Основные формы взаимодействия общества и природы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 10:00, творческая работа

Описание работы

Общество и природа
Природа – естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека, законами.
Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Отличия общества от природы:
творит культуру
развивается под влиянием деятельности людейзненно

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 202.91 Кб (Скачать)
  1. Общество  и природа. Понятие  общества в социологии. Теории происхождения  общества.

  Общество  и природа

  Природа – естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих  проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека, законами.

  Общество  – обособившаяся от природы, но тесно  связанная с ней часть материального  мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и  включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

  Отличия общества от природы:

  • творит культуру
  • развивается под влиянием деятельности людей
 

  Отличия природы от общества:

  • способна развиваться независимо от человека
  • обладает своими законами, которые не зависят от воли и желаний человека
 

  Сходство  общества и природы – являются динамическими системами. 
 

  Основные  формы взаимодействия общества и  природы:

  • природопользование – использование природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека.
  • охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов природы.
  • обеспечение экобезопасности – защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.
 

  Взаимодействие  общества и природы рассматривается  в двух направлениях: 
 

   1. воздействие (влияние) природы  на общество:

  • способность природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития
  • способность природно-климатических условий влиять на такие стороны общества, как экономика, политика, социальный строй
  • способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метеозависимость и т.д.)
  • разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха и т.д.)
 

  2. воздействие общества на природу:

  • истощение недр
  • загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами
  • уничтожение растительного и животного мира
  • вырубка лесов
  • применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы

 

  

  Понятие общества в социологии

  Понятие  социология само происходит от латинского термина «общество» и поэтому  оно и является основным в этой науке. Общество является предметом  и объектом изучения в социологии.

  Впервые понятие социология введено в  употребление Огюстом Контом, известным  французским философом в первой трети XIX века. И вначале эта наука  отождествлялась с обществоведением. Позже социология выделилась в отдельную  отрасль, более узко и специфически занимающуюся социальными проблемами.

  Понятие  общества в социологии имеет несколько  точек зрения. Этот термин может  рассматриваться как объединение  людей по интересам, групповое объединение  по классовому или родовому признаку, обозначать жителей разных стран  или представителей национальностей  и народов. Если рассуждать в этом смысле от простого к сложному, то в  конечном счете общество – это  все люди, проживающие на земном шаре. Самое общее понятие общества в социологии, таким образом, включает в себя ту часть мира, в которой  главными являются люди, их взаимодействие друг с другом, а также формы  их объединений. Итак, рассмотрим данное положение поподробнее.

  Широкое понятие общества в социологии предполагает его отделение от природы как  сознательной части, обладающей волей  и сознанием. В отличие от природы  общество не развивается стихийно. В нем существуют свои законы, которые  творятся человеком и в конечном счете становятся элементом человеческой культуры. Однако, это обособление  общества от природы вовсе не означает их антагонизм. Связь между ними неразрывна и в конце концов они  зависимы друг от друга. А общество от природы – в большей степени. Все действия и поступки человека в отношении естественной среды  обитания возвращаются к нему в виде экологического кризиса, угрожающего  гибелью всего, сто есть на свете, в том числе и созданного руками людей.

  Таким образом, понятие  общества в социологии рассматривает свой объект изучения как универсальную самодостаточную  и развивающуюся систему, уровень  которой оценивается именно по тому, как оно относится к окружающей среде, как в процессе взаимодействия различные сферы общественной жизни  взаимно влияют друг на друга.

  Понятие  человек в социологии также рассматривается  с трех точек зрения. Первая  касается природной, биологической сущности человека, вторая делает упор на внешние  и внутренние отличительные признаки человека как индивида и третья зиждется на качествах, которые отличают его  как продукт общественных отношений. Коснемся каждой из точек зрения.

  Человек – дитя природы. Поэтому его много  связывает с животным миром. Но в  отличие от своих меньших собратьев  он резко выделяется среди них  такими признаками, как прямохождение, умение добывать пищу с помощью орудий труда, создание для себя комфортных условий для существования, что  свидетельствует о сложном строении мозга человека. Сознательная жизнь  – это самое главное, что не дает ставить знак равенства между  человеком и животными.

    Далее, социология уделяет внимание  вопросу о человеке как индивиде. В этот термин вкладываются  особенности человеческого обличия,  его характер, темперамент, степень  развитости интеллекта, то есть  те самобытные черты, отличающие  его от себя подобных в социуме.

  Но  главное понятие человек в  социологии раскрывается в термине  «личность» и связывается с его  деятельностью в обществе, выделяя  как основные социально значимые черты. К ним относится активность, сознательность, нравственная состоятельность, ответственность человека по отношению  к происходящему вокруг него.   Личность проявляется в тех ролях, которые он выбирает для себя в  процессе взаимодействия с людьми и  в том, насколько хорошо он с ними справляется.

