Сущность и виды международных транспортных операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:41, реферат

Описание работы

Обзор источников по данной теме показал крайне большой объем данных, но практически все эти данные – перечень международных норм и правил перевозок, анализ конвенций либо их нарушений и обзор местных законодательств, в зависимости от автора источника. Поэтому был взят статистический анализ по России, перечень конвенций, относящихся к конкретным видам перевозок и выдержки из терминологии и практики составления контрактов перевозок. На основе этого материала методом анализа были получены результаты, применённые затем к российской практике (метод сравнения), и окончательным выводом послужила выработка рекомендаций по выходу транспортной системы РФ на общемировой уровень.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Транспортное обеспечение международных перевозок…………………… 4
Необходимость использования транспорта во внешнеэкономической деятельности…………………………………………….4
1.2 Организация международных перевозок основными
видами транспорта………………………………………………………………7
Транспортная составляющая цены товара………………………………….13
Транспортные тарифы в международном сообщении……………………..18
Транспорт в международных экономических связях……………………...20
Организация международных перевозок основными видами
транспорта………………………………………………………………………..20
Виды транспортных операций в зависимости от видов
транспорта………………………………………………………………………..21
Характеристика отдельных видов транспорта, используемого при международных перевозках………………………………………………….....23
Международные правовые основы транспортных операций ………….....20
Принципы таможенной конвенции ………………………………..……….29
Формы посредничества в международных транспортных операциях…....32
Особенности документального оформления международных перевозок
грузов в России…………………………………………………………………..36
Сопроводительные документы по договорам перевозки грузов…36
Документальное оформление при экспортных операциях …….....38
Документальное оформление при импортных операциях ……….39
Товаросопроводительная документация…………………………..40
Список использованных источников…………………………………………..46

Работа содержит 1 файл

Сущность и виды международных транспортных операций Долгов УБ06-03.doc

— 327.00 Кб (Скачать)

      Приведенный перечень основных форм посредничества показывает, что основные посреднические операции возникают на стыках между: грузовладельцами и перевозчиками, грузовладельцами и предприятиями транспортной инфраструктуры, предприятиями транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

      Во  всем мире посредническая деятельность, связанная с осуществлением международных перевозок, подлежит государственному лицензированию. На каждый вид транспортной посреднической деятельности фирма, желающая такую деятельность осуществлять, должна получить специальное разрешение (лицензию) от компетентного орган, уполномоченного на то правительством страны. В России основные виды транспортно  посреднической деятельности (экспедирование и агентирование) начиная с 1 января 2002 года лицензированию не подлежат.

      Обычно  транспортные посредники не занимаются только каким - то одним видом деятельности. Принято совмещать агентирование транспортных средств с фрахтовым агентированием, хранение с погрузочно - разгрузочными и стивидорными работами, брокерскую деятельность с лизинговыми операциями. Однако с учетом возможных последствий результатов совмещения функций для грузовладельцев наибольший интерес имеет одновременная экспедиторская и агентская деятельность посреднических фирм.

      Главная функция и у агента, и у экспедитора одна и та же — поиск партнера и заключение договора перевозки.

      Таким образом, правомерно предположить, что экспедитор может быть агентом, а агент, наоборот, исполнять функции экспедитора. На практике разделение фирм на экспедиторов и агентов весьма условно. Экспедитором называют транспортного посредника, который действует в интересах грузовладельца. Однако перевозчик будет считать его же своим транспортным агентом.

      Таким образом, независимый транспортный посредник «экспедитор - агент» по сути своей является «слугой двух господ». Фактически он представляет интересы и выполняет одни и те же работы и услуги, связанные с заключением и исполнением договора перевозки груза, как для грузовладельца, так и для перевозчика. Однако в первом случае он действует в рамках договора экспедирования, а во втором — под юрисдикцией договора агентирования.

      Двойственное  положение «экспедитора  - агента» на рынке транспортных услуг может быть устойчивым только в том случае, когда посредник проявляет полный нейтралитет по отношению ко всем грузовладельцам (отправителям, получателям), перевозчикам и иным транспортным посредникам.

