Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:37, контрольная работа
Духовная культура – духовная деятельность человека и общества, внутреннее духовное содержание предметно –практической, производственной деятельности людей ( ее нравственные, эстетические, религиозные, познавательные и т.п. аспекты) , а также духовные ценности общества.
Духовная культура
– духовная деятельность человека и общества,
внутреннее духовное содержание предметно
–практической, производственной деятельности
людей ( ее нравственные, эстетические,
религиозные, познавательные и т.п. аспекты)
, а также духовные ценности общества.
Духовная культура
бурно развивается, в ней появляется
много процессов и явлений. С
понятием духовной культуры тесно связано
понятие духовного
Духовная культура
- это совокупность результатов духовной
деятельности и саму духовную деятельность.
Это: Обычаи (стандартная, неосознанная
форма поведения), Нормы (возникают
на основе обычаев. Бывают экономические,
политические, коммуникативные (мораль)).
Ценности - наиболее сложный и развитый
продукт жизнедеятельности, формирующийся
в результате синтеза норм, обычаев, интересов,
потребностей. (Витальные, Социальные,
Политические, Моральные, Религиозные,
Эстетические). Бывают приходящие и непреходящие
ценности.
Духовная культура
выступает многослойным образованием
и исключает в себя:
1. познавательную
(интеллектуальную) культуру;
2. нравственную;
3. художественную;
4. правовую;
5. педагогическую;
6. религиозную;
Художественная
культура есть особая область культуры,
образовавшаяся благодаря концентрации
вокруг искусства ряда связанных
с ним форм деятельности: художественного
восприятия, мышления, творчества, переживания
и т.п. Художественная культура имеет особые
формы материального воплощения, духовна
в своей основе, имеет, как правило, изобразительный
характер. Это особая целостная структура,
в которой материальное и духовное органически
соединяются. Эта органичность неизвестна
другим формам духовной деятельности
и позволяет выделить художественную
культуру как особый самостоятельный
и центральный слой культуры. Он вплотную
подходит, с одной стороны, к слою материальной
культуры (близость, например, литературы
к науке).
Внутреннее строение
художественной культуры исследовано
пока недостаточно. Чаще всего художественную
культуру сводят к коммуникативной
схеме "художник-искусство-публика".
Элементами этой самоуправляемой системы
являются "художественное производство
- художественные ценности - художественное
потребление". В художественной культуре
человеческая деятельность представлена
всеми своими видами, которые сливаются
и отождествляются в самом искусстве,
а также, специфически преломляясь, входят
в художественную культуру, окружающую
искусство своими институтами.
Так. познавательная
деятельность внедряется в художественную
культуру в форме художественного
производства. Коммуникативная деятельность
входит в нее в виде потребления
произведений искусства, поскольку восприятие
произведений искусства есть своего рода
общение публики с автором или его произведением.
Ценностно-ориентационная деятельность
в составе художественной культуру специализируется
на оценках произведений искусства. Познавательная
деятельность, со своей стороны, проявляется
в виде специфического интереса к искусству,
изучаемого в рамках искусствоведческих
наук.
Духовная культура
— это продукт духовного
Центральным звеном
художественной культуры является искусство
как совокупность деятельности в
рамках художественного творчества
субъекта и его результатов. Художественная
культура представляет собой относительно
автономную и самоуправляемую систему
циркулирования специфической, неперекодируемой
эстетической информации, все звенья которой
скреплены сетью прямых и обратных связей.
Область духовной
культуры следует отделять не от «материальной»
культуры, а от культурных форм, ориентированных
на практическую регуляцию поведения
людей, т.е. от технологической и социальной
культуры. Область духовной культуры обретает
более или менее определенные контуры,
когда к ней относятся лишь такие культурные
формы, которые ориентированы, главным
образом, на выработку знаний, ценностей
и идеалов, будучи менее других нацелены
на непосредственное обслуживание практических
нужд человека. Мифология, религия, искусство,
философия – вот основные формы духовной
культуры.
Духовная культура
обладает некоторыми важными чертами,
отличающими ее от других областей
культуры.
1. В отличие
от технологической и
2. В духовной
культуре человек по сравнению с другими
областями культуры получает наибольшую
свободу творчества.
