Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 16:59, шпаргалка
Компактные шпаргалки по "Междурнародной экономике", ответы к зачету.
50. Валют-я сис-ма и валют-я пол-ка РБ
Нац-ая валют-я сис-ма – явл-я состав-й частью ден-ой сис-мы. Гл-я зад-а нац-ой валют-й сис-мы – обеспеч-и оптимал-ых условий функц-ия народ-го хоз-ва в интересах гос-ва.
Под валют-м регул-ем поним-ся совокуп-ть форм и мет-в орг-ии ден-ых потоков как в иностр-ой валюте, так и в нац-ой валюте при провед-и внешнеэк-их операций, в целях предотвращ-я оттока капит-а и укреп-я отеч-го платеж-го баланса, сохран-ия стабил-й динамики валютного курса. Основ-ми эл-ми сис-ы валют-го регул-ия явл-ся: законод-ые и нормат-но-прав-ые документы, опред-щие основные принц-ы и организац-но-прав-ю стр-ру валютного регул-ия, уровни реал-ии данной сис-ы.
Одним из субъектов валют-го регулир-ия является НБ РБ. Гл-ой целью явл-ся обеспеч-ие внутр-ей и внеш-й устойчив-ти нац-ой валюты. Для достиж-я этой цели НБ использ-ся различные инструменты прямого и косвенного воздействия на обменный курс нац-ой валюты. В соответствии с законод-ом РБ на НБ возлож-ы фун-ии исполнит-го органа гос-го валют-го регул-ия и контроля по опред-ию сферы и порядка обращ-я иностранной валюты на территории РБ, регулирования курса нац-ой валюты к иностранным валютам, лицензирование деятельности коммерческих банков по операциям с валютными ценностями.
32 Цели и мех-мы межд-ой эк-ой интер-и. Пред-ки. Эффект домино.
Интеграция – пр-с переплетения нац-ых хозяйств и проведения согласованной межгос-ой эк-ой политики.
Для того, чтобы интеграция была успеш-й, необход-о налич. предпосылок:
Близость ур-ей эк-го развития и зрелости рыноч-х отнош-й объедин-ся стран.
Общность подлежащих решению эк-их и соц-ых проблем.
Географ-ая близость стран, наличие исторически сложив-ся связей и общих границ.
Демонстрац-ый эффект.
Обычно интеграция способс-ет эк-му росту в странах-участницах, росту их благосос-ия. В резул-те у др-их стран возник-т желание присоед-ся к группировке. "Эффект домино" или опасения стран остаться в стороне или понести убытки в результате интеграции соседей.
Основными целями интеграции являются след-ие:
Экономия от масштаба. В ряде отраслей эф-но только крупное произв-во, а нац-ый рынок может оказаться слишком узким.
Решение задач торговой политики. Поддержка нац-ой промыш-ти и сельского хозяйства. Для местных произв-ей интегрировавш-ся стран рынок расширяется. Укреп-ие сотруд-ва в неэк-их сферах.
27. Межд-ые и регион-е финн-ые орг-ии и их кредит-е мех-мы. МВФ
Межд-ые валютно-фин-ые орг-ии (МВФО) созд-ся путем объед-ия финн-ых ресурсов странами-участн-ми для реш-я опред-ых задач в обл-и развития мир-ой эк-ки.
Задачами МВФО м. б.: опер-ии на межд-ом валют-м и фонд-ом рынке с целью стаб-ии и регул-ия мир-ой эк-ки; поддерж-ия и стимул-ия межд-ой торг-и; межг-ые кредиты - кредиты на осущ-ие -ых проектов и финанс-ие бюдж-го дефицита; инвест-ая деят-ть/кредит-ие в обл-и межд-ых проектов; инвест-ая деят-ть/кредит-ие в обл-и "внутр-их" проектов; благотв-ая деят-ть.
Перечень МВФО: Банк межд-ых расч-в, Межд-ый банк рекон-ии и разв-ия, Межд-ая ассоц-ия развития, Европ-ий инвест-ый банк, Межд-ый Валютный Фонд, Мировой Банк, Европ-ий Банк Реконстр-ии и Развития, Межд-ная Финан-я Корпорация.
Эф-ть деят-ти этих орг-ий в значит-й степени зависит от взаимодейст-я с правит-ми и правител-ми орг-ми стран-участниц.
МВФ создан в 1946 г. Он входит в сис-му ООН в кач-ве специализ-го учрежд-я. В наст-ее время членами МВФ явл-ся около 180 стран, вкл-я все бывшие союз-е респуб-ки. Целями МВФ явл-ся: поощ-ие межд-го сотруд-ва в обл-и валют-й полит-и; содейст-е сбалансир-му росту мир-ой торг-ли для стимул-ия и поддерж-я выс-го ур-я занят-и и реал-х дох-в, для разв-ия производст-го потенц-ла всех членов в кач-ве глав-й цели экон-ой политики; поддерж-ие стабил-ти валют и упоряд-ие валют-х отнош-й м/у гос-ми-членами, а также воспрепятст-ие девальвации валют из соображ-й конкур-ии; участие в созд-ии многостор-ей сис-мы платежей, устран-ие огранич-ий на трансфер валюты; предост-ие ср-тв для ликвидации несбалансир-ти платежных балансов стран-членов.
