Современная дипломатия ФРГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является дипломатия Федеративной Республики Германии, а предметом - ее европейская политика, отношение правительственных кругов этого государства к проблемам упорядочения и развития интеграционного процесса в Европе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОСВРЕМЕННОЙ ДИПЛОМАТИИ ФРГ 5
1.1 Дипломатическая традиция Западной Германии 5
1.2 Особенности европейской дипломатии Г.Коля 8
1.3 Европейская дипломатия правительства Г.Шредера 12
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ ГЕРМАНИИ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
ЛИТЕРАТУРА 55

Работа содержит 1 файл

СОВРЕМЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ ФРГ.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

     1. Активное сотрудничество наблюдалось  в рамках общей дипломатии и политики безопасности, юстиции и внутренних дел Европейского Союза.

     2. Политические элиты обеих стран восприняли новую ситуацию в Европе, признали необходимость институционных изменений в ЕС, но отстаивали разные подходы относительно его углубления и расширения. Последнее значительно уменьшило динамику европейского строительства, особенно после изменения французского политического руководства.

     3. В 1995-1998 годах приход к власти  Ж.Ширака и внутренние проблемы  в Германии, связанные с объединением  страны, обусловили более прагматическую  политику правительства Коля  к Франции.

     Главным приоритетом политики ФРГ в ЕЭС было углубление европейской интеграции вплоть до образования политического и экономического союза. После 1990 года немецкая политическая элита поддерживала идею образования экономического и валютного союза и внедрение общей европейской валюты как предпосылки для формирования политического союза. Расширение Евросоюза восточнее , что имело истоки в «восточной политике» Боннской республики, обосновывалось соображениями безопасности, исторической справедливости и т.п..

     Вследствие достижения единства Германии был преодолен национальный раскол и, тем самым, реализована основная цель западноевропейской политики ФРГ, определенную еще Конрадом Аденауэром. В этом контексте, последовательность и неизменность европейской политики ФРГ в новых условиях, о чем Коль подчеркнул в первом заявлении после объединения, представляли собой определенное концептуальное противоречие, поскольку ориентировались на качественные характеристики "старой" ФРГ и не отвечали новому положению страны.

     Существовали и другие факторы, которые обусловили наличие несоответствий и противоречий в европейской дипломатии правительства Коля после 1990 года. Они объяснялись внезапностью глобальных изменений и отсутствием демократических дипломатических традиций полноценного государства. За неимением последних у политического руководства ФРГ развился идеалистический взгляд на новое положение страны в Европе и перспективы европейской интеграции. Считалось, что успешный опыт ориентации на приоритет европейских интересов над национальными будет эффективным и при условиях функционирования полноценного национального государства.

     Определенные  изменения начали происходить под  влиянием внутренних и внешних факторов. Во-первых, объединение вызвало значительную экономическую и социальную трудность в самой Германии. Кроме того, в немецком обществе началась широкая дискуссия относительно нового положения страны на континенте и просмотре, в связи с этим, дилпоматической роли и интересов объединенной Федеративной Республики. Во-вторых, после подписания Маахстрихтского договора динамика европейской интеграции достигла такого уровня взаимозависимости, вследствие которого правительство Коля начало ощущать значительное политическое давление со стороны партнеров по ЕС.

     В обозначенный период европейская дипломатия ФРГ характеризовалась следующими особенностями:

     1. Если целью европейской дипломатии ФРГ до 1990 года было достижение немецкого единства, то в 1990-1998 годах она оставалась неопределенной.

     2. Немецкая политическая элита  исходила из того, что европейские интересы определяют немецкую европейскую дипломатию.

     3. Продвижение одновременно в двух  приоритетных направлениях - образование  экономического и валютного союза  и расширение ЕС восточнее  - порождало концептуальные разногласия  в немецкой европейской дипломатии, усложняло ее реализацию.

     4. Основой отношений с Францией  продолжало оставаться общее  стремление продвигать европейскую  интеграцию. Немецко-французские отношения  представляли собой «мотор» европейской интеграции и после объединения Германии, которая особенно плодотворно работала в сфере общей дипломатии и политики безопасности, юстиции и внутренних дел.

     Вместе  с тем, наметились расхождения в  подходах партнеров по тандему относительно путей углубления и расширение ЕС, а также его будущей формы и целей.

