Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:39, контрольная работа

Описание работы

Миф – всемирно-историческое явление; это и заставляет относится к нему серьезно, даже тогда, когда у современного человека он вызывает лишь снисходительную усмешку: «Сказки!». И как только такое снисходительное отношение к мифологии сменилось попытками научного подхода, люди получили о себе массу знаний. Оказалось, что исследование мифологии – вовсе не сочинение «сказок о сказках»: исследуя миф, человек и лучше узнает свое детство, и может лучше разглядеть свое будущее.

Содержание

Введение
1. Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры
2. Особенности мифологического мышления
3. Мифология как предшественник и антипод философии
4. Элементы мифологии в общественном сознании XX века
5. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры.docx

— 31.42 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Красноярский  государственный университет им. В.П. Астафьева 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по  философии

Тема: «Мифология как форма общественного сознания»  
 
 
 
 

                  Выполнила:

                  студентка II курса

                  заочного  отделения

                  факультета русского языка

                  и литературы, гр. «Б»

                  Чекина  М.В. 

                  Проверила: 
                   
                   
                   

Красноярск, 2008г.

Содержание

 Введение

1. Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры

2. Особенности  мифологического мышления

3. Мифология  как предшественник и антипод  философии

4. Элементы мифологии  в общественном сознании XX века

5. Список используемой  литературы 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Миф – всемирно-историческое явление; это и заставляет относится к нему серьезно, даже тогда, когда у современного человека он вызывает лишь снисходительную усмешку: «Сказки!». И как только такое снисходительное отношение к мифологии сменилось попытками научного подхода, люди получили о себе массу знаний. Оказалось, что исследование мифологии – вовсе не сочинение «сказок о сказках»: исследуя миф, человек и лучше узнает свое детство, и может лучше разглядеть свое будущее. 

     Но  чему же может научить нас «серьезное отношение» ко всем этим Пурушам, Кострубонькам, Пембам, Псыхо-Гуашам, Сяньнюям – какие только экзотические имена не найдутся в этой волшебной мифологической книге бытия? Все эти персонажи действуют по доступной человеку логике, подчиняя  мироздание человеку. Как только человек начал подчинять себе вселенную в действительности, а не в воображении, миф начал постепенно умирать…

      

       
 

 

    

1. Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры

     Мифология ( от греч. mifos - предание, logos - слово, понятие, учение ) - форма общественного сознания,  характерная для ранних стадий общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира.  

     Мифы – древние сказания о фантастических существах, о делах богов и героев – многообразны. Но ряд основных тем и мотивов в них повторяется. Центральную группу мифов, по крайней мере у народов с развитыми мифологическими системами, составляют мифы о происхождении мира, вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы). У культурно отсталых народов мало космогонических мифов. Так, в австралийских мифах лишь изредка встречается идея о том, что земная поверхность некогда имела иной вид, но вопросов, как появилась земля, небо и пр., не ставится. О происхождении людей говорится во многих австралийских мифах. Но мотива творения, создания здесь нет: говорится либо о превращении животных в людей, либо выступает мотив «доделывания». У народов сравнительно культурных появляются развитые космогонические и антропогонические мифы. Очень типичные мифы о происхождении мира и людей известны у полинезийцев, североамериканских индейцев, у народов Древнего Востока и Средиземноморья. В этих мифах выделяются две идеи – идея творения и идея развития. По одним мифологическим представлениям (креационным, основанным на идее творения), мир создан каким-либо сверхъестественным существом – богом-творцом, демиургом, великим колдуном и т. п., по другим (эволюционным), - мир постепенно развивался из некоего первобытного бесформенного состояния – хаоса, мрака либо из воды, яйца и пр. Обычно в космогонические мифы вплетаются и теогонические сюжеты – мифы о происхождении богов и антропогонические мифы – о происхождении людей. В числе широко распространенных мифологических мотивов – мифы о чудесном рождении, о происхождении смерти; сравнительно поздно возникли мифологические представления о загробном мире, о судьбе. К космогоническим мифам прилегают также встречающиеся на сравнительно высокой ступени развития эсхатологические мифы – рассказы-пророчества о «конце мира» (развитые эсхатологические мифы известны у древних майя и ацтеков, в иранской мифологии, в христианстве, в германо-скандинавской мифологии, в талмудическом иудаизме, в исламе). 