Основ-е направ-ия деят-ти МВФ вкл-т также регул-ие платеж-х балансов стран-членов и внеш-й задолж-ти.
В тоже время, в рамках МВФ действуют также и спец-ые механизмы: Фонд сист-ой трансформ-и; Фонд компенс-го финансир-ия и финансир-ия в случае непредв-ых обстоят-тв, фонд структур-й адаптации.
35. Основ-е интегр-у гр-ки в Латин-й Амер-и.
Для Латин-й Амер-и на 1 эт-е (70-е гг.) было хар-ым созд-ие многоч-ых эк-их групп-ок с целью либер-ии внеш-й торг-ли и защиты внутрирег-го рынка посред-м тамож-го барьера. В резул-те заключ-го в 1991 г. и вступ-го в силу с 1 января 1995 г. торг-го пакта между Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем (МЕРКОСУР), образ-ся новый крупный рег-ый торгово-эк-ий блок. МЕРКОСУР имеет опред-ую сис-у управ-я и корд-и интеграц-ми процессами. В нее входит Совет общего рынка в сос-е мин-ов иностр-ых дел, Группа общего рынка —исполн-ый орган и подчин-ся ему 10 технич-их комиссий. Деят-ть МЕРКОСУР способ-т стабил-ии эк-го развития вход-их в него стран, в частности, сдерж-ию инфл-ии и спада пр-ва. Вместе с тем имеются и нереш-ые проблемы: валютное регул-ие, унификация налогообл-ия, трудового законод-ва.
Стремл-ие стран Центр-ой Америки к эк-му взаимод-ию получило правовое выраж-ие в закл-ом м/у ними еще в 60-е гг. договоре, кот-ый предусм-ал создание зоны свобод-й торговли, а затем Центральноамер-ого общего рынка (ЦАОР). С середины 90-х гг. на базе ЦАОР, созд-ся с помощью Мексики зона свобод-й торговли. Для интегр-ых процесс-в, происх-их в Латин-й Америке, характ-о, что ряд стран одновр-но входят в различ-е эк-ие объединения. Так, страны, вход-ие в МЕРКОСУР, одновр-но с др-и гос-ми явл-ся членами крупн-го интеграц-ого объед-ия Латинской Америки — Латиноамер-ой ассоциации интеграции (ЛАИ), в рамках кот- функц-ет с 1969 г. Андская субрегион-ая групп-ка, включ-ая Боливию, Колумбию, Перу, Чили, Эквадор, Венесуэлу. Боливия и Чили в то же время имеют статус ассоциированных членов блока МЕРКОСУР.
Достаточно развитой интеграц-ой групп-ой Латин-й Америки является КАРИКОМ, или Карибское сообщество, объединяющее 15 англоязычных стран бассейна Карибского моря. Цель этой группировки — создание Карибского общего рынка.
В рамках всех интеграц-ых групп-ок Латинской Америки приняты прогр-мы либерал-ии внешней торговли; разраб-ны мех-ы пром-го и финан-го сотруд-ва, опред-ны мет-ы регул-ия отношений с иностр-ми инвест-ми и сис-а защиты инт-ов наименее развитых стран.
39. Станд-е и анал-е предс-е статей платеж-го балансв.
Стандарт-е представ-ие платежного баланса отражает детальную постатейную информ-ю, а аналитическое — основные агрегаты плат-го баланса Республики Беларусь.
Стандартный платежный баланс составляется таким образом, чтобы сумма всех операций, которые отражают расчетный или условный приток в страну иностранной валюты, была равна сумме операций, связанных с равнозначным оттоком иностранной валюты от резидентов до нерезидентов и изменением чистых зарубежных активов финансовых органов государства.
Аналитическое представление платежного баланса отличается от стандартного тем, что отдельные статьи капитального и финансового счетов, которые отражают изменения в активах и пассивах резидентов и нерезидентов, перегруппировываются для полного раскрытия основных направлений и результатов внешнеэкономической деятельности.
Данные
платежных балансов
свидетельствуют о постепенном
выравнивании состояния
платежного баланса
РБ; увеличении доли
экспорта товаров и
услуг в объеме ее внешнеторгового
баланса; улучшении
состояния счета текущих
операций. Это создает
предпосылки для накопления
резервов и погашения
внешних задолженностей.
Улучшению стабильности
состояния платежного
баланса способствовали
переход к единому курсу
белорусского рубля
во всех сегментах валютного
рынка, поддержание
курса на определенном
уровне, установление
положительных реальных
процентных ставок.
48. Валют-я пол-ка гос-ва: пон-я, инстр-ты, напрв-я. Гос-ое регул-е валют-го рынка.
