Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 12:10, курсовая работа
Объектом исследования является дипломатия Федеративной Республики Германии, а предметом - ее европейская политика, отношение правительственных кругов этого государства к проблемам упорядочения и развития интеграционного процесса в Европе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОСВРЕМЕННОЙ ДИПЛОМАТИИ ФРГ 5
1.1 Дипломатическая традиция Западной Германии 5
1.2 Особенности европейской дипломатии Г.Коля 8
1.3 Европейская дипломатия правительства Г.Шредера 12
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ ГЕРМАНИИ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
ЛИТЕРАТУРА 55
СОВРЕМЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ ФРГ
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
Во
внешнеполитической деятельности современных
государств действует сложный механизм
согласованности интересов, баланс
политических сил, который обеспечивает
каждому государству
В ходе исторического развития
народов мира и их
В эпоху глобализации дипломатия больше, чем когда бы то ни было становится мировой внутренней политикой. Государства, общества, экономические пространства объединяются в сети. С прекращением конфликта между Востоком и Западом перед германской дипломатией открылись новые шансы: в Европе, а также во всем мире. Германия взяла на себя возросшую международную ответственность, которая легла на плечи страны в результате перемен в мировой политике, и вместе с европейскими и трансатлантическими партнерами активно выступает за демократию, права человека и диалог между культурами. Приоритетная цель германской дипломатии – сохранение мира и безопасности во всем мире.
Актуальность темы исследования определяется статусной особенностью Германии в системе региональных взаимосвязей как ведущего игрока в Европейском Союзе и высокой степенью влияния на процессы расширения и углубление европейской интеграции.
Еевропейская политика объединенной Германии является политически значимой для России. Другая составная актуальности связана с необходимостью решить научную проблему, связанную с исследованием влияния изменений в базовых характеристиках ведущего европейского государства на ее дипломатические отношения, которые имеют общетеоретическое и практическое значение.
Объектом исследования является дипломатия Федеративной Республики Германии, а предметом - ее европейская политика, отношение правительственных кругов этого государства к проблемам упорядочения и развития интеграционного процесса в Европе.
В годы «холодной войны» ФРГ находилась в своеобразном политическом «коконе», который изолировал ее от более широких вопросов безопасности и геополитики, которые приходилось решать союзникам Западной Германии. Вся дипломатия выходила из представление о том, что мир не ждет от ФРГ агрессивности и особой активности в моменты кризисов и рассчитывает на ее миролюбивый характер.
Главным приоритетом дипломатии Западной Германии было «двойное включение» как в процессы европейской интеграции (ЕС), так и в атлантическое сообщество (НАТО).
Во-первых, немецкая дипломатия рассматривалась как дипломатия в Европе и с помощью Европы. Немецкие интересы отождествлялись с европейскими, поскольку именно последние, в этом ведущие партии ФРГ были едины, имели перспективу на будущее для объединения немецкого народа. Кроме того, перерастание Союза в особый политический организм должно было дать Германии надежду на то, что, используя преимущество общего веса Европы, она сможет стать более дееспособной в сфере дипломатии - более дееспособной сравнительно с тем, что она могла бы, когда-либо достичь поодиночке.
Во-вторых, на случайно возникновение потенциального напряжения в сфере безопасности между европейской и атлантической политикой, немецкое руководство ориентировалось на США.
Начиная с 70- х годов XX столетия курс ФРГ на укоренение в западных структурах сотрудничества дополнялся «восточной политикой», тесным взаимодействием с ООН и активным сотрудничеством с развивающимися странами.
Особенностью было также то, что канцлеры и министры иностранных дел Боннской республики никогда не принадлежали к главным действующим лицам международной политики, наоборот, они сделали активное «приспособление» к ней основной чертой западнонемецкой дипломатии с 1949 года.
Во времена системного противостояния в мире политике «приспособление» не было альтернатив, поскольку участие ФРГ в Североатлантическом альянсе и процессах европейской интеграции должна была гарантировать невозможность немцев создать опасность для соседей.
Эта
политика состояла в том, чтобы постепенно
увеличивать свою компетенцию и
соучастие в принятии решений
относительно важных вопросов трансатлантических
отношений и европейской
Конрад Аденауэр связал европейскую интеграцию с идеей объединения Германии таким образом, что в сознании западных немцев успешное развитие европейской идеи ассоциировалось с немецкими интересами.
Вилле Бранд приспособил немецкую дипломатию к периоду «разрядки» в международных отношениях. Его «восточная политика» дополнила включение ФРГ в западные структуры и расширила рамки для ее дипломатической деятельности.
Когда вследствие глобальных изменений в мире на 80- рубежи х - 90- х лет прошлого столетия появился шанс объединить народ, Гельмут Коль активно им воспользовался. Итак, правительства Боннской республики энергично расширяли и использовали пространство для своей самостоятельности на международной арене, но они всегда сознавали ограниченность своего суверенитета.
Формальное получение Германией полного государственного суверенитета и могущественный экономический потенциал объективно обусловили необходимость разработки новых концептуальных основ дипломатии, которые бы отвечали новым геополитическим реалиям и новому положению ФРГ.
