Современная дипломатия ФРГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является дипломатия Федеративной Республики Германии, а предметом - ее европейская политика, отношение правительственных кругов этого государства к проблемам упорядочения и развития интеграционного процесса в Европе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОСВРЕМЕННОЙ ДИПЛОМАТИИ ФРГ 5
1.1 Дипломатическая традиция Западной Германии 5
1.2 Особенности европейской дипломатии Г.Коля 8
1.3 Европейская дипломатия правительства Г.Шредера 12
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ ГЕРМАНИИ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
ЛИТЕРАТУРА 55

Работа содержит 1 файл

СОВРЕМЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ ФРГ.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

СОВРЕМЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ ФРГ

 

ПЛАН 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Во  внешнеполитической деятельности современных  государств действует сложный механизм согласованности интересов, баланс политических сил, который обеспечивает каждому государству возможность  не только выживать в настоящем мире, но и стать важной частью общего цивилизационного процесса современности.

       В ходе исторического развития  народов мира и их государственных  образований накоплен огромный  опыт политических межгосударственных  отношений, без учета которого  не возможно всестороннее общественно-политическое развитие страны. В современных условиях глобализации особенно актуальным возникает изучение этого опыта, а также использование его в создании государственных программ, стратегий доктрин.

     В эпоху глобализации дипломатия больше, чем когда бы то ни было становится мировой внутренней политикой. Государства, общества, экономические пространства объединяются в сети. С прекращением конфликта между Востоком и Западом перед германской дипломатией открылись новые шансы: в Европе, а также во всем мире. Германия взяла на себя возросшую международную ответственность, которая легла на плечи страны в результате перемен в мировой политике, и вместе с европейскими и трансатлантическими партнерами активно выступает за демократию, права человека и диалог между культурами. Приоритетная цель германской дипломатии – сохранение мира и безопасности во всем мире.

     Актуальность  темы исследования определяется статусной  особенностью Германии в системе  региональных взаимосвязей как ведущего игрока в Европейском Союзе и высокой степенью влияния на процессы расширения и углубление европейской интеграции.

     Еевропейская политика объединенной Германии является политически значимой для России. Другая составная актуальности связана с необходимостью решить научную проблему, связанную с исследованием влияния изменений в базовых характеристиках ведущего европейского государства на ее дипломатические отношения, которые имеют общетеоретическое и практическое значение.

     Объектом  исследования является дипломатия Федеративной Республики Германии, а предметом - ее европейская политика, отношение правительственных кругов этого государства к проблемам упорядочения и развития интеграционного процесса в Европе.

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОСВРЕМЕННОЙ ДИПЛОМАТИИ ФРГ

     1.1 Дипломатическая традиция Западной Германии

 

     В годы «холодной войны» ФРГ находилась в своеобразном политическом «коконе», который изолировал ее от более широких вопросов безопасности и геополитики, которые приходилось решать союзникам Западной Германии. Вся дипломатия выходила из представление о том, что мир не ждет от ФРГ агрессивности и особой активности в моменты кризисов и рассчитывает на ее миролюбивый характер.

     Главным приоритетом дипломатии Западной Германии было «двойное включение» как в процессы европейской интеграции (ЕС), так и в атлантическое сообщество (НАТО).

     Во-первых, немецкая дипломатия рассматривалась как дипломатия в Европе и с помощью Европы. Немецкие интересы отождествлялись с европейскими, поскольку именно последние, в этом ведущие партии ФРГ были едины, имели перспективу на будущее для объединения немецкого народа. Кроме того, перерастание Союза в особый политический организм должно было дать Германии надежду на то, что, используя преимущество общего веса Европы, она сможет стать более дееспособной в сфере дипломатии - более дееспособной сравнительно с тем, что она могла бы, когда-либо достичь поодиночке.

     Во-вторых, на случайно возникновение потенциального напряжения в сфере безопасности между европейской и атлантической политикой, немецкое руководство ориентировалось на США.