        Грузовладелец должен быть уверен, что его экспедитор реально действует в его интересах. Заказчику или потребителю транспортной продукции не следует пользоваться услугами посредников, работающих в рамках организационной структуры, пример которой показан на рисунке 5.

      «Экспедитор - агент» в структурной схеме на рисунке не является транспортным посредником, хотя может себя именовать таковым. Псевдоэкспедитор действует в таком случае только в интересах объединенной фирмы - перевозчика. Однако следует обратить внимание на то, что грузовладелец заключает два договора — экспедирования и перевозки грузов, т.е. уплачивает дополнительное вознаграждение перевозчику, увеличивая таким образом транспортную составляющую в контрактной цене товара. При такой схеме взаимоотношений перевозчик не предоставит грузовладельцу то, что характеризует экспедитора в ценовом аспекте, а именно тарифных скидок, а наоборот, может объявить клиенту через «экспедитора» завышенные тарифные (фрахтовые) ставки, пользуясь доверительностью взаимоотношений между «посредником» и грузовладельцем. Кроме того, клиент выплатит «экспедитору» вознаграждение за исполнение последним «посреднических услуг». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      8 Особенности документального оформления международных перевозок грузов в России 

      8.1 Сопроводительные документы по договорам перевозки грузов 

      В договоре перевозки груза участвуют  транспортная организация, осуществляющая перевозку, и грузовладелец, сдающий груз для перевозки и оплачивающий провозную плату (ст. 785 гл. 40 ГК РФ). Как правило, грузовладелец, сдавая груз для перевозки транспортной организации, называет третьего участника транспортного процесса — получателя груза, с которым он связан обязательствами и которому груз должен быть выдан в пункте назначения.

      Таким образом, договор перевозки — это документ, по которому одна сторона (отправитель) передает груз другой стороне (перевозчику), принимающей на себя обязательство доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения за определенную плату и выдать его правомочному на получение груза лицу (получателю). В свою очередь, отправитель груза обязуется уплатить за перевозку установленную плату [3].

      Предметом договора перевозки является перемещение груза в пространстве. Срок перевозки не является существенным (с правовой точки зрения) условием. Сторонами договора перевозки обычно считаются:

  • перевозчик (как правило, специализированная транспортная организация);
  • отправитель груза (титульный владелец груза, экспедитор или иное уполномоченное владельцем лицо).

      Статус получателя в договоре перевозки может быть разным:

  • получатель и отправитель груза — одна сторона в договоре;
  • получатель груза — третье лицо, в пользу которого заключен договор перевозки;
  • получатель груза — третье лицо, на которого направлено действие договора перевозки;

            получатель груза  — одна из трех сторон договора перевозки. 
Грузополучатель вступает в отношения с перевозчиком лишь с момента внесения его в накладную (коносамент).

      Обязанности отправителя по договору перевозки  следующие:

  • оплатить услуги перевозчика;
  • предоставить груз к перевозке в соответствующие сроки.

      Основное  право отправителя — это его  право переадресовать груз другому  получателю в любой момент перевозки  при условии, что он понесет связанные  с этим расходы.

      Обязанности перевозчика по договору перевозки следующие:

            доставить вверенный  ему груз в место назначения в  целости, 
сохранности и в обусловленный срок;

        передать груз получателю.

      Основное  право перевозчика — это залоговое право на груз для гарантии выплаты провозных платежей.

      Обязанности получателя по договору перевозки следующие:

  • принять груз, причем эта обязанность является безусловной, кроме случаев, когда качество груза вследствие порчи или повреждения изменилось настолько, что исключает возможность его полного или частичного использования (на морском транспорте подобное исключение не предусмотрено);
  • обеспечить выгрузку (в отдельных случаях);
  • осуществить оплату перевозчику (в отдельных случаях).

      Заключение  договора перевозки грузов требует  наличия определенных предпосылок, поскольку выполнение действий, связанных с организацией перевозок грузов, невозможно без предварительного согласования с перевозчиками и грузоотправителями (экспедиторами).

      Это достигается в процессе выполнения обязательств по перевозке и выражается в определенных правовых формах, в результате чего конкретизируются объемы перевозок грузов и уточняются сроки их доставки.

