Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 16:59, шпаргалка
Компактные шпаргалки по "Междурнародной экономике", ответы к зачету.
Давид Рикардо отмечал, что междун-ный обмен возможен и желателен для всех стран, при этом все участ-ки междун-го обмена получ-т выигрыш в торговле (но не за счет нанесения ущерба партнеру). Рикардо рассматривал перелив капитала м/у странами как способ контроля кол-ва денег в стране. Однако теория сравнит-ых преимуществ носит абстрактный и сильно упрощ-ый хар-ер и не учит-ет ряда многих реально сущ-их в мировой торг-ле явл-й.
Джон Стюарт Милль продол-л изуч-ь законом-ти междун-го обмена и сформулировал закон урав-ия межд-го спроса и закон междун-ых ценностей. Милль призывал гос-во ориент-ть центр-ый банк на повыш-ие % в целях привлеч-я иностр-го капитала, за кот-ым последует укрепл-ие нац-го валют-го курса, будет предотвращ. утечка капит-а за границу, а дополнит-ые раб. места, создан-е за счет притока капитала, также будут способ-ть процветанию.
9. Т-ия Х-Олина. Парадокс Леон-ва. Эф-т усил-я Джонсона.
Хекшер и Олин в 20-х гг. XX в. разв- теорию сравнит-ых преимуществ Д. Рикардо, включив в модель, помимо труда, действие еще одного фактора – капит-ла. В резул-те была представ-на двухфактор-я модель внешней торговли.
Крит-ии выбора направ-ия внеш-й торг-ли в завис-ти от распол-ых ресурсов: 1. Экспорт-ся д. товар, кот-й содер-т в себе насыщ-ый ресурс, а импорт-ся – товар, пр-во кот-го испол-т более редкий ресурс. 2. Специал-ия внутри страны д. строит-я на использ-ии более деш-го ресурса. Из теории Хекшера – Олина вытекает теория вырав-ия цен факторов пр-ва, автором которой стал П. Самуэльсон.
Условия для внеш-й торг-ли постеп-но мен-ся, т.к. импорт напол-т рынок факт-в пр-ва, снимая на нем дефициты. Поэтому редкий ресурс со врем-м понемногу дешевеет. Избыточ-й ресурс постеп-о теряет свою насыщ-ть, поскольку из-за роста экспорт-о пр-ва спрос на него повышается. Сокращ-ся его излишки, и он начинает дорожать.
В то же время теорема Столпера – Самуэльсона показ-т, как распред-ся доходы от внеш-й торг-и м/у влад-ми факт-ов пр-ва.
В. Леонтьев пришел к выводу, что НТП ведет не только к насыщ-ю капит-и, но и к росту квалиф-ии раб. силы. Он разбил труд на квалиф-ый и неквалиф-ый. Была построена 4-факт-я модель пр-ва.
10. Возд-ие измен-й в стр-ре спроса и пред-ия на межд-ю тор-ю. Эф-ты и зак-ы Энгеля.
Важное место занимает воздейст-е измен-ий в струк-ре спроса и предлож-я на междун-ую торговлю. Закон Энгеля заключ-ся в след-ем: при неизмен-х ценах и демограф-их составл-х увелич-е дохода привод. к тому, что в общем спросе доля спроса на продовол-ые товары уменьш-ся, а на услуги и товары обрабатыв-ей промыш-ти – растет.
С увелич-м доходов на душу насел-ия растет спрос на предметы роскоши. Это означ-т, что в стране созд-ся стимул к пр-ву товаров и уменьш-ся стимул к пр-ву продовол-ых товаров, следов-но, значит-ая часть факторов пр-ва перетекает в пр-во предметов роскоши, что приводит к их относит-му удешевлению.
Страна начинает экспортир-ть предм-ы роскоши, положение производ-ей продовол-ия ухудшается, в мировом сообществе все больше увелич-ся рост стран, производ-х предметы роскоши.
Теория сходства предпочтений шведского экономиста С. Линдера объясняет механизм осуществ-ия внешней торговли среди разв-ых стран, опираясь на факт соответ-ия объема и структ-ы спроса опред-му ур-ю доходов на душу нас-ия. Страна, достигшая опред-ой величины потребления, может поставлять избыт-ый товар на экспорт. Но этот товар должен соответ-ть возмож-ям потребителя с опред-ым ур-м достатка. Поэтому экспорт-й товар потребит-го направ-я может искать рынок сбыта среди стран с аналогичным среднедушевым доходом.