     Начиная с 70- х годов XX столетия курс ФРГ на укоренение в западных структурах сотрудничества дополнялся «восточной политикой», тесным взаимодействием с ООН и активным сотрудничеством с развивающимися странами.

     Особенностью  было также то, что канцлеры и  министры иностранных дел Боннской республики никогда не принадлежали к главным действующим лицам  международной политики, наоборот, они сделали активное «приспособление» к ней основной чертой западнонемецкой дипломатии с 1949 года.

     Во  времена системного противостояния в мире политике «приспособление» не было альтернатив, поскольку участие ФРГ в Североатлантическом альянсе и процессах европейской интеграции должна была гарантировать невозможность немцев создать опасность для соседей.

     Эта политика состояла в том, чтобы постепенно увеличивать свою компетенцию и  соучастие в принятии решений  относительно важных вопросов трансатлантических отношений и европейской интеграции.

     Конрад  Аденауэр связал европейскую интеграцию с идеей объединения Германии таким образом, что в сознании западных немцев успешное развитие европейской идеи ассоциировалось с немецкими интересами.

     Вилле Бранд приспособил немецкую дипломатию к периоду «разрядки» в международных отношениях. Его «восточная политика» дополнила включение ФРГ в западные структуры и расширила рамки для ее дипломатической деятельности.

     Когда вследствие глобальных изменений в  мире на 80- рубежи х - 90- х лет прошлого столетия появился шанс объединить народ, Гельмут Коль активно им воспользовался. Итак, правительства Боннской республики энергично расширяли и использовали пространство для своей самостоятельности на международной арене, но они всегда сознавали ограниченность своего суверенитета.

     Формальное получение Германией полного государственного суверенитета и могущественный экономический потенциал объективно обусловили необходимость разработки новых концептуальных основ дипломатии, которые бы отвечали новым геополитическим реалиям и новому положению ФРГ.

     Тем не менее, для адаптации дипломатии «старой» ФРГ к новым условиям необходимо было, чтобы немецкое общество испытало значительные качественные преобразования, т.е. осознало и восприняло реалии, которые явились в мире после краха социалистического лагеря и окончание системного противостояния.

     В этом контексте «нормализация» дипломатии Германии представляла собой определенный этап огромного процесса серьезной, главным образом ментальной трансформации и концептуальной адаптации в 1990- х годах политической элиты ФРГ, а также всей страны к новому положению в мире.

     Именно «нормализация» стала тем фактором, который обозначил трансформацию политической традиции «старой» Боннской республики в политику уже Берлинской ФРГ.

     Важным  достижением правительства Коля на пути «нормализации» была легализация участия подразделов бундесвера в военных акциях, которые осуществляются по мандату ООН вне границ зон ответственности Североатлантического Альянса.

     12 июля 1994 года Конституционный суд  в Карлсруе своим решением  разрешил немецким военным принимать участие в таких акциях при условии их обсуждения и утверждение бундестагом.

     Решающее  влияние на «нормализацию» осуществили внешние события, прежде всего, распад Югославии, Боснийский и Косовский кризисы. Участие бундесвера в военной акции Североатлантического Альянса в Югославии весной 1999 года удостоверило, что объединенная Германия может полностью выполнять свои обязательства, которые вытекают из ее членства в блоке.

     Символично, что процесс «нормализации» завершился в период правления новой правительственной коалиции СДПН и Союза 90/Зеленые во главе с канцлером Г.Шредером, что привело к изменению генераций, т.е. состоялся переход власти от поколения, которое перенесло Вторую Мировую войну, к послевоенному поколению.

     Это поколение политической элиты, не отбрасывая важность исторической памяти, отдает предпочтение взгляда в будущее - особенно в том, что касается нового международного самоопределения Германии в мировой политике. Большое политическое и, особенно, социально-психологическое значение имело также перенос столицы ФРГ из Бонна в Берлин.