3. Творческая
деятельность в духовной
4. Духовная
культура – наиболее чувствительная,
наиболее чутко реагирующая на внешние
воздействия область культуры.
Миф – зародыш
всей духовной культуры.
Характерные черты
мифа:
1. Отождествление
фантазии с реальностью;
2. Объяснение
действительности в наглядно-
3. Эмоциональная
насыщенность;
4. Связь с
магией.
Существуют определенные
принципы, в соответствии с которыми
человеческая мысль рождает миф.
– Первый из этих
принципов – принцип
– Второй принцип
мифологического мышления – это «закон
сопричастности».
Социокультурные
функции мифа:
– Функция стереотипизации;
– Функция компенсации;
– Функция символизации.
Современные мифы
вбирают в себя элементы, заимствованные
из других культурных форм, в том
числе и из науки. Они часто не столь образны,
как древние мифы, хотя, как правило, сохраняют
характерную для мифов наглядность, простоту,
доступность для обыденного сознания.
В составе современной
мифологии можно выделить несколько
основных ее форм:
– «Старые» мифы.
– «Новые» мифы.
– «Обновленные»
мифы.
– Мифологемы.
– Идеологические
мифы.
2.2 Мифология
и религия
Основные элементы
религии:
1. Вера в Бога
2. Эмоциональное
отношение к Богу.
3. Вероучение.
4. Религиозный
культ.
5. Организация
верующих.
Функции религии:
– «душеспасительная
функция» (по отношению к личности)
– религия отрывает человека от
повседневности, напоминает ему о
высших идеалах, требует обращения
к вечному и бесконечному.
– «духовная
функция» (по отношению к культуре)
– религия выступает как духовная сила,
обеспечивающая целостность культуры.
– «мирская функция»
по отношению к обществу – религия
выступает как духовная сила, способствующая
организации общественного
Искусство –
в современных толковых словарях
это слово употребляется в трех разных
смыслах:
1. любое занятие,
требующее определенных знаний
и умений (военное искусство, искусство
вязания, искусство вождения
2. мастерство,
искусность в каком-либо деле
(можно проявить искусство в
колке дров, написании шпаргалок, ведении
переговоров);
3. сфере художественной
деятельности и ее продукты
– художественные произведения.
2.3 Искусство
на заре человечества
Согласно археологическим
данным, зарождение первобытного искусства
происходит в эпоху верхнего палеолита
(45–40 тыс. лет от современности). В современной
науке наиболее обоснованным считается
представление, что искусство возникает
в первобытном обществе как социально
обусловленная форма человеческой деятельности,
с помощью которой люди стремились решать
какие-то практические задачи своей жизни.
Следуя Кагану,
можно указать три аспекта
первобытного искусства:
1) его мифологическую
основу;
2) его вплетенность
в практику как деятельности;
3) его ритуально-магический
характер.
Первобытное искусство
было синкретичным.
Рассматривая
эволюцию искусства как развертывание
первоначально слитых воедино аспектов
художественной деятельности (мифологического,
практического и игрового), можно
заметить что в ходе своей истории
оно расчленяется на три потока.
Первый –
это «чистое», «свободное» искусство,
произрастающее из потенций, заложенных
в мифе.
Второй поток
– это прикладное искусство.
Третьим потоком
является самодеятельно-развлекательное
искусство.
Выделяется еще
один тип искусств – синтетические
искусства.
Варианты классификации
искусств:
– пространственные
и временные;
– авторское
и исполнительское;
– изобразительное
и неизобразительное.
2.4 Функции искусства
Функции искусства:
1. Рекреативная
функция – искусство служит
для отдыха и развлечения. В нем
ищут средство психологической разрядки,
отвлечения от напряжения и забот будничной
трудовой жизни. На эту функцию ориентируется
массовое искусство.
2. Воспитательная
функция – художественное
3. Идеологическая
функция – в художественном произведении
находят выражение определенные взгляды
на жизнь, характерные для той социальной
группы, к которой принадлежит автор.
4. Познавательная
функция – из художественных
произведений мы многое можем
узнать: история, люди, быт, одежда, нравы.