     1.3 Европейская дипломатия правительства Г.Шредера

 

     Программные заявления нового руководства Германии имели следующее политическое содержание:

     Во-первых, состоялась смена поколений -  поколение 68-го сменило поколение 45- го. Представители нового поколения будут защищать немецкие интересы «настолько же сознательно», как это делают Франция и Великобритания .

     Во-вторых, завершение «нормализации» означало, что объединенная Германия выдержала испытание на демократическое национальное государство и со свежими силами и новыми целями направленная в XXІ столетие.

     В-третьих, дипломатическая стратегия предусматривала включение в «концерт интересов партнеров» и получение «капитала доверия», чтобы в дальнейшем получить пространство для реализации собственной свободы действий.

     В франко-немецких отношениях новая коалиция во главе с Г.Шредером постоянно осуществляет более прагматическую дипломатию, направленную на активную защиту собственных интересов, что привело к пересмотру концептуальных основ партнерства и дифференциации отношений Берлина и Парижа.

     Отныне  активное немецко-французское сотрудничество наблюдается в сферах общим дипломатическим отношениям и политики безопасности, европейской обороны, а также юстиции и внутренних дел. Тем не менее в вопросах расширения, аграрной реформы и будущей модели Евросоюза они конкурируют. Обозначилась тенденция к постепенному смещению баланса в отношениях между Берлином и Парижем в пользу первого. Однако уровень двусторонних отношений постоянно остается высоким и базируется на крепком договорном и институционном фундаменте.

     В вопросах углубления и расширения европейской интеграции Шредер в основном продолжал курс своего предшественника. В первую очередь это касалось завершения формирования Экономического и Валютного союза (ЭВС), который начал функционировать с 1 января 1999 года. Под влиянием событий в Косово немецкое правтиельство вряд значительно активизировало реализацию новых шагов по укреплению дипломатической дееспособности ЕС.

     По  мнению немецкого руководства, общая дипломатия и политика безопасности должна стать следующим, после ЭВС, большим проектом Евросоюза.

     На  протяжении пребывания при власти «красно-зеленой» коалиции во главе с Герхардом Шредером расширение ЕС восточнее  оставалось приоритетным направлением европейской дипломатии Германии. Вместе с тем, состоялись определенные изменения. Во-первых, Шредер, в отличие от своего предшественника, четко очертил иерархию немецких приоритетов в европейской дипломатии. Сначала углубление интеграционных процессов, что в дальнейшем должно было создать подпочву для вступления новых членов, а уже потом расширение. Во-вторых, социал-демократы и зеленые построили свою стратегию в вопросе приема в Евросоюз стран ЦСЕ на основе прагматического соотношения целей и средств. При условиях ограниченных средств Германия обеспечила создание институционных и финансовых рамок для расширения и достигла определения его временных границ соответственно  собственному видению перспектив. 

     В-третьих, активно используя фактор расширения, руководители ФРГ осуществляли давление на своих партнеров по ЕС с целью инициировать реформы в других важных для немецких интересов сферах - аграрной, институционной.

     Необходимость расширения стала катализатором  институционных изменений в ЕС, которые состоялись в результате проведения в 2000 году межправительственной конференции, инициированной немецким правительством на протяжении Кельнской сессии Европейского Совета (3-4 июня 1999 года). Несмотря на то, что именно в этой сфере возникли серьезные расхождения с Францией на саммите ЕС в Ницце, Германии удалось усилить свой вес в учреждениях Евросоюза.

     1. Германия получила в Совете ЕС 29 голосов (до этого имела 10), как и Франция, Великобритания  и Италия. Вместе с тем, Шредер добился введения демографического критерия (немцы имеют 17%, французы - 12%) при принятии решений квалификационным большинством. Отныне ФРГ может блокировать решение Совета ЕС вместе со всего лишь двумя коалиционными партнерами.

     2. Федеративной Республике удалось  избегнуть сокращения числа своих депутатов в Европейском парламенте при высвобождении мест для парламентеров из стран-кандидатов - за ФРГ осталась квота в 99 депутатов, тогда как за Францией всего 72 места.