11. Экспортоориент-й и импортоз-й рост. Теор-а Рыбчин-го. «Гол-ая болезнь».
Рост пр-ва на основе предлож-я имеет два варианта: · нейтральный рост; · несбалансированный рост.
При нейтрал-м росте все факт-ы пр-ва растут одинак-ми темпами. При несбалансир-ом росте темпы роста различ-х факт-в пр-ва не совпадают, а также не совпад-т темпы развития отдел-х стран.
Существуют два варианта несбалансированного роста: · импортозамещающий рост; · экспорторасширяющий рост.
Импортозамещ-ий рост предпол-ет увелич-ие пр-ва товаров, кот-ые страна импортирует, что приводит к улучшению условий торговли страны по отношению к ее торговым партнерам.
Экспорторасширяющ-ся рост – это увелич-е произв-ва экспорт-го товара, ведущее к ухудш-ю условий торг-ли в стране.
Последствием экспорторасширяющегося роста может быть так называемая «голландская болезнь» – деиндустриализация (перераспределение ресурсов из других отраслей в обрабатывающую промышленность).
Теорема Рыбчинского, исслед-т эф-т влиян. последствий внеш-й торг-ли на развитие внутр-го рынка, формир-ие его отрасл-й структуры.
Английский экономист М. Познер разработал теорию технологического разрыва. Движущим мотивом внешнеэк-ой экспансии стан-ся монополистическая прибыль.
Почти в то же время в США возникла теория жизненного цикла товара, которую разработал Р. Вернон. В этой теории цикл жизни товара охват-ет 4 стадии: внедрение, рост, зрелость и упадок.
В конце 80-х гг. ХХ в. америк-ий экономист М. Портер сделал вывод, что причина успехов стран с богатой экспортной составл-ей кроется в соврем-ом сост-ии конкур-ых преимущ-в фирм, кот-ое цементир-ся постоян-ми инновац-ми, неустанным обновлен-м технологий.
Портер выделяет четыре детерминанты, обуславливающие данные успехи: параметры факторов производства, стратегия фирмы, параметры спроса, родственные и поддерживающие отрасли. Важную роль играют государство, а также случайные факторы.
12. Межд-ая тор-ля тов-ми: особ-ти и стр-ра.
Реализуя свои товары на мировом рынке, та или иная страна получ-т возмож-ть широких торговых контактов, обмена своих товаров на товары, пр-во которых ей эк-ки невыгодно, либо которые сама не производит, хотя потребность в этих товарах страна испытывает.
Анализ динамики мирового рынка товаров исчисляется рядом показ-ей, таких как стоимостный объем внешней торговли, определ-й на основе валютного курса, физический объем внешней торговли и др.
Темпы роста объемов мировой торговли товар-и значительно превосходят темпы роста пр-ва товаров и ВВП. На стабильный, устойчивый рост мировой торговли товарами оказывают влияние след-ие факторы:
· либерал-ия мир-ой торг-ли посредством мер, пред-ых ВТО;
· развитие процессов экон-ой интеграции, практич-ое устран-ие торг-ых барьеров на пути товаропотоков стран-участниц экономической интеграции;
· НТП, который содействует активному обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики;
· активная деятельность ТНК на мировых рынках.
В структуре мир-ой торг-ли преоблад-т продукция высокоразв-ых стран, на долю которых приходится более 70%. В мировом экспорте бурно растет и доля «новых индустр-ых стран»: в начале XXI в. она составила более 13%. В начале XX в. в структуре мир-ой торговли товарами 2/3 приходилось на долю продовольствия, сырья и топлива. В настоящее время эта картина резко изменилась: более 1/3 всей мировой торговли товарами приход-ся на торговлю машинами и оборуд-ем, а доля продукции всей обрабатыв-щей промыш-ти увелич-ась с 1/3 до 3/4. Все большую роль играет торговля наукоемкой продукцией.