     Особое  и очень важное место занимают мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ: добывании  огня, изобретении ремесел, земледелия, а также установлении среди людей  определенных социальных институтов, правил, обычаев и обрядов. Их введение обычно приписывается культурным героям. К мифам о культурных героях примыкают (почти составляя их разновидность) близнечные мифы (где образ культурного героя как бы раздваивается: это два брата-близнеца, наделенные противоположными чертами: один добрый, другой злой, один делает все хорошо, учит людей полезному, другой только портит и озорничает). 

     В мифологии развитых аграрных народов  существенное место занимают календарные  мифы, символически воспроизводящие  календарные циклы. Аграрный миф  об умирающем и воскресающем боге очень хорошо известен в мифологии Древнего Востока, хотя самая ранняя форма этого мифа зародилась еще на почве первобытно-охотничьего хозяйства (миф об умирающем и воскресающем звере). Так родились мифы об Осирисе (Древний Египет), Адонисе (Финикия), Аттисе (Малая Азия), Дионисе (Фракия, Греция) и др. 

     На  ранних стадиях развития мифы по большей  части примитивны, кратки, элементарны  по содержанию, лишены связной фабулы. Позднее, на пороге классового общества, постепенно создаются более сложные  мифы, разные по происхождению, мифологические образы и мотивы переплетаются, мифы превращаются в развернутые повествования, связываются друг с другом, образуя  циклы. Таким образом, сравнительное  изучение мифов разных народов показало, что, во-первых, весьма сходные мифы часто существуют у разных народов, в самых различных частях мира, и, во-вторых, что уже самый круг тем, сюжетов, охватываемых мифами, - вопросы происхождения мира, человека, культурных благ, социального устройства, тайны рождения и смерти и др. – затрагивает широчайший, буквально «глобальный», круг коренных вопросов мироздания. Мифология выступает уже перед нами не как сумма или даже система «наивных» рассказов древних. Более углубленный подход к этому феномену неизбежно приводит к постановке проблемы, что же такое мифология? Ответ не прост. Не случайно современные исследователи до сих пор нередко коренным образом расходятся во взглядах на ее сущность и природу.  

     Мифотворчество  рассматривается как важнейшее  явление в культурной истории  человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира. Миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его  создания. Человеку с самых ранних времен приходилось осмыслять окружающий мир. Мифология и выступает как  наиболее ранняя, соответствующая древнему и особенно первобытному обществу форма  мировосприятия, понимания мира и  самого себя первобытным человеком, как первоначальная форма духовной культуры человечества. То или иное осмысление какого-либо явления природы или общества сначала зависело от конкретных природных, хозяйственных и исторических условий и уровня социального развития, при котором жили народы – носители данной мифологии. Кроме того отдельные мифологические сюжеты могли перениматься одним народом у другого, правда, вероятно, только в тех случаях, когда заимствованный миф получал осмысленное место в жизни и мировоззрении воспринимающего народа в соответствии с его конкретными условиями жизни и достигнутым им уровнем развития. Но мифология представляет собой очень своеобразную систему фантастических представлений об окружающей человека природной и социальной действительности. Причины, по которым вообще должны были возникнуть мифы (т. е. ответ на вопрос, почему восприятие мира первобытным человеком должно было принять такую своеобразную и причудливую форму, как мифотворчество), следует, по-видимому, искать в общих для того уровня культурно исторического развития особенностях мышления. 

2. Особенности мифологического мышления

     Миф – это, прежде всего, первая форма  сознания, отделившегося от практики. Правда, это отделение пока еще  весьма относительно, ибо мифологический образ мыслей предполагает и мифологический образ действий человека в мифологическом мире. Будучи первой стадией разложения синкретического единства практики и познания, миф в то же время сохраняет свой познавательный синкретизм, что обусловливает многие его особенности среди других феноменов первобытного сознания.

