Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 10:00, творческая работа
Общество и природа
Природа – естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека, законами.
Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Отличия общества от природы:
творит культуру
развивается под влиянием деятельности людейзненно
Общество и природа
Природа – естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека, законами.
Общество
– обособившаяся от природы, но тесно
связанная с ней часть
Отличия общества от природы:
Отличия природы от общества:
Сходство
общества и природы – являются
динамическими системами.
Основные формы взаимодействия общества и природы:
Взаимодействие
общества и природы рассматривается
в двух направлениях:
1. воздействие (влияние) природы на общество:
2.
воздействие общества на
Понятие общества в социологии
Понятие социология само происходит от латинского термина «общество» и поэтому оно и является основным в этой науке. Общество является предметом и объектом изучения в социологии.
Впервые
понятие социология введено в
употребление Огюстом Контом, известным
французским философом в первой
трети XIX века. И вначале эта наука
отождествлялась с
Понятие
общества в социологии имеет несколько
точек зрения. Этот термин может
рассматриваться как
Широкое понятие общества в социологии предполагает его отделение от природы как сознательной части, обладающей волей и сознанием. В отличие от природы общество не развивается стихийно. В нем существуют свои законы, которые творятся человеком и в конечном счете становятся элементом человеческой культуры. Однако, это обособление общества от природы вовсе не означает их антагонизм. Связь между ними неразрывна и в конце концов они зависимы друг от друга. А общество от природы – в большей степени. Все действия и поступки человека в отношении естественной среды обитания возвращаются к нему в виде экологического кризиса, угрожающего гибелью всего, сто есть на свете, в том числе и созданного руками людей.
Таким
образом, понятие общества в социологии
рассматривает свой объект изучения
как универсальную
Понятие человек в социологии также рассматривается с трех точек зрения. Первая касается природной, биологической сущности человека, вторая делает упор на внешние и внутренние отличительные признаки человека как индивида и третья зиждется на качествах, которые отличают его как продукт общественных отношений. Коснемся каждой из точек зрения.
Человек
– дитя природы. Поэтому его много
связывает с животным миром. Но в
отличие от своих меньших собратьев
он резко выделяется среди них
такими признаками, как прямохождение,
умение добывать пищу с помощью орудий
труда, создание для себя комфортных
условий для существования, что
свидетельствует о сложном
Далее, социология уделяет
Но главное понятие человек в социологии раскрывается в термине «личность» и связывается с его деятельностью в обществе, выделяя как основные социально значимые черты. К ним относится активность, сознательность, нравственная состоятельность, ответственность человека по отношению к происходящему вокруг него. Личность проявляется в тех ролях, которые он выбирает для себя в процессе взаимодействия с людьми и в том, насколько хорошо он с ними справляется.
Таким
образом, делаем вывод о том, что
в социологии человек и общество
– единое целое.
Теории
происхождения общества.
1.2 Теории происхождения
Современное общество возникло в результате эволюции более простых социальных форм объединения людей.
В обществе как социальной системе должны происходить многие сложные проце0ссы, чтобы оно продолжало функционировать, как и прежде.
Эти
процессы, сохраняя само общество, ведут,
тем не менее, к его изменению
и развитию. Одни общества, изменяясь,
приобретают новые типы социальных
структур, культурных образований и
склонность к эволюционному развитию.
Другие общества могут быть настолько
блокированы внутренними
В
социологии существуют различные интерпретации
изменения и развития общества, причин
и основных этапов этих процессов.
1.2.1. Эволюционизм
Наиболее влиятельные позиции в решении этой проблемы занимает эволюционизм как система взглядов, признающая объективный характер социального развития, берущая начало в исследованиях Ч.Дарвина. Основной проблемой в эволюционизме как подходе к познанию явлений развития общества стало выявление определяющего фактора, модификация которого ведет к изменению всего облика общества.
О.Конт
в качестве такого решающего звена
видел прогресс знания. Развитие знания
от его теологической, мистифицированной
формы к позитивной форме обусловливает
переход человека от военного общества,
основанного на подчинении обожествляемым
героям и вождям, к индустриальному
обществу, осуществляемый благодаря
человеческому разуму. Это переход
на качественно иной уровень производства
и удовлетворения потребностей.
Г.Спенсер усматривает сущность эволюции общества в его усложнении, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития.
Социальный
прогресс сопровождается усложнением
общества, ведущим к росту
Э.Дюркгейм рассматривал эволюцию как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социальный организм и является высшим моральным принципом общества.
К.Маркс
в качестве определяющего фактора
социального развития считал производительные
силы общества, рост которых ведет
к смене способа производства,
которая, в свою очередь, является основой
изменения всего общества и обеспечивает
смену общественно-
Концепция
эволюционизма сыграла
Однако эволюционизм не смог объяснить причины кризисов, попятных движений, распада некоторых обществ и гибель цивилизаций. Была поставлена под сомнение сама идея объективности социального процесса из-за того, что его основные параметры (знания, свобода личности, солидарность, технический прогресс, производительные силы) могут служить источником и негативных тенденций. Оказалось, что эти параметры прогресса могут привести к созданию оружия, способного уничтожить весь мир, служить источником социальных конфликтов, привести к экологической катастрофе. Эволюционизм не смог также объяснить социальные процессы и явления, возникающие на сжатом историческом отрезке времени (смена правительств, рост преступности, отклонения в поведении индивидов и т.п.), так как он исходил из рассмотрения общества в большой исторической перспективе.
Указанные
проявления ограниченности эволюционизма
преодолевались путем новых подходов
к созданию общества, среди которых
выделялись теории циклического развития
(О.Шпенглер, А.Тойнби) и теория социального
изменения (Т.Парсонс).
1.2.2. Теория циклического развития
В теории циклического развития эволюция общества рассматривалась не как прямолинейное движение к более совершенному состоянию общества, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, вновь повторяющийся по мере его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривали его изменение по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая тем самым свою стабильность.
1.2.3. Теория социального изменения
Теория
социального изменения Т.
Информация о работе Основные формы взаимодействия общества и природы