Духовная культура, ее основные формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

Духовная культура – духовная деятельность человека и общества, внутреннее духовное содержание предметно –практической, производственной деятельности людей ( ее нравственные, эстетические, религиозные, познавательные и т.п. аспекты) , а также духовные ценности общества.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 95.50 Кб (Скачать)
 

Духовная культура – духовная деятельность человека и общества, внутреннее духовное содержание предметно –практической, производственной деятельности людей ( ее нравственные, эстетические, религиозные, познавательные и т.п. аспекты) , а также духовные ценности общества. 

Духовная культура бурно развивается, в ней появляется много процессов и явлений. С  понятием духовной культуры тесно связано  понятие духовного производства, служащее для обозначения осуществления  в духовной деятельности человека его  творческих возможностей. Духовная культура — это продукт духовного производства, и именно духовная культура пробуждает, поддерживает и развивает в человеке личность. Поэтому духовная культура не тождественна "начитанности" или "образованности", и никакие знания сами по себе не могут сделать человека личностью, способной к сознательным и ответственным поступкам. 

Духовная культура - это совокупность результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность. Это: Обычаи (стандартная, неосознанная форма поведения), Нормы (возникают на основе обычаев. Бывают экономические, политические, коммуникативные (мораль)). Ценности - наиболее сложный и развитый продукт жизнедеятельности, формирующийся в результате синтеза норм, обычаев, интересов, потребностей. (Витальные, Социальные, Политические, Моральные, Религиозные, Эстетические). Бывают приходящие и непреходящие ценности. 

Духовная культура выступает многослойным образованием и исключает в себя: 

1. познавательную (интеллектуальную) культуру; 

2. нравственную; 

3. художественную; 

4. правовую; 

5. педагогическую; 

6. религиозную; 

Художественная  культура есть особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных  с ним форм деятельности: художественного  восприятия, мышления, творчества, переживания и т.п. Художественная культура имеет особые формы материального воплощения, духовна в своей основе, имеет, как правило, изобразительный характер. Это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Эта органичность неизвестна другим формам духовной деятельности и позволяет выделить художественную культуру как особый самостоятельный и центральный слой культуры. Он вплотную подходит, с одной стороны, к слою материальной культуры (близость, например, литературы к науке). 

Внутреннее строение художественной культуры исследовано  пока недостаточно. Чаще всего художественную культуру сводят к коммуникативной  схеме "художник-искусство-публика". Элементами этой самоуправляемой системы  являются "художественное производство - художественные ценности - художественное потребление". В художественной культуре человеческая деятельность представлена всеми своими видами, которые сливаются и отождествляются в самом искусстве, а также, специфически преломляясь, входят в художественную культуру, окружающую искусство своими институтами. 

Так. познавательная деятельность внедряется в художественную культуру в форме художественного  производства. Коммуникативная деятельность входит в нее в виде потребления  произведений искусства, поскольку восприятие произведений искусства есть своего рода общение публики с автором или его произведением. Ценностно-ориентационная деятельность в составе художественной культуру специализируется на оценках произведений искусства. Познавательная деятельность, со своей стороны, проявляется в виде специфического интереса к искусству, изучаемого в рамках искусствоведческих наук. 

Духовная культура — это продукт духовного производства, и именно духовная культура пробуждает, поддерживает и развивает в человеке личность. Поэтому духовная культура не тождественна "начитанности" или "образованности", и никакие знания сами по себе не могут сделать человека личностью, способной к сознательным и ответственным поступкам.Материальная и духовная культура существуют в тесном единстве. В самом деле, все материальное, очевидно, оказывается реализацией духовного, а это духовное невозможно без некоторой материальной оболочки. Вместе с тем между материальной и духовной культурой имеется существенная разница. Прежде всего, это различие в предмете. Например, орудия труда и, скажем, музыкальные произведения принципиально отличаются друг от друга и служат разным целям. То же самое можно сказать и о характере деятельности в сфере материальной и в сфере духовной культуры. В сфере материальной культуры человеческая деятельность характеризуется изменением материального мира. Деятельность в сфере духовной культуры предполагает определенную работу с системой духовных ценностей. В отечественном обществознании долгое время господствовала точка зрения, что первичной является материальная культура, а духовная культура – вторичной. Между тем непредвзятое рассмотрение обнаружит искусственный характер такого соподчинения. Ведь такой подход предполагает, что человек сначала должен удовлетворить свои так называемые "материальные" потребности, чтобы затем перейти к удовлетворению "духовных" потребностей. 

Центральным звеном художественной культуры является искусство  как совокупность деятельности в  рамках художественного творчества субъекта и его результатов. Художественная культура представляет собой относительно автономную и самоуправляемую систему циркулирования специфической, неперекодируемой эстетической информации, все звенья которой скреплены сетью прямых и обратных связей. 
 
 

Область духовной культуры следует отделять не от «материальной» культуры, а от культурных форм, ориентированных на практическую регуляцию поведения людей, т.е. от технологической и социальной культуры. Область духовной культуры обретает более или менее определенные контуры, когда к ней относятся лишь такие культурные формы, которые ориентированы, главным образом, на выработку знаний, ценностей и идеалов, будучи менее других нацелены на непосредственное обслуживание практических нужд человека. Мифология, религия, искусство, философия – вот основные формы духовной культуры. 

Духовная культура обладает некоторыми важными чертами, отличающими ее от других областей культуры. 

1.  В отличие  от технологической и социальной  культуры духовная культура неутилитарна. 

2.  В духовной культуре человек по сравнению с другими областями культуры получает наибольшую свободу творчества. 

3.  Творческая  деятельность в духовной культуре  ведет к тому, что она становится  особым духовным миром, созданным  силой человеческой мысли. 

4.  Духовная  культура – наиболее чувствительная, наиболее чутко реагирующая на внешние воздействия область культуры. 

Миф – зародыш  всей духовной культуры. 

Характерные черты  мифа: 

1.  Отождествление  фантазии с реальностью; 

2.  Объяснение  действительности в наглядно-образной форме; 

3.  Эмоциональная  насыщенность; 

4.  Связь с  магией. 

Существуют определенные принципы, в соответствии с которыми человеческая мысль рождает миф. 

– Первый из этих принципов – принцип антропоморфизма («человекоподобие»). 

– Второй принцип  мифологического мышления – это «закон сопричастности». 

Социокультурные функции мифа: 

– Функция стереотипизации; 

– Функция компенсации; 

– Функция символизации. 

Современные мифы вбирают в себя элементы, заимствованные из других культурных форм, в том  числе и из науки. Они часто не столь образны, как древние мифы, хотя, как правило, сохраняют характерную для мифов наглядность, простоту, доступность для обыденного сознания. 

В составе современной  мифологии можно выделить несколько  основных ее форм: 

– «Старые» мифы. 

– «Новые» мифы. 

– «Обновленные»  мифы. 

– Мифологемы. 

– Идеологические мифы. 

2.2 Мифология  и религия 

Основные элементы религии: 

1. Вера в Бога 

2. Эмоциональное  отношение к Богу. 

3. Вероучение. 

4. Религиозный  культ. 

5. Организация  верующих. 

Функции религии: 

– «душеспасительная  функция» (по отношению к личности) – религия отрывает человека от повседневности, напоминает ему о  высших идеалах, требует обращения  к вечному и бесконечному. 

– «духовная  функция» (по отношению к культуре) – религия выступает как духовная сила, обеспечивающая целостность культуры. 

– «мирская функция» по отношению к обществу – религия  выступает как духовная сила, способствующая организации общественного порядка. 

Искусство –  в современных толковых словарях это слово употребляется в трех разных смыслах: 

1.  любое занятие,  требующее определенных знаний  и умений (военное искусство, искусство  вязания, искусство вождения автомобиля); 

2.  мастерство, искусность в каком-либо деле (можно проявить искусство в  колке дров, написании шпаргалок, ведении переговоров); 

3.  сфере художественной  деятельности и ее продукты  – художественные произведения. 

2.3 Искусство  на заре человечества 

Согласно археологическим  данным, зарождение первобытного искусства  происходит в эпоху верхнего палеолита (45–40 тыс. лет от современности). В современной науке наиболее обоснованным считается представление, что искусство возникает в первобытном обществе как социально обусловленная форма человеческой деятельности, с помощью которой люди стремились решать какие-то практические задачи своей жизни. 

Следуя Кагану, можно указать три аспекта  первобытного искусства: 

1) его мифологическую  основу; 

2) его вплетенность  в практику как деятельности; 

3) его ритуально-магический  характер. 

Первобытное искусство было синкретичным. 

Рассматривая  эволюцию искусства как развертывание  первоначально слитых воедино аспектов художественной деятельности (мифологического, практического и игрового), можно  заметить что в ходе своей истории  оно расчленяется на три потока. 

Первый –  это «чистое», «свободное» искусство, произрастающее из потенций, заложенных в мифе. 

Второй поток  – это прикладное искусство. 

Третьим потоком  является самодеятельно-развлекательное  искусство. 

Выделяется еще  один тип искусств – синтетические  искусства. 

Варианты классификации  искусств: 

– пространственные и временные; 

– авторское  и исполнительское; 

– изобразительное  и неизобразительное. 

2.4 Функции искусства 

Функции искусства: 

1. Рекреативная  функция – искусство служит  для отдыха и развлечения. В нем ищут средство психологической разрядки, отвлечения от напряжения и забот будничной трудовой жизни. На эту функцию ориентируется массовое искусство. 

2. Воспитательная  функция – художественное произведение  рассматривается как «учебник  жизни». 

3. Идеологическая функция – в художественном произведении находят выражение определенные взгляды на жизнь, характерные для той социальной группы, к которой принадлежит автор. 

4. Познавательная  функция – из художественных  произведений мы многое можем  узнать: история, люди, быт, одежда, нравы. 

Информация о работе Духовная культура, ее основные формы