     К числу таких особенностей принадлежит  в первую очередь антропологизм мифа: вся вселенная мифа – это вселенная человеческих существ. Человек переносил на природные объекты свои собственные свойства, приписывал им жизнь, человеческие чувства. Выражение сил, свойств и фрагментов космоса в качестве конкретно-чувственных и одушевленных образов порождало причудливую мифологическую фантастику. Космос часто представляется в мифах живым великаном, из частей которого может быть создан мир. Тотемистические предки рисуются существами двойной – зооморфной и антропоморфной – природы и с легкостью меняют свои обличья. Болезни имеют вид чудовищ, пожирающих души. Сила может быть выражена многорукостью, а хорошее зрение – многоглазием и т. д. При этом все боги, духи, герои связаны чисто человеческими, семейно-родовыми отношениями. Покуда природная сила прямо отождествляется с антропоморфными силами (демоном или мифическим предком), до той поры в мифе отсутствует символизм.

     Символизм мифа представляет его важнейшую черту. Нерасчлененность первобытного мышления проявилась в неотчетливом разделении в мифологическом мышлении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, начала и принципа, т. е. происхождения и сущности. Конкретные предметы, не теряя своей конкретности, могут становится знаками других предметов или явлений, т. е. их символически заменять. Заменяя одни символы другими, мифическая мысль делает описываемые ее предметы как бы более умопостигаемыми (хотя полное преодоление метафоризма и символизма в мифе невозможно).

       Для мифа весьма характерна замена причинно-следственных связей прецедентом – происхождение предмета выдается за его сущность (генетизм мифа). Научному принципу объяснения противопоставляется в мифологии «начало во времени». Объяснить устройство вещи – это значит рассказать, как она делалась, описать окружающий мир – значит рассказать о его происхождении. Нынешнее состояние мира – рельеф, светила, породы животных и виды растений, образ жизни, социальные группировки и религиозные установления и т.д. – все оказывается следствием событий давно прошедшего времени и действием мифических героев, предков или богов. В любом типичном мифе мифологическое событие отделено от «настоящего» времени каким-то большим промежутком времени: как правило, мифологические рассказы относятся «стародавним временам», «начальным временам». Резкое разграничение мифологического периода и современного свойственно даже самым примитивным мифологическим представлениям. Мифологическое время – это то время, когда все было «не так» как теперь.

     Мифическое  прошлое – это не просто предшествующее время, а особая эпоха первотворения, мифическое время, предшествующее началу эмпирического времени. Мифическая эпоха – это эпоха первопредметов и перводействий: первый огонь, первое копье, первые поступки т. д. Все происходящее в мифическом времени приобретает  значение парадигмы,  рассматривается как прецедент, служащий образцом для производства уже в силу того, что данный прецедент имел место в «первоначальные времена». Поэтому миф обычно совмещает в себе два аспекта – рассказ о прошлом (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего, а иногда и будущего (синхронический аспект). Для первобытного сознания все, что есть сейчас, - результат развертывания первоначального прецедента. Актуальность «исторических» преданий подтверждается жанром этиологических объяснений основных объектов на территории данного коллектива и его основных социальных установлений.

     Этиологизм, попытка объяснить какое-то реальное явление в окружающей человека среде («как это произошло?», «как это сделано?», «почему?») – существенная черта мифологического мышления. Этиологизм входит в самую специфику мифа, поскольку в мифе представления об устройстве мира передаются в виде повествования о происхождении тех или иных его элементов. Кроме того, имеется (особенно в наиболее архаичных мифологиях) немало и собственно этиологических мифов, представляющих собой лишь короткие рассказы, содержащие примитивные объяснения тех или иных особенностей животных, происхождения каких-либо черт рельефа и т.д.

     Содержание  мифа мыслится первобытным сознанием  вполне реальным (более того, - в силу «парадигматического» характера мифа – как «высшая реальность»), различие между реальным и сверхъестественным не проводится. Для тех, среди кого миф возникал и бытовал, миф – «правда», потому что он – осмысление реально данной и «сейчас» длящейся действительности, принятое многими поколениями людей «до нас». Коллективный практический опыт, каков бы он ни был, накапливался множествами поколений, поэтому лишь он рассматривался как достаточно «надежный». Для всякого первобытного общества этот опыт был сосредоточен в мудрости предков, в традиции; поэтому осмысление фактов внешнего мира оказывается делом веры, вера же не подлежала проверке и не нуждалась в ней.

     Итак, основными особенностями мифологического  мышления являются:

    • неспособность провести различие между естественным и сверхъестественным;
    • безразличие к противоречию;
    • слабое развитие абстрактных понятий;
    • чувственно-конкретный характер;
    • метафоричность;
    • эмоциональность.

Информация о работе Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры