Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 12:10, курсовая работа
Объектом исследования является дипломатия Федеративной Республики Германии, а предметом - ее европейская политика, отношение правительственных кругов этого государства к проблемам упорядочения и развития интеграционного процесса в Европе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОСВРЕМЕННОЙ ДИПЛОМАТИИ ФРГ 5
1.1 Дипломатическая традиция Западной Германии 5
1.2 Особенности европейской дипломатии Г.Коля 8
1.3 Европейская дипломатия правительства Г.Шредера 12
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ ГЕРМАНИИ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
ЛИТЕРАТУРА 55
Россия. Все правительства в истории ФРГ стремились сохранять и поддерживать хорошие отношения с Москвой [24]. Как подчеркивается в официальных заявлениях МИД ФРГ, «без России невозможно обеспечить на длительную перспективу безопасность и внешнеполитическую стабильность в Европе. Поэтому германская политика в отношении России понимается как европейская стабилизационная политика» [25].
Кроме того, в Германии не могут не понимать, что в какой-то момент в будущем Россия может выступить как гирька на чаше весов американской и европейской культур, американской и европейской модели государственности, как фактор сохранения европейской идентичности.
В
целом при правительстве «
Трагедия 11 сентября 2001 г. придала российско-германским связям новые импульсы, а последовавший 25–21 сентября визит В. Путина в Германию, который еще раз продемонстрировал солидарность России с международной антитеррористической коалицией, обострил сознание растущей взаимозависимости двух стран и усилил стремление к более тесному и всеобъемлющему сотрудничеству. Новое позиционирование Москвы, как все более открывающейся по отношению к евроатлантическим институтам, встретило принципиальную готовность ФРГ теснее интегрировать Россию в западные структуры, придав уже существующим договоренностям по этому направлению большую обязательность, и даже смягчило чеченскую тему в двустороннем диалоге. Бее это не могло не сказаться и на личных контактах руководителей обоих государств, которые развивались несколько в ином ключе, нежели в эпоху Б. Ельцина и Г. Коля, освободившись от всего нарочитого и наносного.
После
победы на парламентских выборах 2002
г. новое федеральное
Третий мир. Сегодня Германия сотрудничает примерно со 120 развивающимися государствами. Главный упор при этом делается не только на борьбу с бедностью, но и на улучшение ситуации в области образования, развитие сельских районов, на охрану окружающей среды и ресурсов. Такого рода сотрудничество призвано оказывать содействие «самопомощи» и развитию собственной инициативы. Сотрудничество с целью развития осуществляется Германией на пяти принципах, сформулированных еще в 1991 г., а именно: уважение прав человека, участие населения в политическом процессе, гарантия правовой защищенности, создание экономического устройства, благоприятствующего развитию рыночной экономики, ориентация деятельности государства на цели развития. На основе этих критериев определяются вид и объем сотрудничества с той или иной страной. О роли политики в отношении развивающихся стран в правительстве СДПГ-«зеленых» говорит хотя бы тот факт, что федеральный министр по экономическому сотрудничеству и развитию был введен в Федеральный совет безопасности.
«Для
германской политики предотвращение и
урегулирование вооруженных конфликтов
является центральной целью. В рамках
общей концепции внешней
Характерно, что еще в 1997 г. ФРГ проявила активное содействие созданию по инициативе Франции «Сети по предотвращению конфликтов» с подчинением ЕС, которая избрала местом своего пребывания площади фонда «Наука и политика» в Берлине. В качестве задачи этой организации был определен анализ конфликтных потенциалов и регионов Третьего мира и снабжение необходимой информацией подразделения Европейской комиссии и Европарламента при выработке соответствующих политических решений и рекомендаций. Социал-демократы и «зеленые» сделали упор в этом контексте на поддержку миролюбивых сил внутри развивающихся стран и за рубежом, центром работы которых являются права человека и мирное урегулирование споров. Для этого министерством но экономическому сотрудничеству и развитию была разработана рамочная концепция и выделены соответствующие средства из федерального бюджета. Их объем составил в 1999 г. 5 млн. марок, в 2000 г. - 17.5 млн., а в 2001 г. - уже 19 млн. марок [28].
28
июня 2000 г. Федеральный совет
«Красно-зеленая» коалиция отвела ООН и ее специализированным организациям особую роль в выстраивании своей политики по отношению к развивающимся странам. При этом ею были расставлены новые акценты в реализации этой политики. Правительство Шредера/Фишера теснее увязало между собой такие проблемы, как экономический прогресс, охрана окружающей среды в мировом масштабе и борьба с бедностью. Под эти углом зрения немецкая политика «помощи развитию» стала с 1998 г. частью «глобальной структурной политики» мира, проводимой ООН. Не случайно в МИД ФРГ в 1998 г. был учрежден рабочий штаб по глобальным вопросам (отдел глобальных вопросов). С 1999 г. начал свою деятельность Форум глобальных вопросов МИД ФРГ, отвечающий за диалог в этой области правительства с обществом, экономикой и наукой.
«Красно-зеленая» коалиция, выступая за масштабное списание долгов развивающимся странам, берет в этой области инициативу на себя, как показали результаты встречи «восьмерки» в Кёльне в 1999 г. Г. Шредер лично выступил с предложением списать долги на сумму в 14 млрд. долл. с наиболее задолжавших стран, таких как Уганда, Мозамбик, Боливия, Мавритания и Танзания.
23 июня 2000 г. между 71 страной Африки, Карибского региона, Тихоокеанского бассейна и ЕС сроком на 20 лет был подписан «Договор о партнерстве», который заменил истекшее в феврале 2000 г. Четвертое ломейское соглашение. Для финансирования договора Евросоюз предоставил «пакет помощи» размером в 13,5 млрд. евро. В кооперации с другими постиндустриальными странами был начат процесс списания долгов беднейшим странам на сумму в 70 млрд. долл. При этом он был взаимоувязан с борьбой с бедностью и строительством в этих странах гражданского общества.
Вместе с тем расходы на сотрудничество с развивающимися странами при правительстве Шрёдера/Фишера сократились в 2003 г. примерно до 0,21% ВВП и имеют тенденцию к дальнейшему сокращению [29]. Фактически они составили менее одной трети от рекомендованных Организацией экономического сотрудничества и развития 0,7% ВВП. Основной упор при этом делался на финансирование образования и подготовки кадров, борьбы с бедностью, охраны окружающей среды и сохранения природных ресурсов. Выбор получателей помощи определялся в значительной мере критериями политической стабильности и, естественно, экономическими интересами Федеративной Республики, Параллельно ФРГ сокращает число стран, с которыми имеет кооперационные связи. Цель — повышение эффективности экономической помощи. Их число снизилось в последнее время со 118 до 70.
В
целом итоги деятельности правительства
ФРГ в этой области в начале
третьего тысячелетия выглядели
внушительными, но не достаточными. Продекларировав
желание реформировать и
***
Несмотря
на серьезные структурные
Очевидно,
что в германской внешней политике
периода Боннской и Берлинской республики
существуют константы, которые, как
и отдельные положения
-
демократию как фундамент
-
отсутствие видимой угрозы со
стороны какой-либо великой
-
необходимость со стороны
-
существование объединенной
-
взрывоподобный рост
-
констатацию факта, что
-
роль США как «мягкого
- возможность создания некоей директории с участием четырех великих держав – США, Англии, Франции и Германии, которая могла бы эффективно руководить деятельностью институтов ЕС там, где речь идет о принятии решений большинством голосов.
Германия будет до тех пор дееспособна, считает М. Штюрмер, пока с Францией она будет поддерживать сотрудничество, а с морскими державами Атлантики сохранять стратегический альянс. Нынешний угрожающий дрейф Западной Европы и Северной Америки в противоположные стороны достаточно опасен. Если к этому прибавятся немецкая неуверенность, будь то ностальгия по «срединному положению» или воображаемый мир под лозунгом: «ничего кроме гражданской (невоенной) державы!», то страна может в скором времени очутиться там, где у нее нет ни будущего, ни безопасности, ни интересов, а именно – между Востоком и Западом [32],
Политолог Л. Кюнхардт указывает на то, что Федеративная Республика Германия остается «внешнеполитическим государством», даже если изменились рамочные условия. Она экзистенциально зависима от внешних факторов и отношений [33]. Внутриполитического, ориентированного на государственное благополучие менталитета недостаточно, чтобы справиться с вытекающими из этого последствиями. Внешнеполитические диспозиции были ключевыми моментами для обоих германских государств во времена раздела, они остались определяющими и для объединенной Германии.