Тем не менее, для адаптации дипломатии «старой» ФРГ к новым условиям необходимо было, чтобы немецкое общество испытало значительные качественные преобразования, т.е. осознало и восприняло реалии, которые явились в мире после краха социалистического лагеря и окончание системного противостояния.
В этом контексте «нормализация» дипломатии Германии представляла собой определенный этап огромного процесса серьезной, главным образом ментальной трансформации и концептуальной адаптации в 1990- х годах политической элиты ФРГ, а также всей страны к новому положению в мире.
Именно «нормализация» стала тем фактором, который обозначил трансформацию политической традиции «старой» Боннской республики в политику уже Берлинской ФРГ.
Важным достижением правительства Коля на пути «нормализации» была легализация участия подразделов бундесвера в военных акциях, которые осуществляются по мандату ООН вне границ зон ответственности Североатлантического Альянса.
12 июля 1994 года Конституционный суд в Карлсруе своим решением разрешил немецким военным принимать участие в таких акциях при условии их обсуждения и утверждение бундестагом.
Решающее влияние на «нормализацию» осуществили внешние события, прежде всего, распад Югославии, Боснийский и Косовский кризисы. Участие бундесвера в военной акции Североатлантического Альянса в Югославии весной 1999 года удостоверило, что объединенная Германия может полностью выполнять свои обязательства, которые вытекают из ее членства в блоке.
Символично, что процесс «нормализации» завершился в период правления новой правительственной коалиции СДПН и Союза 90/Зеленые во главе с канцлером Г.Шредером, что привело к изменению генераций, т.е. состоялся переход власти от поколения, которое перенесло Вторую Мировую войну, к послевоенному поколению.
Это поколение политической элиты, не отбрасывая важность исторической памяти, отдает предпочтение взгляда в будущее - особенно в том, что касается нового международного самоопределения Германии в мировой политике. Большое политическое и, особенно, социально-психологическое значение имело также перенос столицы ФРГ из Бонна в Берлин.
Таким образом, если подвести итоги периода «нормализации» в дипломатии Германии, обозначилась трансформация внешнеполитической традиции «старой» Боннской республики в дипломатию уже Берлинской ФРГ, то можно указать, что «нормализовалась», главным образом, немецкая политика безопасности.
Немцы избавились собственных внутриполитических табу - конституционных ограничений на участие бундесвера в военных операциях за пределами страны, подготовили общественную мысль к новой роли Германии и необходимости выполнять союзнические обязательства в полном объеме.
Германия стала более предвиденной в дипломатических ходах, поскольку восприняла новые изменения и свое качественно новое состояние, начала реально сознавать собственные национальные интересы и реально их соотносить с соответствующими интересами своих партнеров.
Основы
франко-немецкого
Г.Коль, который возглавил новую правительственную коалицию в 1982 году, быстро нашел общий язык с Ф.Миттераном, вследствие чего отношения между Бонном и Парижем достигли такого уровня зрелости, которые стали рассматриваться в качестве ключевых для активизации процесса западноевропейской интеграции.
В основе расширения сотрудничества обеих стран лежали объективные и субъективные причины. Столкнувшись на 80- начала х лет с серьезной экономической трудностью, Франция, как и ФРГ, оказалась перед необходимостью решения проблем сокращения безработицы и обеспечения занятости, выравнивания торгового баланса и т.п..
Сближение
интересов происходило также
на основе общих подходов к проблеме
размещения советских и американских
ракет средней и меньшей
Канцлер, как и его предшественники, поддерживал лидерство Франции. Одновременно он отмечал, что ныне между Францией и ФРГ существует такое единство взглядов и интересов, что дает основание для первых шагов в рамках оперативной общей внешней политики. Поступившись лидерством, в Бонне руководствовались сугубо прагматическими соображениями.
Только таким путем возможно подтолкнуть партнера к участию в региональном сотрудничестве при сохранении интегрированной структуры НАТО. Кроме того, немецкие инициативы, озвученные Францией, лучше воспринимались в странах Западной Европы, поскольку удостоверяли конструктивность многостороннего подхода ФРГ. Такая политика позволяла предотвратить отрицательные следствия усиления роли Западной Германии на международной арене.
Французско-
После достижения компромисса между Ф.Миттераном и Г.Колем относительно объединения Германии французско-немецкий тандем продолжил активное сотрудничество в европейских делах. Вместе с тем, обозначились новые тенденции. Во-первых, французская элита восприняла немецкое объединение как смещения баланса в ЕС в пользу новой ФРГ и как угрозу французскому доминированию в Европе.
Во-вторых, объединение вызвало появление определенной трудности и в самой Германии. Вследствие больших финансовых затрат на восстановление новых федеральных земель, значительного приток беженцев и спада экономической конъюнктуры в Европе, правительство ФРГ было вынуждено скорректировать приоритеты своей европейской политики и больше учитывать собственные интересы.
После
объединения Германии французско-немецкие
отношения имели следующие