности людей, духовная деятельность по созданию духовных ценностей, духовное потребление и духовные отношения между людьми.
Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность. Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства, образы и представления о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения.
Особым
видом духовной деятельности является
распространение духовных ценностей с
целью их усвоения возможно большим числом
людей. Результатом такой деятельности
является формирование духовного мира
людей, а значит, обогащение духовной жизни
общества.
1.Социальная природа духовной жизни общества.
Несмотря
на всю свою связь с физической
действительностью и
Под духовной жизнью разумеется именно та область бытия, в которой объективная реальность дана нам не в форме предметной действительности, извне, как объект, а в форме реальности, присутствующей в нас самих и нам раскрывающейся.
Такова реальность Бога, как она дана нам в первичном мистическом опыте — независимо от того, каково отношение человека к Богу.
Так же дана нам реальность Добра, Красоты, Истины, как неких объективно надиндивидуальных понятий, открывающихся во внутреннем опыте, но и, с другой стороны, реальность зла, «дьявола», как великой космической силы, с которой мы соприкасаемся изнутри, и которая властвует над нашими душами в их внутренней жизни.
Общественное бытие входит в
этом отношении в состав
Категория «духовная жизнь общества» не противостоит понятию общественного сознания, а характеризует его как функционирующую систему, т. е. взаимодействие общественного и индивидуального сознания, идейную борьбу различных социальных групп, классов, обмен взглядами, идеями, теориями, их возникновение и развитие, их влияние. на сознание масс и т. д. Очевидно, духовная жизнь общества неразрывно связана с социальной жизнью, отражая социальные процессы, коллизии, конфликты, соотносится с многообразными видами социальной деятельности людей.
Весьма важной категорией является духовная культура. Вообще понятие культуры употребляется для характеристики того, что создано человеком, в отличие от природных явлений и предметов. В таком широком смысле понятие культуры характеризует материальное и духовное развитие данного общества. Но чаще термин «культура» употребляется в узком смысле — как духовная культура. В этом случае понятие духовной культуры, включая в себя духовную жизнь общества, выделяет новый аспект сознания общества прежде всего потому, что, характеризуя духовную сторону общественной жизни, связывает ее с духовной деятельностью человека и ее результатами.
Основными побудительными силами духовной деятельности выступают духовные потребности. Последние предстают как внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению. Духовные потребности объективны по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного и социального мира. В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного и индивидуального сознания и самосознания.
Разумеется, духовные потребности имеют ту или иную социальную направленность. Последняя определяется характером существующих общественных отношений, в том числе нравственных, эстетических, религиозных и других, уровнем духовной культуры людей, их социальными идеалами, пониманием ими смысла собственной жизни. Помноженные на волю людей, духовные потребности выступают как мощные побудительные силы их социальной активности во всех сферах жизни общества.
Индивидуальное сознание отдельных людей — это прежде всего индивидуальные особенности восприятия ими различных явлений общественной жизни. В конечном счете — это индивидуальные особенности их взглядов, интересов и ценностных ориентаций. Все это порождает определенные особенности в их действиях и поведении.
В
индивидуальном сознании человека проявляются
особенности его жизни и
Объективация - (от лат. objectum - предмет ) - одно из осн. понятий
философии Бердяева,
представляющее собой экзистенциальный
вариант трактовки проблемы отчуждения.
О. выступает как фундаментальная
установка экзистенциального "я.
(духа), к-рая заключается в отчуждении
духа от самого себя и выбрасывании его
вовне (экстериоризации). " Объективация
есть выбрасывание человека вовне, экстериоризация
, подчинение условиям пространства, времени,
причинности, рационализации. В экзистенциальной
же глубине человек находится в общении
с духовным миром и со всем космосом"
(Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.
С. 194). Др. фундаментальной установкой
духа, противостоящей О., является творчество
или самоуглубление духа ( интериоризация
). Хотя идея О., по существу, свойственна
всему творчеству Бердяева, специально
этой проблеме посвящена его кн. " Опыт
эсхатологической метафизики. Творчество
и объективация " (1947). В метафизическом
смысле О. означает отчуждение подлинной
человеческой природы вследствие ее пораженности
первородным грехом. Гносеологически
О. означает порождение неподлинного мира
явлений, соответствующего кантовскому
миру "вещей для нас", где результаты
духовной активности человека приобретают
формы пространства и времени, начинают
подчиняться причинно-следственным отношениям
и законам формальной логики. Т. обр., О.