     Таким образом, если подвести итоги периода  «нормализации» в дипломатии Германии, обозначилась трансформация внешнеполитической традиции «старой» Боннской республики в дипломатию уже Берлинской ФРГ, то можно указать, что «нормализовалась», главным образом, немецкая политика безопасности.

     Немцы избавились собственных внутриполитических табу - конституционных ограничений  на участие бундесвера в военных  операциях за пределами страны, подготовили общественную мысль к новой роли Германии и необходимости выполнять союзнические обязательства в полном объеме.

     Германия  стала более предвиденной в дипломатических ходах, поскольку восприняла новые изменения и свое качественно новое состояние, начала реально сознавать собственные национальные интересы и реально их соотносить с соответствующими интересами своих партнеров.

     1.2 Особенности европейской дипломатии Г.Коля

 

     Основы  франко-немецкого сотрудничества были заложены еще в 1963 году, когда Ш.Де Голль и К.Аденауэр подписали Елисейский договор, который заложил механизм постоянных консультаций и завершил концептуальное наполнение европейской политики ФРГ как составной стратегии двойного включения в у структуры Запада.

     Г.Коль, который возглавил новую правительственную коалицию в 1982 году, быстро нашел общий язык с Ф.Миттераном, вследствие чего отношения между Бонном и Парижем достигли такого уровня зрелости, которые стали рассматриваться в качестве ключевых для активизации процесса западноевропейской интеграции.

     В основе расширения сотрудничества обеих  стран лежали объективные и субъективные причины. Столкнувшись на 80- начала х  лет с серьезной экономической  трудностью, Франция, как и ФРГ, оказалась  перед необходимостью решения проблем  сокращения безработицы и обеспечения занятости, выравнивания торгового баланса и т.п..

     Сближение интересов происходило также  на основе общих подходов к проблеме размещения советских и американских ракет средней и меньшей дальности  в Центральной Европе.

     Канцлер, как и его предшественники, поддерживал лидерство Франции. Одновременно он отмечал, что ныне между Францией и ФРГ существует такое единство взглядов и интересов, что дает основание для первых шагов в рамках оперативной общей внешней политики. Поступившись лидерством, в Бонне руководствовались сугубо прагматическими соображениями.

     Только  таким путем возможно подтолкнуть  партнера к участию в региональном сотрудничестве при сохранении интегрированной  структуры НАТО. Кроме того, немецкие инициативы, озвученные Францией, лучше воспринимались в странах Западной Европы, поскольку удостоверяли конструктивность многостороннего подхода ФРГ. Такая политика позволяла предотвратить отрицательные следствия усиления роли Западной Германии на международной арене.

     Французско-западнонемецкое сотрудничество в период с 1982 по 1990 годы, несмотря на определенные расхождения, характеризовалось активным сближением, основой которого стало общее желание углубить экономическую интеграцию в Западной Европе, вывести ее на качественно новый уровень, что в перспективе должно было принести весомые дипломатические дивиденды и для Франции - решение собственных экономических проблем, и для ФРГ - достижение равноправного статуса и лучшую возможность конвертировать свой экономический вес в условиях «ограниченного суверенитета» в политическое влияние.

     После достижения компромисса между Ф.Миттераном и Г.Колем относительно объединения Германии французско-немецкий тандем продолжил активное сотрудничество в европейских делах. Вместе с тем, обозначились новые тенденции. Во-первых, французская элита восприняла немецкое объединение как смещения баланса в ЕС в пользу новой ФРГ и как угрозу французскому доминированию в Европе.

     Во-вторых, объединение вызвало появление  определенной трудности и в самой  Германии. Вследствие больших финансовых затрат на восстановление новых федеральных земель, значительного приток беженцев и спада экономической конъюнктуры в Европе, правительство ФРГ было вынуждено скорректировать приоритеты своей европейской политики и больше учитывать собственные интересы.

     После объединения Германии французско-немецкие отношения имели следующие особенности.

Информация о работе Современная дипломатия ФРГ