Валют-я полит-а - особый комплекс мер, осущ-ых той или иной страной в сфере межд-ых эк-их отнош-й в соответ-ии с целями на том или ином истор-ом этапе развития. Она м. б. двух видов в завис-ти от тек-х либо долгоср-ых целей, т.е. структурной и текущей.
Наиб-ее эф-ым мет-ом провед-я валют-й полит-и явл-ся политика девизов, когда гос-во оказ-ет воздейст-е на курс национ-й валюты путем купли и продажи иностр-х валют.
Валютная интервен-я – пр-с вмешат-ва в операции на валютном рынке с целью воздейст-я на курс нац-ой валюты, для чего ЦБ продает иностр-ую валюту.
Диверсиф-ия валютных резервов - это разновид-ть девиз-й полит-и и направ-а на регулир-ие стр-ры валют-х резервов путем вкл-я в их состав разных валют.
Мн-ие гос-ва в ходе провод-ых эк-их реформ испол-ли форму валют-й полит-и - двойной валют-й рынок. Дан-я форма обусловл-ет необход-ть деления валют-го рынка на две части: офиц-ый валютный курс испол-ся при ком-их опер-ях, а рын-й -при финан-ых опер-ях.
Плав-ий режим обмен-х курсов – позвол- поддерж-ть конкурентосп-ть и быстро адаптир-ся к внеш-м импульсам и шокам, а самое главное – правит-во страны освобожд-ся от фун-и опред-ия подход-го курса.;
Во многих гос-ах для стимул-ия внешнеэк-ой деят-ти ЦБ испол-ли режим множеств-ти валютных курсов. Необход-ть этого обусловл-ся возмож-ю регул-ия платеж-го баланса, не вовлекая кол-ые огран-ия и админ-ые запреты, при этом офиц-ый курс валюты удерж-ся на высоком ур-не для сдерж-ия роста цен на импорт-ые товары, а движ-е капит-ов и операции, связ-ые с ним, осущ-ся по плавающему курсу.
Валют-я интерв-ия – вмешат-во ЦБ в функцион-ие валют-го курса в целях воздейст-я на курс нац-ой валюты.
Валютные огран-ия - меры и правила, кот-ые устан-ны гос-ом в законод-ом или админ-ном порядке.
Девальвация и ревальвация валют.
Инфляция.
49. Валют-е опер-и: фьючерсы и поционы. Хеджирование. Спекуляуия.
Специфик-ей фьючерса наз-я документ, утвержд-й биржей, в кот-м закреп-ы основ-е условия фьючерсного контракта. В спецификации фьючерса указ-я парам-ры: наимен-ие контр-та; услов-е наимен-ие; тип; размер; сроки обращ-ия; дата поставки; мин-ое измен-ие цены; стоим-ть мин-го шага. Исполн-ие фьючерсного контр-та осущ-ся по оконч-ии срока дейст-я контракта либо путем выпол-ия процедуры поставки, либо путем уплаты разн-ы в ценах. Исполн-ие фьючерсного контракта выпол-я по расчет-й цене, зафиксир-ой в день испол-я данного контракта.
Опцио́н — договор, по кот-му потенц-ый покупатель или потенц-ый продавец получает право, но не обязат-во, совер-ть покупку или продажу актива по заранее оговор-ой цене в опред-ый дог-ом момент в буд-ем или на протяж-и опред-го отрезка времени.
Бирж-ые опционы явл-ся станд-ми бирж-ми контр-ми, и их обращ-ие анал-но фьючерсам. Внебирж-ые опционы не стандартиз-ые — закл-ся на произв-ых условиях, кот-е оговар-ют участ-ки при закл-ии сделки. FX опционы, где покупатель опциона имеет право на опред-ую дату обмен-ь одну валюту на др-ю по заранее оговор-му обмен-му курсу.
Тип опциона: Опцион колл — опцион на покупку. Опцион пут — опцион на продажу.
Хеджирование — откр-ие сделок на одном рынке для компен-ии воздейст-я ценовых рисков равной, но противопол-ой позиции на др-м рынке. Хеджирование осущ-ся с целью страхования рисков измен-я цен путем закл-ия сделок на срочных рынках. Наиб-ее часто встреч-ся вид хеджирования — хеджирование фьючерсными контрактами. Операц-ми хеджир-ия м. считаться и операции с др-ми сроч-ми инструмен-ми: форвар-ми контрак-ми и опционами. Результ-м хеджир-ия явл-ся не только сниж-ие рисков, но и сниж-е возмож-й прибыли. Целью хеджир-ия явл-ся защита от неблагопр-х измен-й цен на рынке акций, товар-х активов, валют, процент-х ставок. Типы хеджир-ия: Клас-ое; Полное и частичное; Предвосхищающее; Селективное; Перекрестное.
Спекуляция — получ-ие дохода за счёт разницы м/у ценами покупки и продажи.
Спекулянт — лицо, покуп-ее что-либо с целью перепродажи и получ-я выгоды, а не для собств-го потреб-ия.