представляет собой не раскрытие, обнаружение
духа, а, наоборот, его закрытие, обеднение,
вынужденное проявление в искаженной
форме. В результате О. человек оказывается
в двойственном положении: как личность
он остается в своей глубине носителем
экзистенциального "я", образа и подобия
Бога, как индивид он становится причастен
миру природной и социальной необходимости.
Мысль Бердяева перекликается здесь с
мыслями западноевропейских экзистенциалистов
о трагическом положении человека в безучастном,
равнодушном к его существованию мире
(ср. мир das Man у М. Хайдеггера, мир, вызывающий
"тошноту", у Ж. П. Сартра и др.). Сам
Бердяев подчеркивает сходство этих идей:
"Когда экзистенциалисты Хайдеггер,
Сартр и др. говорят о выброшенности человека
( Dasein ) в мир и обреченности человека этому
миру, то они говорят об объективации,
которая делает судьбу человека безысходной,
выпавшей из глубокой реальности" (Там
же. С. 292). К сущностным характеристикам
О., помимо экстериоризации ("овнешневления"),
Бердяев относит "овременение", рационализацию,
символизацию и социализацию. "Овременение"
означает распад экзистенциального времени
(времени внутренней судьбы человека)
и образование времен космического и исторического,
соответствующих двум осн. формам О. - миру
природы и миру истории. Рационализация
представляет собой превращение продуктов
отвлеченной мысли в самостоятельные
реальности, что является одним из источников
рабства человека. Это относится в первую
очередь ко всеобщим понятиям (универсалиям),
из к-рых наибольшую критику Бердяева
вызывает понятие бытия. В последовательной
критике этого понятия Бердяев приходит
к отрицанию онтологической традиции
в философии, противопоставляя онтологии
пневматологию как учение о мире, основанное
на духовном опыте . Символизация означает,
что мир О. не обладает самостоятельным
существованием , а является отображением,
"проекцией" духа. Наконец, социализация
есть утрата подлинного общения между
экзистенциальными субъектами и налаживание
социальных контактов (поверхностного
"сообщения" вместо экзистенциального
"общения") в падшем, греховном мире.
С социализацией тесно связана проблема
познания в мире О., к-рое зависит от форм
общения людей и от степени их духовной
общности. Логическая общеобязательность,
по мнению Бердяева, имеет социальную
природу и связана с необходимостью установления
принудительных связей в разобщенном
мире. В отличие от Шестова, Бердяев подчеркивает,
что не рациональное познание является
причиной падшести мира, а наоборот, падшесть
мира уже впоследствии раскрывается в
рациональном познании. "Зло объективации,
то есть ...отчужденности, безличности,
не в науке лежит и не наукой порождено.
"Объективная" наука не только нужна
человеку, но и отражает логос в падшем
мире" ( Самопознание (Опыт философской
автобиографии). М., 1991. С. 296). Преодоление
О. связывается Бердяевым не столько со
спасением , сколько с творчеством как
"обнаружением избыточной любви человека
к Богу", ответом его "на Божий зов,
на Божье ожидание". Трагедией творчества
в мире О. является несоответствие его
результатов первоначальному замыслу.
Направленное в своей основе на достижение
новой, преображенной жизни, оно создает
продукты культуры, к-рая является одной
из форм О. и лишь символически указывает
на духовный мир. В рус. философии близкую
Бердяеву тему конфликта жизни и творчества
развивал Степун. Трагизм человеческого
творчества в мире О. ставит проблему смысла
истории, к-рая понимается Бердяевым как
конец объектного бытия и наступление
Царства Божьего. Преодоление О., по его
мнению, будет совершено совместными усилиями
человека и Бога в богочеловеческом процессе
, пока же человеку остается его творчество
и эсхатологическая надежда .
2.Содержание духовной жизни общества
К основным элементам духовной жизни общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения 340.
Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность. Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т.д.
Все это принимает вид и значение соответствующих духовных ценностей, в качестве которых могут выступать те или иные взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, наконец, само духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат, скажем, в семье, производственном и ином коллективе, в межнациональном общении и в обществе в целом.
Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью их усвоения возможно большим числом людей. Это имеет решающее значение для повышения их грамотности и духовной культуры. Важную роль в этом играет деятельность, связанная с функционированием многих учреждений науки и культуры, с образованием и воспитанием, осуществляется ли она в семье, школе, институте или же в производственном коллективе и т.д. Результатом такой деятельности является формирование духовного мира многих людей, а значит, обогащение духовной жизни общества.
Основными побудительными силами духовной деятельности выступают духовные потребности. Последние предстают как внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению. Духовные потребности объективны по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного и социального мира. В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного и индивидуального сознания и самосознания.