     Политически значимой для немецких интересов  стала принятая в Ницце Хартия основных прав, с инициативой разработки которой выступил Й.Фишер на протяжении своей речи перед Европейским Парламентом в январе 1999 года. Важной особенностью стало то, что для разработки Хартии впервые в истории ЕС была использована новая модель - Конвент, которое стало интересным нововведением в европейской политике правительственной коалиции социал-демократов и зеленых.

     Эта модель была снова использована, теперь уже для подготовки второй институционной реформы, поскольку заложенные в  Ницком соглашении компромиссы не решили всех острых вопросов.

     Таким образом, консенсус в европейской  дипломатии, к которому так стремились социал-демократы в середине девяностых годов, не в последнюю очередь, чтобы лишить консерваторов удобной предвыборной темы, продолжал существовать. Вместе с тем, в период пребывания при власти «красно-зеленой» коалиции в европейской стратегии Германии состоялось «новое определение акцентов» и начат новый стиль, согласно  которому руководители ФРГ спокойно говорили о национальных интересах и проблемных вопросах международной политики, а также активно использовали для этого СМИ. Все это хотя и не является концептуально отличным от приоритетов поры Коля, тем не менее, учитывая   традиционную осторожность немцев в этом вопросе и окончание процесса «нормализации», свидетельствует о существенной модернизации европейской дипломатии ФРГ. 

 

ГЛАВА 2.  СОВРЕМЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ ГЕРМАНИИ

 

     Объединенная  Германия, являясь третьим по экономической  мощности государством мира, в начале XXI века стремится играть в современных условиях ведущую роль и на международной политической арене. В настоящее время ФРГ, наряду с Японией, не без оснований претендует на постоянное членство в Совете Безопасности ООН.

     Свою  дипломатию ФРГ проводит в тесном союзе со своими партнёрами по Европейскому союзу и НАТО. Германия является одной из ведущих и влиятельных держав Евросоюза. Она занимает 1-е место в Европе по объему промышленного производства и экспорту капитала. Наряду с Францией, Великобританией и Италией она располагает наибольшим количеством голосов для голосования в Совете министров ЕС (по 10 голосов) и наибольшей квотой представительства в Европарламенте (99 мандатов).

     В рамках ЕС Германия успешно развивает  двусторонние и многосторонние отношения. Например, в последнее время значительно укрепилось сотрудничество Германии с Францией и Великобританией в аэрокосмической промышленности, самолетостроении, в решении экологических проблем. Германия является одним из крупнейших инвесторов для Испании, Португалии, Греции, ряда других стран ЕС.

     Основные  направления германской дипломатии: дальнейшее развитие ЕС, углубление интеграции не только в экономической, но и во внутри- и внешнеполитической сферах, а также формирование общей внешней политики и политики безопасности; преобразование институциональной структуры ЕС для повышения эффективности Союза в условиях глобализации и расширения ЕС на восток; обеспечение эффективной интеграции в ЕС новых членов; укрепление общеевропейского сотрудничества в рамках ОБСЕ; дальнейшее развитие НАТО и трансатлантического сотрудничества, недопущение напряжённости и конфликтов внутри организации при обнаружении разногласий; усиление роли международных организаций, прежде всего ООН, и более активное участие Германии в их деятельности; укрепление и уважение прав человека во всем мире; расширение партнёрских отношений со странами–соседями ЕС – регионами Средиземноморья, Ближнего Востока и СНГ; обеспечение устойчивого развития в мире, предупреждение возникновения глобальных катастроф.

     Центральными  остаются задачи разоружения, контроля за вооружениями и нераспространение оружия массового поражения.

     Германия  является членом НАТО и одним из ближайших союзников США. Трагические  события 11 сентября в США заставили  руководство ФРГ в значительной степени пересмотреть основные принципы своей дипломатии и оборонной политики.

     Об  этих переменах объявил в октябре 2001 г. канцлер Герхард Шрёдер, выступая перед депутатами бундестага. «Принятие  международной ответственности  при одновременном стремлении избежать непосредственно связанных с этим рисков не может и не должно оставаться лейтмотивом германской дипломатии и оборонной политики, – подчеркнул Шрёдер. – Мы, немцы, стоим в первом ряду в деле последовательного обеспечения мира на планете». Изоляция от участия в важнейших международных процессах становится для Германии достоянием истории. Дипломатия Германии постепенно приобретает глобальный характер.

Информация о работе Современная дипломатия ФРГ