  Таким образом, делаем вывод о том, что  в социологии человек и общество – единое целое. 

  Теории  происхождения общества. 

  1.2 Теории происхождения 

  Современное общество возникло в результате эволюции более простых социальных форм объединения  людей.

  В обществе как социальной системе  должны происходить многие сложные  проце0ссы, чтобы оно продолжало функционировать, как и прежде.

  Эти процессы, сохраняя само общество, ведут, тем не менее, к его изменению  и развитию. Одни общества, изменяясь, приобретают новые типы социальных структур, культурных образований и  склонность к эволюционному развитию. Другие общества могут быть настолько  блокированы внутренними конфликтами  или иными негативными помехами, что утрачивают способность к  эволюции настолько, что с трудом могут поддерживать свое существование  или начинают даже разрушаться.

  В социологии существуют различные интерпретации  изменения и развития общества, причин и основных этапов этих процессов.  

  1.2.1. Эволюционизм 

  Наиболее  влиятельные позиции в решении  этой проблемы занимает эволюционизм как система взглядов, признающая объективный характер социального  развития, берущая начало в исследованиях  Ч.Дарвина. Основной проблемой в  эволюционизме как подходе к  познанию явлений развития общества стало выявление определяющего  фактора, модификация которого ведет  к изменению всего облика общества.

  О.Конт в качестве такого решающего звена  видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной  формы к позитивной форме обусловливает  переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному  обществу, осуществляемый благодаря  человеческому разуму. Это переход  на качественно иной уровень производства и удовлетворения потребностей.  

  Г.Спенсер  усматривает сущность эволюции общества в его усложнении, усилении его  дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих  единство социального организма  на каждом новом этапе его развития.

  Социальный  прогресс сопровождается усложнением  общества, ведущим к росту самостоятельности  граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

  Э.Дюркгейм рассматривал эволюцию как переход  от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов  и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей  в единый социальный организм и является высшим моральным принципом общества.

  К.Маркс  в качестве определяющего фактора  социального развития считал производительные силы общества, рост которых ведет  к смене способа производства, которая, в свою очередь, является основой  изменения всего общества и обеспечивает смену общественно-экономической  формации. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые  экономические и политические структуры  могут появиться лишь в результате социальной революции. Поэтому социальные революции — это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение  развития общества.

  Концепция эволюционизма сыграла положительную  роль в понимании причин и хода развития общества, прежде всего благодаря  признанию объективного характера  общественного развития.

  Однако  эволюционизм не смог объяснить причины  кризисов, попятных движений, распада  некоторых обществ и гибель цивилизаций. Была поставлена под сомнение сама идея объективности социального  процесса из-за того, что его основные параметры (знания, свобода личности, солидарность, технический прогресс, производительные силы) могут служить  источником и негативных тенденций. Оказалось, что эти параметры  прогресса могут привести к созданию оружия, способного уничтожить весь мир, служить источником социальных конфликтов, привести к экологической катастрофе. Эволюционизм не смог также объяснить  социальные процессы и явления, возникающие  на сжатом историческом отрезке времени (смена правительств, рост преступности, отклонения в поведении индивидов  и т.п.), так как он исходил из рассмотрения общества в большой  исторической перспективе.

  Указанные проявления ограниченности эволюционизма  преодолевались путем новых подходов к созданию общества, среди которых  выделялись теории циклического развития (О.Шпенглер, А.Тойнби) и теория социального  изменения (Т.Парсонс).  

  1.2.2. Теория циклического развития 

  В теории циклического развития эволюция общества рассматривалась не как  прямолинейное движение к более  совершенному состоянию общества, а  как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, вновь  повторяющийся по мере его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривали его изменение  по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под действием каких-либо факторов общество совершает колебательные  движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая тем самым свою стабильность.

  1.2.3. Теория социального изменения 

  Теория  социального изменения Т.Парсонса строится на основе теории системы  и кибернетики. В основе мыслительной модели (концепции) структур общества и его изменения лежит идея кибернетической иерархии различных  систем: организм, личность, социальная система и культурная система  как ступени растущей степени  сложности. Действительно, глубокими  изменениями являются те, что затрагивают  культурную систему, которую Парсонс  называет системой доверия. Экономические  и политические перевороты, не затрагивающие  уровень культуры в обществе, не меняют поэтому и самого общества в его основе. С этой точки зрения можно поставить вопрос о специфике  русской культуры и русской ментальности, которые существовали на протяжении всей истории русского общества независимо от всех политических, экономических  и иных потрясений.

Информация о работе Основные формы взаимодействия общества и природы