      Одной из таких правовых форм является заявка, в которой конкретизируется задание и определяются показатели, обеспечивающие разовую перевозку. Грузоотправитель (или его экспедитор) обязан подавать заявки в управление железных дорог места отправления не менее чем за 10 суток до начала перевозок грузов, а на перевозку грузов, направляемых на экспорт и в прямом смешанном сообщении, — не менее чем за 15 суток до начала перевозок груза. Аналогичный порядок установлен на внутреннем водном транспорте, отличие состоит только в сроках подачи декадной заявки — заявка подается за 5 суток до наступления декады.

      На  автомобильном транспорте заявка подается в обусловленные годовым договором на перевозку грузов автомобильным транспортом сроки, но не позднее 14 ч накануне дня начала перевозок грузов в городском и пригородном сообщении и не позднее 48 ч до начала перевозок в междугородном сообщении. Конкретный перевозчик может установить свои нормы и правила относительно подачи заявки. На морском транспорте грузоотправитель уведомляется о подаче намеченного тоннажа не позднее чем за 5 суток до планируемой даты захода судна в порт погрузки.

      Реализация  принятых к исполнению заявок на перевозку грузов осуществляется путем заключения и исполнения договоров между транспортными организациями и грузоотправителями (экспедиторами).

      В соответствии с международной практикой  договоры перевозки заключаются  по одной из трех систем:

  • накладных, которая применяется практически на всех видах транспорта и содержит все сведения о грузе;
  • актов замера, которая практически не используется в международной практике и обычно применяется на автомобильном транспорте для оформления нетоварных грузов;
  • коносаментов, которая используется для оформления договора морской перевозки грузов, за исключением случаев, когда договор морской перевозки оформляется накладной.
 
 

      8.2 Документальное оформление при экспортных операциях 

      Отправка  груза в международном сообщении из России за рубеж (экспорт) сопровождается подготовкой следующей документации.

      Приемный  акт составляется приемосдатчиком  склада при приеме экспортного груза морским портом. Заполняется приемный акт вручную в пяти экземплярах, два из которых вручаются экспедитору для учета движения груза и дальнейшей оперативной работы, а один экземпляр высылается грузоотправителю. Подписывается приемный акт экспедитором и приемосдатчиком склада.

      Коммерческий  акт (акт общей формы) составляется перевозчиком в случае возникновения обстоятельств, которые могут служить основанием для материальной ответственности транспортной организации, грузоотправителей и грузополучателей. Коммерческим актом удостоверяются обстоятельства, которые в дальнейшем могут явиться основанием возложения на перевозчика ответственности за не сохранность груза и в то же время требуют подробной и точной фиксации произошедших фактов:

  • несоответствие между наименованием, массой или количеством предъявленного груза и данными, указанными в перевозочном документе;
  • повреждение и порча груза;
  • обнаружение груза без документов или документов без груза;

            возвращение перевозчику  похищенного из ТС груза. 
Коммерческий акт составляют в следующих случаях:

  • при выгрузке грузов в местах общего пользования в день выгрузки;
  • при выгрузке грузов в местах не общего пользования в день выгрузки, при этом проверка грузов должна производиться в процессе их выгрузки и непосредственно после выгрузки грузов;
  • в пути следования грузов в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.

      При невозможности составить коммерческий акт в указанные сроки он должен быть составлен в течение следующих  суток.

      Извещение об отгрузке составляется внутрипортовым экспедитором, подписывается (визируется) оперативными работниками порта и направляется грузоотправителю экспортного груза.

      Поручение на погрузку составляется экспедитором и подписывается (визируется) оперативными работниками порта в количестве четырех — семи экземпляров в зависимости от рода груза и передается агенту судоходной линии, таможенным органам, ветеринарным и карантинным инспекциям.

      Акт погрузки судна составляется агентом  судовладельца вручную в пяти экземплярах и подписывается агентом судовладельца и капитаном. Два экземпляра остаются в порту отправления, один высылается грузоотправителю, по одному — у агента судовладельца и капитана судна. При погрузке навалочных грузов выписка этого предшествует выписке выпускного акта поскольку такие грузы при поступлении в порт обезличиваются.

Информация о работе Сущность и виды международных транспортных операций