13. Межд-ая торг-ля усл-ми: сущ-ть, виды, класс-ия услуг.
Торговля услугами – важная часть межд-ых экон-их связей. Рост потреб-тей в услугах непосредственно связан с повышением экономической эф-ти пр-ва и НТП. Основной объем экспорта услуг сосредоточен в промышленно развитых странах.
Отличие услуг от тов-в в матер-ной форме закл-тся в том, что, во-первых, они невидимы; во-вторых, не поддаются хранению; в-третьих, пр-во и потреб-ие услуг, как правило, совпадают по времени и месту.
Услуги могут быть капиталоемк-и, трудоемк-и или наукоемкими, иметь промыш-ый хар-ер или удовлетв-ть личные потреб-ти, быть квалифиц-ми или неквалифицир-ми и т. д.
На мировом рынке реализуются следующие виды услуг:
· соц-но-культур-е: наука, научное обслуж-ие, образование, медицина, физическая культура, социальное обслуживание, искусство, культура, туризм, другие рекреационные услуги;
· производ-но-бытовые: строит-во, транспорт, связь, складское хозяйство, коммунальное обслуживание, торговля, реклама, биржевые, посреднические операции с недвижимостью, аренда, в том числе оборудования, услуги по изучению рынков, контролю за качеством, послепродажное обслуживание;
· социально-бытовые: бытовые услуги, общественное питание, гостиничное обслуживание;
· финансово-страховые: финан-ые, банков-ие, страх-ые
· профессиональные: консалтинг, инжиниринг, юридические, бухгалтерские, информационно-вычислительные услуги.
В настоящее время мировой рынок услуг регулируется на четырех уровнях: международном (глобальном), отраслевом (глобальном), региональном и национальном.
14 Мир-й рынок тех-ий: стр-ра, особ-и, совр-ые тенд-ии разв-ия.
Межд-ая торг-ля продук-ми интел-ой деят-ти относ-ся к категории невидимых внешнеторг-ых операций по след-им причинам:
· сведения по ним получить подчас затруднит-но; · большая часть опер-ий произв-ся по внутрифирм-ым каналам; · часть опер-ий носит секретный хар-ер; · операции часто осущ-ся на компенсац-ой основе; · интел-ая собствен-ть м. передав-ся на опред-ых услов-х.
Межд-ая торг-ля результ-ми интел-ой собств-ти включает в себя два основных направления:
1. Операции по торговле результ-ми научно-техн-ких исслед-ий (технологический обмен). 2. Операции по торговле объектами авторского права.
Передача технол-ий осущ-ся на следующих условиях:
· патентное соглаш-ие – сделка, по кот-ой владелец патента уступает свои права на использ-ние изобретений покупателю патента;
· лицензионное соглашение – сделка, по кот-ой собств-ик изобр-ия или технических знаний предостав-т другой стороне разреш-ие на использ-ие в определенных пределах своих прав;
· передача ноу-хау – предоставление технического опыта и (или) секретов производства, включ-щих свед-ия технологич-го, экономич-го, администр-го характера, использ-ие которых обеспеч-ет определенные преимущества (обычно незапатентованные изобретения, имеющие коммерческую ценность);
· инжиниринг – предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования купленных или арендованных машин и оборудования; услуги по использованию технологических или иных знаний;
· передача технологий в рамках междун-ых соглашений об экон-ом, пром-ном и научно-техническом сотрудничестве;
· франчайзинг – способ деятельности или услуга, при которой продавец передает покупателю право на использование своей торговой марки и обеспечивает условия ее использования в соответствии со стандартами, которые с ней ассоциируются;
· лизинг – долгосрочная аренда машин и оборудования.
15. Внкш. торг-ля РБ и тенд-ии ее разв-я.
Наиболее развитой формой внешнеэк-их отнош-ий Беларуси является международная торговля. В настоящее время страна торгует со 180 государствами мира. При этом более половины товарооборота приходится на такие страны, как Россия, Украина, Казахстан. Беларусь также торгует со странами дальнего зарубежья: Литвой, Латвией, ФРГ, Польшей.
На ситуацию во внешней торговле оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. К числу внешних факторов относятся:
· глобальный финансовый кризис, вызвавший снижение общего уровня спроса на международных рынках;